Национализм — Энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности... Википедия

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

НАЦИОНАЛИЗМ, реакц. бурж. идеология и политика. Н. отстаивает интересы буржуазии данной нации под прикрытием лживого флага «общенациональных» интересов, оправдывает нац. гнёт, проповедует пренебрежительное отношение к другим нациям, разжигает вражду между нациями и затемняет классовое сознание трудящихся. Буржуазный Н.— отравленное оружие империалистич. реакции. Пролетарский интернационализм в корне противоположен и непримиримо враждебен буржуазному Н.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

НАЦИОНАЛИЗМ, бурж. и мелкобурж. идеология и политика, а также психология в нац. вопросе; противоположен пролет. интернационализму. Основа Н.— идеи нац. превосходства и нац. исключительности, трактовка нации как высшей внеисторич. и надклассовой формы общности. Используется с целью установления «классового мира», раскола рабочего класса разных наций и стран. В условиях восходящего развития капитализма — идейное знамя буржуазии в борьбе против феодализма и нац. гнёта, в эпоху империализма — орудие империалистич. и колон. политики, сближается с расизмом, приобретает антикоммунистич. направленность. В Н. угнетённых наций есть как общедемокр. содержание, так и реакц. стороны, выражающая интересы и идеологию эксплуататорской верхушки. Социализм создаёт почву для преодоления Н., уничтожая социальные и нац. антагонизмы, утверждая нац. равноправие и дружбу народов. Коммунисты непримиримы к отступлению от принципов интернационализма, проявлению нац. ограниченности, преувеличению существующих нац. особенностей классовой борьбы и ст-ву социализма в отд. странах, ведут борьбу с великодержавным и местным Н., националистич. предрассудками.

 

 

Краткий философский словарь. 1954

НАЦИОНАЛИЗМ — идеология и политика буржуазии, направленная на разжигание национальной розни между трудящимися различных наций, на укрепление господства одной нации над другими. Национализм порождается капиталистическим строем, ибо частная собственность и капитал неизбежно разъединяют людей, разжигают национальную рознь и усиливают национальный гнёт. Распространяя националистическую идеологию среди народных масс, буржуазия стремится посеять вражду между трудящимися различных наций и помешать тем самым их объединению для борьбы за своё освобождение, отвлечь их от классовой борьбы, заменить классовую борьбу национальной враждой. В. И. Ленин писал в 1913 г.: «Посмотрите на капиталистов они стараются разжечь национальную вражду в «простом народе», а сами отлично обделывают свои делишки: в одном и том же акционерном обществе — и русские, и украинцы, и поляки, и евреи, и немцы. Против рабочих объединены капиталисты всех наций и религий, а рабочих стараются разделить и ослабить национальной враждой!» (т. 19, с. 275).

В эпоху империализма буржуазия превратила национализм в идеологическое средство подготовки империалистических войн в средство оправдания политики порабощения чужих народов. Во время первой мировой Империалистической войны буржуазия всех воюющих стран совместно с социал-шовинистами из II Интернационала одурманивала народные массы лживыми лозунгами защиты буржуазного отечества. Современный американский империализм, стремясь к завоеванию мирового господства, раздувает внутри страны националистическую истерию, проводит расистскую политику в отношении негров и других национальных меньшинств, насаждает «американский образ жизни» в маршаллизованных странах и т. п.

В. И. Ленин и И. В. Сталин, опираясь на идеи Маркса и Энгельса, разоблачили идеологию и политику буржуазного национализма и обосновали теорию, программу и тактику марксистской партии по национальному вопросу. Марксизм противопоставляет буржуазному национализму пролетарский интернационализм (см.), политике национального угнетения — требование права наций на самоопределение. «Полное равноправие наций; право самоопределения наций; слияние рабочих всех наций — этой национальной программе учит рабочих марксизм, учит опыт всего мира и опыт России» (Ленин, т. 20, с. 423). Великая Октябрьская социалистическая революция ликвидировала национальный гнёт и создала условия для политического, хозяйственного и культурного расцвета новых, социалистических наций. Советский Союз впервые в истории человеческого общества явил миру пример многонационального государства, основанного на прочной и нерушимой дружбе народов.

