Оперетта, небольшая опера

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. В 86 т.— СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907


Оперетта — небольшая опера, въ которой отдѣльные муз. номера связаны не речитативами, а дiалогами. Въ О. всѣ музыкальные номера меньше по размѣру, проще по формѣ и по фактурѣ, чѣмъ въ оперѣ. О. состоитъ изъ одного, двухъ или трехъ актовъ, не болѣе. Сюжетъ О.— исключительно комическiй. Хотя итальянскую opera-buffa нельзя вполнѣ считать О., но она генетически связана съ нею. Первою формою opera-buffa было веселое интермеццо, исполнявшееся между актами серьезной оперы, чтобы путемъ контраста возвысить художественное дѣйствiе серьезной оперы. Выдающимися композиторами въ этой области были Лагрошино, Пиччини, Галуппи, Паизiелло, Чимароза, позднеѣ Россини, Доницетти. Opera-buffa есть продуктъ XVIII ст. Послѣ изгнанiя итальянской opera-buffa изъ Парижа, тамъ явилась французская оперетта: «Comedie à ariettes». Первое сочиненiе въ этомъ родѣ, «Les troqueurs», написалъ Антуанъ д'Овернь (1754); затѣмъ О. писали во Францiи Дуни, Филидоръ, Монсиньи, Гретри, д'Алейракъ, Госсекъ, Катель, Николо Изуаръ. У позднѣйшихъ композиторовъ О. скорѣе переходитъ въ комическую оперу (Буалдьё, Адамъ, Мегюль, Оберъ). Позднѣйшая О. во Францiи получила у Герве, Оффенбаха, Лекока и мн. др. характеръ музыкальной сатиры. Въ Германiи О. зародилась въ началѣ второй половины XVIII стол. Первая О.: «Der Teufel ist los», съ музыкою Штандфуса, была дана въ Лейпцигѣ, въ 1752 г. О. писалъ еще Адамъ Гиллеръ. Въ Вѣнѣ О. появилась годомъ раньше, чѣмъ въ Лейпцигѣ: «Der Krumme Teufel» написана Iосифомъ Гайдномъ въ 1761 г. Въ 1768 г. Моцартъ (отецъ) написалъ «Bastien und Bastienne». Для Вѣны оперетты писалъ еще Карлъ Диттерсъ фонъ-Диттерсдорфъ. Въ Мюнхенѣ въ этой области дѣйствовалъ Винтеръ, въ Мангеймѣ — Гольцбауэръ, въ Берлинѣ — Андре, Iоганнъ Шульц. Писали еще О. Цумштеегъ, Бенда и др. Подъ влiяниемъ новѣйшей франц. О. развилась новѣйшая нѣмецкая, представителями которой являются Зуппе, Iоганнъ Штраусъ, Миллекеръ, Целлеръ. Въ Англiи во второй половинѣ XIX стол. О. стала пользоваться особенными симпатiями; изъ композиторов ея особенно извѣстны Сюлливанъ и Осмондъ Карръ. Хотя въ Россiи иностранная О. пользуется успѣхомъ, но до сихъ поръ попытки въ области русской О. оказывались ничтожными. Названiе «О.» установилось въ серединѣ прошлаго столѣтiя. Къ области легкихъ сценическихъ представленiй съ музыкой относится и водевиль (см.).

Н. С.

 

