Религия. Энциклопедия

Анатолий Фукс - энциклопедия

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Словарь  

Краткий философский словарь. 1939

Религия — «один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством» (Ленин). Религия — это извращенное, фантастическое отражение в головах людей господствующих над ними природных и общественных сил. Возникновение религии в первобытном обществе было связано с бессилием человека в борьбе с природой, Первобытный человек, не умея правильно объяснить явления природы, видел в них действие особых духовных, добрых пли злых сил. Корни современных религий преимущественно классовые. Религия учит трудящихся смирению, унижению и покорности эксплуататорам, обещая за перенесенные на земле лишения награду «на том свете». Религия всегда была орудием угнетателей. Проповедуя веру в бога и в загробный мир, религия уводит человека от познания законов природы и общества. Поэтому «всякая религия есть нечто противоположное науке» (Сталин). Религия — наиболее живучий пережиток капитализма в сознании людей. Свободу антирелигиозной пропаганды трудящиеся СССР используют для борьбы за преодоление религиозных пережитков, разъяснение единственно научного марксистско-ленинского мировоззрения, пропаганду научных знаний.

 

 

Краткий философский словарь. 1954

РЕЛИГИЯ — извращённое, фантастическое отражение в головах людей господствующих над ними природных и общественных сил, «один из видов духовного гнёта, лежащих везде и повсюду на народных масcах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством» (Ленин, т. 10, с. 65). Основные черты всякой религии — вера в сверхъестественные силы, будто бы управляющие миром, поклонение им. Религия имеет общие с философским идеализмом черты и гносеологические корни: отрыв понятий, представлений от природы, олицетворение и одухотворение сил природы. Философский идеализм есть форма и средство защиты религии.

Религиозные верования и соответствующие им культ и учреждения (церковь и др.) не вечны, они возникают и существуют лишь в определенных исторических условиях. В течение весьма длительного периода человеческой истории люди не знали никакой религии. Появление религиозных верований в первобытном обществе стало возможным с развитием мышления и членораздельной речи. Религия возникла как отражение бессилия первобытного человека перед грозными и  непонятными ему явлениями природы. Это бессилие рождало в голове первобытного человека мысли о существовании в окружающем мире особых, сверхъестественных существ, способных благоприятствовать людям или ириносить бедствия. Олицетворив предметы природы и наделив их сверхъестественной силой, дикарь пытался воздействовать на них заклинаниями, магией, oбрядами. Элементами магии имеются во всех современных религиях. В классовом общество корни религиозных верований преимущественно классовые. Беспомощность людей перед стихийными процессами развития эксплуататорского общества неизбежно порождает веру в чудеса, в лучшую, загробную жизнь. «Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т. и.,— вот в чем самый глубокий современный корень религии» (Ленин, т. 15, с. 374—375). В нелепых, невежественных сказках церковников и сектантов о боге, о рае, о царстве небесном люди ищут спасения от бедствий и мучении, причиняемых эксплуататорским общественным строем.

Как один из элементов надстройки религия играет активную роль в укреплении породившего её экономического базиса, в укреплении строя, основанного на порабощения и эксплуатации человека человеком. Религия всегда играла реакционную роль, закрепляла бессилие людей перед природой, служила орудием угнетения трудящихся, а в настоящее время во всех буржуазных странах религия является орудием империалистической буржуазии в борьбе против лагеря демократии и социализма. Проповедуя покорность, смирение, отказ от борьбы за переустройство мира, во имя получения награды после смерти, «на том свете», религия помогает укреплению господства буржуазии. Религия — опиум народа — таково определение Маркса. Внушая, что в природе и обществе всё происходит по воле богов, отвергая объективные закономерности явлений, отрицая способность людей познать окружающий мир, религия мешает людям познать законы приpoды и общества и использовать их в интересах общества. Религия выступала и выступает  непримиримым врагом прогресса и науки.

