Радищев, Александр Николаевич — Энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


радищевРАДИЩЕВ, Александр Николаевич (1749—1802), великий русский революционер, борец против самодержавия и крепостничества, выдающийся писатель, философ-материалист и просветитель, основоположник русской революционной литературы. Родился в дворянской семье. С 1766 по 1771 учился в Лейпсигском университете. По возвращении в Россию служил в сенате и петербургской таможне, одновременно занимался литературной и научной деятельностью. В 1790 Радищев анонимно издал свод основное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором нарисована потрясающая картина угнетения и эксплуатации крестьян в царской России. Обосновывая право крестьян на восстание против помещиков и царя, Радищев выдвигал идею народной революции. По приказу Екатерины II Радищев был арестован в 1790 и приговорён к смертной казни.

Смертный приговор был заменён ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Книга Радищева была сожжена. После смерти Екатерины в 1796 Р. был амнистирован, но травля его крепостниками продолжалась. 11 сентября 1802 Радищев покончил жизнь самоубийством.

Радищев оставил многочисленные экономические, исторические и философские работы, в которых он выступает как крупный учёный, мыслитель-материалист и горячий патриот родины. Радищев продолжил материалистические традиции М. В. Ломоносова и наряду с ним является основоположником русской материалистической философии. В борьбе с идеалистами и мистиками Р. доказывал материальность мира и его познаваемость. Движение Радищев рассматривал как неотъемлемое свойство материи. К основным произведениям Радищева относятся также «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего» (1782, изд. 1790), «Житие Федора Васильевича Ушакова» (впервые напечатано анонимно в 1789), «О человеке, о его смертности и бессмертии» (начато в 1792, изд. 1809), ода «Вольность» (1781—83, изд. 1906) и др. Труды и деятельность Радищева сыграли огромную роль в развитии революционно-освободительного движения в России. Радищев был идейным предшественником декабристов и русских революционеров демократов 19 века.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802), русский революционный мыслитель, писатель, провозвестник революционных идей в России. Ода «Вольность» (1783), автобиографическая повесть «Житие Ф. В. Ушакова» (1789), философские сочинения. В главных произведениях Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) — широкий круг идей русского Просвещения, правдивое и исполненное сочувствие изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. Сосланный в Сибирь, Радищев по возвращении (1797) в предложенных им проектах юридических реформ (1801—02) вновь выступил за уничтожение крепостного права; угроза новых репрессий привела Радищева к самоубийству.

 

 

Краткий философский словарь. 1954


радищев. стр. 500РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) — родоначальник освободительной, революционной мысли в России, основоположник русской революционной литературы. Развитие революционно-освободительной мысли в России было тесно связано с тем героическими традициями, начало которым положил своей деятельностью Радищев. Ленин высоко ценил заслуги Радищева как мыслителя и революционного деятеля, как борца с крепостничеством и царским деспотизмом.

В эпоху Радищева в России свирепствовало крепостное право в самых жестоких формах. Подавив «пугачёвский бунт», насмерть перепуганное правительство Екатерины II обрушилось на крестьян новыми карательными мерами, новыми свирепыми указами, усиливавшими и без того невыносимый крепостной гнёт. Крестьянство отвечало на это новыми бунтами. Вопрос о борьбе с крепостным правом вставал перед лучшими, передовыми людьми во всей своей остроте. Радищев не оставался спокойным наблюдателем разнузданного произвола и насилия над народом, он поднимал голос протеста против крепостного строя и самодержавия. Ярким свидетельством этого является его знаменитая книга «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), напечатанная в собственной типографии Радищева и вышедшая анонимно. Для России того времени выход книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был подобен раскату грома. Создание и опубликование её было героическим подвигом революционера. В своей книге Радищев мастерски рисует ужасы крепостного состояния, угнетённое положение русского трудящегося народа — кормильца общества, производителя всех богатств страны. В осуждении вопиющего произвола крепостников Радищев доходит до глубоких политических обобщений; корень зла он видит не в отдельных людях или нарушениях закона, а в самом законе, в крепостническом строе, в самодержавии. Екатерина II приказала арестовать автора и учинить над ним суровую расправу. Радищев был приговорён к смертной казни, заменённой ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, «на десятилетнее безысходное пребывание». Но ни тюрьма, ни угроза казни, ни ссылка не сломили свободолюбивого духа Радищева. В Сибири Радищев пишет знаменитый философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Этой работой Радищев включается в философскую борьбу того времени как материалист, решительно выступая против идеализма и мистики. Однако в этом произведении в некоторых рассуждениях Радищева (в 3-й и 4-й частях) проскальзывают элементы деизма.

