Портрет — Энциклопедия

Анатолий Фукс - энциклопедия

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека... Википедия

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ПОРТРЕТ, один из важнейших видов изобразит. иск-ва, воспроизведение облика конкретного человека. Художеств. ценность П. обусловливается (кроме точной передачи сходства) глубиной и правдивостью психологич. и социальной характеристики человека. Выдающиеся образцы П. созданы в эпохи античности, Возрождения (Леонардо да Винчи, Тициан, Г. Гольбейн Младший), в 17 — нач. 19 вв. западноевропейскими (Ф. Гальс, Рембрандт, Д. Веласкес, Ж. А. Гудон, Ф. Гойя, Ж. Л. Давид), а в 18 — нач. 20 вв. русскими (Д. Г. Левицкий, Ф. И. Шубин, В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. А. Серов) художниками. В противовес упадочному бурж. искусству П., пришедшему к искажённому изображению человека, советскими портретистами созданы проникнутые идеями социалистического гуманизма правдивые П. выдающихся деятелей Советского государства, передовых советских людей (работы Н. А. Андреева, И. И. Бродского, А. М. Герасимова, М. Г. Манизера, В. И. Мухиной, Я. И. Николадзе, А. А. Шовкуненко и др.).

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. 1980

ПОРТРЕТ (франц. portrait), изображение или описание человека или группы людей; в изобр. иск-ве один из жанров (и отд. произв.), в к-ром воссоздаётся облик к.-л. человеческой индивидуальности. Вместе с внеш. сходством П. запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели), создаёт типич. образ представителя народа, класса, эпохи. См. также Автопортрет.

 

ПОРТРЕТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)

ПОРТРЕ́Т (франц. portrait, от ус­тар. portraire – изо­бра­жать), жанр изо­бра­зит. ис­кус­ст­ва, по­свя­щён­ный изо­бра­же­нию кон­крет­но­го че­ло­ве­ка или груп­пы лю­дей. В сред­ние ве­ка по­ня­тия portrait, portraiture оз­на­ча­ли «вос­про­из­ве­де­ние» лю­бо­го объ­ек­та; в совр. зна­че­нии тер­мин «П.» вве­дён лишь в 17 в. А. Фе­либь­е­ном (в про­ти­во­пос­тав­ле­ние тер­ми­ну figure для изо­бра­же­ний жи­вот­ных). Не­об­хо­ди­мое тре­бо­ва­ние, предъяв­ляе­мое ко вся­ко­му П., – пе­ре­да­ча ин­ди­ви­ду­аль­но­го сход­ст­ва, от­тал­ки­ва­ясь от ко­то­ро­го ху­дож­ник соз­да­ёт оп­ре­де­лён­ный об­раз, ис­поль­зуя для это­го разл. сред­ст­ва ху­дож. вы­ра­зи­тель­но­сти.

