Портрет — Популярная художественная энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Популярная художественная энциклопедия. 1986

ПОРТРЕТ (франц. portrait, от устар. portraire — изображать), изображение (образ) к.-л. человека либо группы людей, существующих или существовавших в действительности. П.— один из гл. жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший критерий портретности — сходство изображения с моделью (оригиналом). Оно достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, диалектич. единства индивид. и типич. черт, отражающих определ. эпоху, социальную среду, национальность. В то же время отношение художника к модели, его собств. мировоззрение, эстетич. кредо, находящие воплощение в его творч. манере, способе трактовки П., придают портретному образу субъективно-авторскую окраску. Исторически складывалась широкая и многоплановая типология П.: в зависимости от техники исполнения, назначения, особенностей изображения персонажей различают П. станковые (картины, бюсты, графические листы) и монумент. (фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные, погрудные, в полный рост, анфас, в профиль и т. д. Существуют П. на медалях (см. Медальерное искусство), геммах (см. Глиптика), портретная миниатюра. По числу персонажей П. делятся на индивидуальные, двойные, групповые. Специфический жанр П.— автопортрет. Подвижность жанр. границ П. позволяет в одном произв. сочетать его с элементами других жанров. Таковы П.—картина, где портретируемый представлен во взаимосвязи с миром окружающих его вещей, с природой, арх-рой, др. людьми, и П.—тип — собират. образ, структурно близкий П. Возможность выявления в П. не только высоких духовно-нравств. качеств человека, но и негативных свойств модели обусловила появление портретной карикатуры-шаржа, сатирич. П. В целом иск-во П. способно глубоко отражать важнейшие общественные явления в сложном переплетении их противоречий.

Портрет. Портретный бюст императора Каракаллы. 211—217. Мрамор. Античное собрание. Берлин.

 

Зародившись в глубокой древности, П. достиг высокого уровня развития в др.-вост., особенно в др.-егип. скульптуре, где он выполнял гл. образом роль «двойника» портретируемого в загробной жизни. Подобное религ.-магич. назначение др.-егип. П. приводило к проецированию на канонич. тип изображения индивид. черт определенного человека. В Др. Греции в период классики создавались идеализированные скульпт. П. поэтов, философов, обществ. деятелей. С кон. 5 в. до н. э. др.-греч. П. всё более индивидуализируется (тв-во Деметрия из Алопеки, Лисиппа), а в эллинистическом искусстве тяготеет к драматизации образа. Др.-рим. П. отмечен чёткой передачей индивид. черт модели, психологич. достоверностью характеристик. В эллинистич. иск-ве и в Др. Риме наряду с портретными, иногда мифологизиров. бюстами и статуями широко распространились П. на монетах и геммах. Живописные файюмские портреты (Египет, 1—4 вв.), во многом связанные с др.-вост. магич. традицией «П.-двойника», создавались под воздействием антич. иск-ва, несли в себе ярко выраженное сходство с моделью, а в поздних образцах — специфич. духовную выразительность.

Портрет. Лукас Кранах Старший. Портрет Иоганна Куспиниана. 1502—1503. Собрание О. Рейнхарта. Винтертур.

 

Эпоха ср. веков, когда личностное начало растворялось во внеличностной корпоративности, религ. соборности, наложила особый отпечаток на эволюцию европ. П. Часто он представляет собой неотъемлемую часть церк.-художеств. ансамбля (изображения правителей, их приближённых, донаторов). При всём том нек-рым скульптурам эпохи готики, визант. и др.-рус. мозаикам и фрескам присущи ясная физиономич. определённость, начатки духовной индивидуальности. В Китае, несмотря на подчинение строгому типологич. канону, ср.-век. мастера (особенно периода Сун, 10—13 вв.) создали множество ярко индивидуализиров. П., часто подчёркивая в моделях черты интеллектуализма. Выразительны портретные образы ср.-век. япон. живописцев и скульпторов, из живых наблюдений исходили мастера портретной миниатюры Ср. Азии, Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии.

Портрет. Ф. Халс. «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». 1616. Музей Ф. Халса. Харлем.