После смерти Екатерины II друзья Радищева добились возвращения его из Сибири. Удалось даже включить его в комиссию по составлению законов. Но это не изменило отношения Радищева к крепостничеству и самодержавию. Он держался особняком, попрежнему резко выступал против произвола и выдвигал проекты коренного изменения государственного строя, возбуждая этим против себя крепостников. Ему угрожала новая ссылка. Затравленный слугами царя, Радищев покончил с собой. Перед смертью он сказал: «Потомство отмстит за меня».

Первый дворянский революционер Александр Николаевич Радищев был выдающимся мыслителем своего времени, художником слова. философом, экономистом. Вместе с Ломоносовым (см.) он с полным основанием считается основоположником русской материалистической философии. Его материализм замечателен своим революционным содержанием, протестом против крепостного права и царизма. Выступая против идеализма и мистики масонов, против их реакционных воззрений, Радищев доказывал первичность материи, утверждал, что мозг является материальным органом мысли. Во взглядах на материю он в целом не выходил, да и не мог в то время выйти, за рамки метафизических представлений XVIII в. Но идея развития уже заметно даёт о себе знать в его глубоких рассуждениях. На движение он смотрел, как на неотъемлемое свойство материи. Он критикует идеалистическую теорию преформизма (Галлера и Бонне) как лженаучную, как плод досужей фантазии, а также учение об «энтелехии» (см.), явившееся источником витализма. Радищев подходил к пониманию влияния среды на развитие организмов, к мысли о наследовании благоприобретённых признаков. Одновременно Радищев подвергал критике и теории вульгарных материалистов, приравнивавших мысль к веществу. В вопросах познания Радищев также стоял на материалистических позициях, считая, что мысль имеет своим источником чувственное восприятие действительности.

Выдвигая и обосновывая теорию естественного равенства всех людей без различия сословий и рас, Радищев клеймил и разоблачал угнетение одних людей другими. Он критиковал расистские теории «естественного» деления общества на рабов и рабовладельцев, осуждал дикий произвол самодержавия и обосновывал право угнетенного народа на восстание и свержение власти тиранов. Он клеймил позором рабовладение, господствовавшее в Америке. Ero обличительные слова против американских плантаторов и работорговцев не утратили своего значения и в наши дни Радищев высказывал гениальные для ХVIII в. мысли о роли земледелия, промышленности и технических изобретений в историческом прогрессе и в умственном развитии человека.

Связывая задачи общественного воспитания с общими задачами борьбы против крепостничества и самодержавия, Радищев внёс также большой вклад в развитие передовой русской и мировой педагогической науки. М. И. Калинин отмечал, что мысли Радищева о воспитании и по сей день могут считаться прогрессивными. Взгляды Радищева были высшим достижением общественно-политической мысли его времени. Значение его революционных идей, их влияние выходили далеко за пределы России. Но прежде всего Радищев оказал огромное влияние на последующее развитие революционной мысли в самой России. Декабристы (см.) и  революционные демократы 40-х и 60-х годов учились у Радищева, их вдохновляла его беззаветная борьба против самодержавия. Всю жизнь Радищев отдал борьбе за свободу и счастье своего народа, своей Родины. Он глубоко верил в могучие силы русского народа, в великое будущее родной страны. Главные произведения Радищева: «Путешествие из Петербурга в Москву», «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске», «Житие Фёдора Васильевича Ушакова», «О человеке, о его смертности и бессмертии», ода «Вольность» и др. Избранные философские и общественно-политические произведения Радищева изданы в 1952 г.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987


РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749—1802) — рус. писатель, родочальник революционной мысли в России, материалист. На формирование взглядов Р. существенное влияние оказали политические и социологические идеи Руссо, Гельвеция, Мабли, Дидро, Г. Рейналя, Т. Пейна. В примечании к своему переводу книги Мабли „Размышления о греческой истории" (1773) Р. осуждал самодержавие как „наипротивнейшее человеческому естеству состояние". В „Письме к другу, жительствующему в Тобольске" (1782) Р. утверждал, что цари никогда не поступались и не поступятся своей властью ради „вольности" народа. Ода Р. „Вольность" (1783) прославляла „великий пример" англ. и амер. революций — казнь Кромвелем короля и вооруженную борьбу амер. колонистов за свободу. В соч. „Житие Ф. В. Ушакова" (1789) Р. объявлял залогом освобождения „страждущего общества" восстание доведенного до „крайности" народа и проклинал тех, кто пытается „снять покров с очей власти", т. е. облегчить участь народа путем обращения к монархам. Разработанная в этих произв. концепция получила всестороннее обоснование на материале рус. жизни в гл. соч. Р.— „Путешествии из Петербурга в Москву" (1790). Здесь показана бесплодность попыток помочь народу на путях либерального реформаторства и выдвинута задача революционного просвещения народа как условия грядущей народной революции. В основе политических идей Р. — обобщение важнейших событий 17—18 вв.: победоносных буржуазных революций Запада и краха политики „просвещенного абсолютизма" Екатерины II, показавшего (особенно наглядно после событий крестьянской войны 1773—75) бесплодность надежд на „верхи". За издание „Путешествия" Р. был осужден на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь (до 1797). В ссылке Р. написал философский трактат „О человеке, его смертности и бессмертии" (1792), где, рассматривая вопрос о т. наз. бессмертии души, столкнул две диаметрально противоположные системы взглядов: фр. и англ. материалистов 18 в. (Гольбах, Гельвеций, Пристли) и нем. идеалистов 17—18 вв. (Лейбниц, Гердер, М. Мендельсон) . Характеризуя доводы первых как основанные на опыте и доказательстве, а утверждения вторых — как умозрительные, смежные „воображению", Р. вместе с тем пытался применить в материалистической системе доказательств смертности души диалектические идеи, в частности идею Лейбница о том, что „настоящее чревато будущим". Он показывал, что в земной жизни человека нет ничего, свидетельствующего о возможности существования души после его смерти. Однако с позиций ограниченного метафизического материализма Р. все же не смог переосмыслить факт активности человеческого познания, на к-ром спекулировали представители нем. идеализма. В конце жизни Р. пережил разочарование в результатах фр. революции. Разделяя идею круговорота „вольности" и „рабства", Р. истолковал якобинскую диктатуру как новый (после Кромвеля) пример вырождения свободы в самовластие. В целом эволюция общественно-политических взглядов Р. четко отразила характерный для последнего поколения просветителей и вождей фр. революции (Рейналь, Пейн, Кондорсе, К. Демулен и др.) стремительный взлет буржуазно-демократического радикализма и его последующий спад, связанный с углублением классовых противоречий в ходе революции.

