Орган, инструмент — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

 Энциклопедический Словарь. 1953—1955орган

ОРГАН, духовой клавишно-педальный музыкальный инструмент; состоит из неск. групп (регистров) труб (обычно механических), приводимых в звучание воздухом, нагнетаемым мехами. Играют на О. при помощи неск. клавиатур — ручных (мануалов) и ножных (педалей). Каждый клавиш управляет одним и тем же звуком во всех регистрах; регистры, отличающиеся друг от друга звуковой окраской (тембром), включаются при помощи особых рычагов.

 

В. Даль. Толковый словарь

ОРГАНЪ м. лат. музыкальное орудiе, составленное изъ большого числа разномерныхъ трубъ, съ поддувальным мехомъ и клавишами; онъ заменяетъ, полнотою и объемомъ весь оркестръ. Большой церковный органъ, зовут также органами: малый, расхожiй, или просто органъ, без ручныхъ клавишей, а играютъ на немъ вертя лебедку, ручку, и притомъ только напевы, набитые на валу; органъ заводной, какъ часы, обычно зовется машиной: органчикъ, для обученiя певчихъ птицъ, серинетка. Чайку покушать, да органчика послушать. Органные мехи. Органный пунктъ, муз. звукъ или нота, которую держитъ басъ, при переходахъ прочихъ голосов. Органистъ, игрокъ, музыкантъ на органе: органщикъ, органный мастеръ; || органщиками зовут и заморскихъ нищихъ, с органишкомъ. Органистовъ очечникъ. Органщиково зяблое лицо. Органщичьи ухватки. Органка ж. стар. опускная решетка в воротахъ. || Пищальная батарея.

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ОРГАН, духовой клавишный музыкальный инструмент древнего происхождения. Состоит из набора труб-регистров (деревянных и металлических) разных размеров, пневматических системы (звуконагнетающего устройства и воздухопроводов) и кафедры управления. Имеет несколько клавиатур — ручных (мануалов) и ножных (педалей). Предшественники органа — волынка, древнекитайский шэн, европейская флейта Пана. С 14 в. до середины 18 в. орган был широко распространён в Западной Европе сперва как церковный, затем как светский инструмент. Позднее оттеснён с развитием оперной, камерной, симфонической музыки. Используется преимущественно как сольный инструмент.

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

ОРГА´Н, -а, м. Музыкальный духовой клавишный инструмент, состоящий из труб, в к-рые мехами нагнетается воздух. || прил. органный, -ая, -ое. Органная музыка.

ОРГАНИ´СТ, -а, м. Музыкант, играющий на органе. || ж. органистка, -и.

 