Коммунистическая партия ведёт борьбу против пережитков капитализма в сознании людей, в том числе и против проявлений буржуазного национализма. Пережитки капитализма в сознании людей гораздо более живучи в области национального вопроса, чем в любой другой области. Коммунистическая партия воспитывает советских лтюдей в духе пролетарского интернационализма, советского патриотизма (см.), в духе дружбы народов. Пережитки национализма проявляются в разнообразных формах: в идеализации в науке и литературе реакционных националистических течений прошлого, и подделке их под «передовые» и «прогрессивные», в недооценке дружбы народов как одного из могущественных устоев и оплотов Советского государства и т. п. Враги советского народа особенно хотели бы поссорить народы СССР с великим русским народом, вызвать недоверие к нему, умалить его значение и роль в содружестве народов и наций СССР. Поэтому всякая недооценка роли и значения русского народа на руку врагам социалистического строя и представляет зло, против которого надо вести решительную борьбу. Коммунистическая партия сумела сцементировать союз и единство народов СССР благодаря своей непреклонной борьбе против всех видов национализма — как местного, так и великорусского. «Не разбив национал-уклонистов всех и всяких мастей, мы не смогли бы воспитать народ в духе интернационализма, не смогли бы отстоять знамя великой дружбы народов СССР, не смогли бы построить Союз Советских Социалистических Республик» («История ВКП(б). Краткий курс»).

Пережитки национализма, если не вести против них решительной борьбы, становятся питательной почвой для вербовки иностранной разведкой всякого рода вредителей, диверсантов, шпионов, ведущих подрывную работу против Советского государства, Поэтому постоянная и высокая политическая бдительность является тем качеством, которое необходимо всем советским людям, на каком бы посту они ни находились.

Национализм в корне чужд советской идеологии, всему строю советского общества,проникнутого духом пролетарского интернационализма, дружбы народов-больших и малых, духом советского патриотизма
 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

НАЦИОНАЛИ´ЗМ, -а, м. 1. Реакционная буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, направленная на разжигание национальной вражды под лозунгом защиты своих национальных интересов и национальной исключительности и практически служащая интересам эксплуататорских классов. 2. В порабощенных и зависимых странах — движение направленное на борьбу против империализма, за национальную независимость. || прил. националистический, -ая, -ое.

НАЦИОНАЛИ´СТ, -а, м. Приверженец национализма. || ж. националистска, -и. || прил. националистский, -ая, -ое.

НАЦИОНАЛИСТИ´ЧНЫЙ, -ая, -ое, -чен, -чна. Проникнутый национализмом.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987

НАЦИОНАЛИЗМ — один из принципов буржуазной идеологии и политики, заключающийся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к др. нациям и межнациональной вражды. Н. возник в процессе образования наций и обусловлен спецификой развития капитализма. Отражая характер взаимоотношений наций при капитализме, Н. выступает здесь в двух формах: великодержавного шовинизма господствующей нации, к-рому свойственно пренебрежительное отношение к др. нациям, и местного Н. угнетенной нации, отличающегося стремлением к национальной замкнутости и недоверием к др. нациям. Спекулируя лозунгом „общенациональных" интересов, буржуазные и реформистские идеологи используют Н. как утонченное средство подавления классового сознания трудящихся, раскола международного рабочего движения, оправдания межнациональных войн и колониализма. Н. в любой форме неприемлем для трудящихся, подлинные интересы к-рых отражает только пролетарский, социалистический интернационализм. Однако на определенном этапе национально-освободительного движения коммунисты считают исторически оправданной поддержку Н. угнетенной нации, к-рый заключает в себе общедемократическое содержание (антиимпериалистическая направленность, стремление к политической и экономической независимости). В этой разновидности Н. есть, однако, и др. сторона, выражающая идеологию и интересы реакционной эксплуататорской верхушки, склонной к соглашательству с империализмом. Эту сторону коммунисты безусловно отвергают. Н. как черта мировоззрения наиболее распространен и живуч в мелкобуржуазной среде, характерен для социальных слоев и политических партий, к-рым свойственна мелкобуржуазная идеология. При социализме, устанавливающем фактическое равенство наций, ликвидируются социальные корни Н. Однако здесь еще не изжиты такие явления, как стремление к национальной замкнутости, местничеству. Принципиальная борьба против национальной ограниченности, проявлений Н. — важная задача совершенствования национальных отношений в социалистическом об-ве.
 

