Пушкин, Александр Сергеевич

Анатолий Фукс - энциклопедия

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

пушкин а. с.

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва — 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы... Википедия

 

стр. пушкин
пушкин а. с.

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ПУШКИН Ал-др Сер. (1799—1837), рус. писатель, родоначальник новой рус. лит-ры, создатель рус. лит. языка. Был близок к декабристам. Дважды подвергался ссылке. Творчество П. претерпело эволюцию от ранней лирики его поэтич. ученичества и романтизма юж. поэм («Кавказский пленник», 1820—1821, «Бахчисарайский фонтан», 1823, и др.) к реализму. П. впервые поставил мн. ведущие проблемы рус. лит-ры 19 в.: народ как движущая сила истории («Борис Годунов», 1825); отношения личности, понятой как социальный продукт среды и обстоятельств, и общества («Евгений Онегин», 1823—31), личности и гос-ва («Медный всадник», 1833); судьба «маленького человека» («Повести Белкина», 1830); власть денег над людскими душами («Пиковая дама», 1833) и др. В маленьких трагедиях («Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и др.), филос. лирике 30-х годов обратился к коренным вопросам человеческого бытия: любви, творчеству, смерти. Поэзия П.— величайший пример гармонически прекрасного иск-ва в рус. и мировой лит-рах.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ПУШКИН Василий Львович (1767—1830)...

ПУШКИН (б. Царское Село, позднее — Детское Село)...

ПУШКИНО, город, р. ц. Московской обл...

ПУШКИНСКОЕ (до 1937 с. Останкино; ныне входит...

ПУШКИН, Александр Сергеевич [26 мая (6 июня) 1799—29 янв. (10 февр.) 1837], великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы, утвердивший нормы русского лит. языка. Род. в Москве. В 1817 окончил Царскосельский лицей. Уже в лицейские годы П. стал сторонником идей политической свободы. Продолжая традиции А. Н. Радищева, он написал оду «Вольность» (1817), проникнутую ненавистью к самодержавию. Идеи революц. патриотизма и вольнолюбивые мотивы звучат в стих. «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819) и др. За политич. стихи, расходившиеся по стране в многочисл. списках, П. был выслан из Петербурга (1820). Перед отъездом на юг он закончил поэму «Руслан и Людмила» (изд. 1820). В изгнании были созданы романтич. поэмы «Кавказский пленник» (1820—21, изд. 1822), «Братья разбойники» (1821—22, изд. 1827), «Бахчисарайский фонтан» (1821—23, изд. 1824); начата поэма «Цыганы» (1824—25, изд. 1827). Романтич. поэмы проникнуты критич. отношением к существующему строю, в них воспета свобода личности. В 1824 П. был выслан из Одессы в именно отца — с. Михайловское Псковской губ. Здесь написаны первая в русской лит-ре подлинно народная реалистическая трагедия «Борис Годунов» (1824—25, изд. 1830) и часть романа в стихах «Евгений Онегин» (1823—31, изд. 1825—32), к-рый, по выражению В. Г. Белинского, явился «энциклопедией русской жизни». «Евгений Онегин» положил начало русскому обществ.-психологич. роману. Богатство идейного содержания сочетается в нём с простотой, изяществом и лёгкостью стиха. После разгрома восстания декабристов над П., тесно связанным с этим движением, нависла угроза новой ссылки. Стремясь использовать в интересах самодержавия влияние поэта в стране, Николай I разыграл комедию его прощения. Однако в годы начавшейся политич. реакции П. попрежнему был в оппозиции к самодержавию и полон горячей симпатии к погибшим и сосланным декабристам («Во глубине сибирских руд...», 1827, «Арион», 1827, и др.). С конца 20-х годов П. уделяет особенно много внимания исторической тематике, гениально раскрывая значение деятельности Петра I в поэмах «Полтава» (1828, изд. 1829) и «Медный всадник» (1833, изд. 1837), правдиво изображая восстание под руководством Е. И. Пугачёва в «Капитанской дочке» (изд. 1836). В «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (1830, изд. 1831), особенно в «Станционном смотрителе», П. рисует образ мелкого чиновника, показывает жизнь простого человека. В «Истории села Горюхнна» (1830, изд. 1831) он даёт сатирич. изображение крепостничества. Изображению протеста против помещичьего произвола посвящена повесть «Дубровский» (1832—33). Необычайно многогранная лирика П. проникнута идеями гуманизма и пафосом жизнеутверждения. Замечательные пушкинские сказки («Сказка о попе и работнике его Балде», 1830, «Сказка о золотом петушке», 1834, изд. 1835, и др.), созданные на материале устного народного творчества, являются острой сатирой на господствующие классы самодержавно-крепостнич. России. П. написал большую историч. работу «История Пугачевского бунта» (1833—34, изд. 2 чч., 1834), ряд публицистич. и лит.-критич. статей. С 1836 он начал издавать журн. «Современник».