Ис­то­ри­че­ски скла­ды­ва­лась ши­ро­кая и мно­го­пла­но­вая ти­по­ло­гия порт­ре­та. П. су­ще­ст­ву­ет во всех ви­дах изо­бра­зи­тель­ных ис­кусств: скульптур­ный (ста­туи, бюс­ты, гер­мы, рель­е­фы, гем­мы, ка­меи), жи­во­пис­ный (мо­ну­мен­таль­ный, стан­ко­вый, ми­ниа­тю­ра порт­рет­ная), графиче­ский (ри­со­ван­ный, гра­ви­ро­ван­ный), так­же фо­то­порт­рет. По спо­со­бу пред­став­ле­ния мо­де­ли раз­ли­ча­ют­ся П. па­рад­ный, ка­мер­ный, ин­тим­ный. С ком­по­зиц. точ­ки зре­ния П. мо­гут быть го­лов­ны­ми, по­груд­ны­ми, по­яс­ны­ми, по­ко­лен­ны­ми, в пол­ный рост, так­же кон­ны­ми; анфас, в про­филь, в трёх­чет­верт­ном раз­во­ро­те. По чис­лу изо­бра­же­ний на од­ном про­из­ве­де­нии (хол­сте, рель­е­фе и т. д.) по­ми­мо обыч­но­го вы­де­ля­ют двой­ной и груп­по­вой П. (в т. ч. се­мей­ный). Пар­ны­ми на­зы­ва­ют П., на­пи­сан­ные на раз­ных хол­стах, ес­ли они со­гла­со­ва­ны ме­ж­ду со­бой по фор­ма­ту и ком­по­зи­ции (ча­ще все­го это П. суп­ру­гов). Не­ред­ко П. об­ра­зу­ют це­лые ан­самб­ли – порт­рет­ные га­ле­реи (представителей ди­на­стии или се­мьи, чле­нов кор­по­ра­ции или гиль­дии, ве­не­ци­ан­ских до­жей, рим­ских пап, во­ен. дея­те­лей и т. п.). Осо­бый суб­жанр П. – ав­то­порт­рет. Порт­рет­ная ико­но­гра­фия не­ред­ко ис­поль­зу­ет­ся при изо­бра­же­нии лю­дей в др. жан­рах иск-ва: в ис­то­рич. картине, цик­лах П. «вы­даю­щих­ся лю­дей древ­но­сти» и др. Под­виж­ность жан­ро­вых гра­ниц П. по­зво­ля­ет в од­ном про­из­ве­де­нии со­че­тать его с эле­мен­та­ми др. жан­ров: с пей­за­жем, ин­терь­е­ром, об­на­жён­ной на­ту­рой, ал­ле­го­ри­ей и т. д. Спе­ци­фи­че­ски ха­рак­те­ри­зуя мо­дель, П. мо­жет вы­пол­нять разл. функ­ции (по­ми­мо фик­са­ции об­ли­ка че­ло­ве­ка, ко­то­рая бы­ла важ­ней­шей до по­яв­ле­ния фо­то­ис­кус­ст­ва): уве­ко­ве­чи­ва­ние па­мя­ти о че­ло­ве­ке или со­бы­тии; де­мон­ст­ра­ция при­над­леж­но­сти к оп­ре­де­лён­ной со­ци­аль­ной, про­фес­сио­наль­ной ли­бо кон­фес­сио­наль­ной груп­пе; опи­са­ние лич­ных пред­поч­те­ний порт­ре­ти­руе­мо­го; слу­жить ин­ст­ру­мен­том по­ли­тич. про­па­ган­ды и мн. др. Воз­мож­ность вы­яв­ле­ния в П. не толь­ко вы­со­ких нравств. ка­честв че­ло­ве­ка, но и не­га­тив­ных свойств мо­де­ли обу­сло­ви­ла по­яв­ле­ние са­ти­рич. П., порт­рет­ной карикатуры (шар­жа).

Исторический очерк

Древний Египет. Статуя сидящего писца (из гробницы Каи в Саккаре). Известняк, роспись. V династия (сер. 3-го тыс. до н. э.). Лувр (Париж).