 

Тишков В. А. НАЦИОНАЛИЗМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/ethnology/text/2252782

НАЦИОНАЛИ́ЗМ, по­ли­тич. идео­ло­гия и прак­ти­ка, ос­но­ван­ные на пред­став­ле­нии о на­ции и её ин­те­ре­сах как выс­ших цен­но­стях. В за­ви­си­мо­сти от по­ни­ма­ния, что та­кое на­ция, Н. име­ет две осн. фор­мы – гра­ж­дан­ский, или го­су­дар­ст­вен­ный, и эт­ни­че­ский. Гражд. Н. воз­ник в эпо­ху бур­жу­аз­ных ре­во­лю­ций и ста­нов­ле­ния совр. го­су­дарств, ос­но­ван­ных на пред­став­ле­нии о на­ции и о на­ро­де как со­гра­ж­дан­ст­ве с об­щи­ми са­мо­соз­на­ни­ем и ис­то­ри­ко-куль­тур­ным на­сле­ди­ем. Эта фор­ма Н. на­прав­ле­на на обос­но­ва­ние ле­ги­тим­но­сти го­су­дар­ст­ва, на кон­со­ли­да­цию гражд. на­ции, но за­час­тую со­дер­жит в се­бе ус­та­нов­ки на дис­кри­ми­на­цию и ас­си­ми­ля­цию мень­шинств, а так­же на гос. экс­пан­сию (мес­сио­низм) или, на­обо­рот, на изо­ля­цио­низм. Этот вид Н. ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся го­су­дар­ст­ва­ми че­рез офиц. сим­во­ли­ку и идео­ло­гич. ин­сти­ту­ты (об­ра­зо­ва­ние, со­ци­аль­ные нау­ки, СМИ и пр.) с це­лью ут­вер­жде­ния об­ще­гра­ж­дан­ской ло­яль­но­сти («слу­же­ние и лю­бовь к Ро­ди­не», «ува­же­ние к стра­не и про­шло­му» и пр.) и рас­про­стра­не­ния об­ще­го­су­дарств. пра­во­вых норм и мо­раль­но-куль­тур­ных цен­но­стей.

Сте­пень рас­про­стра­не­ния гос. Н. в раз­ных стра­нах за­ви­сит от со­ста­ва на­се­ле­ния, ис­то­рич. тра­ди­ции, фор­мы прав­ле­ния, ста­ту­са и по­ли­тич. по­ло­же­ния стра­ны. Го­су­дар­ст­ва со слож­ным со­ста­вом на­се­ле­ния ста­ра­ют­ся ут­вер­ждать раз­ные фор­мы гос. (об­ще­гра­ж­дан­ско­го) Н., да­же ес­ли это эко­но­ми­че­ски раз­ви­тые с де­мокра­тич. фор­мой прав­ле­ния об­ще­ст­ва (напр., США, Ис­па­ния, Ка­на­да). В стра­нах с не­раз­ви­той эко­но­ми­кой и де­мо­кра­ти­ей, с боль­шим эт­нич. раз­но­об­ра­зи­ем и на­ли­чи­ем се­па­ра­ти­ст­ских дви­же­ний гос. Н. слу­жит од­ним из средств обес­пе­че­ния вла­сти цен­тра, об­ще­ст­вен­ной кон­со­ли­да­ции и со­хра­не­ния це­ло­ст­но­сти го­су­дар­ст­ва (напр., Ин­дия, Ин­до­не­зия, Ки­тай, не­ко­то­рые араб. стра­ны). Гос. Н. (или пат­рио­тизм) об­ре­та­ет осо­бый раз­мах и край­ние фор­мы шо­ви­низ­ма и экс­пан­сио­низ­ма в ус­ло­ви­ях меж­го­су­дарств. войн и внутр. кри­зи­сов. Гос. Н. осо­бо за­ме­тен во вновь об­ра­зо­вав­ших­ся стра­нах, где он вы­пол­ня­ет функ­ции дис­тан­ци­ро­ва­ния от преж­них го­су­дарств, по­ли­тич. мо­би­ли­за­ции и но­во­го «на­цие­строи­тель­ст­ва». Это име­ет ме­сто в пост­со­вет­ских го­су­дар­ст­вах, но в спе­ци­фич. фор­ме сим­био­за с эт­ни­че­ским Н. Вме­сте со ста­нов­ле­ни­ем гражд. на­ций, объ­яв­лен­ных ис­точ­ни­ком су­ве­рен­ной вла­сти (франц. Дек­ла­ра­ция прав че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на 1789), ран­ний Н. ут­вер­ждал пра­во на­ций на са­мо­оп­ре­де­ле­ние (см. Са­мо­оп­ре­де­ле­ние на­ро­дов) и про­воз­гла­шал ра­вен­ст­во всех гра­ж­дан пе­ред за­ко­ном. В эко­но­мич. об­лас­ти Н. про­во­дил по­ли­ти­ку про­тек­цио­низ­ма, а сво­им идеа­лом ви­дел ав­тар­кию (эко­но­мич. Н.). На­ко­нец, един­ст­во и спло­чён­ность на­ции ут­вер­жда­лись об­щи­ми язы­ком (см. На­цио­наль­ный язык) и куль­ту­рой, а так­же вер­си­ей об­щей ис­то­рии.

