Школа, учреждение — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

аттестат

 

школа

Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά — досуг, учебное занятие, школа) — учебное заведение для получения общего образования...  Википедия

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ШКОЛА, уч.-воспитат. учреждение, осуществляющее под руководством педагогов обучение и воспитание подрастающего поколения. Содержится на средства гос-ва или частных лиц и обществ. По характеру сообщаемых знаний делятся на общеобразоват. и проф. (спец.); по уровню даваемого образования — на нач., неполные средние, средние, высшие; по полу уч-ся — на муж., жен., совм. обучения; по отношению к религии — на светские и религ. (конфессиональные). В капиталистич. странах служит интересам господств. класса, не обеспечивающего фактич. равенства прав на всеобщее обучение. В социалистич. странах Ш. является гос., бесплатной, общенародной, доступной для всех, в ней ведётся обучение на родном языке., обеспечен переход уч-ся от низших ступеней обучения к высшим. См. Всеобщее обучение.

ШКОЛА КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ, до 1930 школа крест. молодёжи), в 1923—34 трёхгодичная сел. общеобразоват. ср. школа в СССР на базе нач. школы. Сочетала 7-летнее общее образование с теор. и практич. изучением с. х-ва. Преобразована в неполную ср. школу.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ШКОЛА, учебно-воспитательное учреждение, в к-ром под руководством учителей осуществляется образование и воспитание молодого поколения. Ш. как учреждение возникла впервые в странах Др. Востока (Египет, Ассирия, Вавилон) за неск. тысячелетий до н. э. Содержание учебно-воспитат. работы в Ш., её цели и задачи менялись в зависимости от изменения условий материальной жизни общества, его классовой структуры. По характеру даваемых знании Ш, делятся на общеобразовательные и профессиональные, по объёму знаний и возрасту учащихся — на начальные, неполные средние, средние и высшие. В капиталиста. странах, кроме того, различаются государственные и частные Ш., а по признаку отношения к релит, организациям — светские и конфессиональные. В бурж. гос-вах па обслуживание детей трудящихся рассчитаны гл. обр. начальные Ш. За обучение в средних и высших Ш, установлена высокая плата. В СССР и странах народной демократии Ш. является государственной и общедоступной. Общедоступность Ш. обеспечивается растущим материальным благосостоянием населения, широкой сетью Ш., единством учебных программ и преемственностью обучения в Ш. всех ступеней.

В СССР общеобразовательная Ш. имеет 3 типа: начальная (4-летняя), семилетняя и средняя (десятилетка). Семилетняя является обязательной. Согласно директивам XIX съезда партии (1952) по 5-му пятилетнему плану 1951—55 была поставлена задача завершить к концу пятилетки переход от семилетнего образования к всеобщему обязательному среднему образованию (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших пром. центрах, а также подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования в остальных городах и сел. местностях. Решено также в 5-й пятилетке приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению.

 

ШКОЛА // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/education/text/4943731

ШКО́ЛА, 1) учеб­но-вос­пи­та­тель­ное уч­ре­ж­де­ние. Мо­гут со­дер­жать­ся на сред­ст­ва го­су­дар­ст­ва или ча­ст­ных ор­га­ни­за­ций. По ха­рак­те­ру со­об­щае­мых зна­ний Ш. де­лят­ся на об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные и про­фес­сио­наль­ные; по уров­ню об­ра­зо­ва­ния – на на­чаль­ные, не­пол­ные сред­ние, сред­ние, выс­шие; по по­лу уча­щих­ся – на муж­ские, жен­ские, со­вме­ст­но­го обу­че­ния; по от­но­ше­нию к ре­ли­гии – на свет­ские и ре­ли­ги­оз­ные (кон­фес­сио­наль­ные). Су­ще­ст­ву­ют так­же шко­лы-ин­тер­на­ты, са­на­тор­но-лес­ные шко­лы и др. По­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние ав­тор­ская шко­ла, а так­же её ви­ды: шко­ла «диа­ло­га куль­тур», «шко­ла са­мо­оп­ре­де­ле­ния», валь­дорф­ские шко­лы (см. Валь­дорф­ская пе­да­го­ги­ка) и др.