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890

Органъ, (organum — лат., organo — итал., Orgel — нѣм., orgue — франц., organ — англ.) — большой музыкальный духовой хроматическiй клавишный инструментъ съ мѣхами, трубами, трубками (металлическими, деревянными, безъ язычковъ и съ язычками) различныхъ тембровъ. По звуковому богатству и обилiю музыкальныхъ средствъ О. занимаетъ первое мѣсто между всѣми инструментами и считается царемъ инструментовъ. Вслѣдствiе своей выразительности, онъ давно сдѣлался достоянiемъ церкви. Зародышъ О. можно видѣть въ флейтѣ Пана (Syrinx), a так-же въ волынкѣ (Sackpfeife). Евреи примѣняли при богослуженiяхъ родъ О. — магрефа; у грековъ было тоже нѣчто въ родѣ О. (Hydraulikon). У римлянъ былъ комнатный О. (Hydraulis). Изображенiе этого инструмента имѣется на одной монетѣ или жетонѣ временъ Нерона. О. большихъ размѣровъ появились въ IV ст., болѣе или менѣе усовершенствованные О. — въ VII и VIII ст. Папа Виталiанъ (VII ст.) ввелъ О. въ католическую церковь. Въ VIII стол. Византiя славилась своими О. Искусство строить О. развилось и въ Италiи, откуда въ IX ст. они выписывались во Францiю. Позднѣе это искусство развилось въ Германiи. Наибольшее и повсемѣстное распространенiе О. начинаетъ получать въ XIV ст. Въ 1470 г. нѣмецъ Бернгардтъ въ Венецiи ввелъ въ О. педаль, т. е. клавiатуру для ногъ. Старинные О., въ сравненiи съ современными, были грубой работы; ручная клавiатура, напр., состояла изъ клавишъ шириною отъ 5 до 7 дм. Разстоянiе между клавишами было въ полдюйма. Ударяли по клавишамъ не пальцами, какъ теперь, а кулаками. Въ XVI и XVII ст. уменьшены клавиши и увеличено число трубокъ. Въ настоящее время наиболѣе знаменитымъ строителемъ О. считается Вилькеръ въ Лудвигсбургѣ. Об О. писали: Bedos de Celles; «L'art du facteur, d'orgues» (1766—78); Antony, «Geschichtliche Darstellung der Entstehung und vervolkommnung der О.» (Мюнстеръ, 1832); Hopkins, «The organ; its history and construction» (Л., 1855); Seidel, «Die O. und ihr Bau» (4 изд., Лпц., 1887); Wangemann, «Die O. ihre Geschichte und ihr Bau» (3 изд., ib., 1887); Töpfer, «Lehrbuch der Orgel baukunst» (Вѣна, 3 изд. 1888); Frenzel, «Die O. und ihre Meister» (Дрезд., 1894). Усовершенствованные О. достигли огромнаго числа трубъ и трубокъ; напр. О. въ Парижѣ въ церкви St. Sulpice имѣетъ 7 тыс. трубъ и трубокъ. Въ О. бываютъ открытыя съ обѣихъ сторонъ трубы и трубки слѣдующихъ величинъ: въ 1 фт. (Piccolo) — ноты звучатъ тремя октавами выше писанныхъ, въ 2 фт. — ноты звучатъ двумя октавами выше писанныхъ, въ 4 фт. — ноты звучатъ октавой выше писанныхъ, въ 8 фт. — ноты звучатъ, какъ пишутся, въ 16 фт. — ноты звучатъ октавой ниже писанныхъ, въ 32 фт. — ноты звучатъ двумя октавами ниже писанныхъ. Если эти открытыя трубы закрыть съ одной стороны, то ихъ звуки понизятся на октаву. Не всѣ О. имѣютъ трубы большихъ размѣровъ. По величинѣ самыхъ большихъ трубъ въ О. онъ получаетъ свое названiе, напр. — въ 4 фт.; или въ 8 фт., или въ 16 фт. Клавiатуръ въ О. бываетъ отъ 2 до 5; называются онѣ мануалами. Хотя каждая клавиатура О. имѣетъ объемъ въ 4 ½ октавы, но, благодаря трубамъ, звучащимъ на двѣ октавы