 

Выдающиеся достижения в иск-ве П. связаны с эпохой Возрождения, утверждавшей идеалы героической, активно-действенной личности. Свойственное ренессансным художникам ощущение цельности и гармоничности мироздания, признание человека высшим началом и центром земного бытия определили новую структуру П., в к-ром модель зачастую выступала уже не на условном, ирреальном фоне, а в реальной пространств. среде, иногда — в непосредств. общении с вымышленными (миф. и евангельскими) персонажами. Принципы ренессансного П., намеченные в итал. иск-ве треченто, прочно утвердились в 15 в. (живопись Мазаччо, Андреа дель Кастаньо, Доменико Венециано, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Пьеро делла Франческа, А. Мантеньи, Антонелло да Мессина, Джентиле и Джованни Беллини, статуи Донателло и А. Верроккьо, станковая скульптура Дезидерио да Сеттиньяно, медали Пизанелло). Мастера Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, сознанием личной свободы, душевной гармонией, а иногда и внутр. драматизмом. Большей по сравнению с итал. П. духовной заострённостью, предметной точностью изображения отличалось портретное тв-во нидерл. (Я. ван Эйк, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Лука Лейденский) и нем. (А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший) мастеров. Герой их П. нередко предстаёт как неотделимая частица мироздания, органически включённая в его бесконечно сложную систему. Ренессансным гуманизмом проникнуты живописные, граф. и скульпт. П. франц. художников этой эпохи (Ж. Фуке, Ж. и Ф. Клуэ, Корнель де Лион, Ж. Пилон). В иск-ве Позднего Возрождения и маньеризма П. утрачивает гармонич. ясность ренессансных образов: она сменяется напряжённостью образного строя и подчёркнутой драматичностью духовного выражения (произв. Я. Понтормо, А. Бронзино в Италии, Эль Греко в Испании).

Портрет. Ф. С. Рокотов. Портрет П. Ю. Квашниной-Самариной. 1770-е гг. Третьяковская галерея. Москва.

 

Кризис возрожденческого антропоцентризма в условиях обществ.-политич. сдвигов на рубеже 16 и 17 вв. определил новый характер зап.-европ. П. Его глубокая демократизация, стремление к многостороннему познанию человеческой личности в 17 в. получили наиб. полное воплощение в иск-ве Голландии. Эмоц. насыщенностью, любовью к человеку, постижением сокровенных глубин его души, тончайших оттенков мысли и чувства отмечены П. работы Рембрандта. Полные жизни и движения П. кисти Ф. Халса раскрывают многомерность и изменчивость душевных состояний модели. Сложность и противоречивость действительности отражены в тв-ве испанца Д. Веласкеса, создавшего галерею полных достоинства, духовного богатства образов людей из народа и серию беспощадно правдивых П. придворной знати. Яркие, полнокровные натуры привлекают флам. живописца П. П. Рубенса, тонкой выразительностью характеристик отмечены виртуозные по технике П. его соотечественника А. ван Дейка. Реалистич. тенденции иск-ва 17 в. проявились также в портретном тв-ве С. Купера и Дж. Райля в Англии, Ф. Де Шампеня, братьев Ленен во Франции, В. Гисланди в Италии. Существ. идейно-содержат. обновлению П., выразившемуся, в частности, в расширении его жанр. границ (развитие группового П. и перерастание его в групповой П.-картину, особенно в творчестве Рембрандта, Халса, Веласкеса; широкая и многообразная разработка станковых форм автопортрета у Рембрандта, ван Дейка, франц. художника Н. Пуссена и др.), сопутствовала эволюция его выразит. средств, придававших изображению большую жизненность. Одноврем. многие П. 17 — 1-й пол. 18 вв. не выходили за границы чисто внеш. импозантности, демонстрировали ложноидеализиров., часто «мифологизиров.» образ заказчика (произв. франц. живописцев П. Миньяра и И. Риго, англичанина П. Лели).

Портрет. Ф. Гойя. Портрет Исабелы Ковос де Порсель. Ок. 1806. Национальная галерея. Лондон.

 

Свежие реалистич. тенденции проявились в П. 18 в., связанных с гуманистич. идеалами эпохи Просвещения. Жизненная правдивость, точность социальных характеристик, острая аналитичность свойственны произв. франц. портретистов (живопись и станковая графика М. К. де Латура и Ж. О. Фрагонара, пластика Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля, «жанр.» портреты Ж. Б. С. Шардена, пастели Ж. Б. Перронно) и живописцев Великобритании (У. Хогарт, Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо).

