Национализация — Энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, принудительное обращение в гос. собственность имущества, являющегося частной собственностью. Н., осуществляемая после победы социалистической революции,— важнейший революционный акт диктатуры пролетариата. Национализируются: земля, крупная пром-сть, банки, транспорт, средства связи, внешняя и оптовая внутр. торговля. Собственность мелких и средних индивидуальных производителей не подлежит Н. Путём Н. победивший пролетариат создаёт экономич. основу для социалистического переустройства общества. В СССР Н. началась сразу после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Декретом о земле, принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 окт. (8 ноября) 1917, была ликвидирована без всякого выкупа частная собственность на землю. Декретом ВЦИК от 14 дек. (27 дек.) 1917 были национализированы частные банки. С конца 1917 до середины 1918 Советское государство осуществило Н. всей крупной пром-сти и транспорта, внешней торговли. Н. решающих отраслей нар. х-ва сыграла огромную роль в победоносной борьбе против иностр. интервентов и белогвардейщины в годы гражд. войны (1918—20), она подрывала экономич. мощь свергнутых эксплуататорских классов, положила начало организации советского народного хозяйства, созданию общенародной собственности, исключающей эксплуатацию человека человеком.

Н. осуществлена также в странах народной демократии с учётом конкретных особенностей каждой из нпх.

В период после 2-й мировой войны (1939—45) лейбористское пр-во Англии, защищая интересы крупных капиталистов, провело фиктивную Н. нек-рых отраслей экономики. Владельцам «национализированных» предприятий были выплачены государством огромные суммы, значительно превышавшие стоимость этих предприятий.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность roc-ва. Социалистич. Н. ликвидирует частную собственность на средства произ-ва, уничтожает эксплуататорские классы, создает социалистич. уклад в экономике. Может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп, а также обобществление мелкой собственности в процессе кооперирования. В 1917—18 сов. гос-во национализировало крупную пром-сть, транспорт, внеш. торговлю, частные банки; была ликвидирована без всякого выкупа частная собственность на землю. Капиталистич. Н. не уничтожает капиталистич. характера произ-ва. В развитых капиталистов. странах она проводится гл. обр. в отраслях, требующих больших капитальных вложений (военная и топливно-энергетич. пром-сть, транспорт и др. отрасли инфраструктуры). Капиталистич. гос-во, как правило, выплачивает владельцам национализированных предприятий значит. компенсацию. В развивающихся странах Н. направлен на обычно против иностр. капитала. В результате создается гос. сектор — основа становления и развития нац. экономики.

 

 

Юридический словарь. 1953


НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — в СССР отмена рабочим классом, завоевавшим власть, права частной собственности на землю, орудия и средства производства и па другие объекты права частной собственности с установлением на них права государственной социалистической собственности. Опираясь на экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Советская власть обобществила средства производства, сделала их собственностью всего народа и тем уничтожила систему эксплуатации, создала социалистические формы хозяйства Таким образом, экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил получил у нас полный простор.

Проведённая Советским государством Н. земли с её недрами, лесами и водами, Н. заводов, фабрик, рудников, основных средств транспорта, банков утвердила социалистическую собственность на орудия и средства производства и, ликвидировав тем самым капиталистическую систему хозяйства, заложила основу социалистической системы хозяйства.

Н. земли была проведена в России декретом о земле от 26 октября 1917 г. (СУ РСФСР 1917 г. № 1, ст. 3) в первый же день завоевания власти пролетариатом (см. Национализация земли). Вслед за Н. земли последовали: 14 декабря 1917 г. Н. банков (СУ РСФСР 1917 г. №10, ст. 150); в январе 1918 г. Н. торгового флота (СУ РСФСР 1918 г. № 19, ст. 290); 22 апреля 1918 г. Н. внешней торговли (СУ РСФСР 1918 г. № 33, ст. 432). Н. промышленности предшествовал декрет 14 ноября 1917 г. о рабочем контроле (СУ РСФСР 1917 г. № 3, ст. 35). Рабочий контроль явился подготовительным мероприятием к переходу частнокапиталистических предприятий в собственность Советского государства и одновременно — школой для подготовки будущих хозяйственников из среды рабочего класса, организаторов социалистического производства.

