Организация Объединённых Наций (ООН)

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н — международная организация, созданная... Википедия

 
 

Вена 1982

2-я конференция ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях.

 

Содержание:

Организация Объединённых Наций. • Юнеско • Советский  Энциклопедический Словарь. 1980

Организация Объединённых Наций. Большая российская энциклопедия. 2016

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ЮнескоГенеральная ассамблея Организации Объединённых НацийМеждународный судСовет безопасностиСовет министров иностранных дел

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН), международная организация, созданная после 2-й мировой войны 1939—45 на основе добровольного объединения суверенных (с) гос-в в целях поддержания мира, безопасности и развития широкого сотрудничества между гос-вами. Советскому Союзу принадлежит решающая роль в определении справедливых принципов мирного послевоен. устройства, в выработке целей ООН и демократических принципов её Устава. Устав ООН был предварительно разработан в Думбартон-Оксе в 1944 на конференции 3 держав — СССР, США, Великобритании — и затем подписан 50 гос-вами на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945;. вступил в силу 24 окт. 1945. В 1946—1950 в число членов ООН вошли ещё 10 гос-в. Вследствие реакц. политики амер.-англ. блока в последующее время в состав ООН не удалось принять ни одного гос-ва. Постоянным местопребыванием ООН является Нью-Йорк. Цели ООН: поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружеств. отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрять уважение к правам человека и основным свободам для всех людей без различия расы, пола, языка и религии.

Главными органами ООН являются: Генеральная ассамблея (а), Совет безопасности, Социальный и Экономический совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Компетенция главных органов строго определена Уставом. Вспомогат. органы могут учреждаться только в соответствии с Уставом; они действуют непостоянно; их функции не могут превышать полномочий главного органа, при к-ром они созданы, или затрагивать полномочия других главных органов. По Уставу Генеральная ассамблея состоит из всех членов ООН. Делегация каждого гос-ва в составе не более 5 членов располагает 1 голосом. Ассамблея собирается на очередные сессии один раз в год и на специальные, если того потребуют обстоятельства.

Представители СССР и стран народной демократии во всех органах ООН и на сессиях Генеральной ассамблеи, настойчиво борясь за мирное сотрудничество всех стран, разоблачают империалистич. политику, к-рую проводят в ООН представители правящих кругов США и Англии.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, один из основных органов Организации объединённых наций, учреждённый в 1945. Созывается ежегодно на очередные сессии в третий вторник сентября.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД, орган для разрешения споров между гос-вами. Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 и статутом Лиги наций 1919 были установлены постоянные Третейские суды (Постоянная палата третейского суда и др.). По статуту Лиги наций была создана также Постоянная палата международного правосудия для разрешения споров международного характера и для дачи консультативных заключений по запросам Совета и Ассамблеи Лиги наций. После 2-й мировой войны при ООН организован М. с. (1945).

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ, один из главных органов Организации объединённых наций. Состоит из 11 членов — 5 постоянных (СССР, Китай, США, Великобритания, Франция) и 6 непостоянных, избираемых Генеральной ассамблеей ООН на 2 года. Уставом ООН на С. б. возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Все решения С. б., кроме процедурных, могут быть приняты, когда за них поданы голоса 7 членов С. б., включая совпадающие голоса постоянных членов.

СОВЕТ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (СМИД), международный орган, учрежденный по решению Берлинской, конференции 1945 в составе министров иностранных дел СССР, США, Англии, Франции и Китая для проведения необходимой подготовительной работы по мирному урегулированию. В качестве первоочередной и важной задачи на совет было возложено составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии, а также подготовка мирного урегулирования для Германии. «Для разрешения каждой из этих задач, — указывалось в решениях Берлинской конференции 1945, — Совет будет состоять из членов, представляющих те государства, которые подписали условия капитуляции, продиктованные тому вражескому государству, которого касается данная задача. При рассмотрении вопросов мирного урегулирования с Италией Франция будет рассматриваться как подписавшая условия капитуляции Италии. Другие члены будут приглашаться участвовать в Совете, когда будут рассматриваться вопросы, прямо их касающиеся». В течение 1945—49 состоялось 6 сессий (с) СМИД. Первая сессия (Лондон, 11 сент.—2 окт. 1945), вторая (Париж, 25 апр.—16 мая и 15 июня—12 июля 1946) и третья (Нью-Йорк, 4 ноября—12 дек. 1946) были посвящены в основном подготовке мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. На четвёртой сессии (Москва, 10 марта—24 апр. 1947), пятой (Лондон, 25 ноября—15 дек. 1947) и шестой (Париж, 23 мая—20 июня 1949) обсуждались в основном вопросы, связанные с Германией и подготовкой проекта мирного договора с Австрией.

