Риман (Riemann) Ху­го

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


РИМАН, Гуго (1849—1919), нем. теоретик и историк музыки, глава крупной нем. музыковедческой школы конца 19 — нач. 20 вв. Известен его «Музыкальный словарь», 1882, 11 изд. 1929 (рус. пер. 1901—04 с дополнениями).

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


РИМАН Хуго (1849—1919), нем. теоретик и историк музыки, создатель одной из крупных теоретич. школ музыковедения (т. н. функциональной школы). Тр. по теории, истории музыки и эстетике; «Музыкальный словарь» (1882, 12 изд., 1959—75) и мн. др.

 

 

РИМАН // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/music/text/3509866


РИ́МАН (Riemann) Ху­го (18.7.1849, Грос­мель­ра, близ Зон­дерс­хау­зе­на – 10.7.1919, Лейп­циг), нем. му­зы­ко­вед. Изу­чал гу­ма­ни­тар­ные нау­ки в ун-тах Бер­ли­на и Тю­бин­ге­на (1868–70), ком­по­зи­цию в Лейп­циг­ской конс. у К. Рей­не­ке (1871–1873). С 1878 пре­по­да­вал в ун-тах Лейп­ци­га (проф. с 1901), Бром­бер­га, в кон­сер­ва­то­ри­ях Гам­бур­га и Вис­ба­де­на. С 1914 ди­рек­тор ос­но­ван­но­го им Гос. ин-та муз. нау­ки в Лейп­ци­ге.

Один из са­мых влия­тель­ных тео­ре­тиков му­зы­ки по­след­ней четв. 19–20 вв. В уче­нии о гар­мо­нии, опи­ра­ясь на идеи Ж. Ф. Ра­мо и «гар­мо­ни­че­ский дуа­лизм» А. фон Эт­тин­ге­на, раз­ра­бо­тал тео­рию функ­ций то­наль­ных. Для «при­род­но­го» обос­но­ва­ния ми­но­ра раз­ра­бо­тал аку­стич. тео­рию ун­тер­то­нов. Ис­сле­дуя про­бле­мы мет­ра и рит­ма, вы­дви­нул в ка­че­ст­ве ос­нов­но­го прин­цип ям­би­че­ско­го строе­ния эле­мен­тов муз. фор­мы (муз.-тео­ре­тич. взгля­ды Р. обоб­ще­ны в «Боль­шом уче­нии о ком­по­зи­ции», 1902–13). Ис­то­рию му­зы­ки рас­смат­ри­вал как ис­то­рию жан­ров, форм, муз. сти­лей («Ру­ко­во­дство по ис­то­рии му­зы­ки», 1904–13). По-но­во­му ос­ве­тил про­бле­му фор­ми­ро­ва­ния вен­ской клас­си­че­ской шко­лы, под­чёр­ки­вал зна­че­ние ман­гейм­ской шко­лы, под­го­то­вил ряд из­да­ний ста­рин­ной му­зы­ки. Со­з­дал ори­ги­наль­ную кон­цеп­цию ис­то­рии муз. нау­ки («Ис­то­рия му­зы­каль­ной тео­рии в IХ–XIX вв.», 1898, 2-е изд., 1921). Спец. ра­бо­ты Р. по­свя­ще­ны ис­то­рии но­та­ции, во­про­сам муз. эс­те­ти­ки, ис­пол­ни­тель­ско­го иск-ва. Мн. тру­ды Р. (в ча­ст­но­сти, «Ка­те­хи­зи­сы») ис­поль­зу­ют­ся как по­со­бия и спра­воч­ни­ки. Его «Му­зы­каль­ный сло­варь» (1882, рус. пер. с рас­ши­рен­ным рус. раз­де­лом – 1901; 12-е изд., т. 1–5, 1957–75) по су­ти яв­ля­ет­ся эн­цик­ло­пе­ди­ей муз. ис­кус­ст­ва.

Соч.: Musikalische Dynamik und Agogik. Hamb., 1884; Сис­те­ма­ти­че­ское уче­ние о мо­ду­ля­ции как ос­но­ва уче­ния о му­зы­каль­ных фор­мах. М.; Лейп­циг, 1898; System der mu­sikalischen Rhythmik und Metrik. Lpz., 1903; Das Problem des harmonischen Dualis­mus // Neue Zeitschrift für Musik. 1905. № 72; Hand­buch der Harmonielehre. 9. Aufl. Lpz., 1921; Wie hören wir Musik? Grundlinien der Musik-Ästhetik. 6. Aufl. B., 1923; Ка­те­хи­зис ис­то­рии му­зы­ки. 2-е изд. М., 2012. Ч. 1–2; Аку­сти­ка с точ­ки зре­ния му­зы­каль­ной нау­ки. 2-е изд. М., 2012.

Лит.: Му­зы­каль­но-тео­ре­ти­че­ские сис­те­мы. М., 2006; Rehding A. H. Riemann and the birth of modern musical thought. Camb., 2008.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019