Президент, глава государства

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

В. Даль. Толковый словарь. 1978


ПРЕЗИДЕНТЪ, —ша, латин. предсѣдатель, —ша, старшiй членъ совѣщательнаго мѣста, управленья. Президентскiя кресла. Президентство ср. должность, званiе его, предсѣдательство. Презусъ м. предсѣдатель военнаго суда.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ, выборный на определённый срок глава гос-ва.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, в государствах с монархии, формой правления — монарх (король, император и т. д.), в республиках — президент. В СССР нет единоличного президента. Президент в СССР коллегиальный,— это Президиум Верховного Совета, включая и председателя Президиума Верховного Совета, избираемый не всем населением, а Верховным Советом и подотчётный Верховному Совету.

 

 

Юридический словарь. 1953


ПРЕЗИДЕНТ — глава государства в странах республиканской формой правления. В буржуазном государствоведении П. рассматривается как носитель верховной государственной власти и высший представитель государства во внешних сношениях. Подобное утверждение насквозь лживо, так как госyдарственная власть в капиталистических странах принадлежит буржуазии, к-рая является её носителем, а П.— только орудие диктатуры монополий.

Для социалистических государств характерно отсутствие единоличного П. Как правило, в социалистических государствах представительный высший орган государственной власти избирает из своего состава коллегиальный орган — президиум, к-рый действует в период между сессиями избравшего его органа и подотчётен ему во всей своей деятельности. Так, Верховный Совет СССР (см.) избирает Президиум Верховного Совета СССР (см.), Великое национальное собрание Румынской Народной Республики (см.) избирает Президиум Великого национального собрания, Сейм Польской Народной Республики (см.) избирает Государственный совет и т. д.

Как показал опыт истории после второй мировой войны, при наличии определённых условий институт единоличного П. может быть использован в интересах трудящихся. Важнейшей гарантией подлинно демократического характера этого института является руководство государством со стороны коммунистических и рабочих партий. Единоличные П. имеются в Германской Демократической Республике, в Чехословацкой Республике и в Демократической Республике Вьетнам, где они избираются высшими органами государственной власти, к-рые могут лишить П. их постов в случае совершения ими преступлений против своих народов. П. этих республик имеют большие заслуги перед трудящимися своих стран в деле строительства демократического государства и создания свободного от империалистической эксплуатации общества и являются верными слугами своих народов.

П. в капиталистических странах является послушным орудием в руках монополистической буржуазии и, в зависимости от особенностей форм правления, играет либо главную, либо вспомогательную, но всегда реакционную роль. В парламентарных буржуазных республиках. П. избирается законодательным органом (см. Парламент). Иногда для выборов П. создаётся специальный избирательный корпус из депутатов парламента и представителей высших муниципальных органов (Италия) или законодательных собраний штатов (Индия).

В президентских республиках, где П. является одновременно главой государства и главой правительства, он избирается либо непосредственно населением (Аргентина), либо через выборщиков (США), что противопоставляет его представитель. ному органу. Срок полномочий П, устанавливается конституциями и колеблется от 1 года до 7 лет. Порядок переизбрания П. также устанавливается в основном законе.

П. обладает обширными полномочиями, к-рые в президентских республиках носят чисто диктаторский характер. В парламентарных республиках П. имеет право роспуска парламента, перерыва в его работе, созыва чрезвычайных сессий. Принятые парламентом законы нуждаются в санкции П. В случае отказа П. санкционировать тот или иной закон (см. Вето) парламент должен одобрить его вторично в установленном конституцией порядке, если только П. не принадлежит право окончательного отклонения закона. П. имеет право обращаться с посланиями к парламенту. В президентских республиках эти послания фактически представляют собой программу для законодательной деятельности парламентов (напр., в США).

В парламентарных республиках П. поручает лидеру фракции партийного большинства либо главе парламентской коалиции сформировать правительство; он же принимает отставку правительства. В президентских республиках П. сам формирует правительство, члены к-рого ответственны перед ним.

П. принадлежит право издавать нормативные акты (декреты, указы и т. д.). П. является главнокомандующим всеми вооружёнными силами, в связи с чем он производит назначения на высшие командные посты армии и флота. Как правило, П. предоставляется право ратификации нек-рых международных соглашений. В США П. присвоил себе право заключать международные соглашения без представления их на утверждение сената (см.). П. производит назначение на дипломатические должности, при нём аккредитуются дипломатические представители иностранных государств. П. осуществляет право амнистии и помилования.