Царское пр-во и придворная знать ненавидели П. С помощью низких интриг они создали конфликт П. с гвардейским офицером Дантесом — бежавшим в Россию франц. монархистом. Конфликт закончился дуэлью. П. был смертельно ранен и через неск. дней скончался.

    екатериненский дворец

Екатериненский дворец в г. Пушкин. Арх. В. В. Растрелли.

П.— народный русский поэт, один из величайших гениев мировой лит-ры. «Он у нас — начало всех начал»,— писал М. Горький. Творчество П. оказало громадное влияние на развитие русской реалистич. лит-ры, лит-ры всех братских народов СССР, а также зарубежных стран. Пушкинские юбилеи (1937, 1949) были отмечены в СССР как всенародные торжества. В Москве и Ленинграде установлены памятники П. работы известного русского  скульптора А. М. Опекушина.

ПУШКИН, Василий Львович (1767—1830), русский поэт. Дядя А. С. Пушкина. Писал в духе салонной эпикурейской поэзии. Большой успех имела его шуточная поэма «Опасный сосед» (1810).

ПУШКИН (б. Царское Село, позднее — Детское Село), город в Ленинградской обл. РСФСР, ж.-д. станция. Назван в честь А. С. Пушкина. Замечателен дворцово-парковым ансамблем 18 в., имеющим мировое значение и превращённым в годы Советской власти в музей. До 1917 служил резиденцией русских царей. Арх. В. В. Растрелли созданы в стиле барокко Екатерининский дворец (окончен в 1756) и парковые павильоны «Эрмитаж» и «Грот». К 80—90-м гг. 18 в. относятся сооружения в стиле классицизма: «Камеронова галлерея» (1783—86), «Агатовые комнаты» (1780—85) и др. постройки арх. Ч. Камерона; Александровский дворец (1792—96), «Концертный зал» (1782) и др.— арх. Дж. Кваренги. В начале 19 в. ряд сооружений в городе (оранжереи, придворные конюшни, манеж) и в парке выполнил арх. В. П. Стасов. В 1837 от Петербурга к Царскому Селу и дальше до Павловска была проведена 1-я в России ж. д. (электрифицирована в 1953). Значительно разрушенные в годы Великой Отечественной войны фашистскими захватчиками город и дворцовый ансамбль восстанавливаются. Выстроен новый вокзал.

ПУШКИНО, город, р. ц. Московской обл. РСФСР, ж.-д. станция в 31 км от Москвы. Текст. пром-сть.

ПУШКИНСКОЕ (до 1937 с. Останкино; ныне входит в территорию г. Москва), б. подмосковная усадьба Шереметьевых с уникальным дворцово-парковым ансамблем конца 18 в. и церковью 17 в. (зодчий П. Потехин). Деревянный дворец-театр построен в стиле русского классицизма (в основном в 1792—97) крепостными архитекторами во главе с П. И. Аргуновым.

останкинский дворец

Останкинский дворец-музей.

С 1917 дворец, как исключительный памятник зодчества, театральной культуры и декоративного иск-ва, превращён в музей, называемый «Останкинский дворец-музей творчества крепостных». Останкинский парк с 1930-х гг.— Парк культуры и отдыха имени Ф. Э. Дзержинского.