Энциклопедически словарь. 1953—1955


ОПЕРЕТТА, музыкально-сценическое произведение комедийного характера. Состоит из арий, ансамблей (гл. обр. дуэтов), чередующихся с разговорной речью и часто сопровождающихся танцами. Первоночально О. наз. небольшая опера. Как самостоят. жанр. О. сложилась в сер. 19 в.; сочетала приёмы комич. оперы и водевиля. Широкое распространение получила франц. (Ф. Эрве, Ж. Оффенбах, Ш. Лекок, Р. Планкетт) и венская О. (Ф. Зуппе, И. Штраус-сын, Ф. Легар, И. Кальман и др.). Элементы реализма и сатиры, присущие классич. О. (Оффенбаха, Штрауса и др.), в ряде более поздних О. вытеснялись поверхностной развлекательностью и бурж. пошлостью. Советская О. в своих лучших образцах отличается реалистич. содержанием, использует жанры и интонации народной и массовой песни. Среди советских композиторов О.: И. О. Дунаевский, Н. М. Стрельников, Б. А. Александров, Ю. С. Милютин, В. П. Соловьёв-Седой и др.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ОПЕРЕТТА (итал. operetta, букв.— маленькая опера), муз.-театр. жанр, представление преим. комедийного характера, в к-ром вокальные и инструментальные музыкальные номера, а также танцы перемежаются разговорными диалогами. О. сложилась в Париже к сер. 19 в. Для ранних образцов характерны сатирич. направленность, злободневность, позднее большое значение приобретают лирическое и жанровое начала. В кон. 19 в.— нач. 20 в. ведущее положение занимает венская О. Свои школы О, сложились и в др. странах. Мн. зап.-европейские О. не свободны от поверхностной развлекательности, вульгарности, а также от драматургич. штампов. Сов. О. развивается на основе нац. комич. оперы, народной и массовой песенности. Среди наиболее значит. О.—«Прекрасная Елена» (1884) и «Перикола» (1888) Ж. Оффенбаха, «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока (1872), «Донна Жуанита» Ф. Зуппе (1880), «Летучая мышь» (1874) и «Пыганский барон» (1885) И. Штрауса-сына, «Веселая вдова» Ф. Легара (1905), «Сильва» И. Кальмана (1915), «Холопка» Н. М. Стрельникова (1929), «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова (1937), «Вольный ветер» (1947) и «Белая акация» (1955) И. О. Дунаевского, «Трембита» Г. С. Милютина (1949), «Москва, Черёмушки» Д. Д. Шостаковича (1959), «Сто чертей и одна девушка» Т. Н. Хренникова (1983).

 

 

ОПЕРЕТТА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/music/text/2690751


ОПЕРЕ́ТТА (итал. operetta, букв. – ма­лая опе­ра), вид (жанр) муз. те­ат­ра; раз­вле­ка­тель­ное муз.-сце­нич. пред­став­ле­ние, в ко­то­ром объ­е­ди­ня­ют­ся пе­ние, та­нец, раз­го­вор­ные сце­ны, эле­мен­ты эс­т­рад­но­го иск-ва. Во 2-й пол. 17 – сер. 19 вв. тер­мин при­ме­нял­ся к раз­но­го ро­да не­боль­шим ли­рич. и ко­мич. опе­рам, пре­им. с раз­го­вор­ны­ми диа­ло­га­ми. О. в совр. смыс­ле сло­жи­лась в 1850-е гг. в Па­ри­же, выс­шие дос­ти­же­ния жан­ра в его клас­сич. ви­де от­но­сят­ся гл. обр. к франц., вен­ской и но­вой вен­ской О. (кон. 1850-х – 1920-е гг.). Осн. пред­ше­ст­вен­ни­ки О. – во­де­виль (от не­го О. от­ли­ча­ет­ся оби­ли­ем му­зы­ки) и разл. ви­ды ко­мич. опе­ры (франц. опе­ра-ко­мик, австр. зин­гш­пиль и др.). Муз. ос­но­ва – об­ще­дос­туп­ные по сти­ли­сти­ке ку­плет­ные пес­ни и по­пу­ляр­ные тан­цы, тес­но свя­зан­ные с совр. фор­ма­ми муз. бы­та (франц. ка­фе­шан­тан, вен­ские ба­лы и др.). Ис­поль­зу­ют­ся так­же опер­ные фор­мы (ария, ду­эт и др.), ко­то­рые в О. бо­лее про­сты по муз. язы­ку и вы­дер­жа­ны в пе­сен­но-тан­це­валь­ном ха­рак­те­ре. Сю­же­ты со­звуч­ны со­вре­мен­но­сти, но лег­ко­мыс­лен­ны и не­ред­ко фри­воль­ны (вос­пе­ва­ние ра­до­стей лёг­кой и ве­сё­лой жиз­ни, кра­со­ты и люб­ви); ха­рак­тер­но сни­жен­ное пе­ре­ина­чи­ва­ние из­вест­ных сю­жет­ных мо­ти­вов и варь­и­ро­ва­ние на­ро­чи­то ба­наль­ных си­туа­ций. О. тра­ди­ци­он­но ста­вит­ся «на ак­тё­ров», ко­то­рые, в от­ли­чие от опер­ных пев­цов, долж­ны об­ла­дать дра­ма­тич. мас­тер­ст­вом; по­сте­пен­но в рам­ках жан­ра вы­ра­бо­та­лась осо­бая ис­пол­ни­тель­ская ма­не­ра – брио (итал. и франц. brio, букв. – жи­вость, блеск), с ко­то­рой свя­за­ны спе­ци­фич­ные для О. блеск и шарм.

