Рисунок — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Рису́нок — изображение на плоскости, созданное средствами графики... Википедия

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

РИСУНОК, вид графики, изображение предметов и явлений, выполняемое от руки графич. средствами (линия, светотень и т. д.). Р. выполняется либо одним цветом, либо с более или менее ограниченным применением разных цветов (чаще всего на бумаге) карандашом, углем, пером, кистью и т. д. Гл. разновидности: станковый Р., эскиз, этюд, зарисовка с натуры, набросок. Р. используется для иллюстрации, карикатуры, плаката и т. д. Являясь издавна самостоятельной областью художеств. творчества, Р. входит как важный составной элемент и в др. виды изобразит. иск-ва (напр., живопись).

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. 1980

РИСУНОК, изображение, начертание на плоскости, осн. вид графики. Выполняется с помощью контурных линий, штрихов, светотеневых пятен в одном или неск. цветах, преим. на бумаге; наносится карандашом, пером, кистью, углём и т. д. Гл. виды худ. Р.: станковый Р., эскиз, этюд, зарисовка с натуры и т. п.

 

РИСУНОК // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/fine_art/text/3510685

РИСУ́НОК, изо­бра­же­ние, на­чер­та­ние на к.-л. по­верх­но­сти. Ис­пол­ня­ет­ся с по­мощью гра­фич. средств (кон­тур­ной ли­нии, штри­ха, пят­на) су­хим или жид­ким кра­ся­щим ве­ще­ст­вом ли­бо про­ца­ра­пы­ва­ет­ся твёр­дым ин­ст­ру­мен­том на бо­лее мяг­ком ос­но­ва­нии (сы­рой гли­не, навощён­ной до­щеч­ке, бе­ре­сте). Разл. со­че­та­ния средств ис­пол­не­ния по­зво­ля­ют соз­да­вать све­то­те­не­вые и то­наль­ные эф­фек­ты, осущест­в­лять пла­стич. мо­де­ли­ров­ку. Р. – пер­вич­ное изо­бра­зит. сред­ст­во, с ко­то­ро­го на­чи­на­ет­ся пер­во­быт­ное и дет­ское твор­че­ст­во, но в ре­зуль­та­те дли­тель­но­го раз­ви­тия стал од­ной из важ­ней­ших и ши­ро­ко раз­ви­тых об­лас­тей пластиче­ских ис­кусств и ле­жит в ос­но­ве всех ви­дов ху­дож. изо­бра­же­ний на плос­ко­сти. Р. не­ред­ко ис­поль­зу­ет­ся на на­чаль­ной ста­дии ра­бо­ты над про­из­ве­де­ни­ем изо­бра­зит. иск-ва. Как са­мо­сто­ят. об­ласть твор­че­ст­ва, он яв­ля­ет­ся гл. ви­дом гра­фи­ки и ос­но­вой всех др. её ви­дов (гра­вю­ра, кси­ло­гра­фия, офорт, рез­цо­вая гра­вю­ра, ли­то­гра­фия и пр.). Мно­го­числ. раз­но­вид­но­сти Р. раз­ли­ча­ют­ся по тех­ни­ке, ме­то­дам ри­со­ва­ния, на­зна­че­нию, те­мам и жан­рам. Р. мо­жет быть стан­ко­вым про­из­ве­де­ни­ем или слу­жить вспо­мо­га­тель­ным сред­ст­вом для соз­да­ния жи­во­пис­ных, гра­фич., скульп­тур­ных, архит., де­ко­ра­тив­ных про­из­ве­де­ний (на­бро­сок, си­но­пия, эс­киз, этюд, кар­тон), но и в этом слу­чае мо­жет иметь вы­даю­щую­ся ху­дож. ценность. Древ­ней­шие су­хие кра­ся­щие ве­ще­ст­ва, ис­поль­зуе­мые для Р., – уголь и ох­ра (жёл­тая гли­на с окис­ла­ми же­ле­за). Со вре­мён антич­но­сти из­вест­ны свин­цо­вые и се­реб­ря­ные шти­фы, ши­ро­ко ис­поль­зо­вав­шие­ся и позд­нее (до 16 в.). В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния вхо­дят в упот­реб­ле­ние слан­це­вый итал. ка­ран­даш («чёр­ный мел») и сан­ги­на («крас­ный мел»); с 16 в. для Р. при­ме­ня­ет­ся гра­фит, с кон. 18 в. – каран­да­ши в де­рев. оп­ра­ве. Жид­кие кра­ся­щие ве­ще­ст­ва (тушь, бистр, се­пия, чер­ни­ла) на­но­сят­ся пе­ром (тро­ст­ни­ко­вым, птичь­им, металли­че­ским) или ки­стью. В ка­че­ст­ве ос­но­вы для Р. в Древ­нем ми­ре слу­жил па­пи­рус, в сред­ние ве­ка – пер­га­мен, а так­же бу­ма­га (в Китае со 2 в., в Ев­ро­пе с 10 в.). Пер­га­мен и бу­ма­га не­ред­ко грун­то­ва­лись, ок­ра­ши­ва­лись в раз­ные цве­та. Ху­дож. ме­то­ды Р. разнообразны – от бег­лых на­бро­сков до чёт­ких ли­не­ар­ных Р. ки­стью и пе­ром, час­то с эле­мен­та­ми све­то­те­ни и то­на (штри­хов­ка, растушёв­ка, раз­мыв­ка), и чис­то то­но­вых Р. ки­стью, при­бли­жаю­щих­ся к жи­во­пи­си. Р. мо­гут быть мо­но­хром­ны­ми, под­цве­чен­ны­ми или много­цвет­ны­ми: ак­ва­рель, гу­ашь, пас­тель, тушь мо­гут слу­жить для соз­да­ния как Р., так и соб­ст­вен­но жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ний.