В ос­мыс­ле­нии зна­че­ния Ш. в об­ще­ст­ве стал­ки­ва­ют­ся разл. точ­ки зре­ния, не­ред­ко вос­хо­дя­щие к по­строе­ни­ям тео­ре­ти­ков пе­да­го­ги­ки – Я. А. Ко­мен­ско­го, И. Ф. Гер­бар­та, Ф. Дис­тер­ве­га и др. Часть тео­ре­ти­ков кон­цен­три­ру­ют вни­ма­ние на раз­ви­тии в Ш. лич­но­сти уча­ще­го­ся, по­ни­мая его раз­ви­тие как «под­го­тов­ку» к взрос­лой жиз­ни. Дру­гие – ак­цен­ти­ру­ют об­ра­зо­ват. функ­ции Ш., от­да­вая при­ори­тет ре­ше­нию про­блем пе­да­го­гич. об­ще­ния и взаи­мо­дей­ст­вия уче­ния и обу­че­ния. Тре­тьи – рас­смат­ри­ва­ют Ш. как ин­сти­тут вос­пи­та­ния, что ис­кус­ст­вен­но су­жа­ет ре­аль­ное по­ло­же­ние Ш. в об­ще­ст­ве. В дей­ст­ви­тель­но­сти Ш. объ­еди­ня­ет в се­бе мно­же­ст­во функ­ций.

На про­тя­же­нии ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва од­ним из осн. во­про­сов пе­да­го­ги­ки бы­ло взаи­мо­дей­ст­вие «шко­лы и жиз­ни». Уже в пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве в под­го­тов­ке к ини­циа­ции вид­ны чер­ты тра­диц. Ш., она до­пол­ня­ет сти­хий­ную, ес­те­ст­вен­ную, в ча­ст­но­сти се­мей­ную, со­циа­ли­за­цию. Об­ра­зо­ва­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в шко­ле как ин­сти­ту­ции, она обес­пе­чи­ва­ет кон­такт, об­ще­ние срав­ни­тель­но не­боль­шо­го чис­ла бо­лее со­вер­шен­ных и опыт­ных лю­дей (пе­да­го­гов, вос­пи­та­те­лей) со мно­ги­ми ме­нее со­вер­шен­ны­ми и ме­нее опыт­ны­ми (уча­щи­ми­ся, вос­пи­туе­мы­ми). Об­ра­зо­ва­ние при­зна­ёт­ся ус­пеш­ным, ко­гда за­вер­ша­ет­ся пуб­лич­ной де­мон­ст­ра­ци­ей при­об­ре­тён­ных зна­ний, уме­ний и на­вы­ков – эк­за­ме­на­ми.

2) Сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния, вы­уч­ка, при­об­ре­тён­ный опыт.

3) На­прав­ле­ние в нау­ке, ли­те­ра­ту­ре, ис­кус­ст­ве и т. п., свя­зан­ное един­ст­вом осн. взгля­дов, общ­но­стью или пре­ем­ст­вен­но­стью прин­ци­пов и ме­то­дов.

 

В. Даль. Толковый словарь

ШКОЛА ж. лат. нѣмц. училище, и бол. низшее. || Лѣсич. разсадникъ деревъ, посѣвы и присадки разныхъ возрастовъ, для разводки плодовыхъ или лѣсныхъ деревьевъ. || Въ верховой ѣздеъ, манежная, берейторская выучка лошади, вся постепенность искуственой ѣзды. || *Всякое положенье человѣка, гдѣ онъ волей-неволей прiобрѣтаетъ находчивость, опытность и знанiе. Не выучитъ школа, а выучитъ охота. Школьное ученье. Школьная ѣзда, манежная. Школьня вор. училище. Школить кого, учить; || держать строго, под присмотромъ, воспитывать, прiучать къ порядку, расторопности, держать въ рукахъ. || Учить, въ знч. посѣкать или наказывать; —ся, стрд. Школенье,, дѣйст. по знчн. глаг. Школьникъ, —ница, школяръ, —рка, ученикъ, кто ходитъ въ школу. Школьникъ приходской школы. Бывшихъ кантонистовъ звали нерѣдко школьниками. Боится школьникъ лозы — пуще грозы. || Школьникъ, камч. акипка, молодой тюлень. Школьничий, —нический, къ нимъ отнсщс. Школярный, ко школенью, къ тупому, школьному ученью отнсщс. Школярная ученость, школярство ср. педантизмъ; сухое, тупое ученье, неотступно следующее принятымъ, нередко мелочнымъ и вздорнымъ правиламъ. || Школярство, школьничество, шалости, баловство, проказы, повѣсничество шалуна, школьника. Школьничать, школярить, —рничать, забавляться школьничьими шалостями, повесничать. Онъ все только школьничает да зубоскалитъ, а пора бы остепениться!