ниже или на три октавы выше писанныхъ нотъ, объемъ большого О. имѣет 9 ½ октавъ. Каждый наборъ трубъ одинаковаго тембра составляетъ как-бы отдѣльный инструментъ и называется голосомъ (Stimme, Jeu). Каждая изъ выдвигаемыхъ или вдвигаемыхъ кнопокъ или регистровъ (находящихся надъ клавиатурой или по бокамъ инструмента) приводитъ въ действiе соотвѣтствующiй ей рядъ трубокъ. Каждая кнопка или регистръ имѣетъ свое названiе и соотвѣтствующую надпись, съ обозначенiемъ длины трубъ этого регистра. Названiе регистра и величина трубъ обозначаются на нотахъ надъ тѣмъ мѣстомъ, гдѣ извѣстный регистръ долженъ быть примѣненъ. Регистровъ въ О. от 5 до 100 и болѣе. Всѣ регистры распадаются на двѣ категорiи: 1) регистры съ трубами безъ язычковъ (Jeux de fond, Labialpfeifen). Къ этой категорiи принадлежатъ регистры открытыхъ флейтъ, регистры закрытыхъ флейтъ (bourdons), регистры призвуковъ (jeux de mutation или mixture), въ которыхъ каждая нота имѣетъ нѣсколько (болѣе слабыхъ) гармоническихъ призвуковъ. 2) Регистры, у которыхъ трубы съ язычками (Jeux d'anche, Rohr-oder Schnarrwerke). Соединенiе регистровъ обѣихъ категорiй вмѣстѣ съ микстурой называется plain jeu. Клавiатуры или мануалы расположены въ О. террасой, одна надъ другой. Кромѣ нихъ существуетъ еще клавiатура педалей (отъ 5 до 30 клавишъ), преимущественно для низкихъ звуковъ. Партiя для рукъ пишется на двухъ системахъ, въ ключахъ , какъ для фортепiано. Партiю педалей пишутъ чаще отдѣльно на одной системѣ, въ ключѣ . На клавiатурѣ педалей, называемой просто «педаль», играютъ обѣими ногами, пользуясь поперемѣнно каблукомъ и носкомъ. О. безъ педали называется positiv, маленькiй переносный O. — portativ. Въ наиболѣе употребительныхъ церковныхъ и концертныхъ О. три клавiатуры для рукъ (мануалы) и одна для ногъ. Нижнiй мануалъ — самый близкiй къ играющему — называется первымъ мануаломъ (Grand-orgue), слѣдующiй за нимъ выше — вторымъ мануаломъ (positif, expressif), верхнiй мануалъ — третьимъ (récit, expressif). Облегченiями для играющихъ и средствомъ для усиленiя или ослабленiя звучности служатъ: a) Coppula — механизмъ, съ помощью котораго связываются двѣ клавиатуры, при чемъ выдвинутые на нихъ регистры дѣйствуютъ одновременно. Coppula даетъ возможность играющему на одномъ мануалѣ пользоваться выдвинутыми регистрами другого, b) 4 подножки надъ клавiатурой педалей (Pédale de combinaison, Tritte), изъ которыхъ каждая дѣйствуетъ на извѣстную опредѣленную комбинацiю регистровъ. с) Boîte d'expression — приборъ, состоящiй изъ дверецъ, закрывающихъ и открывающихъ все помѣщенiе съ трубами разныхъ регистровъ, вслѣдствiе чего происходитъ crescendo и decrescendo. Дверцы приводятся въ движенiе подножкой (Schwelltritt). Такъ какъ регистры въ разныхъ О. разныхъ странъ не одинаковы, то въ органной партiи они не обозначаются подробно: выписываютъ надъ тѣмъ или другимъ мѣстомъ органной партiи только мануалъ, обозначенiе трубъ съ язычками или безъ нихъ и величину трубъ. Остальныя подробности предоставляются исполнителю. О. соединяется съ оркестромъ и пѣнiем въ ораторiяхъ, кантатахъ, псалмахъ, а также въ оперѣ, преимущественно какъ аккомпанементъ молитвы.