Р. на ска­лах, на кос­ти или кам­не (изо­бра­же­ния лю­дей, жи­вот­ных, сцен охо­ты) из­вест­ны со вре­мён пер­во­быт­но­го ис­кус­ст­ва. Чёт­кая графич­ность от­ли­ча­ет др.-егип. рель­е­фы и ли­ней­ные Р. на па­пи­ру­сах; пла­стич­но­стью, изя­ще­ст­вом кон­ту­ра от­ме­че­на др.-греч. ва­зо­пись, в ос­но­ве ко­то­рой ле­жит Р. С 4 в. до н. э. раз­ви­ва­ет­ся тон­кий, кал­ли­гра­фич. Р. Даль­не­го Вос­то­ка (см. Каллиграфия). От ср.-век. ев­роп. иск-ва дош­ли отд. образцы Р.; зна­чи­тель­на роль Р. в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си (мо­заи­ка, вит­раж, фре­ска), ико­но­пи­си, ми­ниа­тю­ре книжной. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния за­кла­ды­ва­ют­ся тео­ре­тич. и прак­тич. ос­но­вы ме­то­ди­ки Р.; ста­но­вит­ся сис­те­мой ри­со­ва­ние с на­ту­ры. Микеланд­же­ло на­зы­вал Р. «выс­шей точ­кой и жи­во­пи­си, и скульп­ту­ры, и ар­хи­тек­ту­ры». Р. вби­ра­ет в се­бя дос­ти­же­ния нау­ки (за­ко­ны свето­те­ни, пер­спек­ти­вы). Воз­ни­ка­ет стан­ко­вый Р. с его жан­ра­ми (порт­рет, пей­заж, фи­гур­ная ком­по­зи­ция и т. д.). С кон. 16 в. складывается ака­де­ми­че­ская сис­те­ма обу­че­ния Р. как пер­во­ос­но­ва ху­дож. об­ра­зо­ва­ния (ко­пи­ро­ва­ние Р. при­знан­ных мас­те­ров, рисование с гипсовых слеп­ков, за­тем с жи­вой на­ту­ры, так­же по па­мя­ти и во­об­ра­же­нию).

