Руны, эпические песни — Энциклопедия

Анатолий Фукс - личный сайт


Главная 

В. Даль. Толковый словарь

РУНЫ ж. мн. руна ед. рунные или рунические знаки, древнiя скандинавскiя письмена, высѣченныя на камняхъ.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

РУНЫ, 1) древние письмена, применявшиеся различными германскими племенами (готскими, скандинавскими, англо-саксонскими и др.); известны с 3—4 вв.; имеют большое значевие для истории скандинавских языков и литературы. 2) Народные карельские и финские эпические песни с коротким восьмисложным стихом без рифмы, распеваемые под аккомпанемент кантеле. Из рун составлен замечательный карело-финский эпос «Калевала».

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

РУНЫ, старинные народные карельские, финские и эстонские эпические песни, исполняемые без сопровождения, а также под аккомпанемент кантеле. Стихи силлабического строения, отличающиеся богатством аллитераций, метафор, гипербол. Из рун составлен карело-финский эпос «Калевала» и эстонский «Калевипоэг».

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

РУ´НЫ, рун, рунам, ед. руна, -ы, ж. 1. Древние письмена скандинавов, сохранившиеся в надписях на камнях и древних предметах. 2. Древние народные песни у карелов, финнов. || прил. рунический, -ая, -ое (к 1 знач.). Руническое письмо.

 

РУНИЧЕСКИЕ ПЕСНИ // Большая российская энциклопедия. Том 29. Москва, 2015, стр. 37

РУНИ́ЧЕСКИЕ ПЕ́СНИ, рун­ные пес­ни (фин., ка­рел. runolaulut; эст. regilau­lud – ал­ли­те­ра­ци­он­ные пес­ни), ста­рин­ные пес­ни ря­да на­ро­дов, го­во­ря­щих на при­бал­тий­ско-фин­ских язы­ках. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли у ка­рел и эс­тон­цев, жи­вая тра­ди­ция ло­каль­но со­хра­ня­лась до 2-й пол. 20 в. Сю­же­ты свя­за­ны с ар­ха­ич. кос­мо­го­нич. ми­фа­ми, ста­рин­ным кре­сть­ян­ским бы­том и об­ря­да­ми. Р. п. боль­шей ча­стью од­но­го­лос­ны, ис­пол­ня­ют­ся од­ним или по­оче­рёд­но дву­мя пев­ца­ми; за­пе­ва­лой и хо­ром (мно­го­го­лос­ная тра­ди­ция – у се­ту). Для не­риф­мо­ван­ных сти­хов ти­пич­ны со­че­та­ние кван­ти­та­тив­ной и ква­ли­та­тив­ной мет­ри­ки (в ос­но­ве – 8-слож­ная хо­ре­ич. стро­ка), ал­ли­те­ра­ции, ас­со­нан­сы, па­рал­ле­лиз­мы (при­ме­ни­тель­но к ка­рель­ским эпич. Р. п. го­во­рят о «ка­ле­валь­ской мет­ри­ке»). Сти­хи рас­пе­ва­ют­ся на ог­ра­нич. ко­ли­че­ст­во ко­рот­ких фор­муль­ных на­певов с уз­ким ам­би­ту­сом (опор­ные зву­ки на­хо­дят­ся в от­но­ше­ни­ях боль­шой се­кун­ды, квар­ты, квин­ты). Ха­рак­тер­но сил­ла­бич. строе­ние на­пе­вов (слог – тон), встре­ча­ют­ся и ме­ло­ди­че­ски бо­лее раз­ви­тые ва­ри­ан­ты Р. п. (напр., эст. «ка­чель­ные» пес­ни).

Сти­хи Р. п., об­ра­бо­тан­ные Э. Лён­нро­том, лег­ли в ос­но­ву ка­ре­ло-фин. эпо­са «Ка­ле­ва­ла». Об­ра­бот­ки Р. п. – в хо­ро­вых цик­лах В. Тор­ми­са и др.