В условиях экономич. и культурного роста России в 17 в. здесь получают распространение П.-парсуны, носившие ещё условно-иконописный характер. Интенсивное развитие светского станкового П. в 18 в. (полотна И. Н. Никитина, А. М. Матвеева, А. П. Антропова, И. П. Аргунова) к концу столетия подняло его на уровень высших достижений совр. мирового П. (живопись Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, пластика Ф. И. Шубина, гравюры Е. П. Чемесова).

Портрет. И. Е. Репин. Портрет Л. Н. Толстого. 1887. Третьяковская галерея. Москва.

 

Вел. французская революция 1789—94, нац.-освободит. движения 1-й пол. 19 в. способствовали постановке и решению новых задач в жанре П. Существ. аспекты эпохи ярко и правдиво отразились в целой галерее отмеченных чертами классицизма П. франц. художника Ж. Л. Давида. Приподнято-романтич., страстно-эмоц., а подчас гротескно-сатирич. образы создал в своих П. исп. живописец Ф. Гойя. В 1-й пол. 19 в. наряду с развитием тенденций романтизма (живописные портреты работы Т. Жерико и Э. Делакруа во Франции, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, отчасти В. А. Тропинина в России, Ф. О. Рунге в Германии) новым жизненным содержанием наполнились и традиции портретного иск-ва классицизма (в творчестве французского художника Ж. О. Д. Энгра), появились значит. образцы сатирич. П. (графика и скульптура О. Домье во Франции).

В сер. и во 2-й пол. 19 в. расширяется география нац. школ П., возникает множество стилистич. направлений, предст. к-рых решали проблемы социально-психологич. характеристики, отображения этич. достоинств современника (А. Менцель и В. Лейбль в Германии, Я. Матейко в Польше, Д. Сарджент, Дж. Уистлер, Т. Эйкинс в США и др.). В психологич., часто социально типизированных П. передвижников В. Г. Перова, Н. Н. Ге, И. Н. Крамского, И. Е. Репина воплотился их интерес к предст. народа, к разночинской интеллигенции как к социально значительным, полным духовного благородства личностям.

Портрет. В. А. Фаворский. Портрет Ф. М. Достоевского. 1929. Ксилография.

 

Достижения франц. мастеров импрессионизма и близких им художников (Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, скульптор О. Роден) привели в последней трети 19 в. к обновлению идейно-художеств. концепций П., передающего теперь изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой среде. Противоположные тенденции нашли выражение в тв-ве П. Сезанна, стремившегося выразить в монумент.-художеств. образе устойчивые свойства модели, и в драматич., нервно-напряжённых П. и автопортретах голландца В. ван Гога, глубоко отразивших жгучие проблемы нравственной и духовной жизни современного человека.

В предреволюц. эпоху рус. реалистич. П. получил новое качество в остропсихологич. произв. В. А. Серова, в духовно значительных, наполненных глубоким философ. смыслом портретах М. А. Врубеля, в жизненно полнокровных П.-типах и П.-картинах Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова, Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина, в скрытой драматичности живописных и графических портретов К. А. Сомова, в скульптурных произв. С. Т.  Конёнкова, П. П. Трубецкого и др.

В 20 в. в жанре П. проявились сложные и противоречивые тенденции иск-ва новейшего времени. На почве модернизма возникают произв., лишённые самой специфики П., нарочито деформирующие или вовсе упраздняющие образ человека. В противовес им идут интенсивные, иногда противоречивые поиски новых средств выражения сложной духовной сущности совр. человека, отразившиеся в графике К. Кольвиц (Германия), в пластике Ш. Деспьо (Франция), Э. Барлаха (Германия), в живописи П. Пикассо, А. Матисса (Франция), А. Модильяни (Италия). Творчески развивали и развивают традиции реалистического П. живописцы Р. Гуттузо в Италии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, Э. Уайет в США, скульпторы В. Аалтонен в Финляндии, Дж. Манцу в Италии и др. Позиции общественно активного реализма занимают портретисты социалистических стран: Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии, Ф. Кремер в ГДР, К. Дуниковский в Польше, К. Баба в Румынии и др.

Портрет. Д. Д. Жилинский. «Гимнасты СССР». Темпера. 1964. Художественный фонд СССР. Москва.

