Пьер Бейль — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Бейл

Пьер Бейль (фр. Pierre Bayle) (род. 18 ноября 1647 года в Карлате, графство Фуа, Лангедок, † 28 декабря 1706 года в Роттердаме)... Википедия

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер (1647—1706), французский публицист и философ, ранний представитель Просвещения; с позиций скептицизма отвергал возможность рационального обоснования религиозных догматов, утверждал независимость морали от религии. Основные произведения — «Исторический и критический словарь» (т. 1—2, 1695—1697) — оказала большое влияние на развитие европейского свободомыслия.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

БЕЙЛЬ, Пьер (1647—1706), прогрессивный французский мыслитель, автор «Исторического и критического словаря» (2 тт., 1695), возвестивший, по характеристике К. Маркса, «появление атеистического общества».

 

Краткий философский словарь. 1954

БЕЙЛЬ, БЭЙЛЬ, Пьер (1647—1706) — выдающийся французский публицист и философ. Бейль, как указывал Маркс, теоретически подорвал доверие к метафизики и богословской схоластике. Он открыто заявил, что вполне возможно существование общества, состоящего исключительно из атеистов. Человека унижает не атеизм (см.), писал Бейль, а религиозные предрассудки. Вслед за Декартом (см.) Бейль провозгласил сомнение единственным методом познания объективного мира. Путь к истине лежит через сомнение. Но сама истина существует объективно, независимо от познания её. Истину, говорит Бейль, нельзя уничтожить ни общей традицией, ни единодушным согласием всех людей. Скептицизм был в руках Бейля оружием борьбы против метафизики и схоластики. Бейль, замечает Маркс, преимущественно опровергал Спинозу (см.) и Лейбница (см.). Критикуя Спинозу, Бейль доказывает абсурдность отождествление материальной субстанции — основы всех изменений и явлений в мире — с богом. Бейль склоняется к утверждению, что субстанция едина, но не единственна. Если у Спинозы каждая вещь есть только осколок общей субстанции, тождественный с ней, то, по Бейлу, каждая вещь может быть рассматриваема как самостоятельная субстанция. Вселенная, согласно его взгляду, состоит из бесконечного множества обособленных и наделённых разумом субстанций.

Лейбница Бейль критикует за его учение о так называемой предустановленной гармонии. Если допустить, что всё к лучшему в этом лучшем из миров, как мыслил Лейбниц, то откуда же. спрашивает Бейль, зло, бедствия и обман и как может быть наказуемо зло, если оно с необходимостью вытекает из предусмотренной гармонии? Поэтому, по Бейлю, нравственность нельзя связывать с религией. Самые религиозные люди, говорит Бейль, могут быть самыми безнравственными, и, наоборот, атеисты могут быть высоконравственными людьми. Религия не является уздой, сдерживающей страсти. Разум человека может без помощи религии определить, какие поступки достойны похвалы и какие — порицания. Добро надо любить само по себе, а не из-за страха перед богом.Поведение человека, по Бейлю, зависит не от законов евангелия, а от законов государства; измените законы государства, и вы измените нравственность. Бейль был сторонником монархии. Хотя свой скептицизм он распространял и на разум и его критика религии была половинчатой, всё же философия Бейля сыграла в целом положительную роль. Главное произведение Бейля — «Исторический и критический словарь» (1695—1697).

 

Кузнецов М. А. БЕЙЛЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/philosophy/text/1852681

БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер (18.11.1647, Кар­ла – 28.12.1706, Рот­тер­дам), франц. фи­ло­соф и пуб­ли­цист, пред­ста­ви­тель скеп­ти­циз­ма 17 в. Ро­дил­ся в се­мье про­тес­тант­ско­го пас­то­ра. Проф. фи­ло­со­фии в про­тес­тант­ской ака­де­мии в Се­да­не (1675–81), по­сле её за­кры­тия Лю­до­ви­ком XIV эмиг­ри­ро­вал в Гол­лан­дию; проф. Рот­тер­дам­ско­го ун-та (1681–92). С 1684 из­давал на­уч. ж. «Но­во­сти ли­те­ра­тур­ной рес­пуб­ли­ки». Боль­шой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­вал­ся 2-том­ный «Ис­то­ри­че­ский и кри­ти­че­ский сло­варь» («Dictionnaire his­torique et critique», 1695–97, рус. пер. 1968), со­дер­жа­щий био­гра­фии и мно­гочисл. при­ме­ча­ния, трак­тую­щие бо­го­слов­ские, фи­лос., на­уч., ис­то­рич. и др. во­про­сы. В 1697–1741 сло­варь из­да­вал­ся 11 раз на франц. яз. и 2 раза на анг­лий­ском.

Фи­лос. ми­ро­воз­зре­ние Б. сфор­ми­ро­ва­лось под влия­ни­ем как ан­тич­но­го скеп­ти­циз­ма (пир­ро­низ­ма), так и идей М. Мон­те­ня, Б. Пас­ка­ля, Р. Де­кар­та. Но в от­ли­чие от де­кар­тов­ско­го кри­тич. со­мне­ния скеп­ти­цизм Б. бо­лее по­сле­до­ва­те­лен: не толь­ко схо­ла­сти­ка, но и тру­ды со­вре­мен­ни­ков долж­ны быть вы­став­ле­ны на суд ра­зу­ма. Скеп­ти­цизм пред­ста­ёт у Б. как кри­тич. реф­лек­сия, на­прав­лен­ная на по­иск ис­ти­ны; Б. ис­хо­дит при этом из то­го, что всем лю­дям при­сущ «ес­те­ст­вен­ный свет» все­об­ще­го ра­зу­ма – «пер­вое пра­ви­ло» жиз­ни; уче­ние, про­по­ве­дуе­мое в Свя­щен­ном Пи­са­нии, – это «вто­рое пра­ви­ло», за­ви­ся­щее от пер­во­го. «Ес­те­ст­вен­ный свет» есть выс­ший су­дья, его при­го­вор окон­ча­тель­ный, и ес­ли ут­вер­жде­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния про­ти­во­ре­чат это­му при­го­во­ру, то они лож­ны. Б. ока­зал зна­чит. влия­ние на франц. и нем. Про­све­ще­ние и англ. де­изм.

Литература

Соч.: Œuvres diverses. La Haye, 1727–1731. Vol. 1–4.

Лит.: Пи­ков В. П. Бейль. М., 1933; Бо­гу­слав­ский В. М. П. Бейль. М., 1995.

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018