Сенат, сенатор — Энциклопедия

Анатолий Фукс - личный сайт


Главная 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

СЕНАТ, 1) в Древнем Риме дореспубликанского периода — собрание родовых старейшин. В период республики — гос. орган верховной власти, орудие господствовавшей рабовладельческой знати. Компетенции С. подлежали: последующее утверждение законов, принятых народными собраниями, позднее заменённое предварит. утверждением законопроектов; гос. финансы; управление провинциями; вопросы внешней политики и пр. В период империи С. оставался оплотом аристократии, но потерял прежнее политич. значение. 2) В Российской империи С. — высшее правительств. учреждение, на к-рое был возложен надзор в делах суда, финансов и администрации. Был учреждён Петром I в 1711 взамен Боярской думы. В 1-й пол. 19 в. «правительствующий» С. стал высшим судебным органом. Члены С., или сенаторы, назначались или утверждались царём. С. просуществовал до Великой Октябрьской социалистической революции. 3) В ряде капиталистич. стран (США и др.) С. — верхняя палата парламента.

 

эмблема сэсСоветский Энциклопедический Словарь. 1980

СЕНАТ (лат. senatus), 1) в Др. Риме респ. периода верх. орган власти. 2) В России в 1711—1917 — Правительствующий С., высший гос. орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и гос. управления. С 1-й пол. 19 в. высший суд. орган, осуществлял надзор за деятельностью гос. учреждений и чиновников. По Суд. уставам 1864 — высшая кассац. инстанция. 3) Назв. верхней палаты парламента в ряде совр. заруб. гос-в (в США, Италия и др.).

СЕНАТОР, (лат. senator), член сената.

СЕНАТОРСКИЕ РЕВИЗИИ, в России 18 — нач. 20 вв. проверка деятельности местного гос. аппарата специально назначаемые  сенаторами. Введены в 1722. Проводились эпизодически. Результаты С. р. рассматривались в Сенате, докладывались императору, обсуждались в СМ.

СЕНАТОРСКИЙ РЕГИСТРАТОР, в России гражд. чин 13-го класса.Лица, его имевшие, занимали должности мелких служащих.

ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ СЕНАТ, офиц. назв. Сената в Росс. империи.

 

Тарасова О. А., Раскин Д. И. СЕНАТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/domestic_history/text/3548132

СЕНА́Т, 1) в ря­де стран – на­зва­ние верх­ней па­ла­ты пар­ла­мен­та (Бразилия, Италия, Франция и др.). С. участвует в законодательстве и обычно обладает правом вето в отношении законов, принятых нижней палатой. С. ратифицирует или участвует в ратификации ме­ж­ду­нар. до­го­во­ров, на­зна­ча­ет не­ко­то­рых выс­ших долж­но­ст­ных лиц ре­ша­ет во­прос об им­пич­мен­те пре­зи­ден­та и др. С. фор­ми­рует­ся разл. спо­со­ба­ми: пря­мы­ми вы­бора­ми (США), кос­вен­ны­ми вы­бо­ра­ми (Фран­ция), в не­ко­то­рых стра­нах се­на­то­ры на­зна­ча­ют­ся (Ка­на­да). 2) В ря­де го­су­дарств – на­зва­ние выс­ше­го ор­га­на гор. управ­ле­ния (напр., Се­нат Бер­ли­на). 3) В не­ко­то­рых стра­нах – на­зва­ние от­де­ле­ний (кол­ле­гий) в со­ста­ве выс­ших су­дов (Ав­ст­рия, ФРГ).

Прообразом учреждений такого рода и источником самого понятия стал сенат римский.

Фото А. И. Нагаева Здание Сената в Московском Кремле. 1776–87. Архитектор М. Ф. Казаков. Фото 2011.