Эт­ни­че­ский Н. (ча­ще про­сто Н. или эт­но­на­цио­на­лизм) пред­по­ла­га­ет, что на­ция яв­ля­ет­ся выс­шей фор­мой эт­но­со­ци­аль­но­го ор­га­низ­ма и яв­ля­ет­ся соз­да­те­лем «на­цио­наль­но­го го­су­дар­ст­ва» и его куль­тур­ной сис­те­мы, имеет ис­клю­чит. пра­во на об­ла­да­ние его ре­сур­са­ми и ин­сти­ту­та­ми, вклю­чая власть. Эт­нич. Н. ос­но­вы­ва­ет­ся на био­ло­ги­че­ских и ра­со­вых ар­гу­мен­тах и сло­жил­ся в эпо­ху гос­под­ства эво­лю­цио­низ­ма и эт­но­ра­со­вых тео­рий (см. Расизм) во 2-й пол. 19 в. Он мо­жет быть как эт­но­на­цио­на­лиз­мом от име­ни эт­нич. боль­шин­ст­ва (сход­ное с ним яв­ле­ние – шо­ви­низм), так и эт­но­на­цио­на­лиз­мом от име­ни мень­шинств (сход­ное с ним яв­ле­ние – се­па­ра­тизм). Эт­нич. Н. по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние во всех ре­гио­нах ми­ра по ме­ре со­ци­аль­ной и по­ли­тич. мо­дер­ни­за­ции го­су­дарств и раз­ви­тия ло­каль­ных куль­тур и эт­но­по­ли­тич. ор­га­ни­за­ций. В Рос­сии эт­нич. Н. воз­ник в рам­ках поч­вен­ни­че­ско­го ва­ри­ан­та сла­вя­но­филь­ст­ва в про­ти­во­по­став­ле­нии ли­бе­раль­но­му за­пад­ни­че­ст­ву, а так­же в сре­де эт­нич. пе­ри­фе­рии как дви­же­ние за по­вы­ше­ние ста­ту­са «ино­род­цев» или за об­ла­да­ние соб­ст­вен­ной го­су­дар­ст­вен­но­стью не­рус­ски­ми на­ро­да­ми, на­хо­див­ши­ми­ся под вла­стью рос. ко­ро­ны. В кон. 20 в. эт­но­на­цио­на­лизм уси­лил­ся в стра­нах ком­му­ни­стич. бло­ка, осо­бен­но в СССР, где под­дер­жи­ва­лось раз­ви­тие эт­нич. куль­тур, а эт­но­на­цио­на­лизм был ча­стью офиц. идео­ло­гии и ос­но­вой т. н. со­циа­ли­стич. фе­де­ра­лиз­ма. В си­туа­ции кри­зи­са ком­му­ни­стич. идео­ло­гии и по­ли­тич. сис­те­мы эт­но­на­цио­на­лизм сыг­рал важ­ную роль в рас­па­де мно­го­эт­нич­ных го­су­дарств (СССР, Юго­сла­вии, Че­хо­сло­ва­кии).