Социализм уничтожает материальные корни, питающие религиозные верования. Вместе с исчезновением общественного строя, основанного на эксплуатации человека человеком, исчезают и условия, порождающие религию. Но преодоление  религиозных предрассудков в сознании людей совершается не сразу. Сознание в своим развитии отстаёт от развития материальных условий жизни людей. Поэтому в сознании отсталых людей и после уничтожения капитализма остаются религиозные предрассудки как пережитки капиталистического прошлого. Они могут быть преодолены и действительно преодолеваются постепенно, в процессе активного участия широких масс в практическом строительстве коммунистического общества, в процессе коммунистического воспитания. В СССР и странах народной демократии осуществлена подлинная свобода совести. В СССР уже в 1918 г. церковь была отделена от государства и школа от церкви. Каждый гражданин может быть верующим или неверующим — это дело его совести. Коммунистическая партия как передовой отряд трудящихся, борющийся за освобождение их от всяческого гнёта, не может быть нейтральна в отношении к религии, потому что религия есть форма духовного гнёта. Коммунистическая партия всей своей деятельностью помогает трудящимся освободиться от религиозных суеверий и овладеть научным мировоззрением. Для преодоления религиозных предрассудков большое значение имеет пропаганда марксистско-ленинского мировоззрения, культурно-просветительная работа, широкая пропаганда естественно-научных и общественно-политических знаний. Глубокое освещение вопроса о религии, об отношении к ней пролетарской партии дано в статьях Ленина «Социализм и религия», «Об отношении рабочей партии к религии» и др.
 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

РЕЛИГИЯ, вера в существование сверхъестественного мира, в управление мира божественными силами; извращённое, фантастич. отражение в сознании людей господствующих над ними природных и обществ. сил. Всякая Р. противоположна науке. Религ. верования — явление, исторически преходящее. Они возникли в глубокой древности из тёмных и наивных представлений людей о своей собственной и внешней природе, из их бессилия в борьбе с природой. Бессилие первобытного человека в борьбе с природой породило одухотворение природы, веру в добрых и злых духов, якобы управляющих явлениями природы. Корни религ. верований в классово антагонистическом обществе преим. классовые. «Социальная придавленность трудящихся масс...,— указывает В. И. Ленин,— вот в чем-самый глубокий современный корень религии». В капиталистич. обществе, как и ранее при рабовладельческом и феод. строе, Р. и религ. орг-ции (см. Церковь) являются орудием угнетения трудящихся и укрепления господства эксплуататоров. Крупнейшим международным центром реакции является Ватикан.

Ликвидация эксплуатации человека человеком, овладение силами природы, развитие и распространение научных знаний подрывают устои религ. веры. В СССР в целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь отделена от гос-ва и школа от церкви; за всеми гражданами признаётся свобода отправления религ. культов и свобода антирелигиозной пропаганды. Преодоление религ. предрассудков в сознании отдельных граждан является составной частью коммунистического воспитания членов советского общества.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответств. поведение и специфич. действия (культ), осн. на вере в существование бога или богов, «священного», т. е. той или иной разновидности сверхъестественного; «Фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражение, в к-ром земные силы принимают форму неземных» (Ф. Энгельс). Наиб. ранние проявления — магия, тотемизм, фетишизм, анимизм и т. п. Ист. формы развития Р.; племенные, нац.-гос. (зтнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). Причина возникновения — бессилие первобытного человека в борьбе с природой, а в дальнейшем, после возникновения классово-антагонистка. общества, — бессилие перед стихийными социальными силами, господств. над людьми. Преодоление Р. марксизм-ленинизм связывает с революц. переустройством об-ва на коммунистич. началах: «...религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате обществ. развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию» (K. Маркс). См. Атеизм.

