Референдум — Энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


РЕФЕРЕНДУМ, форма непосредственного участия населения в утверждении законов и решении др. вопросов гос. жизни путём всенародного опроса. Р. в капиталистич. странах обычно не отражает подлинной воли народа, т. к. господствующие классы используют все средства (лживая пропаганда, подкупы, террор) для воздействия на участников Р.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


РЕФЕРЕНДУМ (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено), всенар. голосование, проводимое в связи с принятым решением нов. конституции, др. важных законов или внесением в них изменений. Проведение Р. предусмотрено Конституцией СССР (ст. 5).

 

 

Юридический словарь. 1953


РЕФЕРЕНДУМ — см. Всенародный опрос.

ВСЕНАРОДНЫЙ ОПРОС (р е ф е р е н д у м)— установленная Конституцией СССР форма непосредственного утверждения народом законов и решения им важнейших вопросов государственной жизни, В, о. производится Президиумом Верховного Совета СССР по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик (ст. 49 п. «д» Конституции СССР). В союзных и автономных республиках В. о, производятся Президиумами Верховных Советов этих республик. Во B. о. участвует всё взрослое население (с 18 лет), за исключением умалишённых и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав. В, о. производится путём голосования за или против утверждения закона или предлагаемого решения вопроса.

Одной из форм действительного и непосредственного выявления воли народа в СССР и в странах народной демократии является всенародное обсуждение проектов законов (напр., всенародное обсуждение проекта Конституции СССР, проекта Конституции Польской Народной Республики и т. д.).

Референдум, предусматриваемый в законодательстве ряда капиталистических стран, вследствие фактического отстранения широких трудящихся масс от участия в политической жизни, а также давления на его участников, оказываемого во время подготовки и проведения референдума, является одним из способов фальсификации воли народа. Так, в мае 1953 г. в Дании был проведён референдум по проекту новой конституции, в к-рую включена статья о возможности передачи функций государственной власти т. н. международным властям. Такое ограничение государственного суверенитета Дании ее правящими кругами является следствием участия Дании в Северо-Атлантическом плате (см.). Проект новой конституции одобрен, хотя за его принятие голосовало менее половины избирателей, а свыше 40 процентов избирателей вообще не приняли участия в референдуме.
Разновидностью В. о. является плебисцит (см).

 

 

Юридический энциклопедический словарь. 1987


РЕФЕРЕНДУМ (от лат. referendumто, что должно быть сообщено), в гос. праве обращение к избирательному корпусу с целью принятия окончательного решения по конституц., законодательным или иным внутриполитич. и внешнеполитич. вопросам. Условия проведения Р. и его процедура рогулируются конституциями и законодательством соответствующих стран или субъектов федерации. В зависимости от предмета различают: P. конституционный (на голосование выносится проект конституции или конституционной поправки — во Франции, Швейцарии, Испании); законодательный (на голосование выносится проект закона — в Италии); консультативный (предметом Р. является к.-л. важный принцип, от одобрения или отклонения к-рого зависит политика пр-ва,— напр., в Великобритании в 1975 был проведён Р. по вопросу о её членстве в Европейском сообществе).

По способу проведения Р. подразделяется на обязательный, когда проект соответствующего акта обязательно подлежит ратификации избирательным корпусом (напр., проект конституц. поправки по Конституции Испании 1978, проект конституц. поправки во всех штатах США), и факультативный, когда инициатива проведения конституционного либо законодательного Р. может исходить от избирательного корпуса (Италия, 22 штата США), субъекта федерации (Швейцария) или центр. власти (Фракция). По сфере применения Р. может быть общенациональным, если он проводится в масштабах всей нации (гос-ва), или местным, если проводится в отд. субъектах федерации или адм.-терр. единицах.

Формально Р. является одним из институтов непосредственной (прямой) демократии, но степень его реального демократизма зависит от классовой сущности соответствующего гос-ва и его политического режима (см. Режим политический). В бурж. roc-вах с фашистскими и иными авторитарными режимами Р. неоднократно использовался и используется в интересах реакции как средство навязывания воли правящих кругов населению (гитлеровская Германия, франкистская Испания, совр. Чили, Пакистан).

В социалистич. странах (Болгария, ГДР) Р. применяется как способ общенар. одобрения и принятия конституций. Конституция СССР (ст. 108) предусматривает проведение законодательного Р. по решению Верх. Совета СССР.

А. А. Мишки.