За­ро­див­шись в глу­бо­кой древ­но­сти, П. дос­тиг вы­со­ко­го уров­ня раз­ви­тия в иск-ве Древ­не­го Вос­то­ка, осо­бен­но в др.-егип. скульп­ту­ре и живо­пи­си, где бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны ста­туи и рель­еф­ные изо­бра­же­ния ца­рей и ча­ст­ных лиц; П. тра­ди­ци­он­но ис­поль­зо­ва­лись и в за­упо­кой­ном куль­те. По­гре­баль­ные мас­ки ахей­цев от­ли­ча­лись ме­ха­нич. вос­про­из­ве­де­ни­ем черт ли­ца умер­ше­го. В Древ­ней Гре­ции в период клас­си­ки соз­да­ва­лись идеа­ли­зи­ро­ван­ные скульп­тур­ные П. об­ществ. дея­те­лей, пол­ко­вод­цев, по­этов, фи­ло­со­фов. С кон. 5 в. до н. э. др.-греч. П. всё бо­лее ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ру­ет­ся, а в эл­ли­ни­стич. иск-ве воз­ни­ка­ет порт­рет-об­раз (Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го, фи­ло­со­фов, ат­ле­тов и т. д.; скульп­тур­ные ра­бо­ты Ли­сип­па, Ле­о­ха­ра и др.). В Древ­нем Ри­ме П. ста­но­вит­ся од­ним из центр. жан­ров иск-ва, от­ли­ча­ет­ся об­шир­ной ти­по­ло­ги­ей (бюс­ты, ста­туи, в т. ч. кон­ные, изо­бра­же­ния на рель­е­фах) и ико­но­гра­фи­ей (им­пе­ра­тор­ский, ча­ст­ный, муж­ской, женский, дет­ский и пр.) и про­хо­дит дли­тель­ную эво­лю­цию от рес­пуб­ли­кан­ско­го пе­рио­да к позд­ней Им­пе­рии. Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют файюм­ские порт­ре­ты, на­пи­сан­ные в тех­ни­ке эн­кау­сти­ки; в них рим. иск-во П. встре­ча­ет­ся с по­гре­баль­ны­ми прак­ти­ка­ми и об­раз­ной концепцией Древ­не­го Вос­то­ка.

В Ки­тае, не­смот­ря на под­чи­не­ние стро­го­му ти­по­ло­гич. ка­но­ну, ср.-век. мас­те­ра соз­да­ли мно­же­ст­во яр­ко ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ван­ных П., час­то под­чёр­ки­вая в мо­де­лях чер­ты ин­тел­лек­туа­лиз­ма. Вы­ра­зи­тель­ны порт­рет­ные об­ра­зы ср.-век. япон. жи­во­пис­цев и скульп­то­ров; из жи­вых на­блю­де­ний ис­хо­ди­ли мас­те­ра порт­рет­ной ми­ниа­тю­ры Ср. Азии, Азер­бай­джа­на, Аф­га­ни­ста­на, Ира­на, Ин­дии.

В сред­ние ве­ка наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная фор­ма П. – кти­тор­ский в Ви­зан­тии (изо­бра­же­ния им­пе­ра­то­ров в хра­ме Св. Со­фии в Константи­но­по­ле, так­же имп. Юс­ти­ниа­на и имп. Фео­до­ры с при­бли­жён­ны­ми в ц. Сан-Ви­та­ле в Ра­вен­не, 546–547) и до­на­тор­ский в Зап. Евро­пе, ко­то­рый встре­ча­ет­ся как в мо­ну­мен­таль­ном иск-ве, так и в ми­ниа­тю­ре книж­ной. Стрем­ле­ние к под­ра­жа­нию ан­ти­чнос­ти вы­зва­ло к жиз­ни се­рию порт­ре­тов имп. Фрид­ри­ха II Го­ген­штау­фе­на и его при­бли­жён­ных, соз­дан­ных по об­раз­цам рим. бюс­тов.