Утверждённой III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа» в подтверждение отмены частной собственности на землю весь земельный фонд объявлялся общенародным достоянием; объявлялись национальным достоянием леса, недра и воды, а также образцовые поместья с их живым и мёртвым инвентарём и с.-х. предприятия; подтверждался переход всех банков в собственность работе-крестьянского государства, а также вводился закон о рабочем контроле, как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог, прочих средств производства и транспорта в собственность Советской республики.

Сначала Н. подвергались отдельные фабрики и заводы, брошенные их владельцами, а также предприятия, собственники к-рых отказались подчиниться рабочему контролю. 28 июня 1918 г. была декретирована Н. всех крупных промышленных предприятий, предприятий коммунальных и ж.-д. транспорта.

На базе обобществления средств производства в социалистическом обществе возник экономический закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства, как противовес закону конкуренции и анархии производства при капитализме.

Н. в корне изменила экономическую структуру страны. Капиталистические производственные отношения, основанные на частной собственности, были заменены социалистическими производственными отношениями, в основу к-рых положена государственная социалистическая собственность на орудия и средства производства. Государство и право как часть новой надстройки стали величайшей силой, к-рая активно содействовала оформлению и укреплению экономического базиса нового, социалистического государства.

Н. земли, банков, крупной промышленности, предприятий, транспорта была проведена в дальнейшем и в новых республиках, вошедших в состав СССР, а также на воссоединенных территориях. В июле 1940 г. декларациями сеймов Литвы и Латвии и государственной думы Эстонии земля была объявлена государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием; одновременно была декларирована Н. банков и крупной промышленности. В конституциях Литовской, Латвийской и Эстонской республик говорится о ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмене частной собственности на орудия и средства производства в промышленных предприятиях и Н. этих предприятий, банков, транспорта и средств связи в целях полного уничтожения эксплуатации человека человеком и построения социалистического общества.

15 августа 1940 г., в связи с воссоединением Бессарабии с Советским Союзом, указами Президиума Верховного Совета СССР («Ведомости Верховного Совета СССР» 1940 г. № 29) установлено на всей территории Бессарабии действие советских законов о Н. земли, а также установлена Н. банков, промышленных и торговых предприятий, железнодорожного и водного транспорта и средств связи. Одновременно, в связи с включением северной части Буковины в состав УССР, установлено, что на территории северной части Буковины вся земля с её недрами, лесами и водами является государственной собственностью, т. е. всенародным достоянием, а также являются национализированными банки и другие кредитные учреждения, промышленные предприятия, железнодорожный и водный транспорт, средства связи, электростанции, трамваи и автобусы, учебные заведения, кинематографы, театры, музеи, крупные гостиницы, крупные домовладения. Аналогичные мероприятия проведены на территории Южного Сахалина.

При Н. происходит прекращение частной собственности и возникновение новой, государственной социалистической собственности. Право собственности государства не является производным от прав предшественника. В частности, при Н. предприятий к государству не переходят долги национализируемых предприятий.

Переход к государству имущества национализированных предприятий не зависит от того, где это имущество находится. Имущество национализируемого предприятия является единым имущественным комплексом. Из этого следует, что к Советскому государству перешло всё имущество национализированных предприятий, в том числе и находящееся за границей. Это положение подтверждается текстом самих декретов о Н. Переход имущества национализированного юридического лица определяется законом того государства, к-рое прекратило существование этого юридического лица, Декреты о Н. распространяются и на те предприятия, участниками к-рых являются иностранцы. В постановлении СНК РСФСР 2 декабря 1918 г. (СУ РСФСР 1918 г. № 90, ст, 907) указывалось, что русские акционерные банки подходят под действие декрета 14 декабря 1917 г. (этот декрет установил Н. банков) независимо от национального состава их акционеров или вкладчиков.