 

 

Васильева Т. А. РЕФЕРЕНДУМ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/law/text/3507562

РЕФЕРЕ́НДУМ (лат. referendum, букв. – то, что долж­но быть со­об­ще­но), го­ло­со­ва­ние гра­ж­дан по во­про­су го­су­дар­ст­вен­но­го (ре­гио­наль­но­го, ме­ст­но­го) зна­че­ния. Впер­вые этот ин­сти­тут не­по­сред­ст­вен­ной де­мо­кра­тии был при­ме­нён в Швей­ца­рии. Ис­поль­зу­ет­ся на об­ще­на­цио­наль­ном, ре­гио­наль­ном и ме­ст­ном уров­нях в Ита­лии и Рос­сии, ре­гио­наль­ном и ме­ст­ном – в США и Ка­на­де и др. В боль­шин­ст­ве стран на го­ло­со­ва­ние не вы­но­сят­ся во­про­сы чрез­вы­чай­но­го и без­от­ла­га­тель­но­го ха­рак­те­ра, тре­бую­щие спец. под­готов­ки, и те, от­вет на ко­то­рые за­ра­нее пре­до­пре­де­лён.

В за­ви­си­мо­сти от во­про­са, вы­но­си­мо­го на го­ло­со­ва­ние, вы­де­ля­ют кон­сти­туц., за­ко­но­дат., адм. и ме­ж­ду­нар. Р. На кон­сти­ту­ци­он­ный Р. вы­но­сит­ся про­ект но­во­го ос­нов­но­го за­ко­на или пред­ло­же­ние по час­тич­но­му из­ме­не­нию дей­ст­вую­ще­го. В од­них стра­нах на го­ло­со­ва­ние вы­но­сит­ся лю­бая кон­сти­туц. по­прав­ка (Азер­бай­джан, Швей­ца­рия, Да­ния), в дру­гих Р. при­ме­ня­ет­ся фа­куль­та­тив­но, как од­на из воз­мож­ных про­це­дур вне­се­ния из­ме­не­ний (Рос­сия, Ита­лия, Фран­ция). В Ав­ст­рии про­во­дит­ся обя­за­тель­ный Р. в слу­чае пол­но­го пе­ре­смот­ра тек­ста кон­сти­ту­ции и фа­куль­та­тив­ный – ес­ли по­прав­ки пред­ло­же­ны пар­ла­мент­ским мень­шин­ст­вом. На за­ко­но­да­тель­ный Р. вы­но­сят­ся про­ек­ты или дей­ст­вую­щие ак­ты. Раз­ли­ча­ют ра­ти­фи­ци­рую­щий, т. е. ут­вер­ждаю­щий за­ко­но­про­ект, Р. (Фран­ция, Ве­ли­ко­бри­та­ния), и от­кло­няю­щий Р., пред­по­ла­гаю­щий от­ме­ну по­ло­же­ний дей­ст­вую­ще­го за­ко­на (Ита­лия, Ве­не­су­эла). На ад­ми­ни­ст­ра­тив­ном Р. ре­ша­ют­ся во­про­сы управ­лен­че­ско­го ха­рак­те­ра – из­ме­не­ние адм.-терр. де­ле­ния или гра­ниц субъ­ек­тов фе­де­ра­ции (Ита­лия, Гер­ма­ния), дос­роч­ное пре­кра­ще­ние пол­но­мо­чий гос. ор­га­нов (пре­зи­ден­та – Ав­ст­рия, Ис­лан­дия, пар­ла­мен­та – Лат­вия). На ме­ж­ду­на­род­ный Р. вы­но­сят­ся про­ек­ты меж­го­су­дарств. до­го­во­ров и со­гла­ше­ний. Так, в Швей­ца­рии в обя­за­тель­ном по­ряд­ке про­во­дит­ся Р. для ре­ше­ния во­про­сов о при­сое­ди­не­нии к ор­га­ни­за­ци­ям кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти и над­на­цио­наль­ным со­об­ще­ст­вам.

Ис­хо­дя из юри­дич. си­лы при­ни­мае­мых ре­ше­ний, раз­ли­ча­ют ре­зо­лю­тив­ный Р. (про­во­дит­ся с це­лью вы­не­се­ния ре­ше­ния, но­сит обя­за­тель­ный ха­рак­тер) и кон­суль­та­тив­ный Р. (про­во­дит­ся с целью вы­яв­ле­ния пре­об­ла­даю­ще­го мне­ния, но­сит ре­ко­мен­дат. ха­рак­тер). Кон­суль­та­тив­ный Р. (Ис­па­ния, Венг­рия) по­зво­ля­ет бо­лее гиб­ко сфор­му­ли­ро­вать вы­но­си­мый на го­ло­со­ва­ние во­прос, пред­ло­жить неск. аль­тер­на­тив­ных от­ве­тов.