Н. Соловьевъ.

 

ОРГАН // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)

ОРГА́Н (лат. organum, от греч. ὄργανον – ору­дие, ин­ст­ру­мент; нем. Orgel, франц. orgue), кла­виш­но-ду­хо­вой муз. ин­ст­румент. Осн. час­ти: тру­бы (зву­ча­щая часть); ме­хи (часть сис­те­мы воз­ду­хо­по­да­чи; до изо­бре­те­ния элек­тро­мо­то­ра воз­дух на­ка­чи­ва­ли ру­ка­ми или но­га­ми помощ­ни­ки – калькан­ты); винд­ла­ды (от нем. Windlade, букв. – воз­душ­ный ящик; ём­ко­сти, пред­на­зна­чен­ные для рас­пре­де­ле­ния воз­ду­ха по ус­та­нов­лен­ным на них тру­бам); кла­виа­ту­ры и ру­ко­ят­ки вклю­че­ния ре­ги­ст­ров (сис­те­ма управ­ле­ния ин­ст­ру­мен­том).

Шамады. Фрагмент органа работы Х. де Чаваррии. 1765. Марчена (близ Севильи, Испания). Фото М. А. Моисеевой

Кла­ви­ши и ре­ги­ст­ро­вые ру­ко­ят­ки обес­пе­чи­ва­ют по­да­чу воз­ду­ха к со­от­вет­ст­вую­щим тру­бам и свя­за­ны с ни­ми при по­мо­щи т. н. трак­ту­ры. Последняя мо­жет быть ме­ха­ни­че­ской (связь кла­ви­ши и тру­бы осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез ряд пе­ре­да­точ­ных уз­лов и ры­ча­гов), пневматической (связь че­рез тон­кую ме­тал­лич. труб­ку, по ко­то­рой идёт воз­дух), элек­три­че­ской (кла­пан тру­бы от­кры­ва­ет­ся за счёт импуль­са по­сто­ян­но­го то­ка в элек­трич. це­пи). Боль­шин­ст­во ор­ган­ных труб на­хо­дит­ся внут­ри кор­пу­са ин­ст­ру­мен­та, не­ко­то­рые из них могут быть вы­не­се­ны на фа­сад О., об­ра­щён­ный к ауди­то­рии. Оформ­ле­ние кор­пу­са О. под­час пред­став­ля­ет не мень­шую ху­дож. ценность, чем его зву­ча­ние. Ме­сто ор­га­ни­ста – пульт, или кафедра, – ча­ще все­го рас­по­ла­га­ет­ся пе­ред фа­са­дом, имеет кла­виа­ту­ры для рук (ма­нуа­лы) и для ног (пе­даль), а так­же ру­ко­ят­ки вклю­че­ния регист­ров и пе­да­ли управ­ле­ния спец. уст­рой­ст­ва­ми, сре­ди ко­то­рых – копу­лы (ме­ха­низм, по­зво­ляю­щий при иг­ре на од­ном ма­нуа­ле ис­поль­зо­вать ре­ги­ст­ры дру­го­го). При иг­ре ор­га­ни­сту обыч­но по­мо­га­ет асси­стент, пе­ре­клю­чаю­щий ре­ги­ст­ры, ука­зан­ные в но­тах. Ко­ли­че­ст­во ма­нуа­лов О. – от 1 до 7 (ча­ще 2–4), диа­па­зон ка­ж­до­го – от «до» боль­шой до «соль» 3-й («до» 4-й) ок­та­вы; ре­аль­ное зву­ча­ние ин­ст­ру­мен­та мо­жет дос­ти­гать 10 ок­тав.

Под тер­ми­ном «О.» по­ни­ма­ют­ся так­же ма­лые раз­но­вид­но­сти ин­ст­ру­мен­та. Пор­та­тив (нем. Portativ) – ма­лень­кий пе­ре­нос­ной О., крепился на плечевом рем­не или рас­по­ла­гал­ся на ко­ле­не ис­пол­ни­те­ля, ко­то­рый од­ной ру­кой иг­рал, а дру­гой на­ка­чи­вал воз­дух при помо­щи ме­хов. По­зи­тив (нем. Posi­tiv) – не­боль­шой О. без пе­да­ли, час­то раз­ме­щал­ся на сто­ле; при иг­ре ор­га­ни­сту тре­бо­вал­ся помощник, на­ка­чи­ваю­щий воз­дух. По­зи­тив, со­став­лен­ный языч­ко­вы­ми тру­ба­ми (обыч­но не имею­щи­ми рас­тру­бов), на­зы­вал­ся ре­галь (нем. Regal).