Лит.: Grassi L. Storia del disegno... Roma, 1947; Со­ловь­ев А. М., Смир­нов Г. Б., Алек­сее­ва Е. С. Учеб­ный ри­су­нок. М., 1

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986

Рисунок — какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графич. средств — контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в Р. достигаются пластич. моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Р., как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органич. использованием разных цветов.

рисунок

Рисунок. «Мастер Ахиллеса». Рисунок на аттическом лекифе из Эретрии. Ок. 450 до н. э. Национальный археологический музей. Афины. Фрагмент.

Сфера применения Р. чрезвычайно обширна (Р. научно-вспомогат., прикл., тех. характера); художеств. Р. составляет одну из важнейших и широко развитых областей изобразительных искусств и лежит в основе всех видов художеств. изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф). Р. в живописи составляет обычно начальную стадию выполнения произв. и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объёма предметов и расположения их в пространстве. Поэтому термином «Р.» обозначается также совокупность линейно-пластич. элементов живописи, определяющая структуру и пространств. соотношение форм. Р. в графике как самостоят. область художеств. тв-ва является гл. её видом. На основе Р. развиваются и др. виды графики — гравюра и литография. Имеющий исключит. значение как средство познания и изучения художником действительности, Р. (прежде всего рисование с натуры, учебное рисование) составляет основу художеств. образования.

рисунок

Рисунок. Микеланджело. Этюды к фигуре Левийской сивиллы (фреска Сикстинской капеллы в Ватикане). Сангина. 1511. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Существуют многочисл. разновидности Р., различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по назначению, по технике и характеру исполнения. Р. может быть станковым произв. графики или служить вспомогат. материалом для создания живописных, графич., реже скульпт. произведений. Подсобные Р. (см. Набросок, Эскиз, Этюд) часто имеют выдающуюся художеств. ценность. Особое место занимают Р., фиксирующие архит. замысел.

рисунок

Рисунок. А. Дюрер. «Смерть-всадник (Помни обо мне)». Уголь. 1505. Британский музей. Лондон.

В технологич. отношении различаются Р. сухими и жидкими красящими веществами. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. В 12—16 вв. получили широкое распространение металлич. (свинцовые, серебр.) штифты, известные ещё со времён античности. В эпоху Возрождения входят в употребление сланцевый, т. н. итал., карандаш («чёрный мел») и сангина («красный мел»). С 16 в. применяется графит, с кон. 18 в.— совр. типа карандаши в дерев. оправе. В качестве жидких красящих средств, наносимых пером (тростниковым, птичьим, металлическим) или кистью, употребляются тушь, бистр, сепия, чернила. Основой, на к-рую наносится Р., служат самые разнообразные материалы. В древнем мире широко употреблялся папирус, в ср. века — пергамент, иногда покрывавшийся спец. грунтом. С эпохи Возрождения осн. материалом для Р. служит бумага, изобретённая в Китае и известная в Европе с 10—12 вв. Бумага также нередко грунтуется и окрашивается в разные цвета (на цв. бумаге рисуют итал. карандашом, углём, выделяя светлые места мелом или белилами). Разнообразие применяемых в Р. материалов и способов их использования, возможность комбинирования тех и других способствуют необычайному богатству изобразит. приёмов и художеств. разновидностей Р. — от беглых, быстро исполненных набросков (т. н. кроки) до законченных, проработанных в деталях; от чётких линеарных Р. карандашом или пером (в к-рые элементы светотени и тона вводятся штриховкой, растушёвкой или размывкой) до чисто тоновых Р. кистью, приближающихся по характеру к живописи. Условность грани, разделяющей Р. и живопись, определяется и тем, что наряду с монохромными и подцвеченными Р. существуют многоцветные. Акварель, гуашь, пастель, тушь могут служить средством для создания как Р., так и собственно живописных произведений.

рисунок

Рисунок. Рембрант. «Стоящий натурщик». Бистр, белила, перо, кисть. Ок. 1646. Графическое собрание Альбертина. Вена.