4) В Рос­сии Пра­ви­тель­ст­вую­щий (Вы­со­кий в 1726–30) Се­нат, в 1711–1917 в за­ви­си­мо­сти от внут­ри­по­ли­тич. об­стоя­тельств – выс­ший ор­ган гос. вла­сти, под­чи­нён­ный мо­нар­ху, центр. гос. уч­ре­ж­де­ние или фактически со­во­куп­ность центр. уч­ре­ж­де­ний. Функ­ции С. ме­ня­лись. Об­ра­зо­ван вза­мен Бо­яр­ской ду­мы ука­за­ми Пет­ра I от 22.2(5.3) и 2(13).3.1711 как врем. кол­ле­ги­аль­ный ор­ган, за­ме­щав­ший ца­ря на слу­чай его от­сут­ст­вия в сто­ли­це. На прак­ти­ке дей­ст­во­вал посто­ян­но. Адм. дея­тель­ность С. бы­ла чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ной: к его обя­зан­но­стям от­но­си­лись вос­пол­не­ние про­изо­шед­шей убы­ли в вой­сках, за­ве­до­ва­ние при­хо­дом и рас­хо­дом ка­зён­ных средств и многое другое. С. яв­лял­ся также су­дом пер­вой ин­стан­ции по наи­бо­лее важ­ным де­лам, с 1713–14 – и выс­шей су­деб­ной ин­стан­ци­ей по обык­но­вен­ным де­лам (пер­во­на­чаль­но ре­ше­ния С. не бы­ли окон­ча­тель­ны­ми, до­пус­ка­лись жа­ло­бы го­су­да­рю). Де­ло­про­из­вод­ст­во ве­лось в кан­це­ля­рии С. (де­ли­лась на сто­лы), воз­глав­ляв­шей­ся обер-сек­ре­та­рём (до 1722). С уч­ре­ж­де­ни­ем кол­ле­гий в 1717–18 С., которому «правление государства поверено», за­нял гла­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние в кол­леж­ской сис­те­ме (та­кой ста­тус за­кре­п­лён Ге­не­раль­ным рег­ла­мен­том 1720). Одновременно С. стал выс­шей над­зор­ной за законностью ин­стан­ци­ей. Его при­го­во­ры при­об­ре­ли ха­рак­тер без­апел­ля­ци­он­ных: жа­ло­бы на ре­ше­ния С. бы­ло за­пре­ще­но при­но­сить под уг­ро­зой смерт­ной каз­ни [указ Пет­ра I от 22.12.1718(2.1.1719)]. Зна­че­ние С. в ка­че­ст­ве выс­ше­го апел­ля­ци­он­но­го су­да за­кре­п­ле­но уч­ре­ж­де­ни­ем в 1720 долж­но­сти ре­кет­мей­сте­ра, или ге­не­рал-ре­кет­мей­сте­ра (пер­во­на­чаль­но про­сто «пер­со­на знат­ная»; при С. долж­ность су­ще­ст­во­ва­ла до 1727 и в 1730–1810). Ге­не­рал-ре­кет­мей­стер при­ни­мал жа­ло­бы на во­ло­ки­ту и «не­пра­во­су­дие» кол­ле­гий и кан­це­ля­рий (по­да­вать че­ло­бит­ные лич­но мо­нар­ху бы­ло за­пре­ще­но), ре­шал де­ло сам или по­сле рас­по­ря­же­ния им­пе­ра­то­ра пе­ре­да­вал его на рас­смот­ре­ние в С., с 17(28).4.1722, да­же при от­сут­ст­вии че­ло­бит­ной, в слу­чае об­на­ру­же­ния зло­упот­реб­ле­ния мог воз­бу­ж­дать де­ло и док­ла­ды­вать о нём им­пе­ра­то­ру. С 1722 при С. дей­ст­во­ва­ла Ге­роль­дия.

Кон­троль за про­из-вом дел в С. пер­во­на­чаль­но осу­ще­ст­в­ля­ли ге­не­раль­ный ре­ви­зор (1715–20), обер-сек­ре­тарь се­нат­ской кан­це­ля­рии (1720), штаб-офи­це­ры гвар­дии (1721). С 1722 глас­ный над­зор за за­кон­но­стью дея­тель­но­сти С. и всех При­сут­ст­вен­ных мест им­пе­рии осу­ще­ст­в­лял ге­не­рал-про­ку­рор при С. (в 1763–74 при 1-м деп-те С.) (тай­ный адм.-фи­нан­со­вый над­зор в 1711–30 про­во­дил­ся фис­ка­ла­ми во гла­ве с обер-фис­ка­лом, позд­нее – ге­не­рал-фис­ка­лом). Ге­не­рал-про­ку­рор (его долж­ность су­ще­ст­во­ва­ла до 1726 и в 1730–1802, в 1735–40 ос­та­ва­лась ва­кант­ной) имел пра­во док­ла­да мо­нар­ху по де­лам С. и объ­яв­лял С. Вы­со­чай­шую во­лю, воз­глав­лял кан­це­ля­рию С., ему под­чи­ня­лись обер-про­ку­ро­ры (до 1763 один, в 1763–74 – пять во 2–6-м де­пар­та­мен­тах, за­тем – в ка­ж­дом деп-те С.). В его ве­де­нии на­хо­ди­лись про­ку­ро­ры при кол­ле­ги­ях (1722–26 и в 1730–1802) и над­вор­ных су­дах (1722–26 и в 1730 – кон. 1790-х гг.), а так­же гу­берн­ские про­ку­ро­ры (1733–1802).