Пер­вые ав­то­ры О. – франц. ком­по­зи­то­ры Ф. Эр­ве и Ж. Оф­фен­бах, пер­вый клас­сик жан­ра; луч­шие его со­чи­не­ния на­пи­са­ны на либр. Э. Кре­мьё, А. Мель­я­ка и Л. Га­ле­ви. На­ря­ду с тер­ми­ном «О.» (франц. opérette), ко­то­рым Оф­фен­бах обо­зна­чал свои од­но­акт­ные ли­ри­ко-ко­мич. пред­став­ле­ния, он ис­поль­зо­вал тер­ми­ны «му­зы­каль­ная буф­фо­на­да» (bouf­fon­nerie musicale), «опе­ра-буфф» (opéra bouffe) и др.; позд­нее за все­ми по­доб­ны­ми сце­нич. со­чи­не­ния­ми Оф­фен­ба­ха, не­за­ви­си­мо от раз­но­вид­но­стей, за­кре­пи­лось обо­зна­че­ние «О.». Стрем­ле­ние Оф­фен­ба­ха и его либ­рет­ти­стов уго­дить вку­сам пуб­ли­ки со­еди­ня­лось с дра­ма­тур­гич. мас­тер­ст­вом, ост­ро­уми­ем тек­ста (зло­бо­днев­ные сю­же­ты в фар­со­вом ду­хе) и изо­бре­та­тель­но­стью му­зы­ки. Па­ро­дий­ное (по мне­нию Э. Зо­ля и мн. кри­ти­ков то­го вре­ме­ни, ко­щун­ст­вен­ное) пре­лом­ле­ние др.-греч. ми­фов – в опе­рет­тах Оф­фен­ба­ха «Ор­фей в аду» (1858) и «Пре­крас­ная Еле­на» (1864) с их яр­ки­ми во­каль­ны­ми но­ме­ра­ми, жи­вы­ми стре­ми­тель­ны­ми тан­ца­ми (га­лоп, кан­кан). Те же осо­бен­но­сти свой­ст­вен­ны его О. «Си­няя бо­ро­да», «Па­риж­ская жизнь» (обе 1866), «Ве­ли­кая гер­цо­ги­ня Ге­роль­штейн­ская» (1867), «Пе­ри­ко­ла» (1868). В даль­ней­шем гл. франц. опе­ре­точ­ны­ми ком­по­зи­то­ра­ми ста­ли Ш. Ле­кок («Дочь ма­дам Ан­го», 1872), Р. План­кет («Кор­не­виль­ские ко­ло­ко­ла», 1877), Э. Од­ран («Мас­кот­та», 1880). К нач. 20 в. франц. О. в ос­нов­ном ис­чер­па­ла се­бя, хо­тя впо­след­ст­вии к ней об­ра­ща­лись вид­ные му­зы­кан­ты (А. Онег­гер).