Следует отметить, что в парламентарных республиках П. является малоактивной политической фигурой и, как правило, заслоняется премьер-министром (таковы П. во Франции и Италии). Однако большие полномочия, предоставленные П. конституциями этих республик, позволяют правящей клике, когда она сочтёт это необходимым, выдвигать П. на первый план.

В президентских республиках П. представляет собой центральную политическую фигуру, так как он одновременно является и главой государства и главой правительства (таковы П. в США, Аргентине и т. д.). Обладая всеми правами, к-рыми наделен П. парламентарной республики (кроме права роспуска парламента), он также имеет право назначать и смещать по своему усмотрению министров и всех высших гражданских и военных чиновников. П.
возглавляет весь военно-бюрократический и дипломатический аппарат и фактически осуществляет руководство парламентом, пользуясь правом вето, правом обращения к парламенту с посланиями, другими, зачастую неконституционными методами.

Президентская власть в странах с подобной формой правления становится в период империализма главным орудием диктатуры монополистического капитала. Так, в США П. полностью контролирует не только федеральный государственный аппарат, но и органы управления штатов. Американский конгресс фактически превратился во вспомогательный орган при П. Установление единоличной диктатуры в лице П. является политическим выражением концентрированной мощи финансового капитала.

Буржуазные П. являются преданными слугами монополий, послушными исполнителями их воли, какую бы демократическую личину они на себя ни одевали.
 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ПРЕЗИДЕНТ (от лат. praesidens, букв.— сидящий впереди), 1) в большинстве совр. гос-в с респ. формой правления выборный глава гос-ва. 2) В ряде обществ. и науч. учреждений, орг-ций (в т. ч. междунар.) выборный председатель исполнит. органа.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, лицо, возглавляющее гос-во и представляющее его во внеш. сношениях. Может быть выборным (напр., през. республики) или наследственным (напр., в гос-вах с монархич. формой правления.

 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986


ПРЕЗИДЕНТ, -а, м. Руководитель, глава республиканского государства, а также нек-рых крупных научных учреждений. П. республики. П. Академии наук. || прил. президентский, -ая, -ое.

ПРЕЗИДЕНТСТВО, -а, ср. 1. Должность президентства. 2. Время деятельности президента.

 

 

Чиркин В. Е. ПРЕЗИДЕНТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/law/text/3175555


ПРЕЗИДЕ́НТ (от лат. praesidens, род. п. prae­sidentis, букв. – пред­се­да­тель­ст­вую­щий), еди­но­лич­ный из­би­рае­мый гла­ва го­су­дар­ст­ва в стра­нах с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой прав­ле­ния. В тех ред­ких си­туа­ци­ях, ко­гда су­ще­ст­ву­ет кол­ле­ги­аль­ная пре­зи­ден­ту­ра, в кон­сти­ту­ци­ях, иных пра­во­вых ак­тах ис­поль­зу­ют­ся тер­ми­ны «пре­зи­дент­ст­во» (напр., Кон­сти­ту­ция Рес­пуб­ли­ки Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны 1995), «пре­зи­дент­ский со­вет» (в про­шлом в Аф­га­ни­ста­не, Бра­зи­лии, Су­да­не, Йе­ме­не и др.). В 21 в. в боль­шин­ст­ве го­су­дарств ми­ра (при­бли­зи­тель­но в 130 из су­ще­ст­вую­щих бо­лее 200) гла­вой го­су­дар­ст­ва юри­ди­че­ски яв­ля­ет­ся еди­но­лич­ный П. В Ира­не пол­но­мо­чия гла­вы го­су­дар­ст­ва раз­де­ле­ны ме­ж­ду ду­хов­ным ли­де­ром (им мо­жет быть один из выс­ших свя­щен­но­слу­жи­те­лей – ая­тол­ла) и П., из­би­рае­мым пу­тём го­ло­со­ва­ния гра­ж­дан. В Ки­тае со­от­вет­ст­вую­щий ие­рог­лиф пе­ре­во­дит­ся как пред­се­да­тель рес­пуб­ли­ки, в КНДР «веч­ным» П. объ­яв­лен по­кой­ный Ким Ир Сен, его сын этот ти­тул не имел, не име­ет и внук – совр. ру­ко­во­ди­тель КНДР.