Здания Сената и Синода на Сенатской площади в С.-Петербурге. 1829–34. Архитектор К. И. Росси. Фото 2015. Фото А. И. Нагаева

При пре­ем­ни­ках Пет­ра I ста­тус С. и сфе­ра его дея­тель­но­сти ме­ня­лись. В 1726–30 С. был от­вет­ст­вен фактически пе­ред Вер­хов­ным тай­ным со­ве­том. Ма­ни­фе­стом от 4(15).3.1730 имп. Ан­на Ива­нов­на пред­при­ня­ла по­пыт­ку вос­ста­но­вить С. как выс­ший ор­ган гос. вла­сти. Ему бы­ли воз­вра­ще­ны преж­ние пра­ва на тех же ос­нова­ни­ях, на ко­то­рых он дей­ст­во­вал при Пет­ре I. С. был раз­де­лён на 5 де­пар­та­мен­тов [ука­зом от 1(12).6.1730]. Од­на­ко пре­об­ра­зо­ва­ния ока­за­лись крат­ко­вре­мен­ны­ми: ука­зом от 11(22).11.1731 ус­та­нов­ле­на от­чёт­ность С. пе­ред Ка­би­не­том ми­ни­ст­ров (см. Ка­би­нет ми­ни­ст­ров 1731–41). Имп. Ели­за­ве­та Пет­ров­на вос­ста­но­ви­ла С. в «преж­ней си­ле» как выс­ший ор­ган гос. вла­сти. К разнообразным адм. обя­зан­но­стям С. до­ба­ви­лось ру­ко­во­дство пер­вым об­ще­го­су­дар­ст­вен­ным (т. н. Ели­за­ве­тин­ским) ме­же­ва­ни­ем зе­мель в Рос­сии, для это­го при С. в 1754 уч­ре­ж­де­на Гл. ме­же­вая кан­це­ля­рия [см. Ме­же­вая кан­це­ля­рия (в 1-м зна­че­нии)]. С. на­хо­дил­ся в Мо­ск­ве (1711–1712, 1728–33) или в С.-Пе­тер­бур­ге (1712–1728, 1733–63), имел кон­то­ры в Мо­ск­ве (1722–28, 1733–63) или в С.-Пе­тер­бур­ге (1728–33).

Имп. Екатерина II вновь несколько ограничила влияние С. Она оставила за собой право предписывать С. вторичное рассмотрение законченного дела в случае, если найдёт это нужным [указ от 19(30).7.1762]; по­требовала указом от 2(13).6.1763 предоставления ежедневных рапортов из С. о решённых в нём делах. Манифестом от 15(26).12.1763 разделила С. на департаменты: 1–4-й в С.-Петербурге, 5–6-й в Москве, которые фактически приобрели характер совокупности центр. учреждений. Каждый деп-т по общему правилу действовал независимо от др. департаментов, решал дела собств. властью (гл. отличие от прежних департаментов), определённой тематич. направленности и/или территориальной принадлежности. Су­ще­ст­вен­ное зна­че­ние име­ли 1-й (адм. де­ла, де­ла по ге­роль­дии и мн. др.) и 2-й (су­деб­ные, апел­ля­ци­он­ные и ме­же­вые де­ла) де­пар­та­мен­ты. Ре­ше­ния при­ни­ма­лись еди­но­глас­но, в спор­ных слу­ча­ях де­ло пе­ре­но­си­лось в об­щее со­б­ра­ние С. (с 1763 со­б­ра­ния пе­терб. и моск. де­пар­та­мен­тов, в 19 в. – об­щие со­б­ра­ния де­пар­та­мен­тов пре­им. од­ной те­ма­тич. на­прав­лен­но­сти), а ес­ли не мог­ло быть ре­ше­но и здесь, то на Вы­со­чай­шее ус­мот­ре­ние. В 1774 роль ген.-про­ку­ро­ра воз­рос­ла, по ре­ше­нию имп. Ека­те­ри­ны II он дол­жен был над­зи­рать за про­из-вом дел в 1-м деп-те, об­щем со­б­ра­нии, на­блю­дать за дея­тель­но­стью обер-про­ку­ро­ров в др. де­пар­та­мен­тах, яв­лял­ся гл. на­чаль­ни­ком как се­нат­ской кан­це­ля­рии, так и кан­це­ля­рий всех де­пар­та­мен­тов. Об­щее при­сут­ст­вие все­го С. со­би­ра­лось в осо­бо тор­жеств. слу­ча­ях, напр. при при­не­се­нии при­ся­ги но­во­му им­пе­ра­то­ру.