США, Англия и Франция, отказавшиеся от согласованного решения важнейших вопросов мирного урегулирования с Германией и Японией в соответствии с решениями Берлинской конференции 1945 и Потсдамской декларацией 1945, пошли по линии заключения незаконных сепаратных (с) соглашений с Зап. Германией и Японией и парализовали работу СМИД. В 1951 правительства зап. держав не допустили созыва сессии СМИД для обсуждения наиболее важных вопросов, касающихся ликвидации напряжённого положения в Европе и укрепления мира, сорвав на Парижском совещании заместителей министров иностранных дел принятие согласованной повестки дня.

ЮНЕСКО, сокращённое наименование одного из специализированных учреждений Организации объединённых наций но вопросам образования, науки и культуры.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ (ООН), междунар. орг-ция гос-в, созд. в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между гос-вами. Устав ООН, предварительно разработанный на конф. в Думбартон-Оксе в 1944 предст. СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1945 гос-вами — участницами учредительной Сан-Францисской конф. 1945 и вступил в силу 24 окт. 1945. На 1 янв. 1979 в состав ООН входило 151 гос-во (в т. ч. СССР, УССР и БССР). Гл. органы ООН: Ген. Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономич. и социальный совет, Совет по опеке, Междунар. суд и Секретариат. До 1 янв. 1979 состоялись 33 очередных, 10 спец. и 5 чрезвычайных спец. сессий. Ген. секр. ООН (с 1 янв. 1972) К. Вальдхайм (Австрия). Штаб-квартира в Нью-Йорке.

ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) (UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization), межправительств. орг-ция, специализир. учреждение ООН. Существует с 1946 с целью содействия миру и междунар. безопасности путём развития сотрудничества между гос-вами в области просвещения, науки и культуры. Объединяет (на 1 янв. 1979) 146 стран (в т. ч. СССР). Местопребывание — Париж. Ген. директор — А. М. М'Боу (Сенегал).

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия. 2016

ОРГАНИЗА́ЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НА́ЦИЙ [ООН; англ. United Nations (UN), франц. Organisation des Nations unies (ONU), исп. Organización de las Nacio­nes Unidas (ONU)], ме­ж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция, соз­дан­ная для под­дер­жа­ния и ук­ре­п­ле­ния ме­ж­ду­на­род­но­го ми­ра и без­о­пас­но­сти, раз­ви­тия со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми. Пред­ше­ст­вен­ни­ца ООН – Ли­га На­ций. Ос­но­вы дея­тель­но­сти ор­га­ни­за­ции и её струк­ту­ра раз­ра­ба­ты­ва­лись в го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны стра­на­ми ан­ти­гит­ле­ров­ской коа­ли­ции, за ко­то­ры­ми за­кре­пи­лось назв. Объ­е­ди­нён­ные На­ции. Важ­ней­ши­ми эта­па­ми на пу­ти соз­да­ния ООН были Мо­с­ков­ское со­ве­ща­ние ми­ни­ст­ров иностр. дел СССР, США и Ве­ли­ко­бри­та­нии 1943 (см. Мо­с­ков­ские со­ве­ща­ния 1941–43), Дум­бар­тон-Окс кон­фе­рен­ция 1944, Крым­ская (Ял­тин­ская) кон­фе­рен­ция 1945. Ус­тав ООН ут­вер­ждён на Сан-Фран­цис­ской кон­фе­рен­ции 1945 и под­пи­сан пред­ста­ви­те­ля­ми 51 го­су­дар­ст­ва (СССР ра­ти­фи­ци­ро­вал Ус­тав 20.8.1945). Да­та всту­п­ле­ния Ус­та­ва в си­лу (24 окт.) от­ме­ча­ет­ся еже­год­но как День Ор­га­ни­за­ции Объ­е­ди­нён­ных На­ций. На 1.1.2013 в ООН вхо­дит 193 го­су­дар­ст­ва. Штаб-квар­ти­ра – в Нью-Йор­ке; име­ют­ся от­де­ле­ния в Же­не­ве, Ве­не и Най­ро­би. Офиц. язы­ки: англ., араб., исп., кит., рус. и фран­цуз­ский.