Декреты о Н. были встречены буржуазными государствами враждебно. Суды буржуазных стран в первые годы существования Советской власти неоднократно пытались отрицать право собственности Советского государства на национализированное имущество, даже и в том случае, если это имущество фактически уже перешло в руки Советского государства. Делалось это нередко со ссылкой на то, что декреты о Н. не могут применяться за границей ввиду их противоречия «публичному порядку». Таким образом, прежний собственник за границей признавался сохранившим своё право собственности. Очевиден классово-враждебный по отношению к пролетарскому государству характер ссылок на «публичный порядок» как на основание непризнания права собственности Советского государства на национализированное им имущество. Однако буржуазные суды в связи с укреплением международного положения Советского государства и развитием советской внешней торговли вынуждены были изменить свою позицию непризнания советской Н. Так, уже в 1921 г. английский апелляционный суд по делу Лютера—Сэгора вынужден был признать право собственности Советского государства на вывезенное в Англию национализированное имущество.

В наст. время национализированное имущество, вывезенное советскими органами за границу, повсеместно признается собственностью Советского государства. Таким образом, иностранные суды признали экстерриториальное действие советских декретов о Н. Что же касается национализированного имущества заграничных отделений русских банков, морских судов и т. п., то буржуазные суды по общему правилу не признавали права собственности СССР на это имущество. Эти суды произвольно ограничивали смысл советских декретов о Н., признавая СССР собственником лишь того имущества, к-рое находилось в момент Н. на территории Советского государства. Ограничение действия декретов о Н. является нарушением общепринятых начал международного частного права, актом борьбы против советских законов о Н. СССР никогда не отказывался и не отказывается от своих прав на это имущество.

Опыт строительства социализма в СССР был широко использован государствами народной демократии при проведении мероприятий, направленных на ликвидацию капиталистической частной собственности. Основные орудия и средства производства в этих странах стали государственной всенародной собственностью, Н. командных высот народного хозяйства и использование их в общенародных интересах обеспечили социалистический путь развития государств народной демократии. В конституциях народных республик всенародная собственность провозглашается главной опорой государства в развитии народного хозяйства и является материальной основой экономического процветания и национальной независимости народной республики.

И. В. Сталин учит, «... что пока существует государство, передача в собственность государства является наиболее понятной первоначальной формой национализации. Но государство будет существовать не на веки-вечные. С расширением сферы действия социализма в большинстве стран мира государство будет отмирать и, конечно, в связи с этим отпадёт вопрос о передаче имущества отдельных лиц и групп в собственность государству. Государство отомрёт, а общество останется. Следовательно, в качестве преемника общенародной собственности будет выступать уже не государство, которое отомрёт, а само общество в лице его центрального, руководящего экономического органа» (Сталин И. В., Экономические проблемы социализма в СССР, 1952, стр. 87—88).

Т. н. Н., проведённая после второй мировой войны в ряде буржуазных стран — Англии, Франции, Австралии, Австрии,— не имеет ничего общего ни с экспроприацией капиталистической частной собственности на орудия и средства производства, ни с социализмом. После Н. английского банка в кредитной системе Англии всё осталось по-старому. В результате Н. угольной промышленности и железных дорог владельцы получили от государства гарантированный доход в государственных облигациях. Во главе национализированных шахт и железных дорог остались прежние руководители. Аналогичный характер носит Н. частных банков в Австралии, крупных банков, угольной промышленности и страховых компаний во Франции, крупных банков и нек-рых промышленных предприятий в Австрии.

Н. в современных капиталистических странах влечет за собой переход права собственности на национализируемые предприятия к капиталистическому государству и направлена на получение максимальных выгод капиталистами.
 