П. из­би­ра­ет­ся на пре­зи­дент­ских вы­бо­рах, име­ет осо­бый лич­ный ста­тус. Он поль­зу­ет­ся не­при­кос­но­вен­но­стью (что в от­ли­чие от мо­нар­ха не ис­клю­ча­ет его от­вет­ст­вен­но­сти в фор­ме им­пич­мен­та – су­дить мож­но толь­ко по­сле от­ре­ше­ния от долж­но­сти), его нель­зя при­влечь к адм. от­вет­ст­вен­но­сти, но в не­ко­то­рых стра­нах к не­му воз­мо­жен гражд. иск и его мож­но вы­звать в суд для да­чи сви­де­тель­ских по­ка­за­ний (это про­ис­хо­дит в осо­бой фор­ме). П. име­ет оп­ре­де­лён­ные при­ви­ле­гии, ре­зи­ден­цию (обыч­но не од­ну), транс­порт, ох­ра­ну, др. фор­мы обес­пе­че­ния.

Пол­но­мо­чия П. сфор­му­ли­ро­ва­ны в кон­сти­ту­ци­ях од­но­тип­но: 1) пол­но­мо­чия по пред­ста­ви­тель­ст­ву го­су­дар­ст­ва внут­ри стра­ны и на ме­ж­ду­нар. аре­не. В этом ка­че­ст­ве он на­зна­ча­ет гу­бер­на­то­ров в субъ­ек­ты фе­де­ра­ции в не­ко­то­рых стра­нах, как выс­шее долж­но­ст­ное ли­цо воз­глав­ля­ет гос. ап­па­рат, раз­ре­ша­ет спо­ры и кол­ли­зии ме­ж­ду выс­ши­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ст­ва, ме­ж­ду ор­га­на­ми го­су­дар­ст­ва и субъ­ек­тов фе­де­ра­ции, на­зна­ча­ет по­слов в др. го­су­дар­ст­ва, при нём ак­кре­ди­ту­ют­ся по­слы иностр. го­су­дарств, пред­став­ляя ему ве­ри­тель­ные гра­мо­ты; 2) пре­зи­дент – га­рант кон­сти­ту­ции. Он обя­зан при­ни­мать ме­ры по её со­блю­де­нию и ох­ра­не; 3) пол­но­мо­чия в от­но­ше­нии пар­ла­мен­та и осу­ще­ст­в­ле­ния за­ко­но­дат. вла­сти – на­зна­че­ние да­ты вы­бо­ров в пар­ла­мент, со­зыв пар­ла­мен­та на сес­сии, до­сроч­ный рос­пуск ниж­ней па­ла­ты (од­нопа­лат­но­го пар­ла­мен­та) с од­но­врем. на­зна­че­ни­ем да­ты но­вых вы­бо­ров; пер­во­оче­ред­ная за­ко­но­дат. ини­циа­ти­ва, еже­год­ные по­сла­ния пар­ла­мен­ту о по­ло­же­нии в стра­не, санк­цио­ни­ро­ва­ние за­ко­на пу­тём под­пи­си и пра­во пре­зи­дент­ско­го ве­то; 4) пол­но­мо­чия по от­но­ше­нию к пра­ви­тель­ст­ву – он на­зна­ча­ет пра­ви­тель­ст­во, хо­тя со­став пра­ви­тель­ст­ва при «сла­бом» П. за­ви­сит от то­го, ка­кая пар­тия (блок пар­тий) име­ет боль­шин­ст­во в ниж­ней па­ла­те пар­ла­мен­та (од­но­па­лат­ном пар­ла­мен­те); 5) пол­но­мо­чия по фор­ми­ро­ва­нию др. выс­ших ор­га­нов го­су­дар­ст­ва и долж­но­ст­ных лиц вы­со­ких ран­гов, в боль­шин­ст­ве стран – су­дей, ино­гда рек­то­ров уни­вер­си­те­тов, стар­ших офи­це­ров и др.; 6) пра­во­твор­че­ские пол­но­мо­чия – П. из­да­ёт нор­ма­тив­ные и не­нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты с раз­ны­ми на­зва­ния­ми, они име­ют юри­дич. си­лу по­сле за­ко­на, но в си­лу раз­де­ле­ния вла­стей пар­ла­мент не впра­ве их от­ме­нить за­коном (толь­ко ор­ган кон­сти­ту­ци­он­но­го кон­тро­ля мо­жет ли­шить их дей­ст­вия, при­знав не­со­от­вет­ст­вую­щи­ми кон­сти­ту­ции); 7) пол­но­мо­чия по гл. ко­ман­до­ва­нию воо­руж. си­ла­ми, П. – вер­хов­ный глав­но­ко­ман­дую­щий, он на­зна­ча­ет выс­ший ко­манд­ный со­став, при­сваи­ва­ет выс­шие во­ин­ские зва­ния, но не­ко­то­рые кон­сти­ту­ции ус­та­нав­ли­ва­ют, что кон­крет­ное рас­по­ря­же­ние воо­руж. си­ла­ми осу­ще­ст­в­ля­ет ми­нистр обо­ро­ны; 8) пол­но­мо­чия по уре­гу­ли­ро­ва­нию чрез­вы­чай­ных си­туа­ций (объ­яв­ле­ние во­ен­но­го и чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния, чрез­вы­чай­ной си­туа­ции); 9) пол­но­мо­чия по ор­га­ни­за­ции управ­ле­ния в час­тях го­су­дар­ст­ва – на­зна­че­ние в не­ко­то­рых стра­нах глав субъ­ек­тов фе­де­ра­ции, гу­бер­на­то­ров наи­бо­лее круп­ных адм.-терр. еди­ниц, сме­ще­ние их с долж­но­сти и рос­пуск пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов адм.-терр. еди­ниц выс­ше­го зве­на (воз­мож­но толь­ко в свя­зи с пред­ва­ри­тель­ным ре­ше­ни­ем су­да, прак­ти­че­ски не бы­ва­ет); 10) пол­но­мо­чия в сфе­ре лич­но­го ста­ту­са че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на – при­ём в гра­ж­дан­ст­во го­су­дар­ст­ва, раз­ре­ше­ние на вы­ход из гра­ж­дан­ст­ва, на­гра­ж­де­ние ор­де­на­ми, ме­да­ля­ми, при­свое­ние по­чёт­ных зва­ний го­су­дар­ст­ва, право по­ми­ло­ва­ния.