Це­ли ООН: под­дер­жа­ние ми­ра и без­о­пас­но­сти на пла­не­те; раз­ви­тие дру­же­ст­вен­ных от­но­ше­ний ме­ж­ду стра­на­ми; со­труд­ни­че­ст­во в раз­ре­ше­нии ме­ж­ду­нар. про­блем и в обес­пе­че­нии ува­же­ния прав че­ло­ве­ка; со­гла­со­ва­ние дей­ст­вий раз­ных стран.

Гл. ор­га­ны ООН: Ге­не­раль­ная Ас­самб­лея, Со­вет Безо­пас­но­сти, Эко­но­мич. и со­ци­аль­ный со­вет, Со­вет по опе­ке, Ме­ж­ду­нар. суд и Сек­ре­та­ри­ат.

Ге­не­раль­ная Ас­самб­лея (ГА) со­сто­ит из всех чле­нов ООН. Ка­ж­дый из чле­нов ООН име­ет не бо­лее 5 пред­ста­ви­те­лей в ГА. Ка­ж­дый член ГА име­ет один го­лос. В со­от­вет­ст­вии с Ус­та­вом ООН ГА упол­но­мо­чи­ва­ет­ся об­су­ж­дать лю­бые во­про­сы или де­ла в пре­де­лах Ус­та­ва или от­но­ся­щие­ся к пол­но­мо­чи­ям и функ­ци­ям лю­бо­го из ор­га­нов, пре­ду­смот­рен­ных Ус­та­вом, и да­вать ре­ко­мен­да­ции чле­нам ООН или Со­ве­ту Без­опас­но­сти по лю­бым та­ким во­про­сам или де­лам. ГА упол­но­мо­чи­ва­ет­ся рас­смат­ри­вать об­щие прин­ци­пы со­труд­ни­че­ст­ва в де­ле под­дер­жа­ния ме­ж­ду­нар. ми­ра и безо­пас­но­сти, в т. ч. прин­ци­пы, оп­ре­де­ляю­щие ра­зо­ру­же­ние и ре­гу­ли­ро­ва­ние воо­ру­же­ний; об­су­ж­дать лю­бые во­про­сы, от­но­ся­щие­ся к под­дер­жа­нию ме­ж­ду­нар. ми­ра и безо­пас­но­сти. ГА мо­жет об­ра­щать вни­ма­ние Со­ве­та Безо­пас­но­сти на си­туа­ции, ко­то­рые мог­ли бы уг­ро­жать ме­ж­ду­нар. ми­ру и безо­пас­но­сти. Ре­ше­ния ГА по важ­ным во­про­сам при­ни­ма­ют­ся боль­шин­ст­вом в две тре­ти при­сут­ст­вую­щих и уча­ст­вую­щих в го­ло­со­ва­нии чле­нов Ас­самб­леи. Эти во­про­сы вклю­ча­ют: ре­ко­мен­да­ции в от­но­ше­нии под­дер­жа­ния ме­ж­ду­нар. ми­ра и безо­пас­но­сти, вы­бо­ры не­по­сто­ян­ных чле­нов Со­ве­та Безо­пас­но­сти, чле­нов Эко­но­мич. и со­ци­аль­но­го со­ве­та, чле­нов Со­ве­та по опе­ке, при­ём но­вых чле­нов в ООН, при­ос­та­нов­ле­ние прав и при­ви­ле­гий чле­нов ООН, ис­клю­че­ние из неё, а так­же во­про­сы, от­но­сящие­ся к функ­цио­ни­ро­ва­нию сис­те­мы опе­ки, и бюд­жет­ные во­про­сы. Ре­ше­ния по др. во­про­сам, вклю­чая оп­ре­де­ле­ние до­пол­нит. ка­те­го­рий во­про­сов, ко­то­рые под­ле­жат ре­ше­нию боль­шин­ст­вом в две тре­ти го­ло­сов, при­ни­ма­ют­ся про­стым боль­шин­ст­вом при­сут­ст­вую­щих и уча­ст­вую­щих в го­ло­со­ва­нии. Бюд­жет ООН фор­ми­ру­ет­ся за счёт средств го­су­дарств-чле­нов и ут­вер­жда­ет­ся ГА. Рас­чёт член­ских взно­сов про­из­во­дит­ся на ос­но­ве кри­те­рия пла­тё­же­спо­соб­но­сти стра­ны (с учё­том ве­ли­чи­ны ВНП и ря­да кор­рек­ти­ро­вок, в т. ч. кор­рек­ти­ро­вок на внеш­нюю за­дол­жен­ность и уро­вень до­хо­да на ду­шу на­се­ле­ния). Член ООН, за ко­то­рым чис­лит­ся за­дол­жен­ность по уп­ла­те де­неж­ных взно­сов, ли­ша­ет­ся пра­ва го­ло­са в ГА, ес­ли сум­ма его за­дол­жен­но­сти рав­ня­ет­ся или пре­вы­ша­ет сум­му взно­сов, при­чи­таю­щих­ся с не­го за два пол­ных пре­ды­ду­щих го­да. ГА мо­жет, од­на­ко, раз­ре­шить та­ко­му чле­ну ООН уча­ст­во­вать в го­ло­со­ва­нии, ес­ли она при­зна­ет, что про­сроч­ка пла­те­жа про­изош­ла по не за­ви­ся­щим от не­го об­стоя­тель­ст­вам. ГА со­би­ра­ет­ся на оче­ред­ные еже­год­ные сес­сии и на та­кие спец. сес­сии, ко­то­рые мо­гут по­тре­бо­вать об­стоя­тель­ст­ва. Спец. сес­сии со­зы­ва­ют­ся Ге­не­раль­ным сек­ре­та­рём по тре­бо­ва­нию Со­ве­та Безо­пас­но­сти или боль­шин­ст­ва чле­нов ООН. Для ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты ГА со­зда­ны 6 гл. ко­ми­те­тов: Пер­вый к-т (во­про­сы ра­зо­ру­же­ния и ме­ж­ду­нар. без­опас­но­сти), Вто­рой к-т (эко­но­мич. и фи­нан­со­вые во­про­сы), Тре­тий к-т (со­ци­аль­ные, гу­ма­ни­тар­ные во­про­сы и во­про­сы куль­ту­ры), Чет­вёр­тый к-т (спе­ци­аль­ные по­ли­тич. во­про­сы и во­про­сы де­ко­ло­ни­за­ции), Пя­тый к-т (адм. и бюд­жет­ные во­про­сы) и Шес­той к-т (пра­во­вые во­про­сы), а так­же Ге­не­раль­ный к-т (вы­но­сит ре­ко­мен­да­ции от­но­си­тель­но ут­вер­жде­ния по­ве­ст­ки дня, рас­пре­де­ле­ния пунк­тов по­ве­ст­ки дня и ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты) и К-т по про­вер­ке пол­но­мо­чий.

