РИМ Древний — Популярная художественная энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Популярная художественная энциклопедия. 1986

РИМ Древний (лат. Roma), древний г. в Италии, возникший (по антич. преданию) в 754/753 до н. э. и к сер. 3 в. до н. э. подчинивший себе Апеннинский п-ов; в дальнейшем — крупнейшая рабовладельч. держава в Средиземноморье, включавшая также территорию Зап. и Юго-Вост. Европы, М. Азию, Зап. Причерноморье, побережье Сев. Африки, Сирию, Палестину и др. р-ны. Культура Р. (философия, мифология, естеств., ист. и юридич. науки, медицина, лит-ра, театр, арх-ра, изобразит. и декор.-прикл. иск-во), представляющая собой завершающий этап развития антич. культуры, сыграла важную роль в сложении европ. цивилизации. В своём развитии она опиралась на богатейшее художеств. наследие Греции Древней, а также на местные др.-рим. и этрусские (см. Этруски) традиции.

Рим Древний. Храм Фортуны Вирилис в Риме. Нач. 1 в. до н. э.

Если для древних греков гл. значение имели нравств.-воспитат. задачи иск-ва, то для римлян на первый план выступали его утилитарные функции. Для римлянина в гораздо большей степени, чем для грека, иск-во являлось одним из средств разумной организации жизни. Ведущую роль в Р. играла арх-ра со свойственными ей инж.-конструктивными поисками, основанными на ясных практич. и рац. строит. началах. Важное место занимали скульпт. портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посв., реальным ист. событиям, имеющим значение для рим. гос-ва. Антич. мифология, составлявшая почву др.-греч. иск-ва, не сыграла такой же плодотворной роли в иск-ве Р. И хотя художеств. формы и образы, созданные греками, широко использовались в иск-ве Р., в рим. интерпретации они нередко утрачивали свою художеств.-поэтич. сущность. Реальный элемент преобладал в др.-рим. искусстве над вымыслом, а жизн.-повествоват. начало — над отвлечённо философским. Кроме того, в Р. существовало чёткое разграничение между офиц. иск-вом, служившим обществ. задачам, и иск-вом, рассчитанным на интересы частного потребителя. Офиц. иск-во играло важную роль в рим. политич. жизни, будучи активной формой утверждения гос. идеологии. В арх-ре Р. идеологич. функции сочетались с задачами организации обществ. быта; в строит. практике была разработана гибкая система конструктивных, планировочных и композиц. приёмов, применявшихся для различных по назначению типов построек. Распространяя своё художеств. влияние в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли опыт др. народов (стран эллинизиров. Востока, «варварских» племён и др.). Нередко др.-рим. иск-во давало новые импульсы местному тв-ву, порождая синкретич. художеств. явления.

Рим Древний.  Голова статуи мужчины (т. н. Брут). Бронза. 3 в. до н. э. Национальный музей. Рим.

В древний период иск-во на терр. Р. развивалось в рамках ср.-италийских археол. культур эпохи железа (культура Виллановы, 900—500 до н. э.: колодцеобразные могилы, керамич. сосуды в виде усеч. конусов с геом. узором). В пору формирования собств. др.-рим. художеств. культуры (8—4 вв. до н. э.) рим. зодчество заимствовало у этрусков зачатки регул. осевой планировки ансамблей, высокую строит. технику (квадровую кам. кладку, ложные своды, терракотовую облицовку сырцового кирпича и др.) и исходные типы оборонных, гидротех., культ. и жилых сооружений. Свойственные этрускам особенности храмовых построек (3-частная целла, подий, акцентировка гл. фасада с помощью портика и лестницы) впоследствии стали характерными чертами рим. культ. арх-ры (храм Юпитера Капитолийского в Риме, освящён в 509 до н. э.). С иск-вом этрусков тесно связаны и наиб. ранние произв. др.-рим. живописи и декор.-прикл. иск-ва. С началом греч. колонизации в 7—4 вв. до н. э. важную роль стали играть и др.-греч. традиции. Римляне восприняли у греков систему ордеров архитектурных, мн. формы скульптуры и др. Вместе с тем на сложение специфически рим. черт скульпт. портрета оказали влияние существовавшие у древних римлян изображения предков (в виде восковой маски, снятой с умершего и точно воспроизводившей черты и цвет лица).

Рим Древний. Фресковые росписи т. н. Виллы Мистерий близ г. Помпеи. Сер. 1 в. до н. э.