 

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907

Школа — какъ одинъ изъ разсадниковъ знанiя и полезныхъ навыковъ, является необходимою ступенью въ развитiи какъ отдѣльнаго человѣка, такъ и цѣлаго общества. Еще Аристотель указалъ на взаимодѣйствiе между Ш. и обществомъ: общее благо, какъ цѣль совмѣстной жизни людей, достигается только при условiи, если отдѣльные члены общества достаточно подготовлены для пониманiя этого блага; подготовка же, доступная для общественнаго контроля, осуществима только при помощи Ш. Какъ составъ современной Ш., такъ и взгляды на нее во многихъ отношенiяхъ обусловлены тѣмъ, что создано древнегреческой культурой. Самое слово Ш., какъ въ русскомъ, такъ и во многихъ европейскихъ языкахъ, носитъ слѣды греческаго происхожденiя αχολή — досугъ, свобода отъ физическихъ занятiй, откуда латинское schola); многiе предметы, входящiе въ программу современной Ш., тоже обязаны своимъ происхожденiемъ древне-греческой культурѣ и наукѣ. Особенно важны въ этомъ отношенiи перiодъ расцвѣта афинской государственной жизни и александрiйскiй перiодъ образованности. Начальная афинская Ш. состояла изъ элементовъ, не успѣвшихъ еще слиться въ цѣльный организмъ, но свидѣтельствующихъ, во всякомъ случаѣ, о высокихъ требованiяхъ от этой Ш.: афинскiе мальчики грамотѣ и счету учились у грамматиста, гимнастикѣ — у другого учителя, педотриба, для изученiя же музыки должны были ходить къ третьему спецiалисту — кифаристу. Обученiе продолжалось 6—8 лѣтъ, начиная съ семилѣтняго возраста. Въ 15—16 лѣтъ финскiе юноши посѣщали гимназiи, предназначавшiяся прежде всего для гимнастическихъ упражненiй и состоявшiя въ вѣденiи правительства. Гимназiи располагали обширными помѣщенiями, которыми стали пользоваться преподаватели разныхъ предметовъ для чтенiя своихъ курсовъ тѣмъ же юношамъ. Какъ начальная Ш., такъ и гимназiя въ Афинахъ преслѣдовали исключительно общеобразовательныя цѣли. Тотъ же характеръ Ш. сохранили и въ александрiйскiй перiодъ, но, благодаря развитшю отдѣльныхъ наукъ, въ этотъ перiодъ устанавливается опредѣленный кругъ знанiй, усвоенiе которыхъ требовалось отъ всякаго свободнаго человѣка. Эта такъ назыв. александрiйская энциклопедiя состояла изъ семи «свободныхъ искусствъ»: грамматики, риторики, дiалектики, арифметики, геометрiи, астрономiи и музыки. Въ перiодъ александрiйской образованности получаютъ особенное развитiе среднiе школы подъ названiемъ Ш. грамматиковъ и риторовъ. Онѣ были предоставлены частному почину, не располагали опредѣленными матерiальными средствами и обязаны были успѣхомъ лишь талантамъ своихъ руководителей. Христiанство внесло въ школы утилитарную окраску, такъ какъ первыя чисто христiанскiя школы были вызваны потребностями минуты. Въ теченiе первыхъ четырехъ вѣковъ христианской эры на Востокѣ устанавливаются три типа начальной Ш., возникавшiе затѣмъ повсюду, гдѣ появляется христiанство: приходскiя, епископскiя и монастырскiя. Всѣ эти Ш. были въ рукахъ духовенства, такъ какъ только изъ этого сословiя могли онѣ получать достаточно образованныхъ учителей. Программа школъ опиралась на александрiйскую энциклопедiю, но въ ней съ V в. после Р. Хр. стали различать два отдѣла — тривiумъ (грамматика, риторика и дiалектика) и квадривiумъ (остальныя науки энциклопедiи). Въ теченiе среднихъ вѣковъ особенно посчастливилось тривiуму. Особенное влiянiе на развитiе Ш. въ VII—X вв. оказали бенедиктинцы, такъ какъ уставомъ этого ордена предписывалось учрежденiе Ш. На Западѣ въ это время остаются тѣ же три типа, которые сложились и на христiанскомъ Востокѣ, но подъ наименованiемъ приходскихъ, монастырскихъ и соборныхъ. Мецскiй епископъ Хродегангъ (742—766) особенно извѣстенъ ревностью къ школьному дѣлу: онъ вмѣнилъ въ обязанность подчиненному ему духовенству учреждать Ш. при всѣхъ приходахъ и является въ этомъ отношенiи предшественникомъ Карла Великаго. Эпоха послѣдняго отмѣчена въ исторiи просвѣщенiя возникновенiемъ народной Ш. съ принудительнымъ характеромъ для всего населенiя. При преемникахъ Карла Вел. въ школьномъ дѣлѣ все возвращается на старые пути, и мысль о народной Ш. снова