Со­вет Безо­пас­но­сти (СБ) со­сто­ит из 15 чле­нов ООН. Пять из них (Ки­тай, Фран­ция, РФ как про­дол­жа­тель СССР, Ве­ли­ко­бри­та­ния и США) яв­ля­ют­ся по­сто­ян­ны­ми чле­на­ми СБ. 10 не­по­сто­ян­ных чле­нов СБ из­би­ра­ет Ге­не­раль­ная Ас­самб­лея на 2 го­да, уде­ляя долж­ное вни­ма­ние в пер­вую оче­редь сте­пе­ни уча­стия чле­нов ООН в под­дер­жа­нии ме­ж­ду­нар. ми­ра и безо­пас­но­сти и в дос­ти­же­нии др. це­лей орг-ции, а так­же спра­вед­ли­во­му гео­гра­фич. рас­пре­де­ле­нию. Ка­ж­дый член СБ име­ет од­но­го пред­ста­ви­те­ля. На СБ воз­ло­же­на гл. от­вет­ст­вен­ность за под­дер­жа­ние ме­ж­ду­нар. ми­ра и безо­пас­но­сти и при ис­пол­не­нии его обя­зан­но­стей, вы­те­каю­щих из этой от­вет­ст­вен­но­сти, он дей­ст­ву­ет от име­ни чле­нов ООН. Ка­ж­дый член СБ име­ет один го­лос. Ре­ше­ния СБ по во­про­сам про­це­ду­ры счи­та­ют­ся при­ня­ты­ми, ко­гда за них по­да­ны го­ло­са 9 его чле­нов. Ре­ше­ния СБ по всем др. во­про­сам счи­та­ют­ся при­ня­ты­ми, ко­гда за них по­да­ны го­ло­са 9 его чле­нов, вклю­чая сов­па­даю­щие го­ло­са всех по­сто­ян­ных чле­нов СБ, при­чём сто­ро­на, уча­ст­вую­щая в спо­ре, долж­на воз­дер­жать­ся от го­ло­со­ва­ния при при­ня­тии ре­ше­ния. СБ ор­га­ни­зу­ет­ся та­ким об­ра­зом, что­бы он мог функ­цио­ни­ро­вать не­пре­рыв­но. Его за­се­да­ния мо­гут про­ис­хо­дить не толь­ко в мес­те пре­бы­ва­ния ООН, но и во вся­ком дру­гом мес­те, ко­то­рое, по мне­нию СБ, бо­лее спо­соб­ст­ву­ет его ра­бо­те. СБ упол­но­мо­чи­ва­ет­ся рас­сле­до­вать лю­бой спор или лю­бую си­туа­цию, ко­то­рая мо­жет при­вес­ти к ме­ж­ду­нар. тре­ни­ям или вы­звать спор, для оп­ре­де­ле­ния то­го, не мо­жет ли про­дол­же­ние это­го спо­ра или си­туа­ции уг­ро­жать под­дер­жа­нию ме­ж­ду­нар. ми­ра и безо­пас­но­сти. СБ оп­ре­де­ля­ет су­ще­ст­во­ва­ние лю­бой уг­ро­зы ми­ру, лю­бо­го на­ру­ше­ния ми­ра или ак­та аг­рес­сии и да­ёт ре­ко­мен­да­ции или ре­ша­ет, ка­кие ме­ры сле­ду­ет пред­при­нять для под­дер­жа­ния или вос­ста­нов­ления ме­ж­ду­нар. ми­ра и безо­пас­но­сти. СБ упол­но­мо­чи­ва­ет­ся ре­шать, ка­кие ме­ры, не свя­зан­ные с ис­поль­зо­ва­ни­ем во­оруж. сил, долж­ны при­ме­нять­ся для осу­ще­ст­в­ле­ния его ре­ше­ний, и он мо­жет по­тре­бо­вать от чле­нов ООН при­ме­не­ния этих мер (мо­гут вклю­чать пол­ный или час­тич­ный пе­ре­рыв эко­но­мич. от­но­ше­ний, ж.-д., мор­ских, воз­душ­ных, поч­то­вых, те­ле­граф­ных, ра­дио- или др. средств со­об­ще­ния, а так­же раз­рыв ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ний). Ес­ли СБ со­чтёт, что эти ме­ры мо­гут ока­зать­ся не­дос­та­точ­ны­ми или уже ока­за­лись не­дос­та­точ­ны­ми, он упол­но­мо­чи­ва­ет­ся пред­при­ни­мать та­кие дей­ст­вия воз­душ­ны­ми, мор­ски­ми или су­хо­пут­ны­ми си­ла­ми, ка­кие ока­жут­ся не­об­хо­ди­мы­ми для под­дер­жа­ния или вос­ста­нов­ле­ния ме­ж­ду­нар. ми­ра и без­опас­но­сти (де­мон­ст­ра­ции, бло­ка­ду и др. опе­ра­ции воз­душ­ных, мор­ских или су­хо­пут­ных сил чле­нов ООН). Для это­го в рас­по­ря­же­ние СБ чле­ны ООН пре­до­став­ля­ют не­об­хо­ди­мые воо­руж. си­лы, по­мощь и со­от­вет­ст­вую­щие сред­ст­ва об­слу­жи­ва­ния, вклю­чая пра­во про­хо­да.