Р. Рос. Фе­де­ра­ции – все­на­род­ное го­ло­со­ва­ние по во­про­сам гос. зна­че­ния, рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся фе­де­раль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным за­ко­ном. Р. не про­во­дит­ся в ус­ло­ви­ях во­ен. и чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния, а так­же в те­че­ние 3 мес по­сле его от­ме­ны. Он не мо­жет быть про­ве­дён так­же в ря­де иных слу­ча­ев, ус­та­нов­лен­ных за­ко­ном (в по­след­ний год пол­но­мо­чий Пре­зи­ден­та РФ или Гос. ду­мы, в пе­ри­од из­би­ра­тель­ной кам­па­нии и т. п.). По­втор­ный Р. (го­ло­со­ва­ние по во­про­сам, имею­щим по смыс­лу и со­дер­жа­нию ту же фор­му­ли­ров­ку, что и во­про­сы, вы­но­сив­шие­ся на го­ло­со­ва­ние ра­нее) не про­во­дит­ся в те­че­ние 2 лет по­сле офиц. опуб­ли­ко­ва­ния ре­зуль­та­тов го­ло­со­ва­ния. На Р. РФ не мо­гут быть вы­не­се­ны во­про­сы из­ме­не­ния ста­ту­са субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции; дос­роч­но­го пре­кра­ще­ния или про­дле­ния сро­ка пол­но­мо­чий Пре­зи­ден­та, Гос. ду­мы, а так­же про­ве­де­ния дос­роч­ных вы­бо­ров Пре­зи­ден­та, де­пу­та­тов Гос. ду­мы ли­бо пе­ре­не­се­ния сро­ков та­ких вы­бо­ров; из­бра­ния, на­зна­че­ния на долж­ность, до­сроч­но­го пре­кра­ще­ния, при­ос­та­нов­ле­ния или про­дле­ния пол­но­мо­чий лиц, за­ме­щаю­щих гос. долж­но­сти РФ; пер­со­наль­но­го со­ста­ва фе­де­раль­ных ор­га­нов гос. вла­сти и иных фе­де­раль­ных гос. ор­га­нов; уч­ре­ж­де­ния, из­бра­ния, дос­роч­но­го пре­кра­ще­ния, при­ос­та­нов­ле­ния или про­дле­ния сро­ков пол­но­мо­чий пре­ду­смот­рен­ных ме­ж­ду­нар. до­го­во­ром РФ ор­га­нов или долж­но­ст­ных лиц; при­ня­тия чрез­вы­чай­ных и сроч­ных мер по обес­пе­че­нию здо­ро­вья и безо­пас­но­сти на­се­ле­ния; во­про­сы, от­не­сён­ные к ис­клю­читель­ной ком­пе­тен­ции фе­де­раль­ных ор­га­нов гос. вла­сти. Ини­циа­то­ра­ми Р. мо­гут стать 2 млн. гра­ж­дан РФ, имею­щих пра­во уча­ст­во­вать в го­ло­со­ва­нии (при ус­ло­вии, что на тер­ри­то­рии од­но­го субъ­ек­та Фе­де­ра­ции или в со­во­куп­но­сти за пре­де­ла­ми Рос­сии на­хо­дит­ся ме­сто жи­тель­ст­ва не бо­лее 50 тыс. из них), Кон­сти­туц. со­б­ра­ние – в от­но­ше­нии про­ек­та Кон­сти­ту­ции РФ, фе­де­раль­ные ор­га­ны гос. вла­сти – в слу­ча­ях, пре­ду­смот­рен­ных ме­ж­ду­нар. до­го­во­ра­ми РФ. Р. на­зна­ча­ет­ся Пре­зи­ден­том РФ по­сле по­лу­че­ния ре­ше­ния Кон­сти­туц. су­да о со­от­вет­ст­вии ини­циа­ти­вы Кон­сти­ту­ции. Днём го­ло­со­ва­ния оп­ре­де­ля­ет­ся лю­бое вос­кре­се­нье в те­че­ние пе­рио­да от 60 до 100 дней по­сле офиц. опуб­ли­ко­ва­ния ре­ше­ния о Р. Од­на­ко про­ве­де­ние Р. РФ од­но­вре­мен­но с вы­бо­ра­ми фе­де­раль­ных ор­га­нов гос. вла­сти на всей тер­ри­то­рии стра­ны не до­пус­ка­ет­ся. Го­ло­со­ва­ние счи­та­ет­ся со­сто­яв­шим­ся, ес­ли в нём при­няло уча­стие бо­лее по­ло­ви­ны гра­ж­дан, вне­сён­ных в спи­ски уча­ст­ни­ков Р. Ре­ше­ние счи­та­ет­ся при­ня­тым, ес­ли за во­прос про­го­ло­со­ва­ло бо­лее по­ло­ви­ны лиц, уча­ст­во­вав­ших в Р. При­ня­тое ре­ше­ние всту­па­ет в си­лу со дня офиц. опуб­ли­кова­ния ре­зуль­та­тов го­ло­со­ва­ния. Оно мо­жет быть от­ме­не­но или из­ме­не­но по­сред­ст­вом про­ве­де­ния но­во­го Р. РФ, ес­ли са­мо ре­ше­ние не пре­ду­смат­ри­ва­ет ино­го по­ряд­ка.

 

 

Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран...

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019