Музы, богини

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


МУЗЫ, в греч. мифологии боги, покровительницы разного рода искусств и наук: Клио — истории, Евтерпа — лирич. поэзии и музыки, Талия—комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато— любовной поэзии, Полигимния — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпоса. Предводителем и покровителем М. считался Аполлон.

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


МУЗЫ, в греч. мифологии дочери Зевса и Мнемосины, богини-покровительницы наук, поэзии и искусств; Евтера — лирич. поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимнов, Урания — астронимии, Каллиопа — эпоса.

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Музы (Μοΰσαι) — миѳическiя женскiя существа у древнихъ грековъ. Гомеръ (въ Илiадѣ) и древнѣйшая поэзiя чаще называютъ лишь одну M. (Μοΰσα, дор. Μωσα, можетъ быть отъ слова μάομαι, «замышлять»), знающую все, что человѣкъ жаждетъ знать о богахъ, тайнахъ мiрозданiя и судьбахъ героевъ; она обо всемъ этомъ подаетъ вѣсть воспѣвающимъ героевъ рапсодамъ. Гомеровскiя М. живутъ на Олимпѣ и увеселяютъ пѣнiемъ пирующихъ боговъ. Онѣ любятъ и поддерживаютъ пѣвца, который признаетъ, что онъ всѣмъ имъ обязан, и наказываютъ дерзновенныхъ, думающихъ превзойти ихъ въ пѣнiи: такъ, онѣ ослѣпили за это ѳракiйскаго пѣвца Ѳамирида и лишили его дара пѣнiя. Во многихъ мѣстностяхъ древней Грецiи встрѣчается представленiе о трехъ M. (Mελέτη, Μνήμη и Λοιδή), соединяемыхъ съ Аполлономъ и часто смѣшиваемыхъ съ харитами (см.) или нимфами источниковъ; предполагаютъ, впрочемъ, что М. первоначально вообще были богинями источниковъ. Позже главными мѣстами почитанiя М. были беотiйские города Аскра и Ѳеспiи, на склонахъ Геликона, гдѣ находились и древнiя школы прорицателей и пѣвцовъ; такое же соединенiе школы съ центромъ культа, вѣроятно, существовало и въ Пiерiи, у сѣв. подножiя Олимпа, на родинѣ почитанiя М., называвшихся отсюда Пiеридами. Уже въ «Одиссеѣ» (XXIV, 60) М. считается девять. Имена ихъ со временъ Гезiода («Ѳеогонiя», 77), установились слѣдующiя: Каллiопа (по Гезiоду «знатнѣйшая» изъ всѣхъ М.), Клiо, Евтерпа, Талiя (Ѳалiя), Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимнiя, Уранiя. Ихъ родителями слыли въ миѳологiи Зевсъ и Мнемозина (XIX, 540).

Значенiе ихъ долго ограничивалось поэзiею, пѣнiемъ и хороводною пляскою, которымъ, по представленiю поэтовъ, онѣ покровительствовали какъ бы сообща. Болѣе точное различенiе между областями отдѣльныхъ М. ведетъ свое начало лишь со временъ ученой александрiйской эпохи. Созданныя въ это время изваянiя М. невозможно обозначить отдѣльными названiями, за недостаткомъ подписей и вслѣдствiе колебанiй и противорѣчiй въ краткихъ описанiяхъ и въ подписяхъ къ мозаикамъ римскаго времени. Въ эпоху римской имперiи легче провести границу между призванiями большинства М., а также и изображенiями ихъ. На развитiе художественныхъ типовъ М. повлiялъ дельфiйскiй храмъ Аполлона, на фронтонѣ котораго изображены были Аполлонъ и М.; важную роль сыграли и группы у Геликона, созданныя, большею частью, Кефисодотомъ, отцомъ Праксителя. Въ Мантинеѣ найдены недавно рельефы подножiй, изъ которыхъ одинъ изображаетъ состязанiе Аполлона съ Марсiемъ, а на каждомъ изъ двухъ другихъ изображены по три M., очень сходныя съ Гермесомъ Праксителя: по меньшей мѣрѣ концепцiя фигуръ М. принадлежитъ здѣсь Праксителю, или же онѣ скопированы съ его такъ наз. Ѳеспiадъ.— Какъ богини пѣнiя, М. находятся въ тѣсной связи съ Аполлономъ, любителемъ музыки и пѣнiя: его называли предводителемъ M. (Mουσαγέτης).