Эко­но­ми­че­ский и со­ци­аль­ный со­вет (ЭКОСОС) со­сто­ит из 54 чле­нов ООН, из­би­рае­мых Ге­не­раль­ной Ас­самб­ле­ей. 18 чле­нов ЭКОСОС из­би­ра­ют­ся еже­год­но сро­ком на 3 го­да. Ка­ж­дый из его чле­нов име­ет од­но­го пред­ста­ви­те­ля. ЭКОСОС упол­но­мо­чи­ва­ет­ся: пред­при­ни­мать ис­сле­до­ва­ния и со­став­лять док­ла­ды по ме­ж­ду­нар. во­про­сам в об­лас­ти эко­но­ми­чес­кой, со­ци­аль­ной, куль­ту­ры, об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния и по­доб­ным во­про­сам или по­бу­ж­дать к это­му дру­гих, а так­же да­вать ре­ко­мен­да­ции по лю­бо­му из этих во­про­сов Ге­не­раль­ной Ас­самб­лее, чле­нам ООН и за­ин­те­ре­со­ван­ным спе­циа­ли­зир. уч­ре­ж­де­ни­ям; да­вать ре­ко­мен­да­ции в це­лях по­ощ­ре­ния ува­же­ния и со­блю­де­ния прав че­ло­ве­ка и осн. сво­бод для всех; под­го­тав­ли­вать для пред­став­ле­ния Ге­не­раль­ной Ас­самб­лее про­ек­ты кон­вен­ций по во­про­сам, вхо­дя­щим в его ком­пе­тен­цию; со­зы­вать ме­ж­ду­нар. кон­фе­рен­ции по во­про­сам, вхо­дя­щим в его ком­пе­тен­цию; со­гла­со­вы­вать дея­тель­ность спе­циа­ли­зир. уч­ре­ж­де­ний; при­ни­мать над­ле­жа­щие ме­ры для по­лу­че­ния от спе­циа­ли­зир. уч­ре­ж­де­ний ре­гу­ляр­ных док­ла­дов; пред­став­лять Со­ве­ту Безо­пас­но­сти ин­фор­ма­цию и, по пред­ло­же­нию Со­ве­та Безо­пас­но­сти, обя­зан ему по­мо­гать. ЭКОСОС дол­жен вы­пол­нять так­же др. функ­ции, ка­кие мо­гут быть воз­ло­же­ны на не­го Ге­не­раль­ной Ас­самб­ле­ей. Ка­ж­дый член ЭКОСОС име­ет один го­лос. Ре­ше­ния при­ни­ма­ют­ся боль­шин­ст­вом го­ло­сов чле­нов Со­ве­та, при­сут­ст­вую­щих и уча­ст­вую­щих в го­ло­со­ва­нии. ЭКОСОС со­сто­ит из 5 ре­гио­наль­ных ко­мис­сий: Ев­роп. эко­но­мич. ко­мис­сии, Эко­но­мич. и со­ци­аль­ной ко­мис­сии для Азии и Ти­хо­го океа­на, Эко­но­мич. и со­ци­аль­ной ко­мис­сии для Зап. Азии, Эко­но­мич. ко­мис­сии для Аф­ри­ки, Эко­но­мич. ко­мис­сии для Лат. Аме­ри­ки и Ка­риб­ско­го бас­сей­на.