 

 

РАДИЩЕВ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016)

РАДИ́ЩЕВ Алек­сандр Ни­ко­лае­вич [20(31).8.1749, Мо­ск­ва – 12(24).9.1802, С.-Пе­тер­бург], рус. пи­са­тель. Дво­ря­нин. С кон. 1763 или нач. 1764 до нач. 1766 вос­пи­ты­вал­ся в Па­же­ском кор­пу­се в С.-Пе­тер­бур­ге. В февр. 1766 в чис­ле шес­ти луч­ших па­жей был ко­ман­ди­рован для учё­бы в Лейп­циг­ский ун-т. В кон. 1771 вер­нул­ся в С.-Пе­тер­бург и на­чал служ­бу про­то­ко­ли­стом в Се­на­те. В мае 1773 пе­ре­шёл на во­ен. служ­бу, ис­пол­нял обя­зан­но­сти во­ен. юри­ста при шта­бе Финл. ди­ви­зии, в нач. 1775 вы­шел в от­став­ку. С янв. 1777 слу­жил в Ком­мерц-кол­ле­гии, поль­зо­вал­ся до­вери­ем её пре­зи­ден­та А. Р. Во­рон­цо­ва, по ре­ко­мен­да­ции ко­то­ро­го в мар­те 1780 был на­зна­чен по­мощ­ни­ком нач. С.-Пе­терб. та­мож­ни.

А. Н. Радищев. Портрет работы неизвестного художника. 1790. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Все при­жиз­нен­ные пуб­ли­ка­ции Р. ано­ним­ные. Един­ст­вен­ное его вы­сту­п­ле­ние в пе­ча­ти до 1789 – пе­ре­вод кни­ги Г. Маб­ли «Раз­мыш­ле­ния о гре­че­ской ис­то­рии» (1773) (при­над­леж­ность Р. «От­рыв­ка пу­те­ше­ст­вия в*** И***Т***», опубл. в ж. «Жи­во­пи­сец» в 1772 и при­пи­сы­вае­мо­го так­же Н. И. Но­ви­ко­ву и др., ос­та­ёт­ся спор­ной). В 1789 вы­шло «Жи­тие Фё­до­ра Ва­силь­е­ви­ча Уша­ко­ва», по­свя­щён­ное вос­по­ми­на­нию о дру­ге юно­сти Р. и вре­ме­ни обу­че­ния в Лейп­ци­ге. В 1790, об­за­ве­дясь до­маш­ней ти­по­гра­фи­ей, из­дал «Пись­мо к дру­гу, жи­тель­ст­вую­ще­му в То­боль­ске», на­пи­сан­ное в 1782 по слу­чаю от­кры­тия па­мят­ни­ка Пет­ру I в С.-Пе­тер­бур­ге (здесь, на­ря­ду с пре­об­ла­даю­щи­ми по­хва­ла­ми им­пе­ра­то­ру, есть ос­то­рож­ная кри­ти­ка его дес­по­тиз­ма).

В мае 1790 в сво­ей ти­по­гра­фии Р. на­пе­ча­тал «Пу­те­ше­ст­вие из Пе­тер­бур­га в Мо­ск­ву», на что по­лу­чил цен­зур­ное раз­ре­ше­ние ещё в нач. 1789 (с тех пор пред­став­ляв­ший­ся в цен­зу­ру текст Р. пе­ре­ра­бо­тал, и объ­ём его уве­ли­чил­ся поч­ти вдвое). Бо́ль­шая часть кни­ги бы­ла на­пи­са­на во 2-й пол. 1780-х гг., но в неё во­шли в пе­ре­ра­бо­тан­ном ви­де не­ко­то­рые ра­нее соз­дан­ные про­из­ве­де­ния: «Сло­во о Ло­мо­но­со­ве» (1780), ти­ра­но­бор­че­ская ода «Воль­ность» (ок. 1783). Кни­га пред­став­ля­ет со­бой мон­таж от­рыв­ков раз­ной те­ма­ти­ки, объ­е­ди­нён­ных па­фо­сом от­рица­ния су­ще­ст­вую­ще­го ми­ро­по­ряд­ка с рас­су­доч­но-мо­ра­ли­стич. по­зи­ций, и про­ник­ну­та гне­вом и со­стра­да­ни­ем. Кри­ти­ка Р. но­сит то­таль­ный ха­рак­тер: ей под­верг­ну­ты не толь­ко са­мо­дер­жа­вие и кре­по­ст­ное пра­во (лейт­мо­ти­вы в кни­ге), но и сам прин­цип го­су­дар­ст­ва как ос­но­ван­но­го на на­си­лии и не­ра­вен­ст­ве, цен­зу­ра и об­ра­зо­ват. уч­ре­ж­де­ния, ро­ди­тель­ская власть, се­мья и брак, Цер­ковь и во­об­ще хри­сти­ан­ст­во, да­же совр. лит. нор­мы и обы­чаи. За­им­ст­вуя у ев­роп. (в ос­нов­ном франц.) ав­то­ров эпо­хи Про­све­ще­ния про­ти­во­ре­ча­щие по­рой друг дру­гу идеи, Р. по­сле­до­ва­тель­но из­би­ра­ет из них наи­бо­лее ра­ди­каль­ные. Кни­га, изо­би­лую­щая ин­вер­сия­ми и сла­вя­низ­ма­ми, на­пи­са­на на­ме­рен­но труд­ным, ар­хаи­зи­ров. язы­ком, ко­то­рый в сво­ей тор­жеств. воз­вы­шен­но­сти дол­жен ас­со­ции­ро­вать­ся со сти­лем Биб­лии.

