Плагиат (от лат. plagio) — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Фотографии справочной литературы — источник информации для этой страницы
 

В. Даль. Толковый словарь. 1980.  Данное издание — повторение издания 1955 г., которое, в свою очередь, было набрано и напечатано со второго издания 1880—1882 гг.

ПОДЛОГЪ, см. подлагать.

ПОДЛАГАТЬ, ... || Подлог м. обманъ, состоящiй в поддѣлкѣ чего, или въ подстановкѣ одной вещи замѣстъ другой; фальшь, подмѣна, поддѣлка, облыжное дѣло. Здесь сходятся корни: лагать и лгать. Подложный, составляющий собою подлогъ, поддѣльный, подставной, для обмана, выдаваемый за истинный, за подлинный, настоящiй. Подлогъ въ товарѣ, поддѣлка подъ извѣстный товаръ, продажа одного за другое. Подлогъ на письмѣподпись подъ чужую руку, или подчистка и поправка чужихъ речей, или вообще поддѣльная бумага, ложная. Подложныя чудеса, мнимыя, подготовленныя обманомъ. Открыть подлогъ въ книгахъ, счетахъ. Это подложно сдѣлано, съ подлогомъ. Подложничать, заниматься, промышлять подлогами. Подложничанье ср. действiе по гл. Подложникъ, —ница, кто сдѣлал подлогъ. ||

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ПЛАГИАТ, присвоение пли самовольное использование без разрешения автора и без ссылки на него литературных, музыкальных и иных художественных и научных произведений или оглашение изобретения до его оформления без согласия изобретателя.

 

Юридический словарь. 1953

ПЛАГИАТ (п о д л о г   в   а в т о р с т в е) — умышленное воспроизведение под своим именем, псевдонимом  или под именем третьего лица чужого произведения без изменения или с частичным его изменением.

Советское уголовное право считает П. преступлением, охватываемым ст. 177 УК, предусматривающей, в частности, самовольное использование литературных, музыкальных и иных художественных  и научных произведений с нарушением закона об авторском праве. Не всякое воспроизведение чужого произведения является П. «Основы авторского права», изданные 16 мая 1928 г. (СЗ 1928 г. № 27, ст. 246), не признают нарушением авторского права помещение небольших отдельных отрывков  и даже полную перепечатку незначительных по размеру литературных  и иных произведений, а также незначительных по количеству снимков, рентгенограмм и т. д. в научных, политико-просветительных, учебных сборниках и других научных произведениях с обязательным указанием автора и источника заимствования.

Наказание за П. исправительно-трудовые работы на срок до 3 месяцев или штраф до 1000 руб.

От П. следует отличать контрафакцию (см.).

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ПЛАГИАТ, (от лат. plagio — похищаю), умышленное присвоение авторства на чужое произв. лит-ры, науки, иск-ва, изобретение или рационализаторское предложение (полностью или частично).

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

ПЛАГИАТ, -а, м. Выдача чужого произведения за свое или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, литературное воровство.

ПЛАГИАТОР,  -а, м. Человек, занимающийся плагиатом.

 

Юридический энциклопедический словарь. 1987

ПЛАГИАТ (от лат. plagio — похищаю), умышленное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства в целом или в части. По сов. закону влечёт уголовную ответственность в соответствии с УК союзных республик (напр., УК РСФСР, ст. 141, ч. 1). П. признаётся независимо от того, опубликовано чужое произведение или нет, а также независимо от того, охраняется ли оно авторским правом. Принуждение к соавторству преследуется как П. Потерпевший от П. автор может прибегнуть к гражданско-правовым мерам защиты нарушенного права авторства, в т. ч. требовать возмещение убытков. При доказанности П. в работе, на к-рую заключён авторский договор, орг-ция вправе его расторгнуть и взыскать выплаченный гонорар. Заимствование темы или сюжета произведения либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения, не считается П.

Э. П. Гаврилов.