В хо­де ми­ни­стер­ской ре­фор­мы 1802 С. по­те­рял зна­че­ние выс­ше­го ор­га­на гос. вла­сти, фак­ти­че­ски стал центр. су­деб­ным уч­ре­ж­де­ни­ем и ор­га­ном над­зо­ра за за­кон­но­стью, под­чи­нён­ным ми­ни­ст­ру юс­ти­ции. Вме­сте с тем ука­зом имп. Алек­сан­д­ра I от 8(20).9.1802 С. объ­яв­лен «вер­хов­ным ме­стом им­пе­рии», ко­то­ро­му под­чи­не­ны все «при­сут­ст­вен­ные мес­та» (на прак­ти­ке эта нор­ма не при­ме­ня­лась: в 1803 ми­ни­ст­ры по­лу­чи­ли пра­во лич­ных док­ла­дов им­пе­ра­то­ру). С. рас­смат­ри­вал су­деб­ные де­ла в апел­ля­ци­он­ных де­пар­та­мен­тах (с рас­пре­де­ле­ни­ем гражд. и уго­лов­ных дел по тер­ри­то­ри­аль­ной при­над­леж­но­сти). Зна­че­ние С. как выс­шей апел­ля­ци­он­ной ин­стан­ции бы­ло ог­ра­ни­че­но: ми­нистр юс­ти­ции по­лу­чил пра­во ос­та­нав­ли­вать ре­шён­ные де­пар­та­мен­та­ми С. де­ла и тре­бо­вать рас­смот­ре­ния их в об­щих со­б­ра­ни­ях С., а при его не­со­гла­сии с ре­ше­ни­ем об­щих со­б­ра­ний – пред­став­лять де­ло на рас­смот­ре­ние Деп-та гражд. и ду­хов­ных дел Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та, об­ра­зо­ван­но­го в 1810. В 19 в., на­ря­ду с преж­ни­ми де­пар­та­мен­та­ми, дей­ст­во­ва­ли так­же де­пар­та­мен­ты – 7-й (1805–72) и 8-й (1805–70) в Мо­ск­ве, 9–10-й (1842–75) в Вар­ша­ве. Формой чрезвычайного надзора С. за деятельностью местных учреждений были се­на­тор­ские ре­ви­зии.

С 1860–70-х гг. зна­че­ние С. как ор­га­на адм. юс­ти­ции воз­рос­ло. В хо­де су­деб­ной ре­фор­мы 1864 он преобразован в высшую кассационную судебную инстанцию: в 1866 в С. образованы Гражданский и Уголовный кассационные департаменты, широко пользовавшиеся правом толковать законодательство, основываясь на общем смысле законов»; значит. место в деятельности С. заняло толкование законов о по­земельном устройстве, органах крестьянского управления и самоуправления (в 1884 эти дела сосредоточены во вновь созданном 2-м деп-те). Апелляционные департаменты упразднялись по мере введения новых судебных учреждений на всём пространстве империи (завершено в 1897). В 1872–1917 Особое присутствие Правительствующего Сената рассматривало отд. политич. дела в качестве суда первой инстанции. В 1898 для рассмотрения жалоб и протестов на решения и приговоры дореформенных судебных учреждений, Римско-католич. духовной коллегии и Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской ду­хов­ной кон­си­сто­рии и пр. был образован Судебный деп-т Сената.