Со­чи­не­ние Р. воз­му­ти­ло имп. Ека­тери­ну II, встре­во­жен­ную со­бы­тия­ми Франц. ре­во­лю­ции. Она на­зва­ла Р. «бун­тов­щиком ху­же Пу­га­чё­ва» и за­по­доз­ри­ла (оши­боч­но) в уча­стии в за­го­во­ре. 30.6.1790 он был аре­сто­ван и уже че­рез ме­сяц при­го­во­рён к ли­ше­нию дво­рян­ст­ва и смерт­ной каз­ни, ко­то­рую в сент. 1790 по слу­чаю ми­ра со Шве­ци­ей за­ме­ни­ли на 10-лет­нюю ссыл­ку в Илим­ский ост­рог под Ир­кут­ском. Там Р. про­жил с янв. 1792 до февр. 1797, на­пи­сав за это вре­мя боль­шой фи­лос. трак­тат «О че­ло­ве­ке, его смерт­но­сти и бес­смер­тии», по­эму «Песнь ис­то­ри­че­ская» (1795–1796?) и др. По ука­зу имп. Пав­ла I ему бы­ло раз­ре­ше­но по­се­лить­ся в ро­до­вом име­нии Нем­цо­во Ка­луж­ской губ., где он жил с ию­ля 1797 до нач. 1801. В этот пе­ри­од соз­да­ны по­эмы «Бо­ва» (1799; сохр. 1-я песнь из 12), «Пес­ни, пе­тые на со­стя­за­ни­ях в честь древ­ним сла­вянским бо­жест­вам» (1801), а так­же лит.-кри­тич. со­чи­не­ние о «Ти­ле­ма­хи­де» В. К. Тре­диа­ков­ско­го «Па­мят­ник дак­ти­ло­хо­реи­че­ско­му ви­тя­зю» (1801). В на­ча­ле цар­ст­во­ва­ния имп. Алек­сан­д­ра I Р. бы­ли воз­вра­ще­ны дво­рян­ст­во и чин кол­леж. сов. Он пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург, в авг. 1801 был за­чис­лен в Ко­мис­сию для со­став­ле­ния за­ко­нов. На­пи­сал неск. ста­тей по за­ко­но­да­тель­ст­ву и ряд сти­хо­тво­ре­ний («Осьм­на­дца­тое сто­ле­тие», «Са­фи­че­ские стро­фы»). В 1802, ви­ди­мо, соз­да­на по­весть «Днев­ник од­ной не­де­ли» (да­ти­ров­ка спор­ная, не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли пред­ла­га­ют дру­гие да­ты – 1772 или кон. 1790-х гг.). Об­стоя­тель­ст­ва смер­ти Р. не впол­не яс­ны. По од­ной вер­сии, он по­кон­чил с со­бой в при­сту­пе па­ни­ки из-за на­мё­ка на воз­мож­ность вто­рич­ной ссыл­ки; по дру­гой – его смерть ста­ла ре­зуль­та­том не­сча­ст­но­го слу­чая.