 

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907

Плагiатъ — литературное воровство. Это значенiе усвоено слову П. лишь въ XVII в.: въ римскомъ правѣ plagium означало преступную продажу въ рабство свободнаго человѣка, за что полагалось бичеванiие (ad plagas). Теперь подъ П. понимаютъ присвоенiе авторскаго права, выражающееся въ опубликованiи чужого произведенiя или его части подъ своимъ именемъ. Понятiе это не имѣетъ вполнѣ опредѣленнаго содержанiя, и въ частныхъ случаяхъ не всегда возможно отграничить его отъ сопредельныхъ понятiя литературнаго подражанiя, заимствованiя, совпаденiя и другихъ подобныхъ случаевъ сходства литературныхъ произведенiй. Во всякомъ случаѣ, въ совпаденiи отдѣльных идей нельзя видѣть П.: условiя преемственности духовной жизни таковы, что безъ извѣстнаго усвоенiя чужой мысли невозможно никакое человѣческое творчество. Между тѣмъ человѣкъ, дойдя своимъ умомъ до чего-нибудь, часто склоненъ считать себя Колумбомъ истины и, не желая знать о своихъ предшественникахъ («pereant qui ante nos nostra dixerunt»), видитъ въ повторенiи своихъ мыслей посягательство на свои права. На самомъ дѣлѣ объектомъ П. является не идея, за рѣдкими исключенiями представляющая собою «res communis omnium», но то, что принято считать ея внѣшней оболочкой. Громадное большинство литературныхъ произведенiй, не заключая ничего новаго по содержанiю, имѣетъ своеобразную форму, новые оттѣнки выраженiя; лишь присвоенiе этой глубоко индивидуальной стороны произведенiя можетъ быть названо П. Обсуждая, съ этой точки зрѣнiя случаи сходства поэтическихъ произведенiй, нельзя видѣть П. ни въ заимствованiи фабулы («сюжетъ заимствованъ» во многихъ драмахъ Шекспира, въ сказкахъ Толстого), ни въ пользованiи готовыми типами (особый художественный прiемъ, примѣненный Щедринымъ въ его Ноздревѣ и Молчалинѣ), не говоря уже о новой обработкѣ извѣстныхъ во всемiрной литературѣ характеровъ (Донъ-Жуанъ, Фаустъ). Равнымъ образомъ не имѣютъ характера П. сводныя работы, самой сущностью которыхъ предполагается пользованiе чужими данными безъ самостоятельной обработки. Но взгляды на П. мѣняются — и то, въ чемъ прежде видѣли присутствiе творческой мысли, кажется подчасъ механическимъ воспроизведенiемъ. Древнiй миръ былъ чутокъ къ авторской славѣ, но разрѣшалъ заимствованiя довольно широко. Особенно свободно пользовались трудами предшественниковъ историки и географы, даже такiе, какъ Геродотъ (дѣлавшiй заимствованiя изъ Гекатея), Диодоръ Сицилiйскiй, Плутархъ. Виргилiй горячо жаловался на П. въ знаменитомъ «Sic vos non vobis», хотя самъ разрѣшалъ себѣ въ этомъ отношенiи многое: Макробiй въ 6-й книгѣ «Сатурналiй» собралъ довольно много отдѣльныхъ стиховъ, позаимствованныхъ Вергилiемъ у Эннiя и Лукрецiя. Александрiйскому философу Латину приписываютъ два изслѣдованiя о П. у Софокла и Меандра. Открытiе сокровищницъ древней литературы въ эпоху Возрожденiя вызвало многочисленныя попытки присвоить себѣ славу классиковъ. Бруни д'Ареццо опубликовалъ въ 1444 г. подъ своимъ именемъ «Исторiю Готовъ» Прокопiя; Перотти выдалъ себя за автора басенъ Федра; венецiанецъ Альцiоно уничтожилъ манускриптъ трактата Цицерона «De gloria», помѣстивъ изъ него лучшiя мѣста въ своихъ сочиненiяхъ; Доменики не только выкралъ изъ сочиненiя Дони свой извѣстный дiалогъ «Della stampa», но вставилъ въ него три «инвективы», направленные противъ настоящаго автора. Въ XVII в. во Францiи были даже своеобразные теоретики П., какъ Ла Мотъ-Де Вайе, находившiй, что «заимствовать у древнихъ — все равно, что сдѣлать морской набѣгъ, но обирать современниковъ — все равно, что разбойничать на большой дорогѣ», и Ришесурсъ, который въ своей оригинальной «академiи ораторовъ» и въ руководствѣ «Masque des orateurs ou Manière de déguiser toutes sortes de compositions, lettres, sermons etc.», между разнообразными средствами замѣнить недостатокъ творчества указывалъ и «плагиаризмъ», заключающiйся въ послѣдовательномъ измѣненiи всѣхъ выраженiй украденной фразы ихъ синонимами. Крупнѣйшiе писатели этой эпохи не видѣли грѣха въ заимствованiяхъ. Мольеръ, перенесшiй въ «Fourberies de Scapin» почти дословно цѣлую сцену изъ Сирано-де-Бержерака, отвѣчалъ на упреки знаменитой фразой: «Je prends mon bien où je le trouve». Нѣсколько ранѣе Шекспиръ о сценѣ, цѣликомъ взятой имъ у другого, замѣтилъ: «Это дѣвка, которую я нашелъ въ грязи и ввелъ въ высшiй свѣтъ». Шекспиръ бралъ у другихъ не только сцены, но и множество отдѣльныхъ стиховъ. Въ XVIII вѣкѣ патеръ Барръ выдалъ за часть своей «Histoire d'Allemagne» отрывокъ въ 200 страницъ изъ «Исторiи Карла XII» Вольтера. Самъ Вольтеръ позволялъ себѣ мелкiя заимствованiя. Обвиненiе въ П. было брошено и въ Руссо; но сходство между «Contrat social» и книгой Ульриха Губерта «De jure civitalis» не идетъ далѣе совпаденiя нѣкоторыхъ мыслей. Въ 1812 г. былъ раскрытъ одинъ изъ наиболѣе наглыхъ П.: переводъ «Voyage d'Abdoul Rizzak», изданный извѣстнымъ орiенталистомъ Лангле подъ видомъ собственной его работы, оказался отрывкомъ изъ стараго перевода сочиненiя того же Абдулъ-Риззака; плагiаторъ уничтожилъ тетрадь съ работой истиннаго переводчика Галлана, не зная, что существуетъ ея дубликатъ. Въ теченiе послѣдняго вѣка обвиненiя въ П. не разъ падали на выдающихся писателей; не избѣгли ихъ Мюссе, Зола, Додэ. Въ 1891 г. вышла цѣлая книга, обличающая въ П. Лессинга (Albrecht, «Lessings Plagiate»). Болѣе основательны были обвиненiя въ П., направленныя противъ Эдмонда Абу, Сарду и особенно Дюма-отца, который заимствовалъ громадные отрывки не только у неизвѣстных писателей, но и у Шиллера, Вальтеръ-Скотта, Шатобрiана. Его П. въ свое время вызвали цѣлую литературу (ср. особенно Eug. de Mirecourt, «Maison Alex. Dumas et Comp.», П., 1845). Ср. J. Thomasius, «De plagio litterario» (Лпц., 1678); Voltaire, «Dictionnaire philosophique»; D'Israeli, «The amenities of literature» (Л., 1841) и «The curiosities of litterature» (1791—1817; много изданiй); Lalanne, «Curiosités littéraires» (П., 1853) и «Curiosités bibliographiques»; Ch. Nodier, «Questions de la littérature légale» (1812); Quérard, «Les supercheries littéraires dévoilées» (1846—54). О П. съ юридической точки зрѣнiя см. Литературная собственность.