Сенаторы назначались монархом, имели чины не ниже первых трёх классов Табели о рангах; их численность нерегламентировалась (в 18 в. от 9 до 30 чел., в 19 в. – св. 100 чел.). В 19 в. часть сенаторов «присутствовала» в С. (105 чел. в 1874), для остальных звание сенатора было почётным и не связывалось с к.-л. обязанностями («не­при­сут­ст­вую­щие се­на­то­ры», 55 чел. в 1874). С. обнародовал законодат. акты. Первоначально С. рассылал законодат. акты и распоряжения центр. и местным органам власти в виде отд. оттисков, позднее публиковал их в газетах «Санкт-Петербургские сенатские ведомости» (1809–1917; с 1893 «Сенатские ведомости») и «Собрание узаконений и распоряжений правительства» (с 1863). Издавал также «Ре­ше­ния...» Гра­ж­дан­ско­го и Уго­лов­но­го кас­са­ци­он­ных де­пар­та­мен­тов (с 1867). При С. сфор­ми­ро­вал­ся ар­хив – бо­га­тей­шее со­б­ра­ние до­ку­мен­тов [частично опубл. в из­да­ни­ях: «Док­ла­ды и при­го­во­ры, со­сто­яв­шие­ся в Пра­ви­тель­ст­вую­щем Се­на­те в цар­ст­во­ва­ние Пет­ра Ве­ли­ко­го» (т. 1–6, 1880–1901), «Се­нат­ский ар­хив» (т. 1–15, 1888–1913) и др.]. Для С. бы­ли по­строе­ны спец. здания в Москве (1776–87, арх. М. Ф. Ка­за­ков) и в С.-Пе­тер­бур­ге (1829–34, арх. К. И. Рос­си).

После Февр. революции 1917 все права императора по отношению к С. были присвоены Врем. правительству. С. упразднён после Окт. революции 1917 Декретом СНК о су­де № 1 от 22.11(5.12).1917.

Литература

Лит.: Гра­дов­ский А. Д. Выс­шая ад­ми­ни­ст­ра­ция Рос­сии XVIII сто­ле­тия и ге­не­рал-про­ку­ро­ры. СПб., 1866; Корф С. А. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ная юс­ти­ция в Рос­сии. СПб., 1910. Кн. 1–3; Ис­то­рия Пра­ви­тель­ст­вую­ще­го Се­на­та за две­сти лет. 1711–1911 гг. СПб., 1911. Т. 1–5; Выс­шие и цен­траль­ные го­су­дар­ст­вен­ные уч­ре­ж­де­ния Рос­сии. 1801–1917 / Отв. сост. Д. И. Рас­кин. СПб., 1998. Т. 1; Мур­за­нов Н. А. Сло­варь рус­ских се­на­то­ров. 1711–1917 гг.: Ма­те­риа­лы для био­гра­фий / Изд. под­гот. Д. Н. Ши­лов. СПб., 2011.

 

Правительствующiй Cенатъ. С.-Петербургъ. Типо-литографiя С.-Петербургской Одиночной Тюрьмы. Арсенальная наб. д. 5. 1912. Стр. 2—3

Краткiй историческiй очеркъ.

Правительствующій Сенатъ учрежденъ 22-го февраля 1711 года Императоромъ Петромъ Великимъ. Поводомъ къ созданію этого учрежденія послужили частыя отлучки Петра, мѣшавшія ему заниматься текущими дѣлами управленія. Уже съ 1706 г. Петръ „вручалъ дѣла" нѣсколькимъ избраннымъ лицамъ, отъ которыхъ требовалъ, чтобы они, не обращаясь къ нему ни за какими разъясненіями, вершали дѣла „какъ имъ дать отвѣтъ въ день судный“. Сначала такія полномочія носили характеръ временныхъ личныхъ порученій, но съ февраля 1711 г. они уже были возложены на созданный Петромъ „Правительствующiй Сенатъ“.

Новое учрежденіе не имѣло ничего общаго съ иностранными, того же имени, учрежденіями и исключительно было примѣнено къ своеобразнымъ условіямъ русской государственной жизни того періода.