 

Ивинский Д. П. ПУШКИН // Большая российская энциклопедия. Том 28. Москва, 2015, стр. 38-42

ПУ́ШКИН Александр Сергеевич [26.5(6.6). 1799, Москва – 29.1(10.2).1837, C.-Петербург; похоронен в Святогорском монастыре, ныне Псковская обл.], рус. поэт, драматург, прозаик, историк, лит. критик и журналист. Из рода Пушкиных. Отец – Сергей Львович (1767 или 1771 – 1848), мать – Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал (1775–1836), внучка генерал-аншефа А. П. Ганнибала. Детство провёл в Москве, где по­лу­чил пер­вые пред­став­ле­ния о свет­ской и лит. жиз­ни, рус. ис­то­рии и куль­ту­ре, при­об­щил­ся к чте­нию со­чи­не­ний рус­ских и в осо­бен­но­сти франц. ав­то­ров, соз­дал пер­вые лит. про­из­ве­де­ния, в т. ч. ко­ме­дию «По­хи­ти­тель» и по­эму «То­лиа­да» (1809–11, не сохр.). Опре­де­лён­ное влия­ние на ста­нов­ле­ние лит. ин­те­ре­сов юно­го П. ока­зал его дя­дя – В. Л. Пуш­кин.

В 1811 П. при­нят в но­во­от­кры­тый Цар­ско­сель­ский ли­цей, где изу­чал клас­сич. ми­фо­ло­гию, ан­тич­ную (пре­им. рим­скую), франц., рус. лит-ру, ев­роп. ис­то­рию. В ли­цее у П. поя­ви­лись дру­зья, ко­то­рым бы­ло су­ж­де­но по­вли­ять на его ми­ро­воз­зре­ние (И. И. Пу­щин, А. А. Дель­виг, В. К. Кю­хель­бе­кер); здесь же к не­му при­шло пер­вое при­зна­ние: его лит. да­ро­ва­ние оце­ни­ли Г. Р. Дер­жа­вин, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков и В. А. Жу­ков­ский, ко­то­рых П. счи­тал свои­ми на­став­ни­ка­ми в по­эзии. Из дру­гих рус. пи­са­те­лей наиболь­шее влия­ние на него ока­за­ли М. В. Ло­мо­но­сов, А. П. Су­ма­ро­ков, В. П. Пет­ров, Д. И. Фон­ви­зин, Н. М. Ка­рам­зин, И. А. Кры­лов; из евро­пей­ских – Ж. де Лафон­тен, Воль­тер, Ж. Ж. Рус­со, Э. Пар­ни и вся шко­ла франц. «лёг­кой по­эзии». Осн. те­мы ли­цей­ской ли­ри­ки П. – лю­бовь, ви­но, друж­ба, по­эзия; пер­вое опуб­ли­ко­ван­ное стих. «К дру­гу сти­хо­твор­цу» («Вест­ник Ев­ро­пы», 1814, № 13). Во 2-й пол. 1810-х гг. на пер­вый план выступи­ли иные ин­то­на­ции: под­ра­жая «уны­лым» эле­ги­ям Жу­ков­ско­го, П. об­ра­тил­ся к те­мам не­пре­одо­ли­мо­го оди­но­че­ст­ва, пред­чув­ст­вия смер­ти, ут­рат и уда­ров судь­бы; эле­гич. то­пи­ка про­ник­ла и в жанр по­сла­ния: «Го­ро­док (К***)» (1815), «К Жуков­ско­му» (1816, опубл. в 1840). Ха­рак­тер­ны экс­пе­ри­мен­ты с по­эти­кой рус. оды, пре­им. «тор­же­ст­вен­ной» и «по­ли­ти­че­ской»: ориенти­ро­ван­ные на этот жанр ли­цей­ские стихо­тво­ре­ния ос­лож­не­ны ас­со­циа­ция­ми с эле­ги­ей («Вос­по­ми­на­ния в Цар­ском Се­ле», 1814), бал­ла­дой («На­по­ле­он на Эль­бе», 1815), посла­ни­ем (пря­мое об­ра­ще­ние к ад­ре­са­ту в стих. «Прин­цу Оран­ско­му», 1816, опубл. в 1841) и в мень­шей сте­пе­ни с то­пи­кой идил­лии (тема дет­ст­ва в «Вос­по­ми­на­ни­ях в Цар­ском Се­ле» и в оде «На воз­вра­ще­ние Го­су­да­ря Им­пе­ра­то­ра из Па­ри­жа в 1815 го­ду», 1815). Незавер­шён­ны­ми ос­та­лись ли­цей­ские по­эмы: «ан­ти­кле­ри­каль­ная» («Мо­нах», 1813, опубл. в 1928–29) и «бо­га­тыр­ская» («Бо­ва», 1814, опубл. с цен­зур­ной прав­кой в 1841, пол­но­стью – в 1899).