История Р. как одного из древнейших видов тв-ва восходит к первобытному искусству. В эпоху палеолита он неотделим от наскальной и пещерной живописи, от примитивной гравировки (жизненно достоверные изображения животных и сцен охоты), а в эпоху неолита схематизируется, иногда переходя в орнамент. Синкретизм первонач. изобразит. и орнамент. форм сохраняется в ис-ве ранних рабовладельч. культур. Вместе с тем организующая роль Р. как основы изображения на плоскости яснее выступает в ис-ве Др. Египта и др.-вост. цивилизаций. Р. становится чистой графикой на др.-егип. папирусах периода Нового царства (16—11 вв. до н. э.). Особой пластичностью отличается Р. в др.-греч. вазописи классич. периода (напр., в росписи «белых» лекифов, 3-я четв. 5 в. до н. э.). Тонкость наблюдения реальной жизни присуща Р. тушью на шёлке и бумаге, создававшимся с 4 в. до н. э. в Китае, а впоследствии также в Японии и др. странах Д. Востока (пейзажи, изображения людей, животных, цветов).

рисунок

Рисунок. Ж. О. Д. Энгр. «Семья Гийон-Летьер». Карандаш. 1819. Бостонский музей изящных искусств. США.

В ср. века линейный Р. развивается как архит. чертёж и графич. образец для создания деталей архит. декора, в монумент. росписях служит начальным контуром изображения (наносимым к.-л. твёрдым инструментом или кистью на сырую штукатурку), является прорисью, лицевым подлинником (иконографическим образцом) при выполнении сложных композиций (напр., в иконописи) и в целом носит схематичный и орнамент. характер. Специфика Р. как вида графики полнее определяется в ср.-век. миниатюре. В эпоху Возрождения закладываются теоретич. и практич. основы всей последующей творч. и учебной методики европ. Р. (изучение законов перспективы, светотени, пластич. анатомии). Большое развитие получает рисование с натуры. Наряду с этюдами, эскизами, набросками, анатомич. и естественнонаучными штудиями возникает станковый Р. и намечаются его основные жанры (ист. и жанр. композиция, портрет, пейзаж). В Италии точный и пластически ясный, детально разработ. Р., характерный для мастеров 15 в. (Пизанелло, А. Поллайоло, А. Мантенья, В. Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Андреа дель Сарто). В противоположность строгой линейно-пластич. манере большинства итальянских рисовальщиков римско-флорентийского круга венец. художники 16 в. (Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) создают свободный живописный, несколько эскизный стиль. В нем. Р. 16 в. выделяются линейно-штриховая чёткость работ А. Дюрера и живописность штудий М. Нитхардта, но в целом преобладает линейное начало. Линия — лаконичная, иногда усиленная штриховкой, нередко становится почти каллиграфической (В. Хубер, А. Альтдорфер, Х. Бальдунг, У. Граф). Блестящее развитие в 15—16 вв. получает карандашный портрет, тонко фиксирующий физиономич. особенности модели (Я. ван Эйк в Нидерландах, Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. и Ф. Клуэ во Франции). Обострённую выразительность, своеобразную хрупкость приобретает Р. у представителей маньеризма (Понтормо, Пармиджанино, Л. Камбиазо в Италии и др.). Именно с 16 в. начинается собирание Р. выдающихся мастеров - как образцов для штудий молодых художников и как произв., имеющих самостоят. эстетич. значение. С кон. 16 в. вырабатывается (итальянцем Ан. Карраччи и др.) академический рисовально-учебный процесс, продержавшийся в АХ мн. стран вплоть до кон. 19 в.: на первом этапе ученик копировал «оригиналы» — Р. признанных мастеров, затем учился передавать объёмную форму, рисуя с гипсовых слепков антич. статуй, и лишь на третьем этапе допускался к рисованию с живой натуры. Этот метод, дававший твёрдые систематич. навыки Р., уводил в то же время от живого, непосредств. восприятия действительности. В противовес ясному, отчётливому, но отвлечённому академич. Р. в 17 в. создаются необычайно глубокие по замыслу, смелые и свободные по манере рис. Рембрандта, верные натуре рисунки пейзажистов Я. ван Гойена и Я. ван Рёйсдала, жанристов А. ван Остаде, Г. Терборха, Г. Метсю в Голландии, полные жизни, энергичные рис. П. П. Рубенса во Фландрии, произв. крупнейших франц. рисовальщиков — острые гротескные наброски Ж. Калло, проникнутые глубоким внутр. чувством, свободные и живописные рис. Н. Пуссена и К. Лоррена. В Италии 17 в. академич. Р. противостоят беспокойные, динамичные Р. мастеров барокко: Л. Бернини и Гверчино. В 18 в. выдвигается ряд блестящих мастеров виртуозного, богатого тонкими наблюдениями и живописными эффектами рисунка — натурного, жанрового, пейзажного и т. д. (А. Ватто, Ф. Буше, Г. де Сент-Обен, Ю. Робер, Ж. О. Фрагонар во Франции, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди в Италии, Т. Гейнсборо в Великобритании). Выступая против изысканности рисунка рококо, представители классицизма 18 в. во Франции во главе с Ж. Л. Давидом возрождают строгий, мужественный стиль рисунка, чёткость линий и отточенную пластичность моделировки. В XIX в. традиции классицистического рисунка с его культом контурной линии развивает французский художник Ж. О. Д. Энгр, но в целом это направление быстро вырождается в холодный, безжизненный академизм.