Раз­но­об­ра­зие ха­рак­те­ри­стик ор­ган­ных труб да­ёт воз­мож­но­сти для соз­да­ния мно­же­ст­ва раз­ных по зву­ча­нию ре­ги­ст­ров, на­бор ко­то­рых индивидуален для ка­ж­до­го ин­ст­ру­мен­та. Ре­ги­ст­ры (груп­па труб, оди­на­ко­вых по тем­бру, но раз­ных по вы­со­те зву­ча­ния) раз­ли­ча­ют­ся по фор­ме труб (от­кры­тые и за­кры­тые; ко­нич., ци­лин­д­рич., квад­рат­но­го се­че­ния и др.), их мен­зу­ре (ши­ро­ко- и уз­ко­мен­зур­ные), ма­те­риа­лу из­го­тов­ле­ния (метал­лич. и де­ре­вян­ные) и др. По спо­со­бу зву­ко­об­ра­зо­ва­ния тру­бы (и со­от­вет­ст­вен­но ре­ги­ст­ры) де­лят­ся на ла­би­аль­ные и языч­ко­вые. В лабиаль­ных тру­бах, ко­то­рые в за­ви­си­мо­сти от ши­ри­ны мен­зуры де­лят­ся на прин­ци­па­лы (от лат. prin­cipalis – пер­вый, глав­ный), флей­ты и штрайхеры (от нем. Streicher – смыч­ко­вые [ин­ст­ру­мен­ты]), звук ро­ж­да­ет­ся в ре­зуль­та­те ко­ле­ба­ния возд. стол­ба внут­ри тру­бы. В языч­ко­вых тру­бах зву­ко­об­ра­зо­ва­ние про­ис­хо­дит за счёт ко­ле­ба­ния бью­ще­го языч­ка. Тру­бы языч­ко­вых ре­ги­ст­ров мо­гут иметь длин­ные или ко­рот­кие рас­тру­бы разл. форм. Не­ко­то­рые исп. и франц. О. име­ют ха­рак­тер­ные го­ри­зон­таль­но рас­по­ло­жен­ные трубы языч­ко­вых ре­ги­ст­ров на фа­са­де – т. н. ша­мады (франц. chamade). Ре­ги­ст­ры раз­ли­ча­ют­ся так­же по тес­си­ту­ре, ко­то­рая традицион­но обо­зна­ча­ет­ся чис­лом, со­от­вет­ст­вую­щим дли­не са­мой низ­кой тру­бы дан­но­го ре­ги­ст­ра, ча­ще все­го в фу­тах. Ре­ги­ст­ры, в назва­ни­ях ко­то­рых фи­гу­ри­ру­ет чис­ло, крат­ное 8, на­зы­ва­ют­ся ос­нов­ны­ми; они зву­чат в со­от­вет­ст­вии с нот­ной за­пи­сью (8-фу­то­вый регистр обо­зна­ча­ет­ся 8), на од­ну или две ок­та­вы ни­же (16 или 32 со­от­вет­ст­вен­но), на од­ну, две или три ок­та­вы вы­ше (4, 2 и 1 соответ­ст­вен­но). Осо­бый род ла­би­аль­ных ре­ги­ст­ров пред­став­ля­ют со­бой али­к­во­ты – обер­то­но­вые ре­ги­ст­ры. Они редко ис­поль­зу­ют­ся са­мо­стоя­тель­но и, яв­ля­ясь вы­де­лен­ны­ми обер­то­на­ми по от­но­ше­нию к ос­нов­ным ре­ги­ст­рам, ме­ня­ют ок­ра­ску то­го ос­нов­но­го ре­ги­ст­ра, к ко­то­ро­му до­бав­ле­ны. На­зва­ния али­к­вот час­то ука­зы­ва­ют на ин­тер­вал, ко­то­рый они со­став­ля­ют с ос­нов­ным то­ном, а так­же со­дер­жат дроб­ное чис­ло, от­ра­жаю­щее их от­но­ше­ние к ос­нов­но­му то­ну (напр.: Quinta 22/3, Terzia 13/5). Су­ще­ст­ву­ют ре­ги­ст­ры, со­стоя­щие из несколь­ких рядов труб, и в этом слу­чае на­жа­тие од­ной кла­ви­ши при­во­дит к вос­про­из­ве­де­нию не­сколь­ких нот; к та­ко­вым от­но­сят­ся миксту­ры (Mixtura, Cornet, Zimbel, Terzian и др.). Ком­би­на­ция из прин­ци­па­лов в со­че­та­нии с али­к­во­та­ми и мик­сту­ра­ми со­став­ля­ет т. н. ор­ган­ное пле­но (итал. organo pleno, от лат. plenus – силь­ный, мощ­ный, пол­но­звуч­ный) – наи­бо­лее ха­рак­тер­ную и по­ка­затель­ную звучность О., яр­кую и тор­же­ст­вен­ную. Осо­бый вид много­ряд­ных ре­ги­ст­ров – неж­ные и ти­хие тре­мо­ли­рую­щие ре­ги­ст­ры, в ко­то­рых на ка­ж­дую кла­ви­шу при­хо­дит­ся по 2 тру­бы, на­стро­ен­ные с биением, что соз­да­ёт эф­фект лёг­кой виб­ра­ции (Aeoline; Unda maris, лат. – морская вол­на). Уст­рой­ст­во, по­зво­ляю­щее дос­тиг­нуть эф­фек­та вибрации при­ме­ни­тель­но к лю­бо­му из ре­ги­ст­ров ма­нуа­ла, – тре­му­лянт (вклю­ча­ет­ся обыч­но отд. ре­ги­ст­ро­вой ру­ко­ят­кой). Су­ще­ст­ву­ют так­же «деко­ра­тив­ные» ре­ги­ст­ры: гло­кен­шпиль (нем. Glockenspiel – колоколь­чи­ки), ре­ги­ст­ры, изо­бра­жаю­щие пе­ние птиц (исп. Pajaritos, нем. Nachti­gall), и др.