По­сле окон­ча­ния ли­цея в ию­не 1817 П. по­сту­пил в С.-Пе­тер­бур­ге на служ­бу в Кол­ле­гию иностр. дел в чи­не кол­леж­ско­го сек­ре­та­ря и, обратив на се­бя вни­ма­ние свет­ско­го об­ще­ст­ва де­мон­ст­ра­ци­ей не­за­ви­си­мо­го по­ве­де­ния, энер­гич­но вклю­чил­ся в лит. жизнь. Ес­ли в лицее он вы­сту­пал про­тив ли­те­ра­то­ров ар­хаи­че­ско­го на­прав­ле­ния на сто­ро­не пи­са­те­лей – по­сле­до­ва­те­лей Н. М. Ка­рам­зи­на, объединивших­ся в лит. об-во «Ар­за­мас», то в 1817, фор­маль­но став чле­ном об-ва и по­лу­чив не­ко­гда же­лан­ную воз­мож­ность за­се­дать в «Арзамасе», ею почти не вос­поль­зо­вал­ся, пред­по­чи­тая ве­че­ра у ос­меи­вав­ше­го­ся им ещё не­дав­но А. А. Ша­хов­ско­го. Сме­на лит. ориентиров ока­за­лась пло­до­твор­ной: имен­но в это вре­мя фор­ми­ру­ет­ся пуш­кин­ский ху­дож. ме­тод, ос­но­ван­ный на па­ра­док­саль­ном сближении разно­род­но­го жизненного ма­те­риа­ла и прин­ци­пи­аль­но раз­ных лит. тра­ди­ций. На ми­ро­воз­зре­ние П. в 1817–20 по­влия­ли Н. И. Турге­нев и П. Я. Чаа­да­ев: пер­вый ста­рал­ся при­об­щить его к идео­ло­гии ев­роп. ли­бе­ра­лиз­ма, вто­рой разъ­яс­нял не­об­хо­ди­мость интеллектуаль­ной не­за­ви­си­мо­сти.

Осн. про­из­ве­де­ние П. это­го пе­рио­да – по­эма «Рус­лан и Люд­ми­ла» (1817–20, опубл. в 1820), в ко­то­рой лёг­кость сло­га со­че­та­лась со знанием рус. фольк­ло­ра, ис­то­рии, тра­ди­ций рус. «бо­га­тыр­ской» по­эмы и зап.-ев­роп. ры­цар­ских ро­ма­нов. Ори­ги­наль­ность по­строе­ния поэмы со­стоя­ла в рез­ких пе­ре­хо­дах от «от­сту­п­ле­ний» и опи­са­ний к сю­жет­ной ди­на­ми­ке, в на­сы­щен­но­сти лит.-по­ле­мич. под­тек­ста­ми, имев­ши­ми па­ро­дий­ный от­те­нок. В со­став по­эмы во­шла, в ча­ст­но­сти, паро­дия на «Две­на­дцать спя­щих дев» В. А. Жу­ков­ско­го, ко­то­рый не без скры­той иро­нии над­пи­сал П. свой порт­рет: «По­бе­ди­те­лю-уче­ни­ку от по­бе­ж­дён­но­го учи­те­ля…».