В 1806–11 вы­шло под­го­тов­лен­ное сы­новь­я­ми «Со­б­ра­ние ос­тав­ших­ся со­чи­не­ний» Р. (ч. 1–6). «Пу­те­ше­ст­вие из Пе­тер­бур­га в Мо­ск­ву» впер­вые бы­ло пе­ре­из­да­но в Лон­до­не А. И. Гер­це­ном в 1858. В ли­бе­раль­ной и ре­во­люц. сре­де был ка­но­ни­зи­ро­ван об­раз Р. как бес­страш­но­го об­ли­чи­те­ля са­мо­дер­жа­вия и про­по­вед­ни­ка сво­бо­ды, «про­ро­ка и пред­те­чи ре­во­лю­ции» (А. В. Лу­на­чар­ский). На­уч. изу­че­ние и из­да­ние со­чи­не­ний Р., на­чав­шее­ся толь­ко в 20 в., су­ще­ст­вен­но уточ­ни­ло этот об­раз, об­на­ру­жив в Р. ори­ги­наль­но­го и раз­но­сто­рон­не­го мыс­ли­те­ля, вы­даю­ще­го­ся про­заи­ка и сти­хо­твор­ца.

Соч.: Полн. собр. соч. М.; Л., 1938–1952. Т. 1–3; Сти­хо­тво­ре­ния / Вступ. ста­тья, под­гот. тек­ста и прим. В. А. За­па­до­ва. Л., 1975; Пу­те­ше­ст­вие из Пе­тер­бур­га в Мо­ск­ву. Воль­ность / Изд. под­гот. В. А. За­па­дов. СПб., 1992.

Лит.: Ма­ко­го­нен­ко Г. П. Ра­ди­щев и его вре­мя. М., 1956; Био­гра­фия А. Н. Ра­ди­ще­ва, на­пи­сан­ная его сы­новь­я­ми / Под­гот. тек­ста, ста­тья и прим. Д. С. Баб­ки­на. М.; Л., 1959; Ка­ря­кин Ю. Ф., Пли­мак Е. Г. За­прет­ная мысль об­ре­та­ет сво­бо­ду: 175 лет борь­бы во­круг идей­но­го на­сле­дия Ра­ди­ще­ва. М., 1966; Ку­ла­ко­ва Л. И., За­па­дов В. А. А. Н. Ра­ди­щев. «Пу­те­ше­ст­вие из Пе­тер­бур­га в Мо­ск­ву»: Ком­мен­та­рий. М., 1974; Шторм Г. П. По­та­ен­ный Ра­ди­щев: Вто­рая жизнь «Пу­те­ше­ст­вия из Пе­тер­бур­га в Мо­ск­ву». 3-е изд. М., 1974; Ку­ла­ко­ва Л. И., Са­ли­та Е. Г., За­па­дов В. А. Ра­ди­щев в Пе­тер­бур­ге. Л., 1976; А. Н. Ра­ди­щев и ли­те­ра­ту­ра его вре­ме­ни // XVIII век. Л., 1977. Сб. 12; Та­та­рин­цев А. Г. Ра­ди­щев в Си­би­ри. М., 1977; он же. А. Н. Ра­ди­щев: Ар­хив­ные ра­зы­ска­ния и на­ход­ки. Ижевск, 1984; Стар­цев А. И. Ра­ди­щев. Го­ды ис­пы­та­ний: Очер­ки. М., 1990; А. Н. Ра­ди­щев: Рус­ское и ев­ро­пей­ское про­све­ще­ние. СПб., 2003; Жи­ву в ду­ше дру­зей мо­их... Пен­за, 2004; Кос­тин А. А. Ре­ли­ги­оз­ные взгля­ды А. Н. Ра­ди­ще­ва // XVIII век. СПб., 2006. Сб. 24.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019