В ка­то­лич. церк­ви и в боль­шин­ст­ве про­тес­тант­ских (лю­те­ран­ская и др.), где О. яв­ля­ет­ся ча­стью муз. оформ­ле­ния бо­го­слу­же­ния, он обыч­но распола­га­ет­ся на зап. сте­не над вхо­дом, од­на­ко мо­жет на­хо­дить­ся и в др. мес­тах: ме­ж­ду ко­лон­на­ми центр. не­фа, в тран­сеп­те, над ал­тар­ной прегра­дой. В хра­ме мог­ло быть 2 и бо­лее боль­ших О., и ус­та­нав­ли­ва­лись они по-раз­но­му (напр., один бли­же к ал­та­рю, что­бы ак­ком­па­ни­ро­вать хо­ру, а дру­гой – на хо­рах; на­про­тив друг дру­га ме­ж­ду ко­лон­на­ми центр. не­фа).

Исторический очерк

Пред­ше­ст­вен­ник О. – ан­тич­ный гид­рав­лос. Со­хра­ни­лись све­де­ния о су­ще­ст­во­ва­нии О. в сер. – 2-й пол. 1-го тыс. в Зап. Ев­ро­пе и Византии, причём его ис­поль­зо­ва­ние ог­ра­ни­чи­ва­лось свет­ской об­ста­нов­кой; в хри­сти­ан­ской церк­ви он стал при­ме­нять­ся предположитель­но на ру­бе­же 1–2-го тыс.

Ср.-век. О. – это т. н. бло­к­верк, зву­ча­щий еди­ным хо­ром прин­ци­паль­ных труб. Кла­ви­ши его бы­ли очень ши­ро­ки­ми – по ши­ри­не труб, а сис­те­ма воз­ду­хо­по­дачи не­со­вер­шен­ной, поэ­то­му иг­рать на бло­к­вер­ке мож­но бы­ло лишь про­стые од­но­го­лос­ные ме­ло­дии. О., сопостави­мый с совр. инструмен­та­ми, сло­жил­ся в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния: поя­ви­лись но­вый тип трак­ту­ры (по­зво­лив­ший су­зить кла­ви­ши до удоб­но­го раз­ме­ра), ре­ги­ст­ро­вые ру­ко­ят­ки для отд. ря­дов труб, нож­ная кла­виа­ту­ра из не­сколь­ких кла­виш – пред­ше­ст­вен­ни­ца пе­да­ли. Ре­пер­ту­ар О. Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния и раннего ба­рок­ко – пе­ре­ло­же­ния, за­тем об­ра­бот­ки во­каль­ных ис­точ­ни­ков и ва­риа­ции на тан­цы и пес­ни. В тот пе­ри­од поя­ви­лись пер­вые нотированные об­раз­цы ор­ган­ной му­зы­ки. Для но­та­ции при­ме­ня­лась в осн. та­бу­ла­ту­ра (буквенная, циф­ро­вая), позд­нее – за­пись в ви­де пар­ти­ту­ры. Совр. но­та­ция трёх­строч­ная: 2 верх­ние стро­ки пред­на­зна­че­ны для мануалов, ниж­няя – для пе­да­ли.

Ор­ган­ная спе­ци­фи­ка в му­зы­ке эпо­хи Ре­нес­сан­са не от­ра­же­на: тот же ре­пер­ту­ар ис­пол­нял­ся и на др. ин­ст­ру­мен­тах. Цен­тры ор­ган­ной куль­ту­ры в этот пе­ри­од – Ни­дер­лан­ды (Я. П. Све­линк), Ис­па­ния (А. де Ка­бе­сон), Ита­лия (К. Ме­ру­ло, А. и Дж. Габ­рие­ли).

Фото М. А. Моисеевой Орган работы А. Р. Мартинеса. 1792. Ла-Сека (близ Вальядолида, Испания).