В ли­ри­ке П. пе­тер­бург­ско­го пе­рио­да, про­длив­ше­го­ся по на­ча­ло мая 1820, осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют по­ли­тич. сти­хо­тво­ре­ния, как не противоре­чив­шие гос. идео­ло­гии и по­ли­ти­ке («Де­рев­ня», 1819, стро­ки 1–34 опубл. в 1826 под назв. «Уеди­не­ние»; пол­но­стью – в «Полярной звез­де на 1855 год», Лон­дон; в Рос­сии – в 1870), так и рез­ко оп­по­зи­ци­он­ные, сре­ди них са­мая из­вест­ная – ода «Воль­ность» (1817 или 1819, опубл. в 1856), в ко­то­рой рас­ска­зы­ва­лось об ис­тин­ных об­стоя­тель­ст­вах убий­ст­ва имп. Пав­ла I, что бы­ло вос­при­ня­то как об­ви­не­ние имп. Алек­сан­д­ра I во лжи: офиц. вер­сия ут­вер­жда­ла, что Па­вел I скон­чал­ся от апо­п­лек­сич. уда­ра. В апр. 1820 Александр I распо­ря­дил­ся на­чать след­ст­вие о воз­му­ти­тель­ных сти­хах. П., бла­го­да­ря по­мо­щи дру­зей, собств. на­ход­чи­во­сти и сте­че­нию обстоя­тельств, су­мел из­бе­жать серь­ёз­но­го на­ка­за­ния, по­лу­чив на­зна­че­ние в Ки­ши­нёв в кан­це­ля­рию ген. И. Н. Ин­зо­ва.

В Ки­ши­нё­ве П. про­во­дил вре­мя в об­ще­ст­ве М. Ф. Ор­ло­ва, неск. раз об­щал­ся с П. И. Пес­те­лем, ус­та­но­вил при­ятель­ские от­но­ше­ния с В. Ф. Ра­ев­ским, а так­же с И. П. Лип­ран­ди (ко­то­рый ста­нет про­то­ти­пом Силь­вио в по­вес­ти «Вы­стрел», 1830); был при­нят в ма­сон­скую ло­жу «Ови­дий» [4(16).5.1821], ис­то­рия ко­то­рой до сих пор в пол­ной ме­ре не про­яс­не­на: в ча­ст­но­сти, ос­та­ёт­ся не­из­вест­ным, по­че­му П. утверждал, что имен­но из-за дея­тель­но­сти «Ови­дия» в Рос­сии «унич­то­жи­ли все ло­жи». П. не был дея­тель­ным ма­со­ном: его единственное про­из­ве­де­ние, с уве­рен­но­стью ат­ри­бу­ти­руе­мое как ма­сон­ское, – по­сла­ние «Ге­не­ра­лу Пу­щи­ну» (1821, опубл. в 1874), подчёрк­ну­то риторич. и па­те­ти­че­ское, до­пус­кав­шее воз­мож­ность иро­нич. ин­тер­пре­та­ции.