К нач. 1860-х гг. от­но­сит­ся по­яв­ле­ние вен­ской О., круп­ней­шие ав­то­ры – Ф. фон Зуп­пе («Пан­сио­нат», 1860, счи­та­ет­ся пер­вой вен­ской О.), И. Штра­ус, К. Мил­лё­кер, К. Цел­лер («Про­да­вец птиц», 1891). Либ­рет­то (ве­ду­щие ав­то­ры – Ф. Целль и Р. Же­не) обыч­но по­строе­ны на лёг­кой во­де­виль­ной ин­три­ге с пе­ре­оде­ва­ния­ми, не­до­ра­зу­ме­ния­ми, не­ожи­дан­ны­ми по­во­ро­та­ми дей­ст­вия, в ко­то­ром осо­бен­ное зна­че­ние при­об­ре­та­ют ли­рич. мо­ти­вы. Вы­со­кой ху­дож. цен­но­стью вен­ские О. бо­лее все­го обя­за­ны му­зы­ке; ос­но­ва муз. язы­ка – мно­го­об­раз­ные фор­мы вен­ско­го валь­са на­ря­ду с мар­шем, поль­кой, га­ло­пом, ма­зур­кой, чар­да­шем. Вы­со­ким ху­дож. уров­нем осо­бен­но от­ли­ча­ют­ся «Ле­ту­чая мышь» (1874) и «Цы­ган­ский ба­рон» (1885) Штрау­са с их ро­ман­тич. валь­со­вой сти­хи­ей; соль­ные во­каль­ные пар­тии пред­став­ля­ют со­бой вы­со­кий уро­вень ис­пол­ни­тель­ской слож­но­сти. Муз. дра­ма­тур­гию Штра­ус и Зуп­пе трак­ту­ют близ­ко к тра­ди­ци­ям итал. опе­ры-буф­фа, соз­да­вая раз­вёр­ну­тые и слож­ные ан­самб­ли, фи­на­лы. В вен­ской О. ус­пеш­но вос­про­из­во­дит­ся нац. муз. ко­ло­рит: италь­ян­ский – в «Бок­кач­чо» Зуп­пе (1879), поль­ский – в «Ни­щем сту­ден­те» Мил­лё­ке­ра (1882), вен­гер­ский – в «Цы­ган­ском ба­ро­не». «Кра­си­вая бур­жу­аз­ность» и од­но­вре­мен­но ти­пич­но опе­ре­точ­ная чув­ст­ви­тель­ность в боль­шой сте­пе­ни свой­ст­вен­ны т. н. но­вой вен­ской О.; её осн. пред­ста­ви­те­ли – ком­по­зи­то­ры Ф. Ле­гар, И. Каль­ман, О. Штра­ус, Л. Фалль, Р. Штольц, либ­рет­ти­сты В. Ле­он, Р. Бо­данц­ки, Б. Йен­бах, Л. Штейн. В сю­же­тах гла­вен­ст­ву­ет со­че­та­ние ли­рич. ли­нии с ко­ме­дий­ной, сце­ни­че­ски пред­став­лен­ной т. н. кас­ка­дом (бы­ст­рый та­нец, ос­но­ван­ный на прыж­ке и со­про­во­ж­даю­щий­ся пе­ни­ем). Ус­тоя­лись опе­ре­точ­ные ам­п­луа: ли­рич. ге­рои (им от­да­ны ве­ду­щие во­каль­ные пар­тии), экс­цен­трич. кас­кад­ная па­ра, мо­ло­дые лю­ди (про­ста­ки), суб­рет­ки, ко­ми­че­ский ста­рик и др. Му­зы­ка мн. О. ос­но­вы­ва­ет­ся на фольк­ло­ре – вост.-сла­вян­ском («Ве­сё­лая вдо­ва» Ле­га­ра, 1905), венг. и цы­ган­ском («Ко­ро­ле­ва чар­да­ша» Каль­ма­на, 1915). Зна­чит. влия­ние вен­ская О. ока­за­ла на бер­лин­скую (с кон. 19 в.), наи­бо­лее зна­чит. её пред­ста­ви­тель – Ж. Жиль­бер (М. Вин­тер­фельд). Не­про­дол­жи­тель­ный рас­цвет англ. О. свя­зан пре­им. с твор­че­ст­вом ком­по­зи­то­ра А. Сал­ли­ве­на и либ­рет­ти­ста У. Гил­бер­та.

В 1930-е гг. жанр О. по­сте­пен­но пе­ре­стал ин­те­ре­со­вать ев­роп. ком­по­зи­то­ров, од­на­ко клас­сич. О. по-преж­не­му бы­ла вос­тре­бо­ва­на сре­ди са­мых раз­ных сло­ёв об­ще­ст­ва. Пе­ре­не­се­ние ев­роп. О. на амер. сце­ну и её адап­та­ция к но­вым ус­ло­ви­ям в нач. 20 в. со­ста­ви­ли ос­но­ву но­во­го жан­ра – мю­зик­ла.