Пер­вый рас­цвет ор­ган­но­го иск-ва при­шёл­ся на эпо­ху ба­рок­ко: бы­ла усо­вер­шен­ст­во­ва­на кон­ст­рук­ция О., стал раз­но­об­раз­нее регистровый со­став, поя­ви­лись ти­пич­но ор­ган­ные жан­ры, с ко­то­ры­ми свя­за­но раз­ви­тие ис­пол­ни­тель­ской вир­ту­оз­но­сти. В этот пе­ри­од раз­ви­ва­лись нац. шко­лы: итальян­ская (Дж. Фре­ско­баль­ди, А. Май­о­не), ис­пан­ская (Ф. Кор­реа де Арау­хо, П. Бру­на), се­ве­ро­немецкая (Д. Бук­сте­ху­де, В. Лю­бек), южнонемецкая (И. Я. Фро­бер­гер, Ге­орг Муф­фат), фран­цуз­ская (Ф. Ку­пе­рен, Н. де Гри­ньи) и др.; ка­ж­дой свойст­вен­ны свои кон­ст­рук­тив­ные особенно­сти ин­ст­ру­мен­та, жан­ро­вая сис­те­ма, ис­пол­ни­тель­ские тра­ди­ции. К дан­но­му пе­рио­ду относит­ся твор­че­ст­во И. С. Ба­ха – круп­ней­ше­го орга­ни­ста и ор­ган­но­го ком­по­зи­то­ра, экс­пер­та в об­лас­ти ор­га­но­строе­ния. Сре­ди наиболее значительных мас­те­ров ор­га­но­строе­ния – Г. Зиль­бер­ман и др. чле­ны это­го се­мей­ст­ва (см. в ст. Зиль­бер­ман). Ин­те­рес к О. умень­шил­ся у ком­по­зи­то­ров-клас­си­ков [см. в ст. Клас­си­ка в му­зы­ке (2-е значение)], ко­то­рые от­да­ва­ли пред­поч­те­ние мо­ло­точ­ко­вым клавиш­ным ин­ст­ру­мен­там (из­вест­но неск. ор­ган­ных пьес В. А. Мо­цар­та).

Орган работы Г. Зильбермана. 1735. Собор Св. Петра во Фрайберге (Германия).

Воз­ро­ж­де­ние О. при­хо­дит­ся на эпо­ху ро­ман­тиз­ма. На пер­вый план в ро­ман­тич. ор­ган­ном иск-ве вы­шли круп­ные нем. и франц. музыкан­ты: Ф. Мен­дель­сон, Р. Шу­ман, Ф. Лист, И. Брамс, Й. Рейн­бер­гер, М. Ре­гер; С. Франк, Ш. М. Ви­дор, Л. Вьерн и др. Ми­ро­вое призна­ние по­лу­чи­ли инструмен­ты нем. фирм «Валь­кер», «За­уэр», франц. мас­те­ра А. Ка­вайе-Ко­ля. Сло­жил­ся но­вый – боль­шой романти­че­ский О., по­лу­чив­ший назв. «сим­фо­ни­че­ско­го» за свою спо­соб­ность со­пер­ни­чать с ор­ке­ст­ром по си­ле и раз­но­об­ра­зию звучания. В это вре­мя на­ча­ла при­ме­нять­ся пнев­ма­тич. трак­ту­ра, поя­ви­лась воз­мож­ность плав­ной сме­ны ди­на­ми­ки при по­мо­щи швелле­ра (жа­лю­зи, от­кры­тие или за­кры­тие ко­то­рых с пуль­та О. при помощи спец. пе­да­ли де­ла­ет зву­ча­ние гром­че или ти­ше) и др.

В Рос­сии О. поя­вил­ся во 2-й пол. 15 в. в ка­че­ст­ве свет­ско­го ин­ст­ру­мен­та при дво­ре го­су­да­рей и зна­ти, позд­нее и в те­ат­ре. Не­боль­шие О. име­лись в нач. 17 в. в го­су­да­ре­вой По­теш­ной па­ла­те, во 2-й пол. 17 в. при дво­ре Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча ра­бо­тал поль­ский ор­ган­ный мас­тер Си­мон Гутовский. В пра­во­слав­ной служ­бе ор­ган ни­ко­гда не ис­поль­зо­вал­ся. В 19 в. поя­ви­лись пер­вые ор­ган­ные со­чи­не­ния рус. ком­по­зи­то­ров – В. Ф. Одоев­ско­го, за­тем С. И. Та­нее­ва, А. К. Гла­зу­но­ва и др.; со 2-й пол. 19 в. иг­ре на О. ста­ли обу­чать в С.-Пе­терб. и Моск. кон­сер­ва­то­ри­ях. В советское вре­мя раз­ви­тие ор­ган­но­го иск-ва бы­ло про­дол­жено в рус­ле ака­де­мич. об­ра­зо­ва­ния и кон­церт­ной прак­ти­ки; сре­ди круп­ней­ших отеч. орга­ни­стов – А. Ф. Ге­ди­ке, И. А. Брау­до, Л. И. Ройз­ман.