Сенату была предоставлена власть, степень которой опредѣлялась тѣмъ, что Сенатъ былъ учрежденъ "вмѣсто его царскаго величества собственной персоны". Въ указе 2-го марта 1711 г. Петръ говоритъ: "мы опредѣлили управительный Сенатъ, которому всякъ и ихъ указамъ да будетъ послушенъ какъ намъ самому, подъ жестокимъ наказанiемъ, или и смертью, смотря по вине". Но учрежденiемъ политическимъ или въ чемъ-либо ограничивающимъ власть Петра Сенатъ не былъ. Каждый разъ во время отьѣзда Петра ему давались особыя инструкцiи и если Сенатъ дѣйствовал не согласно съ указанiями Петра — то "тогда будетъ нам суждено, и виновный жестоко будетъ нами наказанъ". Практическое дѣловое значенiе Сената обусловливалось не только степенью и широтою представленныхъ ему полномочiй, но и системою тѣхъ учрежденiй, которая групировались около него и составляли съ нимъ одно цѣлое. (Комиссары — "для спроса и приниманiя указовъ"; Герольдмейстеръ — вѣдавшiй служилое сословiе; фискалы —  вѣдавшiе дѣла сыска; рекетмейстеръ — вѣдавшiй надзоръ за дѣлопроизводствомъ въ коллегiяхъ и ходомъ правосудiя; институтъ прокуратуры — вѣдавшiй надзоръ не только надъ Сенатомъ, но и надъ всѣми центральными и мѣстными административными и судебными учрежденiями. Во главѣ прокуратуры стоялъ генералъ-прокуроръ, какъ начальникъ сенатской канцелярiи и какъ органъ надзора за сенатскимъ присутствiемъ. Помощникомъ генералъ-прокурора былъ оберъ-прокуроръ). Въ первое десятилѣтие своего существованiя Сенатъ пользовался весьма широкой законодательной властью въ области административного права. Въ области же гражданскаго права онъ былъ сдерживаемъ Соборнымъ Уложенiемъ 1649 г. Въ последнiе годы царствованiя Петра чрезвычайныя полномочiя Сената были значительно ослаблены, такъ какъ Петр больше прежняго сталъ обращать вниманiе на дѣла внутренняго управленiя. Съ 1711 г. по 1714 г. мѣстомъ пребыванiя Сената была Москва. Съ 1714 г. мѣстомъ его постояннаго пребыванiя сталъ Петербургъ.