На юге П. ув­лёк­ся твор­че­ст­вом Дж. Бай­ро­на; от­час­ти в под­ра­жа­ние ему бы­ли соз­да­ны по­эмы «Кав­каз­ский плен­ник» (1820–21, опубл. в 1822), ко­то­рая име­ла боль­шой ус­пех, «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» (1821–23, опубл. в 1824) и «Цы­ганы» (1824, отд. изд. – 1827) – с их «местным ко­ло­ри­том», ла­ко­низ­мом по­ве­ст­во­ва­ния, от­сту­п­ле­ния­ми, на­мё­ка­ми, умол­ча­ния­ми и стра­стя­ми. Ге­рои этих по­эм не ве­ри­ли в дос­ти­жи­мость сча­стья, не уме­ли и не хо­те­ли при­ми­рить­ся с не­со­вер­шен­ст­вом ми­ра, не по­ни­ма­ли сво­его пред­на­зна­че­ния, ис­ка­ли и не нахо­ди­ли сво­бо­ды. «Бай­ро­низ­мом» от­ме­че­ны не­ко­то­рые ли­рич. сти­хо­тво­ре­ния П. («По­гас­ло днев­ное све­ти­ло…», 1820, «К мо­рю», 1824) и в мень­шей сте­пе­ни «ро­ман в сти­хах» «Ев­ге­ний Оне­гин», ко­то­рый он на­чал пи­сать в 1823. Поч­ти од­но­вре­мен­но с ра­бо­той над по­эмой «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан», в ко­то­рой те­ма хри­сти­ан­ст­ва пред­став­ле­на как вы­со­кая и зна­чи­тель­ная, в 1821 соз­дан об­шир­ный цикл кощунст­вен­ных про­из­ве­де­ний: «<В. Л. Да­вы­до­ву>» (опубл. в 1884), «Хри­стос вос­крес, моя Ре­век­ка!..», «Гав­рии­лиа­да» (оба опубл. в 1861). Лю­бов­ная ли­ри­ка юж­но­го пе­рио­да со­че­та­ла де­мон­ст­ра­цию ин­тим­но­сти пыл­ких чувств с умол­ча­ния­ми и не­дос­ка­зан­но­стя­ми, граничившими с мис­ти­фи­ка­ци­ей: до сих пор в по­пу­ляр­ной лит-ре об­су­ж­да­ет­ся миф о «по­та­ён­ной люб­ви» П. и кан­ди­да­ту­ры на роль его гл. ге­рои­ни (как пра­ви­ло, на­зы­ва­ют­ся име­на Е. К. Во­рон­цо­вой, М. Н. Ра­ев­ской, А. Риз­нич или К. Со­бань­ской).

В ду­хов­ной био­гра­фии П. 1823 стал пе­ре­лом­ным: по­эт раз­оча­ро­вал­ся в идео­ло­гии и прак­ти­ке ре­во­люц. кон­спи­ра­ции, от­крыв­ших­ся ему не столь­ко ге­рои­кой под­ви­га и са­мо­по­жерт­во­ва­ния, сколь­ко пре­тен­ци­оз­ным пус­то­сло­ви­ем и борь­бой за ли­дер­ст­во. О за­ве­до­мой неадекватно­сти ли­бе­раль­ных ил­лю­зий совр. ис­то­рич. ре­аль­но­сти – стих. «Сво­бо­ды сея­тель пус­тын­ный…» (1823, опубл. в 1856). В 1824 в по­сла­нии «К мо­рю» ре­во­люц. «про­све­ще­нье» и ти­ра­ния пред­ста­нут как две рав­но не­при­ем­ле­мые воз­мож­но­сти. Со сво­ей сторо­ны декабристы с са­мо­го на­ча­ла зна­ком­ст­ва с П. це­ни­ли его лит. да­ро­ва­ние, но не до­ве­ря­ли ему как че­ло­ве­ку, по­ла­гая его слишком легкомысленным и бес­печ­ным. При этом от­но­ше­ние П. к быв­шим ли­це­ис­там, уча­ст­во­вав­шим в со­бы­ти­ях 14(26).12.1825, И. И. Пу­щи­ну и В. К. Кю­хель­бе­ке­ру, ос­та­ва­лось не­из­мен­но дру­же­ским («И. И. Пу­щи­ну», 1826, опубл. в 1841; «19 ок­тяб­ря <1827>», опубл. в 1830; и др.).

Ле­том 1823 П. пе­ре­ве­дён в Одес­су в рас­по­ря­же­ние ген.-гу­бер­на­то­ра М. С. Во­рон­цо­ва, ко­то­рый вско­ре стал тя­го­тить­ся при­сут­ст­ви­ем П., де­мон­ст­ра­тив­но пре­не­б­ре­гав­ше­го слу­жеб­ны­ми обя­зан­но­стя­ми, ост­ро­го на язык и склон­но­го к эпа­та­жу; обыч­но пред­по­ла­га­ет­ся, что свою роль сыг­ра­ло ув­ле­че­ние П. его же­ной – Е. К. Во­рон­цо­вой [ей по­свя­ще­ны сти­хо­тво­ре­ния «Со­жжён­ное пись­мо» (1825, опубл. в 1826) и «Хра­ни ме­ня, мой та­лис­ман...» (1825, опубл. в 1916)]. Пись­ма П. пер­лю­ст­ри­ро­ва­лись; в од­ном из них го­во­ри­лось о его ин­те­ре­се к «чистому афе­из­му». Вла­сти при­зна­ли слу­жеб­ную карь­е­ру П. за­вер­шён­ной, и ле­том 1824 он был со­слан в ро­до­вое име­ние Ганнибалов-Пуш­ки­ных с. Ми­хай­лов­ское Псков­ской губ. под над­зор ме­ст­ных вла­стей (по­ли­цей­ский над­зор над П. не был снят до кон­ца жиз­ни).