 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987

РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) — специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком к-рой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при к-ром земные силы принимают вид неземных (Маркс К., Энгельс Ф., т. 20, с. 328). Марксистско-ленинское учение рассматривает Р. как исторически преходящую форму общественного сознания, выявляет осн. факторы, определяющие ее существование на различных этапах развития об-ва. Возникновение Р. в первобытном обвществе связано с бессилием человека перед силами природы, обусловленным низким уровнем производительных сил. В классово-антагонистическом об-в в осн. причиной существования Р. являются классовый гнет, несправедливые социальные отношения, нищета и бесправие масс, что порождает у них чувство отчаяния и безысходности, веру в то, что их тяжкое положение зависит от воли божьей, заставляющую все надежды возлагать на сверхъестественные силы. По словам Ленина, „бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т.п." (т, 12, с. 142). Выявляя наиболее глубокие причины возникновения и существования Р. в различных социальных условиях социальные корни Р., марксистско-ленинское учение убедительно показывает, что они подрываются в результате общественных и экономических преобразований в процессе социалистического строительства и окончательно уничтожаются только в коммунистическом об-ве. Р. имеет и гносеологические корни, под к-рыми понимаются специфические особенности человеческого сознания, делающие возможным формирование религиозных представлений, искажающих реальную действительность, существующие в ней отношения. Давая людям ложные жизненные ориентиры, перенося решение насущных проблем человеческого бытия в потусторонний мир, Р. тем самым закрепляет и увековечивает зависимость человека от внешних сил, обрекает его на пассивность, сковывает его творческие возможности. В классово-антагонистическом об-ве она отвлекает трудящихся от активной борьбы за переустройство мира, мешает формированию их классового самосознания. Подчеркивая реакционную роль Р. в об-ве, Маркс назвал ее "опиумом народа". Научный анализ Р. исходит из того, что она представляет собой сложное общественное явление, систему особых представлений, чувств и культовых действий, а в классовом об-ве — и религиозных учреждений, объединяющих профессиональных служителей культа. Указанные элементы религиозного комплекса находятся в зависимости от социальных отношений, меняются с их изменением. Это отчетливо проявляется в совр. условиях в процессе модернизации Р, под влиянием социального и научно-технического прогресса, обусловливающих кризис религиозного сознания. Однако сущность Р. остается неизменной, а ее отмирание, предопределенное всем ходом общественного развития, неизменным.
 

 

 

РЕЛИГИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия 2017

РЕЛИ́ГИЯ, фор­ма об­ществ. соз­на­ния, ми­ро­воз­зре­ние, ми­ро­по­ни­ма­ние, ос­но­ван­ное на ве­ре в сверхъ­ес­те­ст­вен­ные си­лы. Эти­мо­ло­гия тер­ми­на ос­таёт­ся спор­ной. Наи­бо­лее при­зна­вае­мым яв­ля­ет­ся ва­ри­ант Лак­тан­ция, по­ла­гав­ше­го, что тер­мин про­ис­хо­дит от лат. religo (вя­зать, свя­зы­вать, при­вя­зы­вать, ско­вы­вать). К re­ligo воз­во­дил Р. и Ав­гу­стин Бла­жен­ный. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли, ос­но­вы­ва­ясь на тру­дах Ци­це­ро­на, воз­во­дят тер­мин «Р.» к relego (ид­ти на­зад, воз­вра­щать­ся, сно­ва чи­тать, об­ду­мы­вать, со­би­рать, со­зер­цать). Ран­ние фор­мы ре­лиг. ве­ро­ва­ний скла­ды­ва­лись на ос­но­ве пер­во­быт­ной ми­фо­ло­гии (см. Миф). Пер­во­быт­ные ве­ро­ва­ния и свя­зан­ные с ни­ми ри­туа­лы (фе­ти­шизм, то­те­мизм, ма­гия, ани­мизм, ша­ма­низм и др.) об­ра­зо­вы­ва­ли в син­кре­тич. ми­фо­ло­гич. сис­те­ме свое­об­раз­ную про­то­ре­ли­гию. В даль­ней­шем из ми­фо­ло­гич. сис­те­мы вы­де­ли­лись ис­кус­ст­во, Р., фи­ло­со­фия и др. Сре­ди Р. вы­де­ля­ют по­ли­теи­сти­че­ские (см. По­ли­те­изм), мо­но­теи­сти­че­ские (т. н. ав­раа­ми­че­ские; см. Мо­но­те­изм) и ге­но­теи­сти­че­ские; ми­ро­вые (буд­дизм, хри­сти­ан­ст­во и ис­лам) и на­цио­наль­ные (иу­да­изм, син­то­изм, сик­хизм, ин­ду­изм и др.); теи­сти­че­ские, пан­теи­сти­че­ские и не­теи­сти­че­ские; тра­ди­ци­он­ные (ока­зав­шие зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие отд. на­ро­дов и ци­ви­ли­за­ций) и не­тра­ди­ци­он­ные (но­вые ре­ли­ги­оз­ные дви­же­ния); Р. От­кро­ве­ния и т. д. Круп­ней­ши­ми Р. яв­ля­ют­ся хри­сти­ан­ст­во (св. 2 млрд. чел. на нач. 21 в.), ис­лам (ок. 1,2 млрд. чел.), ин­ду­изм (ок. 800 млн. чел.), буд­дизм (св. 360 млн. чел.), сик­хизм (св. 23 млн. чел.), иу­да­изм (ок. 14,5 млн. чел.), кон­фу­ци­ан­ст­во (св. 6 млн. чел.), син­то­изм (ок. 2,8 млн. чел.), дао­сизм (ок. 2,7 млн. чел.). См. так­же Биб­лия, Ко­ран, Культ и др.