Кон­сти­ту­ции пре­ду­смат­ри­ва­ют не толь­ко пра­ва и обя­зан­но­сти П., но и оп­ре­де­лён­ные за­пре­ты: П. за­пре­ща­ет­ся лю­бое со­вме­ще­ние долж­но­стей и ман­да­тов, иные ви­ды оп­ла­чи­вае­мой дея­тель­но­сти (кро­ме твор­че­ской, но ино­гда не раз­ре­ша­ет­ся по­лу­чать воз­на­гра­ж­де­ние и за та­кую дея­тель­ность), при­об­ре­те­ние гос. иму­ще­ст­ва, уча­стие в ру­ко­во­дстве ак­цио­нер­ных ком­па­ний, дли­тель­ный вы­езд из стра­ны (во мно­гих стра­нах Лат. Аме­ри­ки вы­езд воз­мо­жен толь­ко с раз­ре­ше­ния пар­ла­мен­та). П. (осо­бен­но в раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах) сам за­ни­ма­ет неск. наи­бо­лее важ­ных долж­но­стей ми­ни­ст­ров (ино­гда он ру­ко­во­ди­тель до по­ло­ви­ны ми­ни­стерств).

Хо­тя юри­ди­че­ски пол­но­мо­чия П. од­но­тип­ны, его фак­тич. роль, по­ло­же­ние в ме­ха­низ­ме вла­сти не­оди­на­ко­вы при раз­ных рес­пуб­ли­кан­ских фор­мах прав­ле­ния – в пре­зи­дент­ской и пар­ла­мен­тар­ной рес­пуб­ли­ках, а так­же в сме­шан­ных фор­мах – пре­зи­дент­ско-пар­ла­мен­тар­ной и пар­ла­мен­тар­но-пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ках. В пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке П. сам осу­ще­ст­в­ля­ет свои кон­сти­ту­ци­он­ные пол­но­мо­чия (США, Бра­зи­лия, Мек­си­ка и др.), пра­ви­тель­ст­ва как со­ве­та ми­ни­ст­ров нет, не су­ще­ст­ву­ет долж­но­сти пре­мьер-ми­ни­ст­ра, эту роль вы­пол­ня­ет сам П., а ми­ни­ст­ры – его со­вет­ни­ки. Ре­ше­ния на за­се­да­ни­ях ка­би­не­та П. не мо­гут быть при­ня­ты боль­шин­ст­вом го­ло­сов, их при­ни­ма­ет толь­ко сам П., да­же ес­ли все ос­таль­ные вы­ска­за­лись про­тив (та­кие фак­ты име­ли ме­сто). Прав­да, в не­ко­то­рых пре­зи­дент­ских рес­пуб­ли­ках (осо­бен­но в США) су­ще­ст­ву­ет силь­ный пар­ла­мент, ко­то­рый ока­зы­ва­ет дав­ле­ние на П., кор­рек­ти­ру­ет его ре­ше­ния. В пре­зи­дент­ско-пар­ла­мен­тар­ной рес­пуб­ли­ке (Фран­ция, Рос­сия и др.) есть пра­ви­тель­ст­во (со­вет ми­ни­ст­ров), др. эле­мен­ты пар­ла­мен­та­риз­ма. П. в Рос­сии не мо­жет на­зна­чить пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ст­ва без со­гла­сия пар­ла­мен­та, хо­тя кан­ди­да­ту­ру пар­ла­мен­ту пред­став­ля­ет толь­ко он (ми­ни­ст­ров П. на­зна­ча­ет по сво­ему ус­мот­ре­нию), он мо­жет рас­пус­тить пар­ла­мент с на­зна­че­ни­ем да­ты вы­бо­ров. В пре­зи­дент­ской и пре­зи­дент­ско-пар­ла­мен­тар­ной