Рисунки А. С. Пушкина на черновой рукописи поэмы «Полтава».1828. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (С.-Петербург).

До­суг П. за­пол­ни­ли чте­ние Биб­лии, про­из­ве­де­ний У. Шек­спи­ра и И. В. Гё­те, изу­че­ние рус. ис­то­рии и фольк­ло­ра. В цен­тре его лит. размышле­ний – про­бле­ма ро­ман­тиз­ма, что во мно­гом объ­яс­ня­ет­ся по­ле­ми­кой во­круг «Бах­чи­са­рай­ско­го фон­та­на»: по­эма бы­ла опубликова­на с об­шир­ным пре­ди­сло­ви­ем П. А. Вя­зем­ско­го, опи­сав­ше­го рус. лит. си­туа­цию в ка­те­го­ри­ях борь­бы ро­ман­тиз­ма и классицизма и бе­зо­го­во­роч­но при­няв­ше­го сто­ро­ну пер­во­го. В от­ли­чие от Вя­зем­ско­го, П. по­ла­гал, что «рус­ско­го клас­си­циз­ма» не существу­ет. В на­бро­ске ст. «О по­эзии клас­си­че­ской и ро­ман­ти­че­ской» (1825, опубл. ча­стич­но в 1855) он рас­смат­ри­вал клас­си­цизм и роман­тизм как ка­те­го­рии, обоб­щаю­щие ис­то­рию лит. жан­ров, свя­зы­вая с клас­си­циз­мом фор­мы, из­вест­ные ан­тич­ной лит-ре, и от­но­ся к роман­тиз­му те, «ко­то­рые не бы­ли из­вест­ны древ­ним» или пре­тер­пе­ли из­ме­не­ния. По­ла­гая, что ис­тин­ный клас­си­цизм в Рос­сии – де­ло буду­ще­го, П. со 2-й пол. 1820-х гг. всё ча­ще об­ра­щал­ся к ан­тич­ным фор­мам, од­но­вре­мен­но пы­та­ясь вос­кре­сить по­эти­ку тор­жеств. оды и эпич. по­эмы [мо­ти­вы и сти­ли­сти­ка этих жан­ров на­шли от­ра­же­ние в эпи­ло­ге «Кав­каз­ско­го плен­ни­ка», позд­нее – в по­эмах «Пол­та­ва» (1828, опубл. в 1829), «Мед­ный всад­ник» (1833, опубл. в 1837, посм.)].

На­рас­тав­ший ин­те­рес к клас­си­циз­му не оз­на­чал раз­ры­ва с ро­ман­тиз­мом: тра­ге­дия «Бо­рис Го­ду­нов» (1824–25, окон­чат. ред. 1830, опубл. в 1831) мыс­ли­лась П. как ро­ман­ти­че­ская, по­сколь­ку пред­став­ля­ла со­бой ре­зуль­тат глу­бо­ко­го пе­ре­ос­мыс­ле­ния фор­мы классицистич... Читать оригинал

 

ССЫЛКИ


 

ПРИЛОЖЕНИЯ


ЛИЦЕЙ, среднее учебное заведение в нек-рых странах Зап. Европы (напр., во Франции). В дореволюц. России Л. назывались некоторые привилегированные средние и высшие учебные заведения — Царскосельский Л., Юридический Л. в Ярославле и др.