 

 

Настольный календарь колхозника. 1939

РЕЛИГИЯ ЕСТЬ ОПИУМ НАРОДА

СтатьяПРОИСХОЖДЕНИЕ И ВРЕД РЕЛИГИОЗНЫХ ОБРЯДОВ

Православная религия придает большое «спасительное» значение различным обрядам. Обрядов этих много; одни из них совершаются часто, другие реже. Из этих обрядов церковники и верующие чаше всего прибегают к «молитве», чтобы «вымолить» у богов, ангелов или святых какую-либо «милость», помощь и т. д. По существу же, молитва является нелепым и вредным пережитком дикарских колдовских «зaклинаний». Еще у первобытных людей, бессильных в борьбе с природой и невежественных, сложились ложные представления, будто посредством колдовских заклинаний можно подействовать на духов и на богов и добиться от них желаемого результата и действия.

Молитва у христиан до сих пор сохраняет свои дикарский, колдовской характер. Они, как и дикари, тоже верят, будто с помощью молитвы могут добиться от своих богов и духов желательных результатов. Некоторые молитвы прямо употребляются ими в качестве колдовских заклинаний. Например, некоторые верующие считают лучшим колдовским средством против демонов первые слова 67-го псалма: «Да воскреснет бог и расточатся враги его». Такую же колдовскую силу приписывают и библейскому слову «аминь», что значит в переводе с еврейского языка: «истинно, да будет так».

Такое же дикарское происхождение имеет христианское поклонение иконам, т. е. доскам или картинам с изображениями на них различных богов, святых и т. д. У первобытных людей рано сложились верования, будто духи и боги охотнее и чаще пребывают в предметах, служащих их изображениями, и наделяют эти изображения своей сверхъестественной, колдовской силой. Поэтому первобытные дикари стали вытесывать из дерева и камня такие изображения или рисовать их на чем-нибудь и считать духами и богами.

В первобытной религии, в религиях древнего мира сложилось поклонение «священным» изображениям, которые церковники, в отличие от своих «икон», презрительно называют «идолами». По существу же, между этими «идолами» и «иконами» разницы нет, так как многие «православные», подобно дикарям, тоже приписывают иконам колдовскую силу, считают и называют их «богами» и поклоняются им, как богам.

В основе христианского таинства приращения тоже лежат дикарские верования а обряды. Первобытные люди верили, будто вкушение тела и крови убитого человека а животного передает вкушающему их свойства и качества. Поэтому, например, дикари-бассуты, убив храброго врага, немедленно съедают его сердце, чтобы приобрести его силу и храбрость. Дикари на острове Целебес для этого же пьют кровь и, едят мозг своих жертв — убитых врагов или пленников, а негры племени вагого (Африка) едят «для храбрости и силы» мясо убитого льва.

