Поэма — стихотворный жанр

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ПОЭМА, эпич. стихотворный жанр. Содержание понятия «П.» весьма широко; оно включает такие эпич. произв., как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, романтич. поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова, реалистич. поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Владимир Ильич Ленин» В. В. Маяковского. Н. В. Гоголь назвал П. своё произведение «Мёртвые души».

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ПОЭМА (греч. poiêma), 1) поэтич. лиро-эпич. жанр большого объема. В древности и ср. века П. наз. монумент. героич. эпос (эпопею)— «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпич. природу жанра П. и объясняет ряд её «наследств.» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирич. и эпич. начал как судьбы и позиции личности с внеличными (ист., социальными или космич.) силами («Медный всадник» А. С. Пушкина). В совр. П. эпич. требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирич. пафосом: автор — участник или вдохновенный комментатор события (В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский). В 20 в. утверждается также бессюжетно-лирич. поэма. 2) П. муз.— термин для обозначения небольших лирич. пьес свободной структуры, крупных одно-частных симф. произв., обычно программных (симф. поэма), а также хоровых и вок.-инстр. сочинений.

 

 

ПОЭМА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/literature/text/3164503


ПОЭ́МА (греч. ποημα, букв. – соз­да­ние, тво­ре­ние, от ποιέω – соз­да­вать, тво­рить, из­го­тав­ли­вать), 1) лит. жанр; зна­чи­тель­ное по объ­ё­му сти­хо­твор­ное про­из­ве­де­ние ли­ро-эпи­чес­ко­го или (ре­же) лири­че­ско­го ха­рак­те­ра. П. при­су­ще со­че­та­ние по­ве­ст­во­ва­тель­но­сти (хо­тя сю­жет П. мо­жет быть лишь на­ме­чен и сла­бо раз­ра­бо­тан) с от­чёт­ли­во вы­ра­жен­ным лич­но­ст­ным на­ча­лом, ок­ра­ши­ваю­щим по­ве­ст­во­ва­ние в ли­рич. то­на. Рас­цвет жан­ра, вос­хо­дя­ще­го к тра­ди­ции нар. бал­ла­ды, от­час­ти – к ср.-век. ры­цар­ско­му ро­ма­ну, а так­же ис­пы­тав­ше­го воз­дей­ст­вие эле­гии, свя­зан с эпо­хой ро­ман­тиз­ма; один из пер­вых об­раз­цов П. – «Кри­ста­бель» С. Т. Кол­рид­жа. От­ли­чит. осо­бен­но­стя­ми ро­ман­тич. П. ста­ли со­сре­до­то­чен­ность по­ве­ст­во­ва­ния во­круг наи­бо­лее дра­ма­тич­ных, «вер­шин­ных» (В. М. Жир­мун­ский) мо­мен­тов дей­ст­вия, по­ро­ж­даю­щая ком­по­зиц. от­ры­воч­ность и не­дос­ка­зан­ность, оби­лие мо­но­ло­гов и диа­ло­гов (рас­кры­ваю­щих внут­рен­нюю жизнь центр. пер­со­на­жа), а так­же раз­но­го ро­да вос­кли­ца­ний, во­про­сов, от­сту­п­ле­ний, сви­де­тель­ст­вую­щих об эмо­цио­наль­ной во­вле­чён­но­сти ав­то­ра в судь­бу ге­роя. К жан­ру П. в 1-й пол. 19 в. об­ра­ща­лись Дж. Бай­рон («Гя­ур», «Аби­дос­ская не­вес­та», «Кор­сар» и др.), У. Вор­дс­ворт, Дж. Китс, П. Б. Шел­ли, А. де Ви­ньи, А. Миц­ке­вич, А. де Мюс­се; в рус. лит-ре – А. С. Пуш­кин («Кав­каз­ский плен­ник», «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан», «Цы­га­ны» и др.), К. Ф. Ры­ле­ев («Вой­на­ров­ский»), И. И. Коз­лов («Чер­нец»), Е. А. Бо­ра­тын­ский («Эд­да», «Бал»), М. Ю. Лер­мон­тов («Де­мон»). Во 2-й пол. 19 в. П., ут­ра­чи­вая роль од­но­го из ве­ду­щих жан­ров, раз­ви­ва­ет­ся ли­бо в рус­ле ро­ман­тич. тра­ди­ций («Песнь о Гай­а­ва­те» Г. Лонг­фел­ло), ли­бо на­пол­ня­ет­ся но­вым со­дер­жа­ни­ем в со­от­вет­ст­вии с ут­вер­ждаю­щи­ми­ся реа­ли­стич. тен­ден­ция­ми («Ко­му на Ру­си жить хо­ро­шо» Н. А. Не­кра­со­ва). В 20 в. П., бла­го­да­ря гиб­ко­сти и ём­ко­сти сво­ей фор­мы, вновь ста­но­вит­ся од­ним из вос­тре­бо­ван­ных жан­ров лит-ры: «По­чин сте­ны» Р. Фро­ста, «По­лые лю­ди» Т. С. Элио­та, «Не­пре­рыв­ная по­эзия» П. Элюа­ра, и др. В за­ви­си­мо­сти от пре­об­ла­даю­щей про­бле­ма­ти­ки вы­де­ля­ют­ся раз­ные ти­пы П.: ли­ри­ко-эпи­чес­кая («Де­вять­сот пя­тый год» Б. Л. Пас­тер­на­ка), ли­ри­ко-пси­хо­ло­ги­че­ская («Об­ла­ко в шта­нах», «Про это» В. В. Мая­ков­ско­го, «Ан­на Сне­ги­на» С. А. Есе­ни­на), ис­то­ри­че­ская («То­боль­ский ле­то­пи­сец» Л. Н. Мар­ты­но­ва, «Руб­рук в Мон­го­лии» Н. А. За­бо­лоц­ко­го) и др. Уг­луб­ле­ние ли­риз­ма и тя­го­те­ние к мо­но­ло­гу-ис­по­ве­ди при­во­дят к по­яв­ле­нию бес­сю­жет­ной ли­рич. П. («По­эма Го­ры», «По­эма Кон­ца» М. И. Цве­тае­вой, «По­эма без ге­роя» А. А. Ах­ма­то­вой, «Оза» А. А. Воз­не­сен­ско­го, и др.).