возникаетъ лишь въ XVII в. у Ратихiя и Коменскаго, осуществленiе же этой мысли принесъ съ собою только XIX в. Въ Х и XI вв. особенное значенiе получаютъ монастырскiя Ш., представлявшiя два вида: однѣ были предназначены для подготовки клира и по мѣсту расположенiя внутри ограды монастыря назывались внутренними, другiя же открывали доступъ свѣтскому элементу и, будучи расположены за оградой, носили названiе внѣшнихъ. Съ конца XIII в. замѣтны попытки освободиться отъ влiянiя духовенства въ учрежденiи свободными городами городскихъ латинскихъ Ш. и братьями общей жизни (родъ монашескаго ордена) — собственныхъ Ш. Среднимъ же вѣкамъ обязана своимъ возникновенiемъ и высшая Ш. (университеты въ Болоньѣ, Саламанкѣ, Коимбрѣ, Парижѣ, затѣмъ въ Прагѣ, Вѣнѣ, Гейдельбергѣ, Лейпцигѣ и др.), но такъ какъ между низшею и высшею Ш. не было промежуточной ступени, то университетамъ пришлось восполнять этотъ пробѣлъ требованiемъ, чтобы занятiя медициной, юриспруденцiей или богословiемъ начинались не иначе какъ по окончанiи подготовительнаго, такъ назыв. артистическаго факультета. На ряду со школами, состоявшими въ вѣдѣнiи духовенства или городовъ, начинаютъ возникать частныя Ш. для обученiя начаткамъ грамоты и школы. Здѣсь занимались недоучившiся бурсаки, писцы и т. п. Гуманизмъ не создалъ какого-либо новаго типа Ш., но, слившись въ XVI в. съ реформацiей, лишь косвенно влiялъ на образованiе того типа средней Ш., который и до настоящаго времени остается господствующимъ, а именно гимназiи въ современномъ смыслѣ этого слова. Общеобразовательное значенiе древнихъ языковъ, на которое указывалъ гуманизмъ, стало отличительнымъ признакомъ того направленiя въ средней Ш., которое носит названiе гуманистическаго или классическаго. Въ противовѣсъ ему подъ влiянiемъ Коменскаго и Локка въ первой половинѣ XVIII в. возникаетъ реальная Ш., въ которой первоначально были слиты общеобразовательныя и утилитарныя цѣли. Мало по малу, однако же, утилитарные элементы отпали, благодаря учрежденiю разнаго рода профессiональныхъ школъ, особенно въ XIX в., и реальная Ш. осталась однимъ изъ типовъ средней общеобразовательной Ш. Въ настоящее время усилiя просвѣщенныхъ странъ прежде всего направлены къ просвѣщенiю народныхъ массъ путемъ введенiя общедоступнаго и общеобразовательнаго обученiя въ народныхъ Ш. Результатомъ этихъ стремленiй явилось почти полное отсутствiе неграмотныхъ среди новобранцевъ въ Швецiи и почти повсюду въ Германiи. Достигнуто такое положенiе полнымъ обособленiемъ Ш. отъ воздѣйствiя духовенства и постоянными заботами о народномъ учителѣ. Народная Ш. не ограничивается элементарной ступенью обученiя, но даетъ (напр., въ нѣмецкихъ мѣщанскихъ Ш.) весьма обстоятельныя свѣдѣнiя по Закону Божiю, родному языку, математикѣ, географiи и исторiи. Много споровъ вызываетъ повсюду, не исключая и Россiи, общеобразовательная средняя Ш. Гуманизмъх, повидимому, обнаруживаетъ склонность признать общеобразовательное значенiе и новыхъ языковъ, реализмъ же постепенно освобождается отъ балласта, попавшаго въ Ш. подъ влiянiемъ чисто утилитарныхъ взглядовъ на ея задачи. Профессiональныя Ш. представляютъ много разновидностей, особенно же важны для развитiя Ш. заведенiя разныхъ наименованiй (семинарiи, нормальныя Ш., педагогiумы), предназначенныя для подготовки учителей. Въ области высшей Ш., рядомъ съ университетами, удержавшими общеобразовательные и профессiональные элементы, возникаютъ политехникумы, спецiальные академiи, институты и т. п.
    Ср. K. Schmidt, «Geschichte der Pädagogik» (4 т.; по-русски, M., 1877—81); Raumer, «Geschichte der Pädagogik» (4 т., 5 изд., Штутгартъ, 1877; по-русски переведены только два тома); K. A. Schmidt, «Geschichte der Erziehung» (5 т., Штутгартъ и Б., 1884—1901); Ziegler, «Geschichte der Pädagogik» (Мюнхенъ, 1894); Paulsen, «Geschichte des gelehrten Unterrichts auf den deutschen Schulen und Universitäten» (2 изд., 1896); Модзалевскiй, «Очеркъ исторiи воспитанiя и обученiя» (2 ч., 3 изд., СПб., 1892—99, составлено по Шмидту и Раумеру). Подробный перечень и характеристику русскихъ школъ см. въ ст. Россiя.      
Я. К.

