Псевдоним, вымышленное имя

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ПСЕВДОНИМ, вымышленное имя или фамилия, под к-рыми выступает политич. и обществ. деятель, писатель, артист или художник (напр., Максим Горький — псевдоним А. М. Пешкова).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ПСЕВДОНИМ (от псевдо... и греч. onyma — имя), условное имя автора или артиста, к-рое заменяет его настоящее имя или фамилию (либо то и другое). Раскрытие П. без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда П. используется в целях фальсификации авторства.

 

 

Юридический энциклопедический словарь. 1987


ПСЕВДОНИМ (от греч. pseudos — ложь и omyna — имя), вымышленное, условное имя автора произведения науки, литературы или искусства. Право на П.— личное неимущественное право автора. Он может публиковать, воспроизводить и распространять под П. все или нек-рые свои произведения; возможно использование одним автором нескольких П.

Раскрытие П. без согласия автора, а после его смерти — без согласия лиц, осуществляющих охрану неприкосновенности его произведений, является нарушением авторского права.
 

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986


ПСЕВДОНИМ, -а, м. Вымышленное имя, к-рое иногда принимают писатели, артисты. Писать под псевдонимом.

ПСЕВДО... Первая часть сложных слов в знач. мнимый, ложный, напр. псевдонаучный, псевдоклассический, псевдоискусство.

 

 

В. Даль. Толковый словарь. 1978


ПСЕВДО греч. въ сложн. слов. ложно, ложный, подложный, неподлинный. Псевдоепископъ, лжеепископъ. Псевдокристалъ, лжекристалъ, лжегранка. гранка случайная, отливокъ, отпечатокъ или гранка чужаго вида, образа. Псевдонимъ м. писатель подъ чужимъ именемъ, подыменщикъ.

 

 

ПСЕВДОНИМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)

ПСЕВДОНИ́М (от псев­до... и греч. ὄνομα – имя), вы­мыш­лен­ное имя, ис­поль­зуе­мое для за­ме­ны соб­ст­вен­но­го пи­са­теля­ми, ар­ти­ста­ми, об­ществ. дея­те­ля­ми и др. К П. при­бе­га­ют при не­бла­го­зву­чии на­стоя­ще­го име­ни, при же­ла­нии со­хра­нить ин­ког­ни­то, в це­лях соз­на­тель­ной мис­ти­фи­ка­ции. На­ря­ду с при­ду­ман­ны­ми име­на­ми и фа­ми­лия­ми, в ка­че­ст­ве П. мо­гут упот­реб­лять­ся: ини­циа­лы, про­зви­ща, имя без фа­ми­лии, при­ду­ман­ное имя при ре­аль­ной фа­ми­лии, и др. Встре­ча­ют­ся П., в ос­но­ве ко­то­рых – на­стоя­щее имя и фа­ми­лия, под­верг­шие­ся из­ме­не­ни­ям (Че­хон­те – А. П. Че­хов), или за­шиф­ро­ван­ные, в т. ч. по­сред­ст­вом ана­грам­мы (М. А. Ал­да­нов – наст. фам. Лан­дау). При­ня­тие П. – пра­во ка­ж­до­го ав­то­ра, без со­гла­сия ко­то­ро­го рас­кры­тие П. не­до­пус­ти­мо, кро­ме слу­ча­ев фаль­си­фи­ка­ции ав­тор­ст­ва.

Лит.: Ма­са­нов И. Ф. Сло­варь псев­до­ни­мов рус­ских пи­са­те­лей, уче­ных и об­ще­ст­вен­ных дея­те­лей. М., 1956–1960. Т. 1–4; Дмит­ри­ев В. Г. Скрыв­шие свое имя. 2-е изд. М., 1977; Под­се­ват­кин С. Эн­цик­ло­пе­дия псев­до­ни­мов. М., 1999.

 

Большая российская энциклопедия. Том 27. Москва, 2015, стр. 676

ПСЕВДО… (от греч. ψεῦδος – ложь), со­став­ная часть слож­ных слов, оз­на­чаю­щая «лож­ный», «мни­мый»; напр., псев­до­де­мен­ция, псев­до­ту­бер­ку­лёз.

 

 


Псевдони́м (греч. ψευδής «ложный» + όνυμα[1] «имя») — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах); вид антропонима[2]. В западной культуре псевдонимами чаще всего пользуются деятели литературы и искусства. В восточных культурах (особенно китайской и японской) принятие нового имени при изменении социального статуса в некоторые эпохи было практически обязательным для любой сферы деятельности; аналогом такого рода обязательных псевдонимов в западной культуре можно считать обязательную перемену имени у священников, монахов, особенно православных, однако называть церковные имена священнослужителей псевдонимами не принято.

Автони́м (от др.-греч. αὐτός «сам» + όνομα «имя») — подлинное имя человека, известного под псевдонимом.

Природа и задачи псевдонимов

Использование псевдонима обычно не подразумевает отказа его носителя от идентичности, поэтому псевдоним зачастую вытесняет настоящее имя: например, далеко не всем известно, что Сандро Боттичелли на самом деле звали Алессандро Филипепи, а Мэрилин Монро — Норма Джин Бейкер. Распространёнными мотивами использования псевдонимов этого рода являются:

  • стремление заменить слишком длинное имя более коротким, запоминающимся (в частности, у многих испанских, португальских, латиноамериканских спортсменов и политиков: характерен, например, случай Эдсона Арантеса ду Насименту, прославившегося под коротким именем Пеле);
  • стремление взять «говорящее» имя, соответствующее избранному роду деятельности, личной творческой или гражданской позиции, эстетическим предпочтениям эпохи: так, средневековый медик Парацельс выбрал псевдоним, отсылающий к имени знаменитого римского врача Цельса, пролетарские поэты Михаил Эпштейн и Ефим Придворов стали Михаилом Голодным и Демьяном Бедным, а их современники подписывали свои стихи именами Дир Туманный и Рюрик Рок; один из основателей русского панк-рока Николай Кунцевич известен как Ник Рок-н-Ролл;
  • стремление скрыть происхождение, в частности, национальность носителя имени (так поляки Вильгельм Аполлинарий Костровицкий и Юзеф Теодор Конрад Корженевский стали французским поэтом Гийомом Аполлинером и английским прозаиком Джозефом Конрадом); использование псевдонимов по этому мотиву зачастую вызывает болезненную реакцию у шовинистически настроенной части общества, выливающуюся, в частности, в кампании по «раскрытию псевдонимов»;[3]
  • стремление «разойтись» в именах с другим лицом, действующим в этой сфере и носящим то же или похожее имя: так, среди причин, побудивших писателя Илью Маршака стать М. Ильиным, не последнюю роль играло нежелание оказаться в тени своего старшего брата Самуила Маршака, а литературовед и переводчик Элеонора Гальперина замечала в опубликованной позднее переписке, что взяла псевдоним Нора Галь для того, чтобы её не путали с начавшей публиковаться несколько раньше литературоведом Евгенией Гальпериной[4].

Особым случаем являются коллективные псевдонимы, призванные обозначить единым именем общую деятельность группы лиц: Кукрыниксы, Николя Бурбаки, Козьма Прутков.

В коммерческой (прежде всего американской) издательской практике существуют также контролируемые издателями переходящие псевдонимы (house names), которые обычно используются для публикации произведений, относящихся к какому-то коммерческому циклу (например, псевдоним «Максвелл Грант» для цикла приключенческих романов о Тени)... Читать оригинал

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019