рисунок

Рисунок. А. А. Иванов. «Мальчик, играющий на свирели». Итальянский карандаш. Ок. 1831—34. Третьяковская галерея. Москва.

С 19 в. стилистика Р. ведущих мастеров всё более непосредственно соотносится с общим развитием изобразит. иск-ва,  распространением передовых художеств. идей. На рубеже 18—19 вв. испанец Ф. Гойя посвящает свои страстные, темпераментные, острые по исполнению Р. нар. жизни и освободит. борьбе. Принципы свободного, проникнутого дыханием жизни, выразит. Р. утверждают франц. романтики Т. Жерико и Э. Делакруа и особенно крупнейший франц. рисовальщик 19 в. О. Домье, острогротескные Р. к-рого отличаются точностью наблюдения, обобщённостью, заострённостью линейного силуэта. Франц. Р. 19 в. представлен также тонкими пейзажными зарисовками К. Коро и художников барбизонской школы, реалистическими и вместе с тем широко обобщ. набросками Ж. Ф. Милле, чутко передающими момент движения, живую пластику человеческого тела листами Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуара и др. предст. импрессионизма. Среди крупнейших европ. рисовальщиков 19 в.— К. Д. Фридрих, А. Менцель, В. Буш в Германии, У. Тёрнер, Э. Берн-Джонс, У. Моррис в Великобритании, И. Исраэлс и Я. Б. Йонгкинд в Голландии, И. Манес и М. Алеш в Чехии, А. О. Орловский, Я. Матейко, А. Гротгер в Польше. В конце 19 — начале 20 вв. вырабатывается специфический Р., отличающийся подчёркнутой графичностью и рассчитанный на воспроизведение в новой для той поры фотомеханич. технике на страницах книг, журналов, газет. Мастерами такого Р., выражающего основные черты стиля "модерн", явились Т. Т. Хейне и др. в Германии, О. Бёрдсли и др. в Великобритании, Ф. Роле в Бельгии.