Оче­вид­но, стан­ко­вый П. в ев­роп. иск-ве су­ще­ст­во­вал уже в эпо­ху Про­то­ре­нес­сан­са (наи­бо­лее ран­ний из из­вест­ных – не­со­хра­нив­шее­ся изо­бра­же­ние Лау­ры, на­пи­сан­ное С. Мар­ти­ни для Ф. Пет­рар­ки и вос­хва­ляв­шее­ся по­этом за жиз­не­по­до­бие). В иск-ве Воз­ро­ж­де­ния в Италии и т. н. арс но­ва в Се­вер­ном Воз­ро­ж­де­нии П. окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­вал­ся в ка­че­ст­ве са­мо­сто­ят. жан­ра. Для ев­роп. П. 15 в. в целом ха­рак­тер­на дос­то­вер­ная и ней­траль­ная пе­ре­да­ча ин­ди­ви­ду­аль­ной внеш­но­сти. В ни­дерл. иск-ве П. раз­ви­ва­ет­ся в рам­ках т. н. благочестивых дип­ти­хов, где на од­ной створ­ке пред­став­ле­на Бо­го­ма­терь, а на дру­гой – до­на­тор (ал­тар­ные кар­ти­ны Ро­ги­ра ван дер Вейдена и др. мас­те­ров), так­же в ви­де до­на­тор­ско­го П. на на­руж­ных створ­ках ал­та­рей. Ин­ди­ви­ду­аль­ный П., на­чав­шись с трёх­чет­верт­но­го по­груд­но­го изо­бра­же­ния на тём­ном фо­не (Р. Кам­пен), обо­га­ща­ет­ся во 2-й пол. 15 в. пей­заж­ны­ми фо­на­ми (Х. Мем­линг). Уни­каль­ным двойным П. в ин­терь­е­ре яв­ля­ет­ся «Порт­рет че­ты Ар­ноль­фи­ни» Я. ван Эй­ка (1434, Нац. га­ле­рея, Лон­дон). Ни­дерл. П. от­ли­ча­ет тща­тель­ное воспро­из­ве­де­ние на­ту­ры, вни­ма­ние к све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­ке, ил­лю­зио­ни­стич. эф­фек­ты. В Ита­лии в те­че­ние 15 в. П. про­дол­жа­ет суще­ст­во­вать в со­ста­ве ком­по­зи­ций в мо­ну­мен­таль­ном иск-ве – мн. цик­лы рос­пи­сей Фра Фи­лип­по Лип­пи, Б. Гоц­цо­ли, Д. Гир­лан­дайо и др. со­про­во­ж­дают­ся П. за­каз­чи­ков и их близ­ких, а в отд. слу­ча­ях и ав­то­порт­ре­та­ми мас­те­ров (Л. Ги­бер­ти на Рай­ских вра­тах фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия). Ши­ро­ко рас­про­стра­ня­ют­ся ме­мо­ри­аль­ные П. кон­доть­е­ров как жи­во­пис­ные (С. Мар­ти­ни, П. Уч­чел­ло, А. дель Кас­та­ньо), так и скульп­тур­ные (кон­ные ста­туи До­на­тел­ло, А. дель Вер­рок­кьо). Порт­рет­ные изо­бра­же­ния за­ня­ли важ­ное ме­сто в воз­ро­ж­дён­ном медальерном ис­кус­ст­ве, в над­гро­би­ях. Воз­ро­ж­да­ет­ся скульп­тур­ный бюст (Ми­но да Фье­зо­ле, Де­зи­де­рио да Сет­тинь­я­но, А. Рос­сел­ли­но, Б. да Май­ано, Вер­рок­кьо). По­яв­ля­ют­ся се­мей­ные и дет­ские П. Под влия­ни­ем ни­дерл. иск-ва раз­ви­ва­ет­ся жи­во­пис­ный стан­ко­вый П.: профиль­ное изо­бра­же­ние на ус­лов­ном фо­не по­сте­пен­но вы­тес­ня­ет­ся трёх­чет­верт­ным изо­бра­же­ни­ем (А. дель Кас­та­ньо, А. Ман­те­нья, Анто­нел­ло да Мес­си­на, Джен­ти­ле и Джо­ван­ни Бел­ли­ни), во 2-й пол. 15 в. ней­траль­ный фон сме­ня­ет­ся пей­заж­ной сре­дой или ин­терь­е­ром (Пье­ро дел­ла Фран­че­ска, С. Бот­ти­чел­ли, Гир­лан­дайо, Бел­ли­ни и др.).

Х. Хольбейн Младший. Портрет Бонифация Амербаха. 1519. Художественный музей (Базель).