ОДА, жанр лирич. поэзии, стихотворение на к.-л. торжеств, случай, отличающееся приподнятым тоном. Жанр этот возник в Древней Греции. В зап.-европ. поэзии получил широкое распространение в литературе классицизма (17—18 вв.). В русской поэзии 18 в. к жанру О. часто обращались М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин и др. Известны революц. оды «Вольность» А. Н. Радищева, А. С. Пушкина.

ПОЭЗИЯ, в широком смысле — художественное, образное словесное творчество. В более узком смысле, в противоположность прозе,— стихотворная, ритмически организованная речь. См. Литература.

ПОЭМА, эпич. стихотворный жанр. Содержание понятия «П.» весьма широко; оно включает такие эпич. произв., как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, романтич. поэмы «Цыганы» А. С. Пушкина, «Демон» М. Ю. Лермонтова, реалистич. поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Владимир Ильич Ленин» В. В. Маяковского. Н. В. Гоголь назвал П. своё произведение «Мёртвые души».

САМОДЕРЖАВИЕ, форма правления, при к-рой верховная власть всецело и нераздельно принадлежит одному лицу (монарху), осуществляющему диктатуру класса дворян-помещиков. См. Абсолютизм.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система организации стихотворной речи, в основе к-рой лежит ритм, закономерное повторение соизмеримых звуковых частей речи (напр., слога). Различные виды С. развиваются в зависимости от свойств, особенностей того или иного языка и историч. условий его развития. Метрическое С. (античное) было основано на чередовании кратких и долгих слогов в стихе. В силлабическом С. чередуются стихотворные строки, одинаковые по числу слогов. Силлабо-тоническое С. основано не только на чередовании стихотворных строк с равным количеством слогов, но и на чередовании ударных и неударных слогов в каждой строке. В зависимости от расположения ударений различают двусложные размеры (с ударением через слог — ямб, хорей) и трёхсложные размеры (с ударением через два слога — дактиль, амфибрахий, анапест). Тоническое С. основано на чередовании стихотворных строк с более или менее одинаковым количестном ударных слогов при переменном числе безударных слогов. Кроме этих осн. европ. систем С., существуют стиховые системы народов Востока: китайское С., индийское С., арабское С., С. ираноязычных народов, С. тюркоязычных народов.

АМФИБРАХИЙ, в стихосложении трёхсложная стопа, с ударением на среднем слоге (–´–); напр.: «...Кто часто их видел, тот, верю я, любит крестьянских детей» (Н. А. Некрасов).

АНАПЕСТ, в стихосложении трёхсложная стопа, в к-рой вслед за двумя неударными слогами стоит ударный слог (– – ´); напр.: «Что ты жадно глядишь на дорогу в стороне от весёлых подруг?» (Н. А. Некрасов).

ДАКТИЛЬ, в силлабо-тонич. стихе (см. Стихосложение) трёхсложная стопа с ударением на первом слоге: напр.: «Тучки небесные, вечные странники!» (М. Ю. Лермонтов).

ХОРЕЙ (трохей), стихотворный размер с двусложными стопами, в к-рых ударение падает на первый слог (´– ) напр.: «Буря мглою небо кроет» (А. С. Пушкин). См. Стихосложение.

ЯМБ, в силлабо-тонич. стихосложении стихотворный размер с двусложными стопами, в к-рых ударение падает на 2-й слог (–´). Напр., «Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог...» (А. С. Пушкин).

ЧААДАЕВ, Пётр Яковлевич (1794—1856), русский философ-идеалист. Участник Отечественной войны 1812. Друг А. С. Пушкина. Был близок к тайному обществу декабристов «Союз благоденствия». В отличие от декабристов, Ч. видел путь прогресса России не в политич. перевороте, а в моральном обновлении страны. В 1836 в журнале «Телескоп» было опубликовано первое из восьми написанных Ч. «Философических писем», содержащее резкую критику социальных порядков крепостнич. России. Эта критика нашла отклик в различных кругах русского общества. В идеалистич. мировоззрении Ч. противоречиво переплетались передовые антикрепостнич. идеи с мистицизмом и восхвалением католич. религии.

чаадаев

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 


Условия использования материалов




Поиск
Copyright MyCorp © 2019