В 20–21 вв. ин­те­рес к О. со­хра­ня­ет­ся во мно­гих стра­нах. Со­вер­шен­ст­ву­ют­ся сред­ст­ва управ­ле­ния О.: напр., поя­ви­лись т. н. сво­бод­ные комбинации, бла­го­да­ря ко­то­рым мож­но за­про­грам­ми­ро­вать ряд ре­ги­ст­ро­вых со­че­та­ний и за­тем ме­нять их на­жа­ти­ем кноп­ки. В органострое­нии фор­ми­ру­ют­ся 2 ус­той­чи­вые тен­ден­ции: изу­че­ние, рес­тав­ра­ция и ко­пи­ро­ва­ние ис­то­рич. ин­ст­ру­мен­тов; соз­да­ние универсаль­ных ин­ст­ру­мен­тов, объ­еди­няю­щих чер­ты разл. ор­ган­ных тра­ди­ций. Од­ной из ве­ду­щих «ор­ган­ных» стран ос­та­ёт­ся Фран­ция, где О. про­дол­жа­ет своё раз­ви­тие как церков­ный ин­ст­ру­мент; сре­ди ком­по­зи­то­ров 20 в. (ко­то­рые ча­ще все­го были ис­пол­ни­те­ля­ми-виртуо­за­ми) – М. Дю­пре, Ш. Тур­не­мир, Ж. Ален, О. Мес­си­ан, Ж. Ланг­ле.

Но­вые раз­но­вид­но­сти О. поя­ви­лись в 20 в. Т. н. те­ат­раль­ный О. (англ. theatre organ) – ин­ст­ру­мент, при­зван­ный за­ме­нить ор­кестр на спек­так­ле или ки­но­сеан­се; об­ла­да­ет те­ми же осн. тех­нич. ха­рак­те­ри­сти­ка­ми (сис­те­ма по­да­чи воз­ду­ха, тру­бы и др.), но име­ет ряд дополнит. уст­ройств, ко­то­рые по­зво­ля­ют вос­про­из­во­дить зву­ча­ние фп., удар­ных ин­ст­ру­мен­тов, разл. не­му­зы­каль­ные зву­ки (напр., сирену) и др.; эта раз­но­вид­ность по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние, гл. обр. в США. См. так­же Элек­тро­ор­ган.

 

ССЫЛКИ


 

ПРИМЕЧАНИЯ


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, инструменты, предназначенные для извлечения муз. звуков, а также ритмич. шумов. М. к. делятся на группы в зависимости от звучащего тела и на подгруппы — по способу извлечения звука. К группе струнных М. и. относятся: смычковые (скрипка, виолончель, кяманча и др.) — звук извлекается проведением смычка по струнам; щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка, тар и др.) — струны ущемляют пальцами или пластинкой (медиатром, плектром); клавишно-ударные (рояль, пианино и др.) — звук извлекают путём удара по струнам молоточками, приводимыми в действие передаточным от клавиш механизмом. К группе духовых М. и. относятся: медные (труба, валторна, карнай и т. п.), деревянные (флейта, кларнет, зурна и т. п.) и клавишо-педальные (орган); в духовых М. и. звук возникает от колебания заключённого в них столба воздуха. К группе язычковых М. и. относятся все типы гармоник (баян, аккордеон, концертино и т. п.) и фисгармоний. Ударные М. и. (литавры, барабаны, бубны, ксилофон и т. п.) приводятся в звучание ударами палочек, колотушек и т. п.

РЕГИСТР (в  музыке), 1) группа труб органа или язычков фисгармонии, аккордеона и т. п. одинакового тембра. 2) Участок звукового диапазона муз. инструмента или певческого голоса, занимающий определённое положение по высоте. Бывает высокий, средний и низкий Р.

ТЕМБР, окраска, оттенок звука. Характер Т. зависит от количества, относительной силы и порядка возникновения обертонов, входящих в состав данного звука. Т. отличает звучание одного муз. инструмента или голоса от другого.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018