рес­пуб­ли­ках П. «силь­ный» по сво­ей ро­ли в ме­ха­низ­ме вла­сти. Иное по­ло­же­ние в пар­ла­мен­тар­ной рес­пуб­ли­ке, где дей­ст­ву­ет «сла­бый» П. (Гер­ма­ния, Ита­лия, Ин­дия и др.). Пре­мьер-ми­ни­ст­ра и ми­ни­ст­ров он на­зна­ча­ет не сам, а по ука­за­нию пар­тии (бло­ка пар­тий), имею­щей боль­шин­ст­во в пар­ла­мен­те. Пра­во­вые ак­ты та­ко­го П. не име­ют юри­дич. си­лы, ес­ли на них нет под­пи­си пре­мьер-ми­ни­ст­ра о со­гла­сии с ни­ми (пра­ви­ло кон­тра­сиг­на­ту­ры). Та­кой П. дей­ст­ву­ет по су­ще­ст­ву по ука­за­ни­ям ка­би­не­та ми­ни­ст­ров, пре­мьер-ми­ни­ст­ра (от­чёт­ли­во вид­но на при­ме­ре Гер­ма­нии, где гл. роль иг­ра­ет канц­лер). В пар­ла­мен­тар­но-пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке (Поль­ша) роль П. бо­лее зна­чи­тель­на, но со­став пра­ви­тель­ст­ва оп­ре­де­ля­ет блок пар­тий боль­шин­ст­ва в пар­ла­мен­те.

При П. дей­ст­ву­ет ад­ми­ни­ст­ра­ция (на­зва­ния раз­ные), соз­да­ют­ся со­ве­ща­тель­ные ор­га­ны, со­ве­ты и ко­мис­сии по раз­ным во­про­сам. Наи­бо­лее влия­тель­ный из них Со­вет безо­пас­но­сти (нац. без­опас­но­сти).

В Рос­сии дей­ст­ву­ет срав­ни­тель­но ред­кая фор­ма прав­ле­ния – пре­зи­дент­ско-пар­ла­мен­тар­ная рес­пуб­ли­ка, по­это­му пра­во­вое и фак­ти­че­ское по­ло­же­ние Пре­зи­ден­та РФ име­ет свои осо­бен­но­сти. Кон­сти­ту­ция РФ (ст. 10) за­креп­ля­ет триа­ду вла­стей (за­ко­но­да­тель­ная, ис­пол­ни­тель­ная, су­деб­ная), но о гос. вла­сти П. го­во­рит от­дель­но от этой триа­ды (ст. 11), ус­та­нав­ли­ва­ет, что П. «оп­ре­де­ля­ет ос­нов­ные на­прав­ле­ния внут­рен­ней и внеш­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва» и «обес­пе­чи­ва­ет со­гла­со­ван­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние и взаи­мо­дей­ст­вие ор­га­нов госу­дар­ст­вен­ной вла­сти» (ст. 80). П. в Рос­сии впра­ве сме­щать из­бран­ных глав субъ­ек­тов РФ (гу­бер­на­то­ров и др.), в т. ч. при из­да­нии ак­тов, про­ти­во­ре­ча­щих за­ко­но­да­тель­ст­ву РФ, и в свя­зи с «ут­ра­той до­ве­рия», мо­жет рас­пус­кать пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны субъ­ек­тов РФ с на­зна­че­ни­ем но­вых вы­бо­ров.

Лит.: Ку­та­фин О. Е. Гла­ва го­су­дар­ст­ва. М., 2013; Чир­кин В. Е. Гла­ва го­су­дар­ст­ва: срав­ни­тель­но-пра­во­вое ис­сле­до­ва­ние. 2-е изд. М., 2014.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019