 

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ. Большая российская энциклопедия. 2017

НАЦИОНАЛИЗА́ЦИЯ, пе­ре­вод в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва иму­ще­ст­ва, при­над­ле­жа­ще­го ча­ст­ным ли­цам или кол­лек­тив­ным соб­ст­вен­ни­кам, на воз­мезд­ной или без­воз­мезд­ной ос­но­ве. Ха­рак­тер Н. за­ви­сит от то­го, кем, в ка­ких це­лях и в ка­кую ис­торич. эпо­ху она про­во­дит­ся. Н. мо­жет дикто­вать­ся эко­но­мич. це­ле­со­об­раз­но­стью (ча­ще все­го национализируются ка­пи­та­ло­ём­кие и ма­ло­рен­та­бель­ные пред­при­ятия), не­об­хо­ди­мо­стью ук­ре­п­ле­ния обо­ро­но­способности страны, задачей смяг­че­ния со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки, а так­же по­ли­тич. це­ля­ми. Бы­ва­ет час­тич­ной (Н. час­ти ак­ций или Н. отд. компаний и отрас­лей) и гло­баль­ной (Н. иму­ще­ст­ва прак­ти­че­ски всех субъ­ек­тов хо­зяй­ст­во­ва­ния в стра­не). Пра­во государства национали­зи­ро­вать соб­ст­вен­ность пре­ду­смот­ре­но в Хар­тии эко­но­ми­че­ских прав и обя­зан­но­стей го­су­дарств (1974). Законодатель­ст­во боль­шин­ст­ва стран оп­ре­де­ля­ет Н. как эко­но­мич. ме­ру, про­во­ди­мую в об­ществ. инте­ре­сах на основании спец. ак­та ком­пе­тентно­го гос. ор­га­на с вы­пла­той ком­пен­са­ции соб­ст­вен­ни­ку на­цио­на­ли­зи­руе­мо­го иму­ще­ст­ва. Закон о Н. име­ет экс­тер­ри­то­ри­аль­ное дей­ст­вие, т. е. дол­жен при­зна­вать­ся и за пре­де­ла­ми стра­ны. Го­су­дар­ст­во, принимающее реше­ние о Н., мо­жет пу­тём за­клю­че­ния ме­ж­ду­нар. со­гла­ше­ний уре­гу­ли­ро­вать во­прос об иму­ществ. претензиях с государст­ва­ми, чьи ин­те­ре­сы бы­ли за­тро­ну­ты. Н. от­ли­ча­ют от со­циа­ли­за­ции как раз­ви­ваю­ще­го­ся про­цес­са передачи в коллектив­ную соб­ст­вен­ность средств и ре­зуль­та­тов про­из­вод­ст­ва без рез­ко­го на­ру­ше­ния дея­тельно­сти хозяйств. механизма, кон­фи­ска­ции как ме­ры на­ка­за­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го по­ряд­ка, се­к­ве­ст­ра – врем. ог­раниче­ния или запре­та на пользование имущест­вом в чрез­вы­чай­ных об­стоя­тель­ст­вах.

Идея Н. за­ро­ди­лась в ле­вых кру­гах в 19 в., пер­во­на­чаль­но как су­гу­бо по­ли­ти­че­ская (по­сту­лат об об­ра­ще­нии средств про­из­вод­ст­ва в об­ществ. соб­ст­вен­ность в ка­че­ст­ве од­но­го из важ­ней­ших ус­ло­вий по­строе­ния со­циа­ли­стич. об­ще­ст­ва в 1848 вклю­чён К. Мар­ксом и Ф. Эн­гель­сом в «Ма­ни­фест Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии»). Та­ко­вой она в об­щих чер­тах остаётся в про­грамм­ных до­ку­мен­тах ком­му­ни­стич. пар­тий и в на­ши дни. По­сте­пен­но в 19 в., и осо­бен­но в 20 в., буржуазными учё­ны­ми и прак­ти­ка­ми ос­мыс­ле­на идея Н. как сред­ст­ва мак­ро­эко­но­мич. ста­би­ли­за­ции, она бы­ла дополнена концепци­ей кейн­си­ан­ст­ва. Гос. соб­ст­вен­ность ста­ла рас­смат­ри­вать­ся в ка­че­ст­ве не­об­хо­ди­мо­го ус­ло­вия гос. регулирования, при этом ин­ве­сти­ци­ям го­су­дар­ст­ва при­да­ва­лась роль ско­рее сред­ст­ва сгла­жи­ва­ния со­ци­аль­но­го неравенст­ва в перио­ды эконо­мич. спа­дов, в мень­шей сте­пе­ни – спо­со­ба по­вы­ше­ния про­из­во­ди­тель­но­сти. В та­ком ви­де идей Н. и расшире­ния гос. уча­стия в эко­но­ми­ке при­дер­жи­ва­ют­ся гл. обр. со­ци­ал-де­мо­кра­тич. пар­тии, а так­же правитель­ст­ва, где центри­ст­ские или ле­вые си­лы по­лу­ча­ют зна­чит. пред­ста­ви­тель­ст­во. Идее Н. про­ти­во­сто­ит либеральная эко­но­мич. модель, предусматриваю­щая в це­лом по­сле­до­ва­тельное са­мо­уст­ра­не­ние го­су­дар­ст­ва от уча­стия в регулировании экономики. В зависимо­сти от ис­то­рич. и эко­но­мич. об­стоя­тельств ак­ту­аль­ной ста­но­вит­ся то од­на, то другая из этих моделей.