В за­ви­си­мо­сти от це­лей и форм про­яв­ле­ния эт­нич. Н. име­ет куль­тур­ный или по­ли­тич. ха­рак­тер. В пер­вом слу­чае речь идёт о со­хра­не­нии це­ло­ст­но­сти и са­мо­быт­но­сти эт­нич. общ­но­сти (на­ро­да), раз­ви­тии язы­ка и об­ра­зо­ва­ния, про­па­ган­де ис­то­рич. на­сле­дия и тра­ди­ций. Та­кой Н. иг­ра­ет по­ло­жи­тель­ную роль, ес­ли не со­дер­жит ан­ти­мо­дер­ни­за­ци­он­ных ус­та­но­вок и не­га­тив­ной на­прав­лен­но­сти про­тив куль­тур и пред­ста­ви­те­лей др. на­ро­дов. Во вто­ром слу­чае эт­нич. Н. по­ли­ти­че­ски на­прав­лен на дос­ти­же­ние пре­иму­ществ для пред­ста­ви­те­лей од­ной на­цио­наль­но­сти в сфе­ре вла­сти и дос­ту­па к ре­сур­сам (край­няя фор­ма этой раз­но­вид­но­сти эт­нич. Н. – на­цио­нал-со­циа­лизм). В лю­бом слу­чае эт­нич. Н. ос­но­вы­ва­ет­ся на уп­ро­щён­ных трак­тов­ках ис­то­рии, узур­па­ции куль­тур­но­го на­сле­дия в поль­зу од­ной груп­пы, на кон­фликт­ных тер­ри­то­ри­аль­ных ин­тер­пре­та­ци­ях («эт­ни­че­ская тер­ри­то­рия», «ис­кон­ные зем­ли», «ис­то­ри­че­ская ро­ди­на» и т. п.). Он за­клю­ча­ет в се­бе не­га­тив­ные сте­рео­ти­пы в от­но­ше­нии др. на­ро­дов и ан­ти­эта­ти­ст­ские ус­та­нов­ки. По­ли­тич. эт­но­на­цио­на­лизм со сто­ро­ны до­ми­ни­рую­щих групп но­сит дис­кри­ми­на­ци­он­ный ха­рак­тер по от­но­ше­нию к мень­шин­ст­вам и ми­гран­там. Ра­ди­каль­ный эт­но­на­цио­на­лизм мень­шинств мо­жет об­ре­тать се­па­ра­ти­ст­ский ха­рак­тер с тре­бо­ва­ни­ем из­ме­не­ния внутр. гра­ниц или соз­да­ния от­дель­но­го «на­цио­наль­но­го го­су­дар­ст­ва». Он ста­но­вит­ся при­чи­ной за­тяж­ных и раз­ру­шит. эт­ни­че­ских кон­флик­тов (Сев. Ир­лан­дия, Би­аф­ра, Ка­тан­га, Ка­ра­бах, Эрит­рея, Шри-Лан­ка, Чеч­ня и др.).

Вслед­ст­вие это­го роль Н. не­од­но­знач­на. С од­ной сто­ро­ны, от­каз от се­мей­но-ди­на­стич. уст­рой­ст­ва вла­сти, дос­ти­же­ние нар. су­ве­ре­ни­те­та и по­яв­ле­ние на­цио­наль­ных го­су­дарств, ос­но­ван­ных на гражд. рав­но­пра­вии, соз­да­ва­ли ос­но­вы для рас­кре­по­ще­ния соз­на­ния и по­ве­де­ния лю­дей и да­ва­ли сти­мул раз­ви­тию об­ще­ст­ва; с дру­гой – стрем­ле­ние к куль­тур­ной го­мо­ге­ни­за­ции, ас­си­ми­ля­ци­он­ные ус­та­нов­ки, дис­кри­ми­на­ция и эт­нич. чи­ст­ки (вплоть до ге­но­ци­да) ве­ли к кро­во­про­лит­ным кон­флик­там. В отд. слу­ча­ях по­бе­да Н. в его край­них фор­мах ве­дёт к ав­то­ри­тар­но­му ре­жи­му и за­си­лью ре­лиг. фун­да­мен­та­лиз­ма.