 

ШКОЛА В 1917–1991 // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/text/5054374

Школа в 1917–1991

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 (в кон. 1917–18) бы­ли в осн. осу­ще­ст­в­ле­ны пре­об­ра­зо­ва­ния в об­лас­ти про­све­ще­ния (свет­ская еди­ная шко­ла, со­вме­ст­ное обу­че­ние, рав­ное пра­во на об­ра­зо­ва­ние и др.). Соз­дан Нар. ко­мис­са­ри­ат про­све­ще­ния (Нар­ком­прос, 1917). На­ча­лась национализация всех ти­пов учеб­ных за­ве­де­ний. Пер­вая про­грамм­ная Дек­ла­ра­ция Со­ве­та нар. ко­мис­са­ров по во­про­сам об­ра­зо­ва­ния – «Ос­нов­ные прин­ци­пы Еди­ной тру­до­вой шко­лы» (1918) – со­че­та­ла идеи «тру­до­вой шко­лы» и «сво­бод­но­го вос­пи­та­ния». Шко­ла объвлялась бес­плат­ной на всех сту­пе­нях, об­ще­дос­туп­ной и обя­за­тель­ной. Един­ст­во шко­лы пред­по­ла­га­ло пре­ем­ст­вен­ность её сту­пе­ней, ра­вен­ст­во об­ра­зо­ва­тель­ных воз­мож­но­стей, но не уни­фи­ка­цию и не од­но­тип­ность шко­лы. Од­на­ко рель­еф­но про­яв­лял­ся и уто­пизм Дек­ла­ра­ции.

Во 2-й пол. 1920-х гг. школь­ное об­ра­зо­ва­ние по­сте­пен­но ста­ло вы­хо­дить из глу­бо­ко­го кри­зи­са, вы­зван­но­го Гра­ж­дан­ской вой­ной 1917–22. В 1927/28 учеб­ном го­ду чис­ло учеб­ных за­ве­де­ний по срав­не­нию с 1913 вы­рос­ло на 10%, а ко­ли­че­ст­во уча­щих­ся – на 43%; ко­ли­чест­во семилет­них школ уве­ли­чи­лось в 5,3 раза, а уча­щих­ся в них – вдвое. В рус­ле тру­до­вой шко­лы в 1920-х гг. ра­бо­та­ло бо­лее 160 экспериментальных учеб­ных за­ве­де­ний – опыт­но-по­ка­за­тель­ных уч­ре­ж­де­ний и стан­ций Нар­ком­про­са: Опыт­но-по­ка­за­тель­ная шко­ла им. П. Н. Ле­пе­шин­ско­го (ос­но­ва­на в 1918), Пер­вая Опыт­ная стан­ция, воз­глав­ляе­мая С. Т. Шац­ким (1919), Ко­ло­ния им. М. Горь­ко­го (1920, первый ру­ко­во­ди­тель А. С. Ма­ка­рен­ко) и др.

Сис­те­ма до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния. По­сле 1917 до­шко­ль­ные уч­ре­ж­де­ния ста­ли ча­стью гос. сис­те­мы на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния. Кро­ме дет­ских до­мов и дет­ских са­дов, в нач. 1920-х гг. соз­да­ва­лись т. н. оча­ги (для де­тей фаб­рич­но-за­во­дских ра­бо­чих), днев­ные пло­щад­ки и др. В 1932 бы­ла при­ня­та еди­ная про­грам­ма вос­пи­та­ния, в 1938 – ти­по­вой Ус­тав дет­ско­го са­да и Ру­ко­во­дство для вос­пи­та­те­ля, сис­те­ма­ти­зи­ро­вав­шие офи­ци­аль­ные тре­бо­ва­ния к до­шко­ль­но­му вос­пи­та­нию.