Впер­вые на прак­ти­ке наи­бо­лее мас­штаб­ная в ис­то­рии Н. про­ве­де­на в сов. Рос­сии по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917. Она являлась од­ним из ин­ст­ру­мен­тов ук­ре­п­ле­ния вла­сти сов. пра­ви­тель­ст­ва и по­ли­ти­ки строи­тель­ст­ва со­циа­ли­стич. общества. Осу­ще­ст­в­ля­лась на без­воз­мезд­ной ос­но­ве. Пер­вый акт Н. – Дек­рет о зем­ле, от­ме­нив­ший ча­ст­ную собственность на землю и её не­дра. Фак­ти­че­ски весь зе­мель­ный фонд пе­ре­хо­дил в соб­ст­вен­ность го­су­дар­ст­ва, что позднее бы­ло конкретизиро­ва­но «По­ло­же­ни­ем о со­циа­ли­сти­ческом зем­ле­уст­рой­ст­ве и ме­рах пе­ре­хо­да к социалистическо­му земледелию» от 14.2.1919 (гл. це­лью со­циа­ли­стич. пре­об­ра­зо­ва­ний на се­ле при­зна­ва­лось обобществление землепользования и создание еди­но­го про­из­водств. хо­зяй­ст­ва) и за­кре­п­ле­но ст. 2 Зе­мель­но­го ко­дек­са РСФСР 1922. Н. промсти предшествова­ло введе­ние ре­ше­ни­ем ВЦИК и СНК от 14(27).11.1917 ра­бо­че­го кон­тро­ля на предприятиях (распространял­ся на произво, куплю-про­да­жу, хра­не­ние про­дук­тов, сы­рья и фи­нан­со­вую дея­тель­ность). От­каз владельцев и админи­ст­ра­ции предприятий под­чи­нять­ся тре­бо­ва­ни­ям ра­бо­че­го кон­тро­ля вы­звал по­спеш­ную и стихий­ную в тот пе­ри­од Н., инициаторами которой вы­сту­па­ли гл. обр. фаб­рич­но-за­во­дские ко­ми­те­ты и ра­ди­каль­но настроен­ные местные вла­сти (но­яб. 1917 – февр. 1918; «крас­но­гвар­дей­ская ата­ка на ка­пи­тал»). К мар­ту 1918, по данным пром. перепи­си то­го же года (не охватыва­ла Урал, Дон­басс, Тур­ке­стан, Си­бирь и Даль­ний Вос­ток), национализирова­но св. 800 предприятий, гл. обр. в центр. и сев.-зап. гу­бер­ни­ях, а так­же в По­волжье. Дек­рет ВЦИК «О национализации банков» от 14(27).12.1917 вво­дил гос. монополию на бан­ков­ское де­ло. Ак­цио­нер­ные ком­мерч. бан­ки и банкирские конто­ры подлежа­ли слия­нию с быв. Гос. банком Рос­сии (на­хо­дил­ся под кон­тро­лем боль­ше­ви­ков по­сле их прихода к власти) в единый На­род­ный банк РСФСР; ипотеч­ные бан­ки, об­ще­ст­ва вза­им­но­го кре­ди­та и пр. ликвидировались. В ведение сов. правитель­ст­ва пе­ре­шли зо­ло­той запас России, денеж­ные сред­ст­ва и эмис­сия де­нег. Соглас­но декре­там СНК РСФСР, собственно­стью го­су­дар­ст­ва ста­ли морской и речной тор­го­вый флот [23.1(5.2).1918], желез­ные дороги и ж.