При соз­да­нии ме­ж­ду­нар. сис­те­мы опе­ки был уч­ре­ж­дён Со­вет по опе­ке в ка­че­ст­ве од­но­го из гл. ор­га­нов ООН, на ко­то­рый бы­ла воз­ло­же­на за­да­ча по на­блю­де­нию за управ­ле­ни­ем по­до­печ­ны­ми тер­ри­то­рия­ми, под­па­даю­щи­ми под сис­те­му опе­ки. Гл. це­ли сис­те­мы за­клю­ча­лись в со­дей­ст­вии улуч­ше­нию по­ло­же­ния на­се­ле­ния по­до­печ­ных тер­ри­то­рий и их про­грес­сив­но­му раз­ви­тию в на­прав­ле­нии к са­мо­управ­ле­нию или не­за­ви­си­мо­сти. Со­вет по опе­ке со­сто­ит из пя­ти по­сто­ян­ных чле­нов Со­ве­та Безо­пас­но­сти. Це­ли сис­те­мы опе­ки бы­ли дос­тиг­ну­ты, ко­гда все по­до­печ­ные тер­ри­то­рии дос­тиг­ли са­мо­управ­ле­ния или не­за­ви­си­мо­сти ли­бо в ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. го­су­дарств, ли­бо по­сред­ст­вом объ­е­ди­не­ния с со­сед­ни­ми не­за­ви­си­мы­ми стра­на­ми. Со­вет по опе­ке при­ос­та­но­вил свою ра­бо­ту 1.11.1994 по­сле то­го, как по­след­няя по­до­печ­ная тер­ри­то­рия – Па­лау – об­ре­ла не­за­ви­си­мость.