рисунок

Рисунок. А. Матисс. «Женский портрет». Тушь, перо. 1944. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Свой вклад в Р. «модерна» внесли архитекторы, обратившиеся к книжной и журнальной графике и придавшие ей особый, конструктивный характер (П. Беренс в Германии, И. Ольбрих в Австрии). Наряду с этим типом в ис-ве постимпрессионизма развивается Р., графически адекватный содержанию и манере живописи того или иного мастера (П. Сезанн, А. де Тулуз-Лотрек и голландец В. ван Гог во Франции, Э. Мунк в Норвегии). С кон. 19 — нач. 20 вв. получает распространение политич. Р., направленный против социального угнетения и нередко проникнутый революц. пафосом (Т. Стейнлен во Франции, Г. Цилле, X. Балушек, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии). С нач. 20 в. Р. развивается под отчётливым воздействием сменяющих друг друга направлений. В Р. мн. художников 20 в.. предст. авангардистских направлений в ис-ве (экспрессионизма, кубизма, футуризма, абстрактного искусства, сюрреализма и др.), проф. мастерство рисовальщиков, острая выразительность форм нередко связаны с самодовлеющим экспериментом. Среди крупнейших мастеров Р. 20 в. выделяются своей остроиндивид. манерой Э. Л. Кирхнер, Э. Нольде, Ж. Грос и О. Дикс (Германия). А. Кубин и О. Кокошка (Австрия), А. Матисс, Р. Дюфи, Ж. Брак, X. Грис, Ф. Леже (Франция). Традиции реалистич. Р. продолжаются в произв. А. Фужерона, Б. Таслицкого во Франции, А. П. Хогарта в Великобритании, Л. Мендеса, Х. К. Ороско, Д. А. Сикейроса в Мексике, К. Портинари в Бразилии, Р. Гуттузо, Д. Пурификато, А. Сальваторе в Италии, В. Зитте и В. Клемке в ГДР, Т. Кулисевича в Польше, М. Швабинского в Чехословакии, Ш. Эка в Венгрии. Мастерами острого сатирич. Р. являются Р. Майнор, Ф. Эллис, У. Гроппер в США, Ж. Эффель во Франции, Х. Бидструп в Дании. Особое место в истории Р. 20 в. принадлежит П. Пикассо во Франции, создававшего свои Р. в разл. манерах (от тонко линеарной, антикизирующей до обобщённо лапидарной). Острое чувство пластического начала отличает Р. скульпторов кон. 19 — нач. 20 вв.— О. Родена, А. Майоля во Франции, Э. Барлаха, Г. Кольбе в Германии, Г. Мура в Великобритании, М. Марини в Италии, Г. Маркса в ФРГ, Ф. Кремера в ГДР.

рисунок

Рисунок. К. А. Сомов. «Профиль». 1896. Графитный карандаш. Русский музей. Ленинград.