Ис­то­рия О. в Рос­сии на­ча­лась в 1860-х гг. с по­ста­но­вок опе­ретт Оф­фен­ба­ха, в т. ч. на им­пе­ра­тор­ской сце­не; в С.-Пе­тер­бур­ге, Мо­ск­ве, Одес­се и др. го­ро­дах рос. про­вин­ции соз­да­ва­лись опе­ре­точ­ные ан­тре­при­зы (М. В. Лен­тов­ско­го, А. Э. Блю­мен­таль-Та­ма­ри­на и др.). Клас­сич. О. про­дол­жа­ли ши­ро­ко ста­вить­ся и в сов. пе­ри­од; то­гда же сло­жилась отеч. шко­ла О. На­ча­ло сов. О. по­ло­же­но ком­по­зи­то­ра­ми И. О. Ду­на­ев­ским и Н. М. Стрель­ни­ко­вым («Хо­лоп­ка», 1927). В со­чи­не­ни­ях Ду­на­ев­ско­го 1930–50-х гг. («Воль­ный ве­тер», 1947, и др.), но­ся­щих пре­им. ли­ри­ко-ро­ман­тич. ха­рак­тер, ис­поль­зо­ван опыт клас­сич. О. в со­че­та­нии с но­вой пе­сен­ной ме­ло­ди­кой. Сре­ди ав­то­ров сов. О.: Б. А. Алек­сан­д­ров (см. в ст. Алек­санд­ро­вы; «Свадь­ба в Ма­ли­нов­ке», 1937), К. Я. Лис­тов («Се­ва­сто­поль­ский вальс», 1961), Г. С. Ми­лю­тин («Де­ви­чий пе­ре­по­лох», 1945; «Трем­би­та», 1949), В. П. Со­ловь­ёв-Се­дой («Са­мое за­вет­ное», 1951), Т. Н. Хрен­ни­ков («Сто чер­тей и од­на де­вуш­ка», 1963), А. Я. Эш­пай («Нет ме­ня сча­ст­ли­вее», 1972). Тра­ди­ции нац. муз.-ко­ме­дий­но­го иск-ва по­лу­чи­ли раз­ви­тие в жан­ре О. в рес­пуб­ли­ках СССР (Р. Гад­жи­ев и др.), по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны – в ря­де стран Вост. Ев­ро­пы. Во мно­гих слу­ча­ях гра­ни­цы жан­ра стёр­ты, и обо­зна­че­ние «О.» мо­жет ис­поль­зо­вать­ся на­ря­ду с тер­ми­на­ми «муз. ко­ме­дия» и «мю­зикл».

К кон. 20 в. О. по­все­ме­ст­но ут­ра­ти­ла бы­лую по­пу­ляр­ность, од­на­ко луч­шие ев­роп. и отеч. об­раз­цы жан­ра рас­про­стра­не­ны в ви­де муз. филь­мов и ви­део­за­пи­сей спек­так­лей, сре­ди наи­бо­лее зна­ме­ни­тых – «Ле­ту­чая мышь» И. Штра­уса (за­пись спек­так­ля лон­дон­ско­го те­ат­ра «Ко­вент-Гар­ден», 1983, ди­ри­жёр П. До­мин­го).

Лит.: Keller О. Die Operette in ihrer geschicht­lichen Entwicklung. Lpz. u. a., 1926; Ян­ков­ский М. Опе­рет­та. Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие жан­ра на За­па­де и в СССР. Л.; М., 1937; он же. Со­вет­ский те­атр опе­рет­ты. Л.; М., 1962; он же. Ис­кус­ст­во опе­рет­ты. М., 1982; Hughes G. Composers of operetta. L.; N. Y., 1962; Му­зы­каль­ный те­атр и со­вре­мен­ность. Во­про­сы раз­ви­тия со­вет­ской опе­рет­ты. М., 1962; Ярон Г. О лю­би­мом жан­ре. 2-е изд. М., 1963; Schneidereit O. Operettenbuch. 10. Aufl. B., 1964; Opeлович A. Что та­кое опе­рет­та. М.; Л., 1966; Grun В. Kulturgeschichte der Ope­rette. В., 1967; Жу­ко­ва Л. Ис­кус­ст­во опе­рет­ты. М., 1967; она же. В ми­ре опе­рет­ты. М., 1976; Bruyr J. L’opérette. P., 1974; Вла­ди­мир­ская A. Звезд­ные ча­сы опе­рет­ты. [Л.], 1975; Ми­хее­ва Л., Оре­ло­вич А. В ми­ре опе­рет­ты. Л.; М., 1977; Трау­берг Л. Ж. Оф­фен­бах и дру­гие. М., 1987; Traubner R. Operetta: a thea­t­rical history. N. Y.; L., 1989; Гре­ко­ва-Даш­ков­ская ОП. Ста­рые мас­те­ра опе­рет­ты. М., 1990; Оster L. Les opérettes du répertoire courant. 2 éd. P., 1990; Klotz V. Operette. Porträt und Handbuch einer unerhörten Kunst. Münch., 1991; Kracauer S. Offenbach and the Paris of his time. 2nd ed. N. Y.; L., 2002.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Опере́тта (итал. operetta — уменьшительное от «опера») — музыкально-театральный жанр, сценическое произведение и представление, основанное на синтезе слова, сценического действия, музыки и хореографии... Читать оригинал

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019