Республиканские, краевые и областные тройки НКВД СССР

Анатолий Фукс — личный сайт

Протокол приговора тройки УНКВД Калининской области в отношении П. К. Зиновьева

Николай Иванович Ежов, народный комиссар внутренних дел СССР (1936—1938).

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Республиканские, краевые и областные тройки НКВД — внесудебные органы уголовного преследования (у), действовавшие в СССР в 1937—1938 годах на уровне республики, края или области. Областная тройка состояла из начальника областного управления НКВД, секретаря (с) обкома (о) и прокурора (п) области.

Судебная практика

Решения выносились тройкой заочно — по материалам дел, представляемым органами НКВД, а в некоторых случаях и при отсутствии каких-либо материалов — по представляемым спискам арестованных (например, из Игарки в Красноярск списки на утверждение «тройки» представлялись по телеграфу). Процедура рассмотрения дел была свободной, протоколов не велось. Характерным признаком дел, рассматриваемых «тройками», было минимальное количество документов, на основании которых выносилось решение о применении репрессии. В картонной обложке с типографскими надписями «Совершенно секретно. Хранить вечно» обычно подшиты: постановление об аресте, единый протокол обыска и ареста, один или два протокола допроса арестованного, обвинительное заключение. Следом в форме таблички из трёх ячеек на пол-листа идёт решение «тройки». Решение «тройки» обжалованию не подлежало, и, как правило, заключительным документом в деле являлся акт о приведении приговора в исполнение.

История

31 июля 1937 года Ежов подписал одобренный Политбюро ЦК ВКП(б) приказ НКВД СССР № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» в котором определялась задача разгрома «антисоветских элементов» и состав «оперативных троек» по ускоренному рассмотрению дел такого рода. В состав тройки обычно входили: председатель — местный начальник НКВД, члены — местные прокурор и первый секретарь областного, краевого или республиканского комитета ВКП(б): «…В соответствии с этим — ПРИКАЗЫВАЮ: с 5 августа 1937 года во всех республиках, краях и областях начать операцию по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников, в Узбекской, Туркменской, Казахской, Таджикской и Киргизской ССР операцию начать с 10 августа с. г., а в Дальневосточном и Красноярском краях и Восточносибирской области с 15 августа с. г.»

«Я бы считал, что если и сохранять тройки, то на очень непродолжительный период времени, максимум на месяц… Во-первых, сам по себе фронт операций стал значительнее уже, чем был в самый разгар операции в 1937 году. Во-вторых, надо большую часть нашего аппарата немедля переключить на агентурную работу. Работа с тройками — лёгкая, несложная работа, она приучает людей быстро и решительно расправляться с врагами, но жить долго с тройками — опасно. Почему? Потому, что в этих условиях… люди рассчитывают на минимальные улики и отвлекаются от основного — от агентурной работы» (Нарком внутренних дел Белоруссии Б. Д. Берман на совещании руководящего состава НКВД СССР в Москве 24 января 1938 года).

Решением Политбюро ЦК ВКП(б) № П65/116 от 17 ноября 1938 года судебные тройки, созданные в порядке особых приказов НКВД СССР, а также тройки при областных, краевых и республиканских Управлениях РК милиции были ликвидированы. Дела передавались на рассмотрение судов или Особого Совещания при НКВД СССР.

Приказ НКВД от 30.07.1937 № 00447

« I. КОНТИНГЕНТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РЕПРЕССИИ.

1. Бывшие кулаки, вернувшиеся после отбытия наказания и продолжающие вести активную антисоветскую подрывную деятельность.

2. Бывшие кулаки, бежавшие из лагерей или трудпоселков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания, которые ведут антисоветскую деятельность.

3. Бывшие кулаки и социально опасные элементы, состоявшие в повстанческих, фашистских, террористических и бандитских формированиях, отбывшие наказание, скрывшиеся от репрессий или бежавшие из мест заключения и возобновившие свою антисоветскую преступную деятельность.

4. Члены антисоветских партий (эсеры, грузмеки, муссаватисты, иттихадисты и дашнаки), бывшие белые, жандармы, чиновники, каратели, бандиты, бандпособники, переправщики, реэмигранты, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из мест заключения и продолжающие вести активную антисоветскую деятельность.