Лит.: Tampere H. Eesti rahvalaule viisidega. Tallinn, 1956–1965. T. 1–5; Ка­рель­ские на­род­ные пес­ни / Сост. Л. М. Керш­нер. М., 1962; Пес­ни Ка­рель­ско­го края. Пет­ро­за­водск, 1977; Там­пе­ре Х. Эс­тон­ская на­род­ная пес­ня. Л., 1983.

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Руны (эпические песни)

Ру́ны (фин. runo — руна) — эпические песни карелов, финнов, эстонцев и других прибалтийско-финских народов. Происходят от древних мифов о сотворении мира.

Из народных песен собиратель фольклора Элиас Лёнрот составил эпическое произведение «Калевала», также из рун составлен эстонский народный эпос «Калевипоэг».

Происхождение

Древним германским (готским) словом руна (фин. runo) финны называют в настоящее время песню вообще; но в древности, в период язычества, особенным значением пользовались магические руны или руны-заговоры (фин. loitsu runo), как продукт шаманских верований, господствовавших некогда среди финнов, как и у их родичей — саамов, мансе, коми-зырян и других угро-финских народов. Под влиянием столкновения с более развитыми народами — германцами и славянами — финны, особенно в период скандинавских викингов (VIII—XI вв.), пошли в своем духовном развитии дальше других народов-шаманистов [ш], обогатили свои религиозные представления образами стихийных и нравственных божеств, создали типы идеальных героев и вместе с тем достигли определенной формы и значительного искусства в своих поэтических произведениях, которые, однако, не переставали быть всенародными.

Особенности и тематика

Отличительная внешняя форма руны — короткий восьмисложный стих, не рифмованный, но богатый аллитерацией. Особенность склада — почти постоянное сопоставление синонимов в двух рядом стоящих стихах, так что каждый следующий стих является парафразой предыдущего. Последнее свойство объясняется способом народного пения в Финляндии: певец, условившись с товарищем о сюжете песни, садится против него, берет его за pyки, и они начинают петь, покачиваясь взад и вперед. При последнем такте каждой строфы наступает очередь помощника, и он всю строфу перепевает один, а между тем запевала на досуге обдумывает следующую. Хорошие певцы знают множество рун, иногда хранят в памяти несколько тысяч стихов, но поют либо отдельные руны, либо своды из нескольких рун, связывая их по своему усмотрению, не имея никакого представления о существовании цельной эпопеи, которую находят в рунах некоторые ученые. Руны повествуют о сотворении мира, богах, героях, воспевают природу родного края. Это могут быть плачи об умерших родственниках, разлуке с любимыми.

Рунотворчество при советской власти

В советское время в целях пропаганды издавались различные сборники народной поэзии, посвящённые вождям коммунистической партии, советскому строю, Великой Отечественной войне и т. п. Не обошла эта тенденция и районы СССР, где народная поэзия имела форму рун.

Рунопевцы

Рунопевцы Иван Шемейкка, Иван Онойла и Константин Куокка

Исполнителями рун, как правило, были простые крестьяне из карелов, ижор, финнов. Они пели руны в один голос, иногда — попеременно двумя голосами, часто сопровождая исполнение игрой на кантеле.

Со времени опубликования «Калевалы» (1835—1849 года) интерес к финно-угорскому фольклору возрос, различные исследователи открывали всё новых рунопевцев, которые пели для них древние руны.

Литература

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


ШАМАНСТВО (шаманизм), форма религии, полуяившая наиболее полное развитие в период разложения первобытно-общинного строя и перехода к классовому обществу; связано с верой в существование духов (анимизм). Ритуал Ш. (камлание) заключается в том, что шаман (особое лицо, обычно профессиональное), посредством пения, пляски и игры на бубне доводит себя до состояния экстаза, во время к-рого предполагается его общение с духами. Ш. известно многим народам мира.

 


Условия использования материалов

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2019