В период т. н. Пунич. войн с Карфагеном (264—146 до н. э.) и поздней республики (3 в.— первые 3 четв. 1 в. до н. э.) специфически рим. рациональность и строгость стиля порой сочетались с изысканностью, навеянной иск-вом Вел. Греции (Юж. Италия) и захваченных римлянами вост. греч. городов. Для широких градостроит. работ характерно применение прямоуг., повторяющих план рим. воен. лагерей, композиц. схем, в основе к-рых лежат 2 пересекающиеся гл. магистрали — «кардо» (с С. на Ю.) и «декуманус» (с В. на З.). По мере формирования композиции рим. форумаПомпеях, 2 в. до н. э., и Риме, 2—1 вв. до н. э.) складывались важнейшие особенности планировки др.-рим. архит. комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада гл. здания и устройство подъёма к нему от торжеств. входа на участок. В жилой арх-ре был распространён характерный для др.-рим. области Лаций (ныне Лацио) тип дома с атрием, центром к-рого во 2 в. до н. э. стал сад перистиля, свидетельствующий об усилении тяги к природе в связи с урбанизацией общества. С развитием городов и уплотнением застройки композиция жилища развивалась в глубину, сохраняя осевую симметрию. Тенденции к слиянию архит. композиции с природой нашли выражение в загородных виллах, живописно расположенных на склонах холмов. Великолепие аристократич. жилищ с многочисл. помещениями, водоёмами, декор. скульптурой и росписью («террасные» дома в Геркулануме) контрастировало с рядовой застройкой городских кварталов многоэтажными домами-инсулами. Со 2 в. до н. э. применение бетона упростило кладку несущих конструкций и создало возможность для возведения обширных крытых помещений. На протяжении 2—1-й пол. 1 вв. до н. э. складывались и совершенствовались важнейшие типы рим. построек; базилики, термы, различные зрелищные сооружения (в т. ч. обширные амфитеатры, где, в отличие от др.-греч. театров, места для зрителей располагались на вспомогат. конструкциях с галереями и лестницами), акведуки, мосты, склады и др.

Рим Древний. Арка Тита в Риме. 81.

В изобразит. иск-ве эпохи поздней республики широко распространились портретные статуи (в т. ч. созданный римлянами тип статуи «тогатус», изображавший оратора в тоге) и бюсты, отличавшиеся чётко выявленной пластич. структурой, суровой простотой и отточенной правдивостью образов (голова бронз. статуи мужчины — т. н. Брут, 3 в. до н. э.). Наряду с офиц. портретной скульптурой, устанавливавшейся в городах, создавались и портреты по частным заказам, предназначавшиеся для домов и гробниц. В период поздней республики появились рельефы с изображением историч. событий, а иногда и сцен гражд. жизни, украшавшие обществ. здания, гор. ворота, храмы, алтари и др. Жизн. конкретность, а порой и подчёркнутая обыденность обстановки сочетались в них с миф. элементами (т. н. Алтарь Домиция Агенобарба, конец 2— начало 1 вв. до н. э.). Развивалось также эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греч. статуй. Важное место занимала и монумент.-декор. живопись, доведённая римлянами до высокого совершенства. Если для росписей т. н. первого, или «инкрустац.», стиля (2-я пол.2— нач. 1 вв. до н. э.) характерна имитация кладки стены, то в т. н. втором, или «архит.-перспективном», стиле (80—30-е гг. до н. э.) в центре стены располагалась эдикула, служившая архит. обрамлением пейзажа, жанр. или миф. сцены. Эволюцию стенных росписей отражают сохранившиеся дома в Помпеях и Геркулануме. Развивалось также иск-во мозаики из цв. камня и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней).

Рим Древний. Фрагмент рельефа колонны Траяна в Риме. Ок. 111—114.

Наивысшие достижения др.-рим. зодчества относятся к эпохе расцвета Рим. империи (20-е гг. 1 в. до н. э.— 2 в. н. э.). Постройки этого времени отличаются монумент. пластичностью архит. масс, доминирующей ролью арки и производных от неё форм (свода, купола), обширными, динамически соподчинёнными внутр. пространствами, облицовкой бетонных стен камнем и кирпичом с вкраплениями мрамора, широким применением декор. живописи и скульптуры. Специфич. особенностью зрелой др.-рим. арх-ры становится т. н. ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность и ясно зримую рац. ритмич. упорядоченность. Наиб. классич. воплощение эта система получила в крупнейшем др.-рим. амфитеатре — т. н. Колизее в Риме. В эпоху империи арх-ра становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества рим. гос-ва, что заметно уже в постройках времени Августа в Риме (форум Августа, кон. 1 в. до н. э.— нач. 1 в. н. э.). Гл. видами мемор. сооружений становятся арка триумфальная и триумф. колонна; надгробия превращаются в крупные, а подчас и грандиозные сооружения. К сер. 1 в. усилилось тяготение к пышной репрезентативности архит. композиции (т. н. Золотой дом Нерона, 64—69, не сохр., дворец Флавиев на Палатине, 92,— оба в Риме). При имп. Траяне строился наиб. развитый и сложный из форумов Рима (111—114, арх. Аполлодор из Дамаска), при Адриане — исполненное строгой гармонии и величия здание Пантеона, наиб. грандиозное купольное сооружение древнего мира. Начиная с эпохи Адриана в зодчестве наметился перелом к изысканности и живописности, а порой и к усложнённости архит. образа, отчасти связанный с воздействием иск-ва эллинистич. Востока (вилла Адриана близ Тиволи, 125—135).