Ср. Deiters, «Ueber die Verehrung der Musen bei den Griechen» (Боннъ, 1868); Trendelenburg, «Der Musenchor» (Б., 1876); O. Bie, «Die Musen in der antiken Kunst» (Б., 1887); таблицы (1—3) въ «Bull. de corresp. hellen.» (АѲины, 1888); ст. Overbeck'a (въ «Berichte d. S ä chsischen Ges.», 1888) и W. Mayer'a (въ «Mitteil. d. Kais. Deutsch, arch ä ol. Instit.», афинск. отд., т. XVII, Афины, 1892).— У римлянъ соотвѣтствовавшими М. богинями-покровительницами поэзiи были Камены (XIV, 173).

 

 

МУЗЫ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/world_history/text/2236739


МУ́ЗЫ, му­сы (Μοῦσαι, «мыс­ля­щие»), аони­ды, ао­ний­ские сё­ст­ры, пар­на­си­ды, кас­та­ли­ды, ипок­ре­ни­ды, пи­эри­ды (про­зви­ща от мест оби­та­ния М.), в греч. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии до­че­ри Зев­са и Мне­мо­си­ны. М. – бо­ги­ни по­эзии, ис­кусств и на­ук, 9 сес­тёр, ро­ж­дён­ных в Пи­эрии и но­ся­щих имя «олим­пий­ские»: Кал­лио­па, Клио, Мель­по­ме­на, Ев­тер­па, Эра­то, Тер­пси­хо­ра, Та­лия, По­ли­гим­ния, Ура­ния. Име­на (за ис­клю­че­ни­ем Ура­нии – «не­бес­ная» и Клио – «да­рую­щая сла­ву») ука­зы­ва­ют на связь с пе­ни­ем, тан­цем, му­зы­кой, на­сла­ж­де­ни­ем. Олим­пий­ские М. вос­хо­дят к ар­хаи­че­ским М. – хто­ни­че­ским су­ще­ст­вам, ко­то­рых, ве­ро­ят­нее все­го, бы­ло три: Ме­ле­та («опыт­ность»), Мне­ма («па­мять»), Аой­да («пес­ня»). Со­глас­но од­ной из вер­сий ми­фа (Paus. IX 29), они бы­ли до­черь­ми Ура­на (не­ба) и Геи (зем­ли), вве­ли культ этих М. страш­ные ве­ли­ка­ны – алоа­ды От и Эфи­альт, пер­вы­ми при­нёс­шие им жерт­вы на Ге­ли­ко­не. По­том Пи­эр (по име­ни ко­то­ро­го на­зва­на го­ра), при­быв­ший из Ма­ке­до­нии, ус­та­но­вил чис­ло М. (9) и дал им име­на. Олим­пий­ские М. оби­та­ют на Ге­ли­ко­не, вос­пе­вая все по­ко­ле­ния бо­гов. Обыч­но вы­сту­па­ют М. под во­ди­тель­ст­вом бо­га ис­кусств Апол­ло­на, по­лу­чив­ше­го имя Му­са­гет. Им ве­до­мо про­шлое, на­стоя­щее и бу­ду­щее. По ме­ре диф­фе­рен­циа­ции ис­кусств функ­ции М. по­сте­пен­но раз­гра­ни­чи­ва­лись, и в эл­ли­ни­стич. эпо­ху они вос­при­ни­ма­лись как сим­во­лич. об­ра­зы. Хра­мы, по­свя­щён­ные М., на­зы­ва­лись му­сей­о­на­ми (от­сю­да «му­зей»).

Иконография

Рафаэль. «Аполлон и музы». Фрагмент фрески «Парнас» в Станце делла-Сеньятура в Ватикане. 1509–11.
 
«Саркофаг муз» (находился на Остийской дороге под Римом). Мрамор. 150–160. Слева направо: Клио, Талия, Эрато, Евтерпа, Полигимния, Каллиопа, Терпсихора, Урания, Мельпомена. Лувр (Париж).