Су­ще­ст­ву­ет дли­тель­ная тра­ди­ция изу­че­ния Н. В ос­но­ве ис­то­ри­че­ско­го (ве­бе­ри­ан­ско­го) под­хо­да ле­жа­ло пред­став­ле­ние о Н. как дол­го­врем. ис­то­рич. яв­ле­нии-ор­га­низ­ме со свои­ми кор­ня­ми, ста­дия­ми рос­та и осн. чер­та­ми, ко­то­рое по­ро­ж­да­ет­ся на­ция­ми (Дж. Арм­ст­ронг, Л. Грин­фельд, Э. Смит, Э. Хоб­сба­ум, М. Хрох). Этот под­ход вос­при­ни­ма­ет на­цию как кол­лек­тив­ное те­ло, об­ла­даю­щее свой­ст­ва­ми отд. лич­но­сти, вклю­чая ме­сто­жи­тель­ст­во (тер­ри­то­рию), судь­бу (ис­то­рию) и ха­рак­тер (куль­ту­ру). Из это­го сле­ду­ет, что у ка­ж­дой на­ции име­ет­ся своё ис­то­рич. пред­на­зна­че­ние, ко­то­рое она долж­на реа­ли­зо­вать. По­это­му на­ции не долж­ны сме­ши­вать­ся, а го­су­дар­ст­ва, ох­ва­ты­ваю­щие бо­лее од­ной на­ции, яв­ля­ют­ся «не­ес­те­ст­вен­ны­ми» и не­жиз­не­спо­соб­ны­ми. В край­нем ви­де на­ция пред­став­ля­ет­ся по­сто­ян­ным не­ис­то­ри­че­ским («при­мор­ди­аль­ным») един­ст­вом (см. При­мор­диа­лизм). В по­след­ние два де­ся­ти­ле­тия име­ет ме­сто апо­ло­гия эт­но­на­цио­на­лиз­ма как «ли­бе­раль­но­го Н.» или как фор­ма нац. воз­ро­ж­де­ния и са­мо­оп­ре­де­ле­ния (У. Кон­нор, М. Линд, Ю. Та­мир и др.).

Некоторые ис­сле­до­ва­те­ли свя­зы­ва­ют яв­ле­ние Н. с про­цес­сом мо­дер­ни­за­ции и трак­ту­ют его как ус­ло­вие мо­дер­ни­за­ции (Э. Гелл­нер). К это­му на­прав­ле­нию при­мы­ка­ет кон­ст­рук­ти­ви­ст­ский под­ход, трак­тую­щий Н. как ме­ха­низм ре­кон­цеп­туа­ли­за­ции по­ли­тич. общ­но­сти, ко­то­рая до это­го мог­ла ка­те­го­ри­зо­вать­ся как им­пе­рия, ко­ло­ни­аль­ная ад­ми­ни­ст­ра­ция или пле­мен­ное об­ра­зо­ва­ние (Б. Ан­дер­сон). Оп­по­нен­та­ми это­го под­хо­да вы­сту­па­ют учё­ные стран Азии и Аф­ри­ки, ко­то­рые про­сле­жи­ва­ют «ин­ди­ген­ный Н.» в сво­их стра­нах до воз­ник­но­ве­ния совр. на­ций и гражд. Н. ти­па ин­дий­ско­го Дж. Не­ру и И. Ган­ди (П. Ча­ттерд­жи). В зап. нау­ке под воз­дей­ст­ви­ем пост­со­вет­ских транс­фор­ма­ций из­ме­не­ния в трак­тов­ке Н. про­изош­ли в поль­зу по­ли­ти­зи­ро­ван­ной кон­цеп­ции «рас­па­да им­пе­рии» и «три­ум­фа на­ций» (Э. Кар­рер д’Анкосс).