Итал. мас­те­ра Вы­со­ко­го и Позд­не­го Воз­ро­ж­де­ния (Ле­о­нар­до да Вин­чи, Ра­фа­эль, Л. Лот­то, Ти­ци­ан, Я. Тин­то­рет­то) и мань­е­риз­ма (Я. Понтор­мо, А. Брон­зи­но, Ф. Пар­мид­жа­ни­но) от­кры­ва­ют внутр. мир че­ло­ве­ка, раз­но­об­ра­зие его пси­хо­ло­гич. со­стоя­ний. П. в ев­роп. иск-ве 16 в. ус­лож­ня­ет­ся и как ви­зу­аль­но-ху­дож. це­лое: де­таль­но раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся ар­хит., ин­терь­ер­ные и пей­заж­ные фо­ны, для ха­рак­те­ри­сти­ки мо­де­ли ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся ак­сес­суа­ры и ат­ри­бу­ты (А. Дю­рер, Л. Кра­нах Стар­ший, Х. Холь­бейн Млад­ший и др.). Ши­ро­ко распоространяется гра­фич. П. – ри­со­ван­ный и гра­ви­ро­ван­ный (Ми­ке­ланд­же­ло, Дю­рер, Л. Кра­нах Стар­ший, Ж. и Ф. Клуэ, се­мья Дю­му­стье и др. мас­те­ра т. н. франц. ка­ран­даш­но­го П.). В Ни­дер­лан­дах пи­шут­ся «гу­ма­ни­сти­че­ские» П. (Я. Гос­сарт, К. Мас­сейс). Вы­даю­щим­ся мас­те­ром скульп­тур­но­го П. был Ж. Пи­лон; на­пря­жён­но­стью об­раз­но­го строя от­ме­че­ны жи­во­пис­ные П. ра­бо­ты Эль Гре­ко.

Мас­те­ра эпо­хи ба­рок­ко, опи­ра­ясь на до­сти­же­ния ре­нес­санс­ных ху­дож­ни­ков, соз­да­ли раз­ветв­лён­ную внутр. струк­ту­ру П., су­ще­ст­вен­но расши­рив его ти­поло­гию и ико­но­гра­фию. На­ря­ду с па­рад­ным П. (А. ван Дейк, Д. Ве­ла­скес, Ф. де Шам­пень, П. Минь­яр, Г. Ри­го, Ш. Леб­рен, П. Ле­ли, Г. Нел­лер, скульп­тур­ные бюс­ты Дж. Л. Бер­ни­ни), рас­про­стра­ня­ют­ся ка­мер­ный и ин­тим­ный П. В 17 в. объ­ек­та­ми порт­ре­ти­ро­ва­ния ста­но­вят­ся го­ро­жа­не (пре­им. в Гол­лан­дии; ху­дож­ни­ки Й. Верс­пронк, Ф. Бол, А. де Гел­дер, Я. де Брай, Г. Тер­борх и др.); рас­про­стра­ня­ет­ся груп­по­вой П., как се­мей­ный (П. де Хох, П. П. Ру­бенс), так и кор­по­ра­тив­ный (Ф. Халс, Рем­брандт), а так­же жен­ские, дет­ские П. и автопортре­ты (Рем­брандт, К. Фаб­ри­ци­ус и др.). Вы­даю­щие­ся порт­ре­ти­сты эпо­хи – Рем­брандт, Халс, Ру­бенс, Ве­ла­скес – ра­бо­та­ют во всём диа­па­зо­не воз­мож­но­стей порт­рет­но­го жан­ра, со­вме­щая в сво­их но­ва­тор­ских ре­ше­ни­ях разл. жан­ры. Рас­ши­ря­ют­ся воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи пси­хо­ло­гич. со­стоя­ния че­ло­ве­ка (Рем­брандт, Н. Пус­сен), дра­ма­ти­за­ции П. спо­соб­ст­ву­ют приё­мы ка­ра­вад­жиз­ма. Во все раз­но­вид­но­сти П. про­ни­ка­ют чер­ты спон­тан­но­сти (вы­ра­же­ние ли­ца, улыб­ка, слу­чай­ный ха­рак­тер жес­тов и т. д.), ко­то­рые де­ла­ют вос­при­ятие П. всё бо­лее ди­на­мич­ным.

