Радищев, Александр Николаевич — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

радищев

Алекса́ндр Никола́евич Ради́щев (20 [31] августа 1749, Верхнее Аблязово, Саратовская губерния — 12 [24] сентября 1802, Санкт-Петербург) — российский прозаик, поэт, философ, де-факто руководитель Петербургской таможни... Википедия

радищев

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802), русский революционный мыслитель, писатель, провозвестник революционных идей в России. Ода «Вольность» (1783), автобиографическая повесть «Житие Ф. В. Ушакова» (1789), философские сочинения. В главных произведениях Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) — широкий круг идей русского Просвещения, правдивое и исполненное сочувствие изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. Сосланный в Сибирь, Радищев по возвращении (1797) в предложенных им проектах юридических реформ (1801—02) вновь выступил за уничтожение крепостного права; угроза новых репрессий привела Радищева к самоубийству.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

РАДИЩЕВ, Александр Николаевич (1749—1802), великий русский революционер, борец против самодержавия и крепостничества, выдающийся писатель, философ-материалист и просветитель, основоположник русской революционной литературы. Родился в дворянской семье. С 1766 по 1771 учился в Лейпсигском университете. По возвращении в Россию служил в сенате и петербургской таможне, одновременно занимался литературной и научной деятельностью. В 1790 Радищев анонимно издал свод основное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором нарисована потрясающая картина угнетения и эксплуатации крестьян в царской России. Обосновывая право крестьян на восстание против помещиков и царя, Радищев выдвигал идею народной революции. По приказу Екатерины II Радищев был арестован в 1790 и приговорён к смертной казни.

Смертный приговор был заменён ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Книга Радищева была сожжена. После смерти Екатерины в 1796 Р. был амнистирован, но травля его крепостниками продолжалась. 11 сентября 1802 Радищев покончил жизнь самоубийством.

Радищев оставил многочисленные экономические, исторические и философские работы, в которых он выступает как крупный учёный, мыслитель-материалист и горячий патриот родины. Радищев продолжил материалистические традиции М. В. Ломоносова и наряду с ним является основоположником русской материалистической философии. В борьбе с идеалистами и мистиками Р. доказывал материальность мира и его познаваемость. Движение Радищев рассматривал как неотъемлемое свойство материи. К основным произведениям Радищева относятся также «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего» (1782, изд. 1790), «Житие Федора Васильевича Ушакова» (впервые напечатано анонимно в 1789), «О человеке, о его смертности и бессмертии» (начато в 1792, изд. 1809), ода «Вольность» (1781—83, изд. 1906) и др. Труды и деятельность Радищева сыграли огромную роль в развитии революционно-освободительного движения в России. Радищев был идейным предшественником декабристов и русских революционеров демократов 19 века.

 

радищев. стр. 500Краткий философский словарь. 1954

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) — родоначальник освободительной, революционной мысли в России, основоположник русской революционной литературы. Развитие революционно-освободительной мысли в России было тесно связано с тем героическими традициями, начало которым положил своей деятельностью Радищев. Ленин высоко ценил заслуги Радищева как мыслителя и революционного деятеля, как борца с крепостничеством и царским деспотизмом.

В эпоху Радищева в России свирепствовало крепостное право в самых жестоких формах. Подавив «пугачёвский бунт», насмерть перепуганное правительство Екатерины II обрушилось на крестьян новыми карательными мерами, новыми свирепыми указами, усиливавшими и без того невыносимый крепостной гнёт. Крестьянство отвечало на это новыми бунтами. Вопрос о борьбе с крепостным правом вставал перед лучшими, передовыми людьми во всей своей остроте. Радищев не оставался спокойным наблюдателем разнузданного произвола и насилия над народом, он поднимал голос протеста против крепостного строя и самодержавия. Ярким свидетельством этого является его знаменитая книга «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), напечатанная в собственной типографии Радищева и вышедшая анонимно. Для России того времени выход книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был подобен раскату грома. Создание и опубликование её было героическим подвигом революционера. В своей книге Радищев мастерски рисует ужасы крепостного состояния, угнетённое положение русского трудящегося народа — кормильца общества, производителя всех богатств страны. В осуждении вопиющего произвола крепостников Радищев доходит до глубоких политических обобщений; корень зла он видит не в отдельных людях или нарушениях закона, а в самом законе, в крепостническом строе, в самодержавии. Екатерина II приказала арестовать автора и учинить над ним суровую расправу. Радищев был приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, «на десятилетнее безысходное пребывание». Но ни тюрьма, ни угроза казни, ни ссылка не сломили свободолюбивого духа Радищева. В Сибири Радищев пишет знаменитый философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Этой работой Радищев включается в философскую борьбу того времени как материалист, решительно выступая против идеализма и мистики. Однако в этом произведении в некоторых рассуждениях Радищева (в 3-й и 4-й частях) проскальзывают элементы деизма.

После смерти Екатерины II друзья Радищева добились возвращения его из Сибири. Удалось даже включить его в комиссию по составлению законов. Но это не изменило отношения Радищева к крепостничеству и самодержавию. Он держался особняком, попрежнему резко выступал против произвола и выдвигал проекты коренного изменения государственного строя, возбуждая этим против себя крепостников. Ему угрожала новая ссылка. Затравленный слугами царя, Радищев покончил с собой. Перед смертью он сказал: «Потомство отмстит за меня».

Первый дворянский революционер Александр Николаевич Радищев был выдающимся мыслителем своего времени, художником слова. философом, экономистом. Вместе с Ломоносовым (см.) он с полным основанием считается основоположником русской материалистической философии. Его материализм замечателен своим революционным содержанием, протестом против крепостного права и царизма. Выступая против идеализма и мистики масонов, против их реакционных воззрений, Радищев доказывал первичность

стр. 502

Стр. 502

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018