В рос. об­ще­ст­воз­на­нии про­дол­жа­ет гос­под­ство­вать тра­ди­ция изу­че­ния Н. как идео­ло­гии пре­вос­ход­ст­ва од­ной на­ции над дру­гой и как про­по­ве­ди нац. ис­клю­чи­тель­но­сти или же рас­про­стра­ня­ют­ся со­чи­не­ния па­ра­на­уч­но­го и ра­си­ст­ско­го ха­рак­те­ра, ав­то­ра­ми ко­то­рых вы­сту­па­ют пред­ста­ви­те­ли т. н. нац. элит, вклю­чая пред­ста­ви­те­лей т. н. рус. на­цио­на­лиз­ма. В це­лом по­ня­тие Н. от­но­сит­ся к сво­его ро­да элит­но­му по­ли­тич. про­ек­ту, и Н. мож­но рас­смат­ри­вать как ме­та­ка­те­го­рию «бы­то­во­го» по­ли­тич. и на­уч. мыш­ле­ния, как дис­кур­сив­ную прак­ти­ку в сис­те­ме от­но­ше­ний вла­сти в совр. го­су­дар­ст­вах и в сис­те­ме от­но­ше­ний вла­сти и зна­ния.

Лит.: Гелл­нер Э. На­ции и на­цио­на­лизм. М., 1991; На­цио­на­лизм: (взгляд из-за ру­бе­жа). М., 1995; Де­мо­кра­ти­за­ция и об­ра­зы на­цио­на­лиз­ма в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции 90-х гг. М., 1996; Тиш­ков В. А. О на­ции и на­цио­на­лиз­ме // Сво­бод­ная мысль. 1996. № 3; он же. Очер­ки тео­рии и по­ли­ти­ки эт­нич­но­сти в Рос­сии. М., 1997; Лейп­харт А. Де­мо­кра­тия в мно­го­со­став­ных об­ще­ст­вах. М., 1997; Хоб­сба­ум Э. На­ции и на­цио­на­лизм по­сле 1870 г. СПб., 1998; Ко­ро­тее­ва В. В. Тео­рии на­цио­на­лиз­ма в за­ру­беж­ных со­ци­аль­ных нау­ках. М., 1999; она же. Эко­но­ми­че­ские ин­те­ре­сы и на­цио­на­лизм. М., 2001; Аль­тер­матт У. Эт­но­на­цио­на­лизм в Ев­ро­пе. М., 2000; Ма­ли­но­ва О. Ю. Ли­бе­раль­ный на­цио­на­лизм: (се­ре­ди­на XIX – на­ча­ло XX в.). М., 2000; Ан­дер­сон Б. Во­об­ра­жае­мые со­об­ще­ст­ва: раз­мыш­ле­ния об ис­то­ках и рас­про­стра­не­нии на­цио­на­лиз­ма. М., 2001; Ба­ли­бар Э., Вал­лер­стайн И. Ра­са, на­ция, класс: дву­смыс­лен­ные иден­тич­но­сти. М., 2003; Му­ха­мет­ши­на Н. С. Транс­фор­ма­ции на­цио­на­лиз­ма и «сим­воль­ная эли­та»: рос­сий­ский опыт. Са­ма­ра, 2003; Смит Э. Д. На­цио­на­лизм и мо­дер­низм: кри­ти­че­ский об­зор со­вре­мен­ных тео­рий на­ций и на­цио­на­лиз­ма. М., 2004; Кал­хун К. На­цио­на­лизм. М., 2006; На­цио­на­лизм в ми­ро­вой ис­то­рии / Под ред. В. А. Тиш­ко­ва, В. А. Шни­рель­ма­на. М., 2007; Грин­фельд Л. На­цио­на­лизм. М., 2008; Ке­ду­ри Э. На­цио­на­лизм. 4-е изд. СПб., 2010; Ма­ла­хов В. С. На­цио­на­лизм как по­ли­ти­че­ская идео­ло­гия. 2-е изд. М., 2010; Ми­фы и за­блу­ж­де­ния в изу­че­нии им­пе­рии и на­цио­на­лиз­ма / Ред.-сост. И. Ге­ра­си­мов, М. Мо­гиль­нер, А. Се­ме­нов. М., 2010; На­цио­на­лизм в позд­не- и по­стком­му­ни­сти­че­ской Ев­ро­пе: В 3 т. / Под ред. Э. Яна. М., 2010; Мар­тин Т. Им­пе­рия «по­ло­жи­тель­ной дея­тель­но­сти»: на­ции и на­цио­на­лизм в СССР, 1923–1939. М., 2011; Тиш­ков В. А., Ша­ба­ев Ю. П. Эт­но­по­ли­то­ло­гия: по­ли­ти­че­ские функ­ции эт­нич­но­сти. М., 2011.


 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019