Дж. Л. Бернини. Портрет короля Людовика XIV. Мрамор. 1665. Национальный музей Версаля и Трианонов.

Эпо­ха ро­ко­ко ши­ро­ко до­пол­ня­ет П. мно­го­зна­чит. ак­сес­суа­ра­ми, пей­заж­ны­ми фо­на­ми, ко­то­рые ус­лож­ня­ют се­ман­тич. и ви­зу­аль­ную структуру изо­бра­же­ния (Ф. Бу­ше, Ж. О. Фра­го­нар). Реа­ли­стич. тен­ден­ции в 18 в. свя­за­ны с гу­ма­ни­стич. идеа­ла­ми Про­све­ще­ния – с сер. 18 в. в об­ли­ке изо­бра­жае­мых на пер­вый план вы­хо­дят не­по­сред­ст­вен­ность и ес­те­ст­вен­ность (В. Гис­лан­ди, Ж. Б. С. Шар­ден, Ж. Б. Грёз, У. Хо­гарт, Т. Гейнс­бо­ро, Дж. Рей­нолдс и др.). Точ­ность со­ци­аль­ных ха­рак­те­ри­стик, ост­рая ана­ли­тич­ность свой­ст­вен­ны пла­сти­ке Ж. А. Гу­она и Ж. Б. Пи­га­ля. Ла­ко­низ­мом и урав­но­вешен­но­стью об­раза от­ме­че­ны П. клас­си­циз­ма (Ж. Л. Да­вид, Ж. О. Д. Энгр, Ф. Гойя). П. эпо­хи предромантизма (А. Гро) и ро­ман­тиз­ма (позд­ний Гойя, Т. Же­ри­ко, Э. Де­лак­руа, Ф. О. Рун­ге) не­ред­ко пред­став­ля­ет лю­дей в не­обыч­ных ситуациях и экс­тре­маль­ных со­стоя­ни­ях. В 19 в. рас­ши­ря­ет­ся гео­гра­фия нац. школ П. (А. фон Мен­цель, В. Лейбль, Я. Ма­тей­ко, Дж. С. Сард­жент, Дж. Уи­ст­лер, Т. Эй­кинс и др.). Важ­ное ме­сто за­ни­мал П. в са­лон­ном ис­кус­ст­ве 19 в. и в твор­че­ст­ве пре­ра­фа­эли­тов. Масте­ра франц. им­прес­сио­низ­ма и близ­кие им ху­дож­ни­ки (Э. Ма­не, К. Мо­не, О. Ре­ну­ар, Э. Де­га, О. Ро­ден) стре­ми­лись за­пе­чат­леть в П. из­мен­чи­вость об­ли­ка че­ло­ве­ка, его связь со столь же из­мен­чи­вой сре­дой. Про­ти­во­по­лож­ные тен­ден­ции на­шли вы­ра­же­ние в твор­че­ст­ве П. Се­зан­на, стре­мив­ше­го­ся вы­ра­зить ус­той­чи­вые свой­ст­ва мо­де­ли, и в дра­ма­тич., нерв­но-на­пря­жён­ных П. и ав­то­порт­ре­тах В. Ван Го­га, глубо­ко от­ра­зив­ших про­бле­мы нрав­ст­вен­ной и ду­хов­ной жиз­ни совр. че­ло­ве­ка.