Сис­те­ма школь­но­го обу­че­ния в 1920– 1930-х гг. С 1923 по 1928 чис­ло на­чальных школ уве­ли­чи­лось с 60 тыс. до 80 тыс., се­ми­лет­них и сред­них – с 3 тыс. до 5 тыс., а уча­щих­ся со­от­вет­ст­вен­но с 4,3 млн. до 6,1 млн. и с 60 тыс. до 1,7 млн. Од­на­ко уро­вень об­ра­зо­ва­ния попреж­не­му ос­та­вал­ся низ­ким. В 1926 по­ло­ви­на де­тей с 8 до 11 лет бы­ла не­гра­мот­на. Обес­пе­чен­ность школь­ны­ми по­ме­ще­ния­ми достигала лишь по­ло­ви­ны тре­буе­мо­го ко­ли­че­ст­ва. Хо­тя ас­сиг­но­ва­ния на об­ра­зо­ва­ние вы­рос­ли с 173 млн. руб. в 1923 до 657 млн. руб. в 1928, они не пре­вы­ша­ли 4 руб. в год на ду­шу на­се­ле­ния. Толь­ко 10% учи­те­лей име­ли выс­шее об­ра­зо­ва­ние (за­кон­чен­ное или не­пол­ное).

По­ло­же­ние ос­лож­ня­лось тем, что на ру­бе­же 1920–30-х гг. был взят курс на ши­ро­кое и по­сто­ян­ное уча­стие школь­ни­ков в об­ще­ст­вен­но полез­ном тру­де. Дек­ла­ри­ро­ва­лись та­кие ти­пы учеб­ных за­ве­де­ний, как «Шко­ла – цех за­во­да», «Шко­ла – кол­хоз». Это при­ве­ло к дестабилизации сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, а час­тич­но и к её раз­ру­ше­нию. Ре­зуль­та­ты всту­пи­тель­ных эк­за­ме­нов в ву­зы сви­де­тель­ст­во­ва­ли о низ­ком уров­не под­го­тов­ки аби­ту­ри­ен­тов.

Соз­да­ние раб­фа­ков. С 1919 ста­ли соз­да­вать­ся об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные учеб­ные за­ве­де­ния (или их под­раз­де­ле­ния) для под­го­тов­ки в ву­зы ра­бо­чих и кре­сть­ян, не по­лу­чив­ших ра­нее сред­нее об­ра­зо­ва­ние, – ра­бо­чие фа­куль­те­ты (раб­фа­ки). К сер. 1930-х гг. вы­пу­ск­ни­ки раб­фа­ков со­став­ля­ли по­ло­ви­ну при­ня­тых в ву­зы сту­ден­тов. Во 2-й пол. 30-х гг. раб­фа­ки ут­ра­ти­ли своё зна­че­ние и бы­ли уп­разд­не­ны.

Ве­чер­нее и за­оч­ное об­ра­зо­ва­ние. В нач. 1920-х гг. от­кры­лись ве­чер­ние тех­ни­ку­мы и учи­ли­ща, мно­го­чис­лен­ные за­оч­ные кур­сы (позд­нее отде­ле­ния) при ву­зах. В 1929 Нар­ком­прос РСФСР ут­вер­дил прин­ци­пы и ор­га­ни­за­ци­он­ные ос­но­вы за­оч­но­го обу­че­ния. Бы­ли соз­да­ны специа­ли­зи­ро­ван­ные цен­тры под­го­тов­ки кад­ров без от­ры­ва от про­из­водства. Их дея­тель­ность рег­ла­мен­ти­ро­ва­лась По­ста­нов­ле­ни­ем СНК СССР «О выс­шем за­оч­ном обу­че­нии» (1938). За­оч­ное обу­че­ние рас­про­стра­ня­лось и на под­го­тов­ку на­уч­ных и на­уч­но-ис­следо­ва­тель­ских кад­ров (ас­пи­ран­ту­ру). С 1925 ста­ли от­кры­вать­ся ра­бо­чие уни­вер­си­те­ты, с 1930 – ком­би­на­ты ра­бо­че­го об­ра­зо­ва­ния, спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные ве­чер­ние ву­зы. Сеть школ для взрос­лых объ­е­ди­ня­ла шко­лы гра­мо­ты, по­лит­гра­мо­ты, ве­чер­ние шко­лы. К кон. 1930-х гг. ве­чер­ние и за­оч­ные шко­лы во­шли в еди­ную сис­те­му об­ра­зо­ва­ния. Со­дер­жа­ние обу­че­ния бы­ло еди­ным для днев­ной и ве­чер­ней форм обу­че­ния.