-д. транс­порт (фактиче­ски в нач. 1918, юридически – в соответствии с дек­ре­та­ми от 28.6.1918 и 4.9.1918), установ­ле­на гос. монополия на внеш­нюю (22.4.1918) и внутр. (21.11.1918) тор­гов­лю. Ого­су­дар­ст­вле­ние банков­ских капиталов созда­ло благопри­ят­ные ус­ло­вия для радикальной и последовательной Н. круп­ной пром-сти. Декре­том СНК от 28.6.1918 нача­та Н. целых отраслей. К осени 1918 национализирова­но св. 9,5 тыс. пред­при­ятий, весной 1919 Н. крупной пром-сти бы­ла практически полностью оконче­на. Ле­том 1919 массовая Н. рас­про­стра­не­на на средние и небольшие пред­при­ятия, постановлением ВСНХ от 29.11.1920 национализировались все пред­при­ятия с числом рабо­чих св. 5 при ме­ха­нич. двигателе или св. 10 – без механич. двигателя. В результате об­щее чис­ло национализиров. предприятий превы­си­ло 37 тыс. В усло­ви­ях проведе­ния новой экономиче­ской полити­ки сов. правительство в 1921–22 провело частич­ную денационализацию (её ито­ги свёр­ну­ты с окончанием НЭПа). Одна­ко все важнейшие средства произва, ж.-д., вод­ный и возд. транспорт, бан­ки, средст­ва свя­зи, объек­ты хозяйств. и соци­аль­ной инфраструкту­ры оставались в гос. собственности, что бы­ло зафиксирова­но ст. 15 Конституции РСФСР 1925, на со­юз­ном уровне – ст. 6 Конституции СССР 1936 и ст. 11 Конститу­ции СССР 1977. Для управления национа­ли­зи­ров. собственностью соз­дан огромный гос. аппа­рат во главе с ВСНХ. Наря­ду с гос. собственностью, имевшей опре­де­ляю­щее значение для сов. экономи­ки, продолжали существовать собственность колхозная и кооператив­ная, а так­же соб­ственность основанных на личном труде без привлечения наёмной рабо­чей си­лы мелких частных хозяйств единоличных кресть­ян и кустарей. В свя­зи с низ­кой эффективностью ценрализованно регулируемой гос. экономи­ки сов. руковод­ство в хо­де перестрой­ки вновь начало проводить полити­ку денационализации: в 1987–90 расширены возможности для предпринима­тель­ской деятельности кооперативных предприятий в сфе­ре ус­луг, производст­ве потребительских това­ров, с. х-ве, бы­ла нарушена гос. монополия в банковской сфе­ре и пр. В соответ­ст­вии с «Основа­ми законодатель­ст­ва Сою­за ССР и союз­ных респуб­лик о земле» (28.2.1990) гражда­нам предоставлено «пра­во на получе­ние в пожизнен­ное наследуе­мое владе­ние земель­ных участков» для за­ня­тия с. х-вом, строительст­ва и др. производств. деятельности. За­кон СССР «Об ос­нов­ных нача­лах разгосударствле­ния и прива­ти­за­ции» от 1.7.1991 опреде­лял прин­ци­пы и условия преобразования гос. предприятий в частные индивидуальные, частноколлектив­ные, кооперативные, арендные и др. (с распадом СССР в дек. 1991 ут­ра­тил силу).