В России натурный и композиц. Р. уже во 2-й пол. 18 — нач. 19 вв. благодаря усилиям педагогов петерб. АХ А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова занял важное место в художеств. культуре. Классич. совершенство формы и жизн. убедительность, глубокое изучение натуры присущи рис. О. А. Кипренского, М. И. Козловского, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева, Ф. П. Толстого, К. П. Брюллова. Синтетизм, сочетание строгого академич. начала с трепетной жизненностью, лаконич. линии с живописностью тона характерны для рис. А. А. Иванова. Большое место в развитии иск--ва Р. в России занимают работы жанристов, сатириков, иллюстраторов — в 18 в. И. А. Ерменёва, в 19 в. А. О. Орловского, А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, Т. Г. Шевченко, А. А. Агина, П. М. Шмелькова, П. П. Соколова. Подъёму иск-ва Р. в 19 в. во многом способствовала борьба за реалистич. методику его преподавания, за приближение Р. к действительности, к-рую вели Венецианов, И. Н. Крамской и особенно П. П. Чистяков (учениками последнего были И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. А. Врубель, Д. Н. Кардовский). Р. играл существ. роль в тв-ве передвижников (жанр. рис. К. А. Савицкого, В. Е. Маковского, Н. А. Касаткина, портреты Крамского, Н. А. Ярошенко, пейзажи А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева). Точностью наблюдений, блестящим мастерством отличаются рис. Репина, лаконичные, виртуозные рис. Серова, натурные штудии и илл. Врубеля с их живописной выразительностью и своеобразной штриховой моделировкой. Изощрёнными рисовальщиками являлись мастера «Мира искусства», проявившие себя прежде всего в книжной графике, а также в портрете, пейзаже, ист. композиции (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, И. Я. Билибин, А. Я. Головин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, Г. И. Нарбут и др.). История и жизнь народов СССР определили новое содержание советского Р. Опираясь на реалистич. традиции иск-ва, руководствуясь методом социалистического реализма, сов. художники развивают своеобразные виды станкового Р.: композиц. Р. (часто составляющий серии и циклы) на темы социалистич. строительства, героич. истории сов. народа, борьбы народов за мир (Д. А. Шмаринов, Е. А. Кибрик, А. А. Дейнека, Б. И. Пророков, А. М. Лаптев, Н. А. Пономарёв и др.), портретный Р. гос. и парт. деятелей СССР, рабочих, колхозников, предст. интеллигенции, комсомольцев, воинов Сов. Армии (Н. И. Альтман, Н. А. Андреев, И. И. Бродский, Г. С. Верейский, Н. П. Ульянов, Кардовский, В. А. Фаворский и др.), пейзаж (В. В. Мешков, Дейнека и др.), а также жанр художеств.-документ. зарисовки, иллюстрации произв. сов. и классич. лит-ры (Лансере, Кустодиев, Кукрыниксы, Шмаринов, А. Ф. Пахомов, В. М. Конашевич, Д. И. Митрохин, П. В. Митурич, Н. А. Тырса, Е. И. Чарушин, Н. Н. Купреянов, С. В. Герасимов, М. С. Родионов, Н. Н. Жуков, В. В. Лебедев, Д. А. Дубинский, О. Г. Верейский, В. Н. Горяев). В Вел. Отеч. войну 1941—45 был создан особый тип фронтового Р., глубоко патриотично запечатлевший подвиг сов. людей и трагич. сцены пережитых ими бедствий. Широко распространён жанр путевых зарисовок, документально точно повествующий о повседневной жизни и быте Сов. страны и народов зарубежных стран. Иск-во Р. успешно развивается во всех республиках СССР (В. И. Касиян, М. Г. Дервгус на Украине, С. Г. Романов в Белоруссии, А. Азимзаде в Азербайджане, И. М. Тоидзе в Грузии, М. М. Абегян в Армении, И. Икрамов в Узбекистане, Л. А. Ильина в Киргизии и др.). Важное агитац.-политич. значение приобрели с первых лет Окт. революции 1917 плакат, карикатура, газетно-журнальная графика (В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, М. М. Черемных, Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, А. М. Каневский, Л. В. Сойфертис и др.).

рисунок

Рисунок. И. Е. Репин. «Л. Н. Толстой, пишущий за круглым столом в Ясной Поляне». Графитный карандаш. 1891. Русский музей. Ленинград.

 

рисунок

Рисунок. Г. С. Верейский. «В саду Русского музея. Ленинград». Тушь, кисть, камышовое перо. 1925. Третьяковская галерея. Москва.

Лит.: Сидоров А. А., Рисунок старых русских мастеров, М.—Л., 1956; его же, Рисунок русских мастеров (вторая половина XIX века), М., 1960; Соловьев А. М., Смирнов Г. Б., Алексеева Е. С., Учебный рисунок, М., 1953; Гращенков В. Н., Рисунок мастеров итальянского Возрождения, (М., 1963); Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, [М., 1970]; Флекель М. И., Великие мастера рисунка…, М., 1974; Grassi L., Storia del disegno, Roma, 1947; Das grosse Buch der Graphik, Hrsg. von H. Boekhoff, F. Winzer, Braunschweig, (1968); Kenin R., The art of drawing from the dawn of history to the era of the impressionists, N. Y.—L., 1974; Koschatzky W., Die Kunst der Zeichnung, Salzburg, 1977; Beguin A., Dictionnaire technique et critique du dessin, Brux., 1978; Chaet В., The art of drawings, 2 ed., N. Y., 1978; Mendelowitz D., Drawing, Stanford, 1980.

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018