Ар. Горнфельдъ.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


АВТОР, создатель к.-л. произведения, проекта, изобретения.

АВТОРСКОЕ ПРАВО, совокупность юридич. норм, регулирующих имущественные и личные отношения (права и обязанности), возникающие в связи или по поводу создания произведений литературы, науки или искусства.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

АВТОРСКОЕ ПРАВО, раздел гражд. прав. регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (издание, исполнение и т. д.) произв. науки, лит-ры и иск-ва. Регулируется нац. правом и междунар. конвенциями по охране авторских прав.

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

 

КОНТРАФАКЦИЯ — самовольное, т. е. вопреки воле автора, использование чужого произведения.

Авторские права на литературные, музыкальные и иные художественные и научные произведения охраняются в СССР законом. Автор имеет имеет исключительное право на издание своего произведения под своим именем или псевдонимом. В течение установленного в законе срока он имеет право всеми дозволенными в законе способами воспроизводить и распространять своё произведение. Как преступление рассматривается такое нарушение авторского права, к-рое заключается в умышленном видоизменении чужого произведения, злостном его извращении или использования. Извлечение доходов путём использования чужого произведения без разрешения автора, при отсутствии указанных обстоятельств, даёт лишь право требовать возмещение убытков в порядке гражданского судопроизводства.

От плагиата (см.) К. отличается тем, что при плагиате виновный приписывает себе авторство на чужое произведение, при К. же виновный использует чужое произведение под именем автора, но вопреки его воле (напр., постановка пьесы вопреки воле автора).

Хотя нарушение авторских прав предусмотрено в УК в главе об имущественных преступлениях, однако объектом посягательства при К. является не только имущественные, но и личные права авторов.

К. преследуется по ст. 177 УК и наказывается исправительно-трудовыми работами на срок до 3 месяцев или штрафом до 1000 руб.

Юридический словарь. 1953

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018