Вследствие таких верований первобытные люди ели мясо и пили кровь особенно тех людей и животных, которых считали божествами. «Причащаясь» телом и кровью таких «богов», они надеялись приобрести их божественные способности и силы. Когда у некоторых древних народов развилась вера в растительных богов хлеба, винограда и т. д., то они стали причащаться «тела и крови божией» в виде хлеба и вина и приписывать им колдовскую силу.

От этих народов «причащение» телом и кровью божества под видом хлеба и вина заимствовали христиане и создали сказки, будто это таинство установил сам Христос. Мы все видим, что в основе христианского таинства причащения лежат дикарские обряды людоедства и «богоедства».

Первобытные люди верили, что женщины беременеют от духов и богов, которые проникают в их чрево или же оплодотворяют их. Особую силу в деторождении они приписывали растительным духам плодородия, будто бы живущим в деревьях, и травах, цветах и т. д. Поэтому когда желали иметь детей, то женщин и мужчин водили вокруг «священных» деревьев, а на головы им надевали венки из трав и цветов, чтобы растительные духи передали им свою плодотворящую силу.

Этот обряд постепенно стал совершаться главным образом при заключении брака, сделался брачным обрядом. Сложился этот обряд у многих народов еще задолго до христианства. Христиане заимствовали его, связали со своими религиозными учениями и сказками и превратили в «таинство брака». Следы дикарского происхождения церковного брака сохранился: попы до сих пор во время его водят «молодых» вокруг деревянного жертвенника —«аналоя»— и надевают им на головы «венцы».

Что же касается церковных похорон, то в основе их тоже лежат дикарские верования в душу, в загробную жизнь, в возможность для души вернуться в тело умершего, и тогда он «воскреснет». В расчете на это «воскресение» верующие хоронят труп с особыми колдовскими обрядами, провожая его на кладбище, местами с колокольным звоном, чтобы «отпугнуть» злых духов.

Ограничимся хотя бы этими примерами православных обрядов. Как мы видим, все они по своему происхождению и содержанию являются пережитками религии первобытных дикарей. В основе всех их лежат дикарские верования в богов, в духов, в демонов, в колдовские силы и т. п. Таким образом религиозные обряды вредны уже самым своим дикарским, антинаучным содержанием, они засоряют мозги трудящихся-верующих различными дикарскими бреднями и колдовщиной. Церковникам выгодно это, так как обряды дают им возможность «обрабатывать» верующих, держать их в своих паучьих сетях, опутывать их своей религиозной паутиной. Религиозные обряды, освящая старый быт, закрепляют его пережитки в наше время.

Но религиозные обряды вредны еще и в другом отношении. Например, медициной установлено, что «прикладывание» в церкви к иконам, массовое причащение верующих одной и той же ложечкой из одной чаши и, наконец, скучивание самих верующих во время совершения обрядов способствуют распространению заразных болезней.

Ведь вместе со здоровыми «прикладываются», «причащаются» также заразно-больные, и чаще всего именно больные, гак как попы уверяют их, будто от совершения того или иного обряда они «исцелятся». То же бывает и при скрещении», когда попы купают детей часто в грязной купели или даже в корыте, причем обливают холодной водой. Известны случаи, когда после такого крещения дети, например, простуживались и умирали, делались заиками и т. д.
Верующим трудящимся пора понять огромный вред религии и религиозных обрядов и выбросить их из своего быта.

 

ЖИЛ  ЛИ  ИИСУС  ХРИСТОС?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, что говорят о, Христе исторические памятники первых веков христианства. Ведь если бы Христос на самом деле»кил на земле и был тем деятелем, каким изображают его евангелия и церковь, то о нем, несомненно, до нас дошли бы надежные сведения. Что же мы находим в действительности?