В Рос. Фе­де­ра­ции с 1992 раз­вер­ну­лась ши­ро­кая при­ва­ти­за­ция гос. соб­ст­вен­но­сти, став­шая важ­ней­шим фак­то­ром развития ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Кон­сти­ту­ция Рос. Фе­де­ра­ции в рав­ной ме­ре га­ран­ти­ру­ет пра­ва и за­щи­ту ча­ст­ной, гос., муниципаль­ной и др. форм соб­ст­вен­но­сти. Со­глас­но Гра­ж­дан­ско­му ко­дек­су РФ (ст. 235), Н. долж­на про­во­дить­ся в поряд­ке, уста­нов­лен­ном фе­де­раль­ным за­ко­ном (в на­стоя­щий мо­мент не при­нят). Пол­ный или час­тич­ный вы­куп предприятий государ­ст­вом воз­мо­жен на основании обычных договоров купли-продажи.

В стра­нах ры­ноч­ной эко­но­ми­ки к Н. об­ра­ща­ют­ся, как пра­ви­ло, во вре­мя эко­но­мич. кри­зи­сов или для пре­одо­ле­ния негатив­ных по­след­ст­вий войн, в зна­чит. сте­пе­ни под влия­ни­ем ле­вых сил. В го­ды Ве­ли­кой де­прес­сии час­тич­ную Н. провёл ряд ев­роп. стран, напр. пра­ви­тель­ст­во На­род­но­го фрон­та во Фран­ции на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ло неск. во­ен. за­во­дов, в 1937 об­ра­зо­ва­ло Нац. об-во же­лез­ных до­рог, под управ­ле­ние ко­то­ро­го пе­ре­шли все франц. же­лез­ные до­ро­ги. После 2-й миро­вой вой­ны для пре­одо­ле­ния её по­след­ст­вий во Фран­ции и лей­бо­ри­ст­ским пра­ви­тель­ст­вом в Ве­ли­ко­бри­та­нии национали­зи­ро­ва­ны со­от­вет­ст­вен­но Банк Фран­ции и Банк Анг­лии, а так­же уголь­ная пром-сть, про­из-во элек­тро­энер­гии, га­за, транс­порт, не­ко­то­рые др. от­рас­ли. С кон. 1980-х гг. рост зна­че­ния ли­бе­раль­ных цен­но­стей в эко­но­ми­ке большинст­ва запад­ных стран всё бо­лее уси­ли­вал­ся. Это во мно­гом, ка­за­лось бы, окон­ча­тель­но сня­ло с по­ве­ст­ки дня вопрос о Н. Одна­ко эко­но­мич. кри­зис, на­чав­ший­ся в 2008, за­ста­вил ру­ко­во­дство мн. ин­ду­ст­ри­аль­ных стран, да­же ориентированных на сугубо ли­бе­раль­ные цен­но­сти, об­ра­тить­ся к час­тич­ной Н. как од­но­му из наи­бо­лее по­пу­ляр­ных антикризисных средств. Напр., в США рес­пуб­ли­кан­ское пра­ви­тель­ст­во по­шло на бес­пре­це­дент­ный шаг и осу­ще­ст­ви­ло финансовые инъек­ции в об­мен на при­ви­ле­ги­ро­ван­ные ак­ции ря­да бан­ков, в т. ч. Fannie Mae и Freddie Mac, в 2009 заявило о готовности в рам­ках ан­ти­кри­зис­ной про­грам­мы кон­вер­ти­ро­вать их в обыч­ные (го­ло­сую­щие) ак­ции, что некото­рые эксперты назва­ли «ползучей Н.»; в Ве­ли­ко­бри­та­нии лей­бо­ри­ст­ское пра­ви­тель­ст­во вы­ку­пи­ло зна­чит. до­лю акций бан­ков Royal Bank of Scotland (RBS) и Lloyds Banking Group (об­ра­зо­ван в ре­зуль­та­те слия­ния Lloyds TSB и HBOS). Рос­сия во время экономич. кри­зи­са от­ка­за­лась при­бег­нуть к пря­мой Н. крупных финансовых институтов, поддержав существующий финансовый сектор.