В офиц. скульптуре ранней империи нарастали идеализирующие тенденции, индивид. особенности портретируемых сглаживались. Вместе с тем в произв. вводились светотеневые контрасты, элементы движения, утончённой пластич. разработки форм (напр., виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60—90-е гг.). Если время Траяна в портретной скульптуре ознаменовалось возвратом к суровому героич. стилю эпохи республики, то в период правления Адриана, когда достигло апогея воздействие греч. традиций, и в эпоху Антонинов усилились поиски эмоц. утончённости и психологич. глубины образов. Но сохранялось и традиц. рим. направление в иск-ве портрета, лучшим образцам к-рого наряду с беспристрастной точностью воссоздания облика изображённого свойственна и яркая, проницат. характеристика гл. качеств его натуры. Ист. рельефы императорского Р., первонач. отмеченные размеренностью композиц. ритма и строгостью пластич. языка (алтарь Мира в Риме, мр., 13—9 до н. э.), позже, не утрачивая органич. связи с арх-рой (триумф. аркой или колонной), приобрели черты живописности и напряж. динамики, к-рые усилились в рельефах времени Флавиев (рельефы арки Тита в Риме, мр., 81) и особенно Траяна, когда сложился тип многофигурного батального рельефа с последовательно развёртывающимися эпизодами (полоса рельефов, обвивающая колонну Траяна в Риме, мр., ок. 111—114). В монумен.-декор. живописи до 63 преобладал т. н. третий стиль (лёгкие, графичные узоры и небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне обширных свободных пространств). Ему на смену пришёл т. н. четвёртый стиль, или «стиль фантастической арх-ры» (сложные, иллюзорно-пространств. архит. композиции). Многоплановость композиц. построения, свободная пластич. лепка фигур, естественно располагающихся в окружающем пространстве или тонко связанных с плоскостью стены (росписи базилики в Геркулануме, 2-я пол. 1 в. н. э., т. н. Виллы Мистерий близ Помпеи, сер. 1 в. до н. э.), сложность и пространственность архит. и пейзажных фонов, богатство и изысканность красочных сочетаний свойственны как стенным росписям, так и мозаикам Р., палитра к-рых обогащалась смальтой многообразных оттенков; со 2 в. распространилась также чёрно-белая кам. мозаика. В декор.-прикл. иск-ве эпохи империи выделялись произведения торевтики, «краснолаковая» керамика с рельефным фигурным декором, стекло (в т. ч. расписные и 2-слойные вазы с рельефными изображениями и орнаментами), произв. глиптики (где эффектно сочетались чередующиеся слои полудрагоценных камней), медальерное искусство, мебель из бронзы и дерева и др.

Для зодчества эпохи упадка империи (3—4 вв.) характерны необычно крупные, порой чрезмерные масштабы сооружений, пышные декор. эффекты, подчёркнутая роскошь отделки, беспокойная пластика архит. форм. Большой изобретательности достигли др.-рим. зодчие в оформлении сложного внутр. пространства таких выдающихся, исполненных величия и парадного великолепия пам. арх-ры, как термы Каракаллы (206—217) и базилика Максенция (ок. 315) в Риме. Ст-во развернулось гл. обр. в провинциях, где возводились форумы, театры, гигантские храмовые (в Баальбеке, Пальмире) и дворцовые (дворец Диоклетиана в Сплите) комплексы.

В позднерим. скульпт. портрете пластич. объёмы и внеш. черты трактуются всё более условно и схематично, а в конце 3—4 вв. застылость черт лица контрастирует с подчёркнутой духовностью, патетичностью взгляда широко открытых глаз. Элементы условности и стилизации в скульптуре порой свидетельствуют об усилении влияния иск-ва вост. провинций. Среди художественных изделий 3—4 вв. выделяются портретная миниатюра на золотой фольге, помещённая между 2 слоями стекла, мр. саркофаги с горельефными многофигурными сюжетными изображениями, в к-рых с 3 в. получила распространение христ. тематика. С христ. культом связаны и росписи катакомб, стиль к-рых эволюционировал ко всё большей плоскостности, условности и графичности. Зарождавшиеся в позднерим. иск-ве художеств. формы, исполненные напряж. духовной экспрессии, предвосхищали европ. культуру эпохи раннего средневековья.

Лит.: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, (2 изд.), т. 2, М., 1973; Кобылина М., Искусство Древнего Рима, М.—Л., 1939; Чубова А., Римская живопись. (Альбом, Л., 1966); Соколов Г., Искусство Древнего Рима, М., 1971; его же, Римский скульптурный портрет III в. и художественная культура того времени, М., 1983.

 

ССЫЛКА


 


Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019