Из­вест­ны так­же про­за­ич. про­из­ве­де­ния, обо­зна­чен­ные их ав­то­ра­ми как П. с це­лью уг­луб­ле­ния ас­со­циа­тив­но­го кон­тек­ста (напр., «Мёрт­вые ду­ши» Н. В. Го­го­ля, «Пе­да­го­ги­че­ская по­эма» А. С. Ма­ка­рен­ко, «Мо­ск­ва – Пе­туш­ки» В. В. Еро­фее­ва; П. на­звал свою прит­чу о Ве­ли­ком ин­кви­зи­то­ре ге­рой ро­ма­на Ф. М. Дос­то­ев­ско­го «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы»).

Ино­гда к П. не­вер­но от­но­сят про­из­веде­ния, об­ла­даю­щие ины­ми жан­ро­вы­ми при­зна­ка­ми и яв­ляю­щие­ся по су­ще­ст­ву эпо­пея­ми («Илиа­да», «Одис­сея», «Песнь о Ни­бе­лун­гах» и др.).

2) В му­зы­ке – ин­ст­ру­мен­таль­ная пье­са ли­ри­ко-дра­ма­тич. или ли­ри­ко-по­ве­ст­во­ват. ха­рак­те­ра. От­ли­ча­ет­ся сво­бо­дой по­строе­ния. Обыч­но для фп. или для к.-л. струн­но­го смыч­ко­во­го ин­ст­ру­мен­та с со­про­во­ж­де­ни­ем фп. (П. для скрип­ки и фп. З. Фи­би­ха), ино­гда ор­ке­ст­ра (П. для скрип­ки и ор­ке­ст­ра Э. Шос­со­на). Про­об­ра­зом для П. по­слу­жил соз­дан­ный Ф. Лис­том жанр сим­фо­ни­че­ской по­эмы. На­ря­ду с обо­зна­че­ни­ем «П.», пье­сы это­го жан­ра час­то но­сят про­грамм­ные на­зва­ния («Са­та­ни­че­ская по­эма», по­эма «К пла­ме­ни» и др. фп. пье­сы А. Н. Скря­би­на). В 20 в. П. ста­ли на­зы­вать и не­ко­то­рые круп­ные во­каль­ные или во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ные со­чи­не­ния («10 по­эм для хо­ра» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча, «По­эма па­мя­ти Сер­гея Есе­ни­на» Г. В. Сви­ри­до­ва).

Изд.: Рус­ская ро­ман­ти­че­ская по­эма. М., 1985; «Сво­бод­ной му­зы при­но­ше­нье…»: Ев­ро­пей­ская ро­ман­ти­че­ская по­эма. М., 1988.

Лит.: Со­ко­лов А. Н. Очер­ки по ис­то­рии рус­ской по­эмы XVIII и пер­вой по­ло­ви­ны XIX в. М., 1955; Жир­мун­ский В. М. Бай­рон и Пуш­кин. Л., 1978; Жа­ков А. Г. Со­вре­мен­ная со­вет­ская по­эма. Минск, 1981; За­ман­ский Л. А. Рус­ская со­вет­ская ис­то­ри­че­ская по­эма 30-х гг. Че­ля­бинск, 1981; Ко­ва­лен­ко С. А. Ху­до­же­ст­вен­ный мир со­вет­ской по­эмы: Воз­мож­но­сти жан­ра. М., 1989; Пет­ро­ва Н. А. Ли­ро­эпи­че­ская не­фа­буль­ная по­эма: Ге­не­зис, эво­лю­ция, ти­по­ло­гия. Пермь, 1991; Круп­ча­нов А. Л. Рус­ская по­эма 1980–1989 гг.: Спе­ци­фи­ка жан­ра, ге­не­зис, ти­по­ло­гия. М., 1996.

 

 


Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019