Ме­ж­ду­на­род­ный суд ООН – гл. су­деб­ный ор­ган орг-ции.

Сек­ре­та­ри­ат со­сто­ит из Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря – гл. адм. долж­но­ст­но­го ли­ца ООН и та­ко­го пер­со­на­ла, ко­то­рый мо­жет по­тре­бо­вать­ся для орг-ции. Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь на­зна­ча­ет­ся Ге­не­раль­ной Ас­самб­ле­ей по ре­ко­мен­да­ции Со­ве­та Без­о­пас­но­сти. По­это­му лю­бой из пя­ти по­сто­ян­ных чле­нов Со­ве­та Без­опас­но­сти мо­жет на­ло­жить ве­то на пред­ла­гае­мую кан­ди­да­ту­ру. Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь пред­став­ля­ет Ге­не­раль­ной Ас­самб­лее еже­год­ный от­чёт о ра­бо­те ООН; при­вле­ка­ет вни­ма­ние Со­ве­та Безо­пас­но­сти к лю­бой про­бле­ме, ко­то­рая, по его мне­нию, мо­жет соз­да­вать уг­ро­зу для ме­ж­ду­нар. ми­ра; пред­ла­га­ет Ге­не­раль­ной Ас­самб­лее или лю­бым др. ор­га­нам ООН во­про­сы для об­су­ж­де­ния; дей­ст­ву­ет в ка­че­ст­ве ар­бит­ра в спо­рах ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми-чле­на­ми. Од­ним из наи­бо­лее важ­ных на­прав­ле­ний дея­тель­но­сти Ге­не­раль­но­го сек­ре­та­ря яв­ля­ет­ся ока­за­ние им «до­б­рых ус­луг» – осу­щест­вле­ние ша­гов, пред­при­ни­мае­мых как пуб­лич­но, так и в кон­фи­ден­ци­аль­ном по­ряд­ке на ос­но­ве его не­за­ви­си­мо­сти, бес­при­стра­ст­но­сти и доб­ро­со­ве­ст­но­сти для пре­дот­вра­ще­ния воз­ник­но­ве­ния, эс­ка­ла­ции или рас­ши­ре­ния мас­шта­бов ме­ж­ду­нар. спо­ров. Пер­со­нал Сек­ре­та­риа­та на­зна­ча­ет­ся Ге­не­раль­ным сек­ре­та­рём. Над­ле­жа­щий пер­со­нал вы­де­ля­ет­ся для по­сто­ян­ной ра­бо­ты в ЭКОСОС, в Со­вет по опе­ке и, по ме­ре на­доб­но­сти, в др. ор­га­ны ООН. Этот пер­со­нал со­став­ля­ет часть Сек­ре­та­риа­та.

В це­лях раз­ви­тия со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми в отд. сфе­рах дей­ст­ву­ют спе­циа­ли­зир. уч­ре­ж­де­ния ООН.

Лит.: Организация Объединённых Наций: Сб. документов / Сост. К. А. Бекяшев и др. М., 1981; ООН и современные между­на­род­ные отношения / Отв. ред. Г. П. Жуков. М., 1986; Гришаева Л. Е. Россия и ООН: ис­то­рия и современность. М., 2007; Basic facts about the United Nations. N. Y., 2011.

 

 

Приложения


АССАМБЛЕЯ, 1) общественное собрание; общее собрание членов к.-л. государственного или международного коллектива. 2) В России при Петре I — бал, увеселительное и деловое собрание лиц, принадлежащих к господствующим классам; Пётр I ввёл А. для преодоления бытовой косности и замкнутости бояр и дворян.

СЕПАРАТИЗМ, стремление к отделению, обособлению; движение нац. меньшинства бурж. гос-ва за отделение и образование самостоятельного гос-ва. В отличие от национально-освободительного движения, С. не является массовым народным движением и отражает интересы тех кругов буржуазии, права к-рых ущемляются центральным правительством господствующей нации.

СЕПАРАТНЫЙ МИР, мир, заключённый отдельно от своих союзников гос-вом, входящим в коалицию стран, ведущих войну.

СЕССИЯ, период работы, заседания коллегиального или представит, учреждения (напр., С. Верховного Совета СССР, научных учреждений, суда).

СУВЕРЕН, лицо, обладающее высшей (верховной) единоличной гос. властью.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019