М. обыч­но изо­бра­жа­ют­ся в ви­де жен­ских фи­гур (не­ред­ко с ат­ри­бу­та­ми ис­кусств). Наи­бо­лее ран­ние изо­бра­же­ния – в ан­тич­ной ва­зо­пи­си, скульп­ту­ре («Сар­ко­фаг муз», 150–160, Лувр, Па­риж), в др.-рим. мо­заи­ках и рос­пи­сях. Об­ра­зы М., вы­сту­паю­щих спут­ни­ца­ми Апол­ло­на, поль­зо­ва­лись по­пу­ляр­но­стью в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния – в про­изве­де­ни­ях, соз­дан­ных по гу­ма­ни­стич. про­грам­мам: «Пар­нас» А. Ман­те­ньи (1497), «Цар­ст­во муз» Л. Кос­ты (ок. 1506, обе – Лувр, Па­риж); сце­на «Пар­нас» Ра­фа­эля в Стан­це дел­ла-Сень­я­ту­ра в Ва­ти­ка­не (1509–11); рос­пись сво­да За­ла Олим­па и ил­лю­зио­ни­стич. му­зи­ци­рую­щие фи­гу­ры в ни­шах на вил­ле Бар­ба­ро (Бар­ба­ро-Воль­пи) в Ма­зе­ре (худ. П. Ве­ро­не­зе, 1560–61). Се­рию пол­но­рос­то­вых изо­бра­же­ний М. на­пи­сал К. Ту­ра для сту­дио­ло д’Эсте в зам­ке Бель­фьо­ре (1458–60, Нац. га­ле­рея, Лон­дон, и др. со­б­ра­ния). В ка­че­ст­ве слож­ных ал­ле­го­рий (или сим­во­лов) М. при­сут­ству­ют в порт­ре­тах Ио­ган­на Кус­пи­ниа­на и его же­ны Ан­ны ра­бо­ты Л. Кра­на­ха Стар­ше­го (1502–03, со­б­ра­ние О. Рейн­хар­та, Вин­тер­тур). Воз­мож­но, М. яв­ля­ют­ся об­на­жён­ные жен­ские фи­гу­ры на пер­вом пла­не кар­ти­ны «Сель­ский кон­церт» (нач. 16 в., при­пи­сы­ва­ет­ся Джорд­жо­не или Ти­циа­ну, Лувр). Клас­си­цизм разл. эпох охотно об­ра­щал­ся к сю­же­там с уча­сти­ем М.: «Вдох­но­ве­ние по­эта» (кар­ти­на Н. Пус­се­на, ок. 1629, Лувр), «Апол­лон и му­зы на го­ре Пар­нас» (кар­ти­на К. Лор­ре­на, 1680, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Бос­тон), «Ми­нер­ва, по­се­щаю­щая муз» (кар­ти­ны Ж. Сте­ла, ок. 1640, Лувр; Й. де Мом­пе­ра, нач. 17 в., Ко­ро­лев­ский му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Ан­твер­пен), по­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние се­рии по­ло­тен с изо­бра­же­ни­ем М. (цикл Дж. Баль­о­ни, соз­дан­ный в нач. 17 в. для Ма­рии Ме­ди­чи, кар­ти­ны 1652–55 Э. Ле­сю­эра для Ка­би­не­та Муз оте­ля Лам­бер, ны­не в Лув­ре), «Пар­нас» А. Р. Менг­са (1761, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), ак­ва­рель «Ро­ж­де­ние муз» Ж. О. Д. Эн­гра (1859, Лувр).

Фи­гу­ры М. мо­гут при­сут­ст­во­вать в сю­же­тах, свя­зан­ных с Апол­ло­ном («Апол­лон и Мар­сий», «На­ка­за­ние Ми­да­са»). В иск-ве 19–20 вв. М. вос­при­ни­ма­лись гл. обр. как ис­точ­ник по­этич. вдох­но­ве­ния: кар­ти­ны «Свя­щен­ная ро­ща, воз­люб­лен­ная му­за­ми и ис­кус­ст­ва­ми» П. Пю­ви де Ша­ван­на (1883, кол­лек­ция Фи­липс, Ва­шинг­тон), «Му­зы в Свя­щен­ной ро­ще» М. Де­ни (1893, му­зей Ор­се, Па­риж), «Зер­ка­ло Ве­не­ры» Э. Бёрн-Джон­са (1872–77, Фонд Г. Гюль­бен­кя­на, Лис­са­бон), «Му­за» М. А. Вру­бе­ля (1896, ГТГ), скульп­ту­ра К. Брын­ку­ши «Спя­щая му­за» (1910; Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк).

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


 

Музы (др.-греч. μοῦσα, мн.ч. μοῦσαι — «мыслящие») — богини в древнегреческой мифологии[1], дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины[2], либо дочери богини Гармонии[3], живущие на Парнасе — покровительницы искусств и наук. Кроме того, обителью муз считалась гора Геликон в Беотии, где били священные ключи, источники вдохновения — Аганиппа и Гиппокрена. От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική, подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).

Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV: 60)... Читать оригинал

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019