 

Сов. многонац. иск-во П. является качественно новой ступенью в развитии мирового П. Его осн. содержание — образ строителя коммунизма, отмеченного такими социально-духовными качествами, как коллективизм, революционная целеустремлённость, социалистич. гуманизм. В сов. П.-типах и П.-картинах отразились невиданные прежде явления в трудовой и обществ. жизни страны (работы И. Д. Шадра, Г. Г. Рижского, А. Н. Самохвалова, С. В. Герасимова). Опираясь на классич. традиции зап.-европ. и рус. реалистич. П., творчески осваивая лучшие достижения портретного иск-ва 19—20 вв., сов. мастера создали жизненно правдивые портретные образы рабочих, колхозников, воинов Сов. Армии (пластика Е. В. Вучетича, Н. В. Томского, живопись А. А. Пластова, И. Н. Клычева и др.), предст. сов. интеллигенции (живописцы К. С. Петров-Водкин, М. В. Нестеров, П. Д. Корин, М. С. Сарьян, К. К. Магалашвили, Т. Т. Салахов, Л. А. Мууга, скульпторы Конёнков, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Т. Э. Залькалн, графики В. А. Фаворский, Г. С. Верейский). Новаторскими чертами отмечены сов. групповые (произв. А. М. Герасимова, В. П. Ефанова, И. А. Серебряного, Д. Д. Жилинского, С. М. Вейверите) и ист.-революц. («Лениниана» Н. А. Андреева, работы И. И. Бродского, В. И. Касияна, Я. И. Николадзе и др.) П. Развиваясь в русле единого идейно-художеств. метода социалистич. реализма, сов. портретное иск-во отличается богатством и многообразием индивид.-творч. решений, смелыми поисками новых выразит. средств.

Лит.: Искусство портрета. Сб. ст., М., 1928; М. В. Алпатов, Очерки по истории портрета, [М.—Л.], 1937; В. Н. Лазарев, Портрет в европейском искусстве XVII в., М.—Л., 1937; Очерки по истории русского портрета второй половины XIX в., под ред. Н. Г. Машковцева, М., 1963; Очерки по истории русского портрета конца XIX— начала XX в., под ред. Н. Г. Машковцева и Н. И. Соколовой, М., 1964; Очерки по истории русского портрета первой половины XIX в., [под ред. И. М. Шмидта], М., 1966; Л. С. Зингер, О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета, (М., 1969); его же, Советская портретная живопись 1917 — начала 1930-х гг., М., 1978; В. Н. Стасевич, Искусство портрета, М., 1972; Проблемы портрета, М., 1973; М. И. Андроникова, Об искусстве портрета, М., 1975; Портрет в европейской живописи XV — начала XX в. [Каталог], М., 1975; Waetzoldt W., Die Kunst des Portrдts, Lpz., 1908; Zeit und Bildnis, Bd 1—6, W., 1957.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ПОРТРЕТ, один из важнейших видов изобразительного искусства, воспроизведение облика конкретного человека. Художественная ценность портрета обусловливается (кроме точной передачи сходства) глубиной и правдивостью психологической и социальной характеристики человека. Выдающиеся образцы портреты созданы в эпохи античности, Возрождения (Леонардо да Винчи, Тициан, Г. Гольбейн Младший), в 17 — начале 19 веков западноевропейскими (Ф. Гальс, Рембрандт, Д. Веласкес, Ж. А. Гудон, Ф. Гойя, Ж. Л. Давид), а в 18 — начале 20 веков русскими (Д Г. Левицкий, Ф. И. Шубин, В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. А. Серов) художниками. В противовес упадочному буржуазному искусству портрет, пришедшему к искажённому изображению человека, советскими портретистами созданы проникнутые идеями социалистического гуманизма правдивые портреты выдающихся деятелей Советского государства, передовых советских людей (работы Н. А. Андреева, И. И. Бродского, А. М. Герасимова, М. Г. Манизера, В. И. Мухиной, Я. И. Николадзе, А. А. Шовкуненко и др.).

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ПОРТРЕТ (франц. portrait), изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздаётся облик какой-либо человеческой индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели), создаёт типичный образ представителя народа, класса, эпохи. См. также Автопортрет.