Ре­фор­ма об­ра­зо­ва­ния в 1930-х гг. Ре­фор­ма 1930-х гг. воз­ро­ж­да­ла опыт до­ре­во­лю­ци­он­ных мас­со­вых учеб­ных за­ве­де­ний. Вновь утвердилась «шко­ла учё­бы». С 1930/31 учеб­но­го го­да по­все­ме­ст­но вво­ди­лось все­об­щее на­чаль­ное обу­че­ние де­тей, а в го­ро­дах и ра­бо­чих по­сёлках – все­об­щее 7-лет­нее об­ра­зо­ва­ние. Внут­рен­ние пре­об­ра­зо­ва­ния в шко­ле про­во­ди­лись ди­рек­тив­но, по­ста­нов­ле­ния­ми ЦК ВКП(б). Ус­та­нав­ли­вал­ся цен­тра­ли­зо­ван­ный кон­троль над все­ми сто­ро­на­ми дея­тель­но­сти шко­лы – от ор­га­ни­за­ции управ­ле­ния учеб­но-воспитатель­ным про­цес­сом до со­дер­жа­ния учеб­ных кур­сов. Вво­ди­лись уни­фи­ка­ция и рег­ла­мен­та­ция всей дея­тель­но­сти шко­лы. Доминиро­ва­ла ус­та­нов­ка на ути­ли­та­ризм в об­ра­зо­ва­нии, на по­слу­ша­ние и дис­ци­п­ли­ну. При этом Нар­ком­прос всё бо­лее от­стра­нял­ся от управ­ле­ния об­ра­зо­ва­ни­ем, пре­вра­щал­ся в при­да­ток от­де­ла школ ЦК ВКП(б).

По­ста­нов­ле­ния­ми СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О струк­ту­ре на­чаль­ной и сред­ней шко­лы в СССР» (1934) бы­ло ус­та­нов­ле­но 3 ти­па общеобразо­ва­тель­ной шко­лы: на­чаль­ная, не­пол­ная сред­няя и сред­няя. Все­об­щее обя­за­тель­ное на­чаль­ное обу­че­ние вво­ди­лось для детей 8–10 лет в объ­ё­ме 4 клас­сов; для под­ро­ст­ков, не про­шед­ших на­чаль­но­го обу­че­ния, – в объ­ё­ме ус­ко­рен­ных 1–2-го­дич­ных кур­сов. Для де­тей, по­лу­чив­ших на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние в про­мыш­лен­ных го­ро­дах, фаб­рич­но-за­вод­ских рай­онах и ра­бо­чих по­сёл­ках, устанавливалось обя­за­тель­ное обу­че­ние в шко­ле-се­ми­лет­ке. Сло­жи­лась ста­биль­ная школь­ная сис­те­ма с пре­ем­ст­вен­ны­ми сту­пе­ня­ми. Рос­ло чис­ло учеб­ных за­ве­де­ний (за 1928–38 в 6 раз) и уча­щих­ся (в 2,5 раза за тот же пе­ри­од; дос­тиг­ло 34 млн.чел.). К кон. 1930-х гг. задача ор­га­ни­за­ции на­чаль­но­го все­об­ще­го обу­че­ния бы­ла в ос­нов­ном ре­ше­на. По­вы­сил­ся уро­вень гра­мот­но­сти на­се­ле­ния. По официальным дан­ным, в воз­рас­те от 9 лет в СССР был гра­мот­ным 81% на­селе­ния. Од­на­ко, по дан­ным «за­сек­ре­чен­ной» пе­ре­пи­си 1939, се­ми­лет­нее об­ра­зо­ва­ние и вы­ше име­ли толь­ко 12,3% на­се­ле­ния, а ка­ж­дый пя­тый жи­тель стар­ше 10 лет был пол­но­стью не­гра­мот­ным. Сре­ди рус­ских чи­тать по сло­гам и раз­бор­чи­во под­пи­сы­вать бу­ма­ги (а имен­но та­ким был оце­ноч­ный кри­те­рий) уме­ли лишь 45%.

Ста­би­ли­за­ция и раз­ви­тие сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния в 1930–40-х гг. со­про­во­ж­да­лись аб­со­лю­ти­за­ци­ей еди­но­об­ра­зия и цен­тра­ли­за­ции. Бы­ла пол­но­стью вос­ста­нов­ле­на в пра­вах класс­но-уроч­ная сис­те­ма. В со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния вклю­ча­лись ло­ги­ка, пси­хо­ло­гия, го­то­ви­лось и воз­вра­ще­ние ла­ты­ни; труд как учеб­ная дис­ци­п­ли­на в 1937 был вы­ве­ден из школь­но­го пла­на (школь­ные мас­тер­ские за­кры­ты).

К кон. 20-х гг. бы­ла вновь ли­к­ви­ди­ро­ва­на ав­то­но­мия ву­зов, ус­та­нов­ле­но еди­но­на­ча­лие. Ин­сти­ту­ты при­кре­п­ля­лись к оп­ре­де­лён­ным производ­ст­вам и от­рас­лям. Пре­об­ла­дал курс на соз­да­ние уз­ко­от­рас­ле­вых ву­зов, где вво­ди­лась не­пре­рыв­ная про­из­вод­ст­вен­ная прак­ти­ка. С 1928 по 1932 в рус­ле по­ли­ти­ки по раз­ук­руп­не­нию ву­зов их чис­ло воз­рос­ло со 152 до 832. Бы­ла сде­ла­на по­пыт­ка фор­си­ро­ван­ной подготов­ки ин­же­нер­но-тех­ни­че­ских кад­ров; час­то ис­поль­зо­ва­лись бри­гад­ные ме­то­ды обу­че­ния, от­ме­ня­лись эк­за­ме­ны, что при­ве­ло к сниже­нию ка­че­ст­ва под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов. С 1932–33 спе­циа­ли­за­ция в ву­зах бы­ла рас­ши­ре­на. В 1933–38 ву­зы вы­пус­ти­ли 450 тыс. специа­ли­стов. В 1940 ра­бо­тал 481 вуз.

Шко­ла в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. В чрез­вы­чай­но тя­жё­лых ус­ло­ви­ях ока­за­лась шко­ла в го­ды Вел. Отеч. вой­ны. В 1941/42 учебном го­ду шко­лу не по­се­ща­ли 25% уча­щих­ся, в 1944/45 – 10–12%. На тер­ри­то­рии РСФСР бы­ло раз­ру­ше­но ок. 20 тыс. школь­ных зданий, на треть со­кра­ти­лось ко­ли­че­ст­во сред­них школ. В рай­онах бое­вых дей­ст­вий пре­кра­ти­ли ра­бо­ту поч­ти все шко­лы. В го­ды вой­ны бы­ли при­ня­ты пра­ви­тель­ст­вен­ные ре­ше­ния о школь­ном об­ра­зо­ва­нии: Об обу­че­нии де­тей с се­ми­лет­не­го воз­рас­та (1943), Об уч­ре­ж­де­нии об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ ра­бо­чей мо­ло­дё­жи (1943), Об от­кры­тии ве­чер­них школ в сель­ской ме­ст­но­сти, О вве­де­нии пя­ти­балль­ной систе­мы оце­нок ус­пе­вае­мо­сти и по­ве­де­ния уча­щих­ся, Об ус­та­нов­ле­нии вы­пу­ск­ных эк­за­ме­нов по окон­ча­нии на­чаль­ной, се­ми­лет­ней и сред­ней шко­лы, О на­гра­ж­де­нии зо­ло­ты­ми и се­реб­ря­ны­ми ме­да­лями от­ли­чив­ших­ся уча­щих­ся сред­ней шко­лы (все в 1944) и др. В 1943 создана Ака­де­мия пе­да­го­ги­че­ских на­ук РСФСР.

Про­изош­ла рес­тав­ра­ция и внеш­них «гим­на­зи­че­ских» форм: в 1943 бы­ло вве­де­но раз­дель­ное обу­че­ние – в круп­ных го­ро­дах соз­да­ва­лись муж­ские и жен­ские шко­лы. Ус­та­нав­ли­ва­лись стро­гие нор­мы и пра­ви­ла, рег­ла­мен­ти­ро­вав­шие всю школь­ную жизнь.

Сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния в 1950–70-х гг. За­кон «Об ук­ре­п­ле­нии свя­зи шко­лы с жиз­нью и о даль­ней­шем раз­ви­тии сис­те­мы на­род­но­го образова­ния в СССР» (1958) тре­бо­вал рез­ко­го по­во­ро­та сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния к прин­ци­пам тру­до­вой шко­лы. Его по­зи­тив­ная сто­ро­на состоя­ла в стрем­ле­нии пре­одо­леть замк­ну­тость шко­лы, при­вес­ти её в со­от­вет­ст­вие с но­вы­ми реа­лия­ми жиз­ни. Вво­ди­лось все­об­щее обяза­тель­ное вось­ми­лет­нее об­ра­зо­ва­ние. Срок обу­че­ния в сред­ней шко­ле уве­ли­чи­вал­ся с 10 до 11 лет в свя­зи с вве­де­ни­ем в про­грам­му про­фес­сио­наль­но­го обу­че­ния.

Про­ис­хо­ди­ло су­ще­ст­вен­ное из­ме­не­ние всей сис­те­мы на­чаль­но­го обу­че­ния, пе­ре­смат­ри­ва­лись его пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­че­ские ос­но­вы. Срок обу­че­ния млад­ших школь­ни­ков со­кра­тил­ся с 4 до 3 лет... Читать оригинал

 

ССЫЛКА


 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018