5. Изобличенные следственными и проверенными агентурными материалами наиболее враждебные и активные участники ликвидируемых сейчас казачье-белогвардейских повстанческих организаций, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных контрреволюционных формирований.

Репрессированию подлежат также элементы этой категории, содержащиеся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.

6. Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, белых, сектантских активистов, церковников и прочих, которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу.

7. Уголовники (бандиты, грабители, воры-рецидивисты, контрабандисты-профессионалы, аферисты-рецидивисты, скотоконокрады), ведущие преступную деятельность и связанные с преступной средой.

Репрессированию подлежат также элементы этой категории, которые содержатся в данное время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.

8. Уголовные элементы, находящиеся в лагерях и трудпоселках и ведущие в них преступную деятельность.

9. Репрессии подлежат все перечисленные выше контингенты, находящиеся в данный момент в деревне — в колхозах, совхозах, сельско-хозяйственных предприятиях и в городе — на промышленных и торговых предприятиях, транспорте, в советских учреждениях и на строительстве.

II. О МЕРАХ НАКАЗАНИЯ РЕПРЕССИРУЕМЫМ И КОЛИЧЕСТВЕ ПОДЛЕЖАЩИХ РЕПРЕССИИ. 1. Все репрессируемые кулаки, уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории: а) к первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных выше элементов. Они подлежат немедленному аресту и, по рассмотрении их дел на тройках — РАССТРЕЛУ.

б) ко второй категории относятся все остальные менее активные, но всё же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них, заключению на те же сроки в тюрьмы по определению тройки.
»

См. также

Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Республиканские,_краевые_и_областные_тройки_НКВД_СССР&oldid=75638742»

 

ССЫЛКА


 

ПРИЛОЖЕНИЯ


НАРОДНЫЙ КОМИССАР (н а р к о м), в СССР руководитель определённой отрасли гос. управления — народного комиссариата в период 1917—46. После преобразования народных комиссариатов в министерства (15 марта 1946) должность Н. к. заменена должностью министра.

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ (наркомат), центр, орган отдельной отрасли гос. управления СССР, а также союзных и авт. республик. Н. к. созданы на 2-м съезде Советов 27 окт. (9 ноября) 1917. Законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 Н. к. были преобразованы в министерства.

ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ КПСС, высший орган областной парт. организации в промежутке между областными конференциями КПСС. Избирается на областной парт. конференции. Пленум О. к. КПСС созывается в сроки, предусмотренные Уставом КПСС. О. к. КПСС выбирает соответствующие исполнит. органы в составе не более 11 человек, в т. ч. секретарей, утверждаемых ЦК партии. В своей деятельности О. к. КПСС руководствуется постановлениями КПСС и её руководящих органов. Задачи и функции О. к. КПСС определены в Уставе Коммунистической партии Советского Союза.

ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б), руководящий партийный орган, организовывался Центральным Комитетом для политич. работы; впервые было учреждено в мае 1917. Политбюро избиралось Пленумом ЦК. В соответствии с Уставом, принятым XIX съездом КПСС (1952), Политбюро ЦК преобразовано в Президиум ЦК КПСС.

ПРОКУРАТУРА, орган гос-ва, призванный осуществлять надзор за соблюдением в стране законности и поддерживать в суде обвинение от имени гос-ва. В СССР — орган гос.; власти, построенный по принципу централизации и единоначалия, осуществляющий надзор за соблюдением законности, возбуждающий уголовное преследование и поддерживающий от имени гос-ва обвинение на суде. П. выполняет свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР (ст. 113—117 Конституции СССР).

ПРОКУРОР, должностное лицо, наблюдающее за правильным применением законов; представитель гос. обвинения в суде. См. Прокуратура.

СЕКРЕТАРЬ, 1) служащий, в ведении к-рого находится деловая переписка учреждения. 2) Составитель протокола собрания, заседания. 3) Один из руководителей партийной организации (напр., секретарь райкома КПСС). 4) Учёный С. — один из руководителей научно-исследовательского учреждения или учёного совета высшего уч. заведения. 5) Государственный С. — наименование министра иностранных дел в США и в Югославии.

УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ, совокупность процессуальных действий, направленных на изобличение лица, совершившего преступление, и на установление его виновности.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 


ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018