При ближайшихъ преемникахъ Петра Великаго, въ эпоху Верховнаго Тайного Совѣта и Кабинета, значенiе Сената временами сильно падаетъ. Только при Императрицѣ Елизаветѣ Петровнѣ онъ снова поднялся на былую высоту и сталъ не только верховнымъ мѣстомъ Имперiи, не подчиненнымъ никакому другому учрежденiю, не только явился средоточiемъ суда и всего внутренняго управленiя, но нерѣдко совершенно безконтрольно осуществлялъ функцiи верховной власти, присвоивъ себѣ даже право самонаполненiя. Съ 1757 г. значенiе Сената снова начинаетъ падать. При Императрицѣ Екатеринѣ II роль Сената въ общей системѣ государственнаго управленiя существенно измѣнилась; въ 1763 г. послѣдовало раздѣленiе Сената на 6 департаментовъ: 4 въ С.-Петербургѣ и 2 въ Москвѣ. I департаментъ вѣдалъ дѣла государственныя внутренiя и политическiя, II — судебныя, III — дѣла Малороссiи, Лифляндiи, Эстляндiи, Выборгской губ., Нарвы, IV — дѣла военныя и морскiя. Изъ московскихъ департаментовъ V-й вѣдалъ дѣла административныя, VI-й — судебныя. Всѣ департаменты были признаны въ равной силѣ и дастоинствѣ. Въ дѣловомъ отношенiи раздѣленiе Сената на департаменты принесло громадную пользу, въ значительной степени устранивъ ту медленность, которой отличалось сенатское дѣлопроизводство. Въ политическомъ отношенiи права Сената были значительно умалены: мало-по-малу отъ него отнимались дѣла, представлявшiя дѣйстаительную государственную важность. Онъ былъ устраненъ отъ законодательства. Учрежденiе губернiй (въ 1775 и 1780 г.г.) нанесло значенiю Сената и степени его власти тяжелый ударъ, такъ какъвесьма многiя дѣла перешли въ губернскiя мѣста. Только въ царствованiе Императора Александра I намѣчается окончательно основной характеръ современнаго намъ Сената. Именнымъ указомъ 8 сентября 1802 года о правахъ и обязанностяхъ Сената систематически была опредѣлена самая организацiя Сената и отношенiе его къ другимъ высшимъ государственнымъ учрежденiямъ. Въ области законодательства Сенату предоставлено было право первоначальнаго предначертанiя законовъ; общiя собранiя Сената могли выработать проектъ закона и поднести его на Высочайшее утвержденiе черезъ Министра Юстицiи и Государственный Совѣтъ (учрежденный въ 1801 г.).  Въ области административныхъ дѣлъ роль Сената, со времени учрежденiя министерствъ совершенно упала. Во главѣ  исполнительныхъ органовъ государства становятся Министры. Законъ, однако, попрежнему признаетъ Сенатъ верховнымъ въ порядкѣ суда и управленiя Имперiей, не имѣющимъ надъ собой иной власти, кромѣ власти Императорскаго Величества, посылающимъ Министрамъ указы, получающимъ отъ нихъ рапорты. За нимъ сохраняются изъ дѣлъ исполнительнаго характера: публикацiи законовъ, начеты казны и на казну, (сложенiе недоимокъ, возвратъ денегъ, неправильно поступившихъ въ казну, и т. п.); дѣла казеннаго управленiя (утвержденiе торговъ, споры между министерствами о казенномъ имуществѣ); утвержденiе въ должности мировыхъ судей. Всѣ эти дѣла вѣдаются I-мъ департаментомъ. Удостовѣренiе правъ состоянiя (переходы изъ одного состоянiя въ другое, удостовѣренiе въ принадлежности къ тому или другому состоянiю и др.). Эти дѣла вѣдаются частью первымъ департаментомъ, частью департаментомъ герольдiи. Во II-мъ департаментѣ производятся дѣла по земельному устройству крестьянъ, имѣющiя серьезное практическое значенiе. Вѣдѣнiю Сената подлежатъ также дѣла  по надзору за законностью управленiя. (Надзоръ за дѣйствшями разныхъ мѣстъ управленiя, разрѣшенiе возникающихъ между административными мѣстами пререканiй о власти, преданiе суду за преступленiя по должности должностныхъ лицъ IV и V класса, разсмотрѣнiе жалобъ частныхъ лицъ и органовъ самоупраленiя на неправильныя распоряженiя Министровъ и губернскихъ мѣстъ. Въ Судебномъ департаментѣ Сената разсматриваются дѣла исключительно судебнаго характера, изъ судебныхъ мѣстъ стараго характера поступающiя. Дѣла изъ судебныхъ установленiй, образованныхъ по уставамъ Императора Александра II, поступаютъ въ кассацiонные департаменты. Уголовный кассацiонный департаментъ  разсматриваетъ дѣла объ отмѣнѣ приговора или возобновленiи уголовнаго дѣла. Гражданскiй кассацiонный департаментъ разсматриваетъ дѣла объ отмѣнѣ (кассацiи) рѣшенiй, пересмотры ихъ и просьбы не участвовавшихъ въ дѣлѣ третьихъ лицъ. Департаментъ герольдiи вѣдаетъ дѣла о сопричтенiи къ дворянству, о княжескомъ, графскомъ и баронскомъ титулахъ, перемѣнѣ фамилiй, составленiе гербовниковъ и т. п. Означенные департаменты могктъ образовывать общiя собранiя и соединенныя присутствiя, которыя въ зависимости отъ входящихъ департаментовъ имѣютъ особую компетенцiю. Изъ состава кассацiонныхъ департаментовъ выдѣляются: особое присутствiе для дѣлъ о государственныхъ преступленiяхъ и высшее дисциплинарное присутствiе. Сенатъ составляетъ изъ особъ первыхъ трехъ классов. Сенаторы опредѣляются при непосредственному избранiю Государя Императора. Сенаторы раздѣляются на присутствующихъ въ департаментахъ, несущихъ на себѣ всю главную работу по Сенату, и неприсутствующихъ (Высшие сановники, члены Государственнаго Совѣта, Министры, товарищи ихъ и т. п.). Въ каждомъ департаментѣ, кромѣ I-го, назначается на одинъ годъ Первоприсутствующiй. Для надзора за производствомъ дѣла и за правильностью рѣшенiй въ каждомъ депортаментѣ, въ общемъ собранiи кассацiонныхъ депортаментовъ и въ соединенномъ присутствiи I-го и кассацiонныхъ депортаментовъ состоятъ оберъ-прокуроры съ товарищами. Въ депортаментѣ герольдiи оберъ-прокуроръ носитъ названiе герольдмейстера.

2-го марта 1911 года Правительствующій Сенатъ праздновалъ въ торжественномъ засѣданіи, въ присутствіи Его Императорскаго Величества Государя Императора Николая Александровича, 200-лѣтнюю годовщину своего существованія.