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. — СПб.: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1890—1907

Портретъ — изображенiе того или другаго человѣка, произведенное средствами живописи, гравированiя или скульптуры (а также фотографическое). П. может считаться вполнѣ удовлетворительнымъ, когда воспроизводитъ оригиналъ въ точности, со всѣми чертами его внѣшности и внутренняго индивидуальнаго характера, въ наиболѣе привычной его позѣ, съ наиболѣе свойственною ему экспрессiей. Удовлетворенiе этого требованiя входитъ въ кругъ задачъ искусства и можетъ приводить къ высокохудожественнымъ результатамъ, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими въ копированiе дѣйствительности свой личный вкусъ и чувство природы. Смотря по величинѣ изображенiя, живописные портреты могутъ быть головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколѣнные и во весь ростъ; въ отношенiи позы представленной фигуры, они бываютъ профильные, «съ лица» (en face), въ три-четверти поворота направо или налѣво (en trois quarts) и такъ наз. au profil perdu, т. е. изображающiе лицо съ затылка, такъ что видна только часть профиля. Такое же раздѣленiе существуетъ и для П., рисованныхъ карандашемъ, писанныхъ акварелью, гравированныхъ и вылѣпленныхъ высокимъ или низкимъ рельефомх (какъ, напр., на медаляхъ и монетахъ); собственно же скульптурные П. дѣлаются въ видѣ гермовъ (одна голова съ шей), бюстовъ (голова и верхняя часть туловища) и статуй (цѣлая фигура, съ головы до ногъ). Портретное искусство возникло въ глубокой древности; еще за много вѣков до Р. Хр. оно было въ большомъ употребленiи у египтянъ, какъ о томъ свидѣтельствуютъ деревянныя и каменныя статуи, найденныя въ значительномъ числѣ въ погребальныхъ постройках этого народа. У древнихъ грековъ долгое время П. въ строгомъ смыслѣ слова на существовало; хотя и было въ обычаѣ награждать побѣдителей на играхъ постановкою ихъ статуй на публичныхъ мѣстахъ, однако, то были идеальныя фигуры, лишь въ общихъ чертахъ. Эллинскiя республики даже запрещали общественнымъ дѣятелямъ и частнымъ лицамъ заказывать свои реалистическiе П., находя ихъ могущими развивать въ гражданахъ тщеславiе и противорѣчащими принципу равенства между ними. Только въ V в. до Р. Хр. впервые явились у грековъ настоящiя портретные гермы и статуи, а именно въ числѣе произведенiй Димитрия Алопекскаго, жившаго во времена Перикла. Реалистическое направленiе окончательно утвердилось въ портретной скульптурѣ при Александрѣ Македонскомъ, благодаря Лизиппу и его брату, Лизистрату, который первый сталъ формовать маски съ натуры. Впослѣдствiи П. размножились не только въ пластикѣ, но и въ живописи, при чемъ въ послѣдней достигли уже до большаго совершенства, какъ мы можемъ судить о томъ по многочисленнымъ доскамъ съ изображенiемъ лицъ покойниковъ, находимыхъ при саркофагахъ греко-египетскихъ мумiй. Изъ Грецiи любовь къ П. перешла къ римлянамъ, которые къ прежнимъ родамъ пластическихъ портретныхъ изображенiй, статуѣ и герму, прибавили новый родъ — бюстъ. Отъ римской эпохи дошло до насъ огромное количество портретныхъ изваянiй реалистичныхъ и идеальныхъ, исполненныхъ прiѣзжими въ вѣчный городъ греческими художниками и ихъ римскими учениками, въ томъ числѣ поражающихъ своею экспрессивностью и совершенствомъ техническаго исполненiя (каковы, напр., двѣ сидящiя статуи поэтовъ Менандра и Позидипа, статуи Эврипида, Демосфена, полководца Фокiона, имп. Августа и др. въ Ватиканскомъ музеѣ, Софокла, въ Латеранскомъ музеѣ, Аристокла и Помпея, въ Палаццо-Спада, Пиндара и Анакреона, въ виллѣ Боргезе, въ Римѣ, и пр.). Въ Cреднiе вѣка портретный родъ какъ скульптуры, такъ и живописи находился почти въ полномъ упадкѣ, и только съ наступленiемъ эпохи Возрожденiя занялъ видное мѣсто среди другихъ художественныхъ отраслей. Въ Италiи его воскресили прежде всего скульпторы — Дезидерiо да Саттиньяно, Мино да Фьезоле, Росселлино, Л. делла Роббiа, Донателло и пр., быстро достигшiе до блестящихъ результатовъ въ своемъ стремленiи воспроизводить человѣческую физiономiю вѣрно съ дѣйствителностью, опредѣленно выражать характеры и, въ тоже время, соблюдать благородство стиля. Значительно позже ихъ вступили на тотъ же путь живописцы, но зато, в перiодъ полнаго расцвѣта итальянскаго искусства, явилась цѣлая фаланга даровитыхъ и генiальныхъ художниковъ, которые возвели П. на степень высоко-изящной картины, увѣковѣчивающей всю сущность характера даннаго лица въ моментъ самаго яркаго ея выраженiя. Рафаэль, С. дель Пьомбо, Тицiан, Джорджоне, Тинторетто и толпа другихъ мастеровъ прославились столько же своими П., сколько и историческими картинами. Еще раньше, чѣмъ итальянцы, въ XV ст., весьма успѣшно воздѣлывали П. въ натуралистическомъ духѣ нидерландскiе живописцы, во главѣ которыхъ стоятъ братья ванъ-Эйки и Г. Мемлингъ. Въ слѣдовавшемъ послѣ нихъ развитiи нидерландской живописи и по раздѣленiи ея на самостоятельныя фламандскую и голландскую школу, П. прiобрѣталъ все большее и большее значенiе въ дѣятельности художниковъ и въ связи съ общимъ направленiемъ этихъ школъ совершенствовался, главнымъ образомъ, въ отношенiи колорита и свѣтотѣни. Величайшими портретистами между фламандцами были Рубенсъ и ванъ Дейкъ, а между голландцами — Рембрандтъ, Ф. Гальсъ, ванъ-деръ-Гельстъ и Терборхъ. Изъ старонѣмецкихъ живописцевъ особенно знамениты какъ портретисты А. Дюреръ и Г. Гольбейнъ Мл. Наиболѣе выдающимися представителями П. въ цвѣтущую пору испанской школы были Велазкезъ и Карреньо-де-Миранда. Съ исходомъ XVII ст. манерность и условность, водворившiяся вообще въ искусствѣ помѣшали П. удержаться на достигнутой имъ выcотѣ и даже отодвинули его на второй планъ какъ въ живописи, такъ и въ скульптурѣ; тѣмъ не менѣе, конецъ XVII и XVIII ст. произвели такихъ замѣчательныхъ портретистовъ, какъ П. Миньяръ, Г. Риго, Детруа и Н. Ларжильеръ во Францiи, Купецкiй, Р. Менгсъ и А. Графъ въ Германiи, Рейнольдсъ, Лауренсъ и Гайнсборо въ Англiи, Гойя въ Испанiи, Левицкiй и Боровиковскiй въ Россiи. Въ это время распространилась любовь къ гравированнымъ П., а также и исполненнымъ пастелью и минiатюрно-акварельнымъ, по части которыхъ явилось много весьма искусныхъ мастеровъ, что продолжалось до 50-х годовъ настоящаго столѣтiя — до той поры, пока изобрѣтение светописи не сократило запроса на трудъ этихъ художниковъ, и общедоступные по своей дешевизнѣ фотографические П. не стали все болѣе и болѣе входить въ обращенiе вмѣсто дорогихъ рисованныхъ, писанныхъ и гравированныхъ отъ руки. При всемъ томъ, и въ настоящее время портретная живопись, какъ масляными красками, такъ и акварелью, не перестаетъ быть отраслью искусства, доставляющей образцовыя произведенiя. Изъ живописцевъ XIX в., особенно замѣчательными портретистами выказали себя: французы Давидъ, Жераръ, Энгръ, П. Деларошъ, Эберъ, Винтергальтеръ, Бонна, Каролюс Дюранъ, Дюбюфъ, Ландель; нѣмцы — Вахъ, Магнусъ, Гензель, Г. Рихтеръ, Ю. Шрадеръ, К. Бегасъ, О. Бегасъ, Амерлингъ, Ангели, Ленбахъ, Фр. Каульбахъ; англичане — Милле, Оулесъ, Геркомеръ, Пойнтеръ; русскiе — Варнекъ, Кипренскiй, К. Брюлловъ, Тропининъ, Зарянко, Перовъ и Крамской.

 

ССЫЛКИ


  • Портрет — Энциклопедия
  • Берни Фукс (1932—2009) — американский художник-иллюстратор и портретист

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018