Прежде всего оказывается, что ни один из нехристианских писателей первых полутора столетий ни слова не говорит о Христе. А в те годы жило много писателей (греческих, римских, еврейских и др.), которые в своих произведениях рассказывали о многих деятелях своего времени, Ничего не сообщают о Христе и тогдашние еврейские писатели — философ Филон, историки Иосиф Флавий и Юст, которые особенно интересовались религиозной жизнью и событиями, происходившими в Палестине в 1 веке. Если бы Христос жил в их время, они обязательно что-нибудь рассказали о нем.

Сами ранние христиане не считали и не изображали Христа человеком, историческим деятелем, и не написали никакой «земной истории» Иисуса. Это мы видим из самых ранних литературных произведений христиан: из «Откровения Иоанна» и из «Павловых посланий», написанных во второй половине 1 века. В этих произведениях Иисус изображается лишь в виде сверхъестественного существа, небесного спасителя», лишенного человеческих черт. Следовательно, сами христиане того времени считали Христа богом, а не жившим на земле человеком.

Только в более поздних христианских произведениях — в евангелиях, написанных не ранее начала II века, мы встречаем уже двойственный образ Христа, как «бoгочеловека», т. е. такого существа, которое будто бы одновременно было богом и человеком, или богом в человеческой плоти. Но такое существо на самом деле существовать не могло.
Евангельские рассказы о земной жизни Иисуса сплошь состоят из явных вымыслов, исторических ошибок, противоречий и не заслуживают никакого доверия.

Все это говорит о том, что Христос, по представлению ранних христиан, был не человеком, которого они наделили чертами божества, а, наоборот, божеством, которого они только со II века стали наделять чертами человека. Христос на самом теле никогда на земле не жил и не мог жить, он «существовал» только в воображении верующих. Этому удивляться не следует, гак как тогда во всех религиях верующие представляли себе богов в виде людей, наделяли их человеческими чертами, рассказывали разные небылицы об их земной жизни.

Иисус Христос был такой же сказочной личностью, какими были тогдашние «языческие» божества: египетский Озирис, финикийский Адонис, малоазиатский А~тис, греко-римский Дионис и др. Поклонники этих богов тоже приписывали им чудесное рождение на земле от дев, способность творить чудеса, мученическую смерть и воскресение. Сказочный, мифический Христос, подобно всем этим богам, родился и жил не на земле, а в воображении верующих. В действительности Христос никогда не существовал, а рассказы христиан о его земной жизни — это только сказки, только мифы о Христе.

Сказки эти вредны тем, что они забивают головы трудящихся - верующих разными дикарскими верованиями в богов, в ангелов, в чертей, в чудеса и т. п. Но еще более вредны сказки эти тем, что они призывают трудящихся надеяться главным образом только на бога и на сказочного Христа, а не на самих себя, не на свои силы, не на свой труд, не на помощь со стороны других трудящихся. Поповские сказки п Христе подрывают у верующих уверенность в своих силах. Они отвлекают трудящихся от классовой борьбы с эксплуататорами. Они мешают трудящимся-верующим активнее участвовать в социалистическом строительстве.
 

 

Р Е Л И Г И Я

Рели́гия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).

Другие определения религии:

  • религия есть «исповедание веры посредством внешних знаков» (fidei protestatio per aliqua exteriora signa) (Фома Аквинский, «Сумма теологии»).
  • одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения.
  • организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам.
  • духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности.

Также термин «религия» может пониматься в таких смыслах, как субъективно-личностный (религия как индивидуальная «вера», «религиозность» и т. п.) и объективно-общий (религия в качестве институционального явления — «вероисповедания», «богопочитания», «конфессии» и прочее)[6].

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, сверхчеловеческой реальности, о которой человек что-то знает, и на которую он ориентирует свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).

Религия является преобладающим мировоззрением в большинстве стран мира, большинство опрошенных относят себя к одному из вероисповеданий... Читать оригинал

 

 



Условия использования материалов




Поиск
Copyright MyCorp © 2019