 

Н. А. Мурзановъ. Правительствующiй Сенатъ (господа сенатъ) 22 февраля 1711 — 22 февраля 1911. Списокъ сенаторовъ. С.-Петербургъ. Сенатская типографiя. 1911

Стр. 50

Фуксъ, Владимiръ Яковлевичъ, р. 25 апрѣля 1848 г., назначенъ 15 сентября 1906 г.

Фуксъ, Эдуардъ Яковлевичъ, р. 21 января 1834 г., назначенъ 15 декабря 1877 г.,  1 октября 1909 г.

 

Стр. 3

Стр. 4

Стр. 3—4

СПИСОКЪ СЕНАТОРОВЪ

22 февраля 1711 — 22 февраля 1911.

Учредивъ, 22 февраля 1711 года, "Правительствующiй Сенатъ для управленiя", Петръ Великiй, вмѣстѣ съ тѣмъ, намѣтилъ и лицъ, которыя должны были составить эту коллегiю. Первыми сенаторами назначены были гр. Иванъ Алексѣевичъ Мусинъ-Пушкинъ, Тихонъ Никитичъ Стрѣшневъ, кн. Петръ Алексѣевичъ Голицинъ, кн. Михаилъ Владимировiчъ Долгорукiй, Григорiй Андреевичъ Племянниковъ, кн. Григорiй Ивановичъ Волконскiй, Михаилъ Михайловичъ Самаринъ, Василiй Андреевичъ Апухтинъ и Назаръ Петровичъ Мельницкiй.

Въ первое время званiе или рангъ для занятiя сенаторской должности роли не играли. По "Должности" же Сената 27 апрѣля 1722 года было повелѣно Сенату состоять изъ дѣйствительныхъ тайныхъ и тайныхъ совѣтниковъ, хотя, впрочемъ, это постановленiе не всегда соблюдалось 1). Въ общемъ, всетаки, нужно признать, что сенаторы являлись къ присутствiю въ Сенатѣ обладая уже чиномъ тайнаго совѣтника или равнымъ ему, по табели о рангахъ, чиномъ военнымъ или придворнымъ.

Отсутствiе въ сенатскомъ дѣлопроизводствѣ до половины XIX вѣка всякой регистрацiи лицъ, назначенныхъ къ присутствованiю въ Сенатѣ, создало необходимости собирать свѣдѣнiя о личномъ составѣ Сената по различнымъ источникамъ,— пришлось пересмотрѣть хранящiеся въ Сенатскомъ Архивѣ именные Высочайшiе указы и повелѣнiя, формулярные списки, производства Правительствующаго Сената и Министерства Юстийiи, а также многiе бiографическiе словари и историческiе журналы Петербургскiй и Московскiй Некрополи, адресъ-календари, списки чинамъ военнаго, морского и гражданскаго вѣдомствъ и даже посѣтиь существующiя въ С.-Петербургѣ и его окрестностяхъ кладбища. Однако, съ совершенною утвердительностiю сказать, что предлагаемый списокъ безусловно полонъ, невозможно.

Желанiе избѣгнуть пестроты списка принудило ограничиться указанiемъ на однѣ лишь даты рожденiя, назначенiя къ присутствованiю въ Сенатѣ и смерти. Въ тѣхъ случаяхъ, когда время смерти неизвѣстно или время увольненiя отъ службы или послѣднее упоминанiе о данномъ лицѣ, какъ живомъ.

Остается добавить, что въ списокъ не включены: во 1) министры, присутствовавшiе въ Сенатѣ въ силу общаго закона, но не носившiе званiя сенатора; во 2) лица, пожалованныя въ сенаторы Варшавскаго Сената, до 6 сентября 1841 года; въ 3) члены IX и X депортаментовъ Сената, хотя и входившiе въ составъ присутствiя Сената, но не имѣвшiе званiя сенатора. Не включены въ списокъ и первые, по времени, министры, не смотря на то, что по гражданскимъ спискамъ они значились сенаторами, а въ журналахъ Правительствующаго Сената показывались небывшими въ присутствiи "за другими дѣлами".

1) Такъ, между прочимъ, при Императрицѣ Екатеринѣ II въ числѣ сенаторовъ находился дѣйствительный статскiй совѣтникъ, именно Протасовъ (Арх. Сен., Высоч. указы и повел., кн. 110, л. 370).

 


Условия использования материалов

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2019