Н. в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах – важ­ное сред­ст­во за­вое­ва­ния эко­но­мич. не­за­ви­си­мо­сти в пер­вую оче­редь от иностр. капита­ла, ко­то­ро­му в про­шлом при­над­ле­жа­ла зна­чит. часть осн. средств про­из-ва и транс­пор­та. В этих стра­нах Н. называют пе­ре­ход соб­ст­вен­но­сти иностр. ком­па­ний не толь­ко в ру­ки го­су­дар­ст­ва, но и к пред­ста­ви­те­лям нац. предпринимат. кругов. В хо­де про­ве­дён­ных в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах аг­рар­ных ре­форм часть зем­ли пе­ре­шла в гос. сектор. Произво, как пра­ви­ло, на­цио­на­ли­зи­ру­ет­ся, ес­ли пра­ви­тель­ст­во счи­та­ет, что иностр. ком­па­ния экс­пор­ти­ру­ет слишком большую часть при­бы­ли за ру­беж. Но ес­ли эко­но­ми­че­ски раз­ви­тые стра­ны счи­та­ют, что Н. ча­ст­ной собственности должна происхо­дить в со­от­вет­ст­вии с «ми­ни­му­мом ме­ж­ду­нар. стан­дар­та», за­креп­лён­но­го ме­ж­ду­нар. правом, то развиваю­щие­ся страны, напротив, на­стаи­ва­ют на том, что об­стоя­тель­ст­ва и ус­ло­вия Н. долж­ны ос­та­вать­ся на усмотрение национализирующих государств, а Н. долж­на про­хо­дить в со­от­вет­ст­вии с нац. за­ко­но­да­тель­ст­вом. Про­цесс постколониально­го развития сопровож­дал­ся тре­бо­ва­ни­ем раз­ви­ваю­щих­ся стран ус­та­но­вить но­вый ме­ж­ду­нар. эко­но­мич. порядок. Оно на­шло выражение в резо­лю­ции Ге­не­раль­ной Ас­самб­леи ООН о по­сто­ян­ном су­ве­ре­ни­те­те над при­род­ны­ми ресур­са­ми (1962), закрепившей возмож­ность Н. в це­лях обес­пе­че­ния нац. ин­те­ре­сов. В слу­ча­ях Н. в со­от­вет­ст­вии с нац. законодательством и соблюдени­ем пра­вил ме­ж­ду­нар. пра­ва пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся возмещение собственнику национализируемого имущества.

Историч. опыт по­ка­зы­ва­ет, что Н., как и об­рат­ный про­цесс – при­ва­ти­за­ция, яв­ля­ют­ся мощ­ны­ми сред­ст­ва­ми ре­ше­ния про­блем раз­ви­тия эко­но­ми­ки и при­но­сят по­ло­жи­тель­ный эф­фект, ко­гда вы­сту­па­ют как ин­ст­ру­мен­ты эко­но­мич. политики, а не в качестве способов достижения доктринальных целей.

Лит.: Национализация промышленности в СССР. Сб. документов и материалов 1917–1920 гг. М., 1954; Sigmund P. Multinationals in Latin America: the politics of nationalization. Madison; L., 1980; Ленин В. И. О рабочем контроле и национализации промышленности. М., 1983; Круг­ли­ко­ва Т. В. На­цио­на­ли­за­ция и по­ли­ти­че­ская борь­ба во Фран­ции: Опыт прави­тель­ст­ва ле­вых сил. М., 1988; Ива­нов В. Н. При­ва­ти­за­ция – на­цио­на­ли­за­ция: Рос­сий­ские аль­тер­на­ти­вы. М., 2006; Кири­чен­ко Э. В. Ан­ти­кри­зис­ная по­ли­ти­ка США // Ме­ж­ду­на­род­ная эко­но­ми­ка. 2009. № 11; Там­бов­цев В. Л. Права собственности, приватизация и национализация в России. М., 2009.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019