С нач. 20 в. в иск-ве П. про­ис­хо­дят су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния. Не­смот­ря на по­яв­ле­ние в сер. 19 в. порт­рет­ной фо­то­гра­фии (На­дар и др.), жанр П. по-преж­не­му за­ни­ма­ет зна­чит. ме­сто в твор­че­ст­ве ве­ду­щих ху­дож­ни­ков и скульп­то­ров. В то же вре­мя тра­диц. вос­про­из­ве­де­ние внеш­но­сти и др. ха­рак­те­ри­стик мо­де­ли пе­ре­ста­ёт быть осн. це­лью П. У мас­те­ров аван­гар­диз­ма П. ста­но­вит­ся свое­об­раз­ным по­лем для ху­дож. экс­пе­ри­мен­тов, пре­вра­ща­ясь в са­мо­цен­ную ху­дож. за­да­чу, не свя­зан­ную с изо­бра­жае­мой лич­но­стью (П. Пи­кас­со, А. Ма­тисс, А. Модильяни, мас­те­ра ав­ст­ро-нем. экс­прес­сио­низ­ма, ма­ги­че­ско­го реа­лиз­ма, «но­вой ве­ще­ст­вен­но­сти», сюр­реа­лиз­ма, па­риж­ской шко­лы и т. д.). В 20 в. про­дол­жа­ют­ся и тра­ди­ции реа­ли­стич. П. (жи­во­пис­цы Р. Гут­ту­зо, Д. Ри­ве­ра, Д. Си­кей­рос, К. Ба­ба, скульп­то­ры Ш. Дес­пио, В. Аал­то­нен, Дж. Ман­цу, Ж. Киш­фа­лу­ди-Штробль, Ф. Кре­мер, К. Ду­ни­ков­ский и др.). Ху­дож­ни­ки разл. на­прав­ле­ний по­стмо­дер­низ­ма охот­но об­ра­ща­ют­ся к П. для ис­сле­до­ва­ния про­блем иден­тич­но­сти лич­но­сти (ген­дер­ной, эт­ни­че­ской, со­ци­аль­ной, куль­тур­ной и др.), при этом неред­ко па­ро­ди­руя язык тра­диц. П.; всё боль­шую роль в П. на­чи­на­ет иг­рать об­на­жён­ное те­ло (Л. Фрейд в Ве­ли­ко­бри­та­нии и др.). П. создаются как в тра­ди­ци­он­ных, так и в но­вых тех­ни­ках иск-ва. Ог­ром­ную эво­лю­цию с сер. 19 в. до на­ших дней про­де­лал фо­то­порт­рет.

З. Е. Серебрякова. «За завтраком» (дети художницы – Евгений, Александр и Татьяна Серебряковы). 1914. Третьяковская галерея (Москва).
 
К. П. Брюллов. Портрет княгини Е. П. Салтыковой. 1841. Русский музей (С.-Петербург).

В Рос­сии с 17 в. из­вест­ны П.-пар­су­ны, но­сив­шие ещё ус­лов­но-ико­но­пис­ный ха­рак­тер. В 18 – 1-й пол. 19 вв. в Рос­сии ра­бо­та­ли мно­гие пригла­шён­ные ев­роп. порт­ре­ти­сты (скульп­тор К. Б. Рас­трел­ли, жи­во­пис­цы Г. Гзелль, Л. Ка­ра­вак, П. Ро­та­ри, А. Рос­лин, Л. Ток­ке, И. Б. Лампи Стар­ший, М. Л. Э. Ви­же-Леб­рён, Ж. Л. Ву­аль, Дж. Доу и др.), что спо­соб­ст­во­ва­ло ин­тен­сив­но­му раз­ви­тию рус. П., уже с сер. 18 в. под­няв­ше­го­ся на ев­роп. уро­вень... Читать оригинал

 

ССЫЛКИ


  • Портрет — Популярная художественная энциклопедия
  • Берни Фукс (1932—2009) — американский художник-иллюстратор и портретист

 


Условия использования материалов




Поиск
Copyright MyCorp © 2019