Шлиссельбург — Петрокрепость. Стр. 2

Анатолий Фукс — личный сайт

« НАЧАЛО СТР.

ШЛИССЕЛЬБУРГ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/geography/text/4944100

ШЛИССЕЛЬБУ́РГ, го­род в Рос­сии, в Ле­нинградской области, в Ки­ров­ском районе. Нас. 14,8 тыс. чел. (2016). Рас­по­ло­жен на ле­вом бе­ре­гу р. Не­ва, в мес­те её ис­то­ка из Ла­дож­ско­го озера, в гор. чер­те – ряд ка­на­лов. Бли­жай­шая ж.-д. стан­ция – Пет­рок­ре­пость (на пра­вом бе­ре­гу Не­вы, на­про­тив Ш.). По юж. ок­раи­не Ш. про­хо­дит фе­де­раль­ная ав­то­трас­са «Ко­ла».

Шлиссельбург. Вид крепости Орешек. Фото А. И. Нагаева

Ос­но­ван на Оре­хо­вом ост­ро­ве нов­го­род­ца­ми в 1323 как кре­пость Оре­шек (пер­во­на­чаль­но де­ре­вян­ная с од­ной ка­мен­ной баш­ней). В ней был под­пи­сан рус.-швед. Оре­хов­ский мир 1323. В 1348 за­хва­че­на шве­да­ми, вско­ре от­би­та нов­го­род­ца­ми. В 1352 в вост. час­ти ост­ро­ва под ру­ко­во­дством нов­го­род­ско­го ар­хи­еп. Ва­си­лия Ка­ли­ки воз­ве­де­на ка­мен­ная кре­пость в ви­де че­ты­рёх­уголь­ни­ка (100× 90 м) с несколь­ки­ми баш­ня­ми. В зап. час­ти ост­ро­ва, от­де­лён­ной от кре­по­сти ка­на­лом (ши­ри­на 3,3–4,8 м; в 16 в. за­сы­пан), воз­ник по­сад, в 1410 об­не­сённый ка­мен­ной сте­ной. В 1514–25 кре­пость пол­но­стью пе­ре­строе­на, ста­ла пред­став­лять в пла­не мно­го­уголь­ник (300× 150 м) с 7 внеш­ни­ми баш­ня­ми и внутр. 3-ба­шен­ной ци­та­де­лью. Пер­во­на­чаль­ная вы­со­та стен 12 м, 3-ярус­ных ба­шен 14–16 м (верх­ние час­ти кла­док сло­ма­ны в 1815–1817). По бе­ре­гам р. Не­ва, на Ко­рель­ской и Лоп­ской сто­ро­нах, сфор­ми­ро­ва­лись не­ук­ре­п­лён­ные по­са­ды. Кре­пость вы­дер­жа­ла оса­ды швед. войск в 1555, сент. – но­яб. 1579, в 1582 и 1611. Вес­ной 1612, в хо­де Швед­ской ин­тер­вен­ции на­ча­ла 17 в., по­сле дли­тель­ной оса­ды го­род за­хва­чен шве­да­ми, пе­ре­име­но­ван в Но­те­бург (Оре­хо­вый го­род), стал цен­тром Но­те­бург­ско­го ле­на пров. Ин­гер­ман­лан­дия. По Стол­бов­ско­му ми­ру 1617 ос­тал­ся в со­ста­ве Шве­ции. В 1619–41 и 1686–97 про­ве­дён ре­монт кре­по­сти. В 1656, во вре­мя рус.-швед. вой­ны, осаж­дал­ся рус. вой­ска­ми под команд. П. И. По­тём­ки­на, но взят не был.

11(22).10.1702, в Се­вер­ную вой­ну 1700–21, взят рос. вой­ска­ми под ко­манд. ца­ря Пет­ра I. Пе­ре­име­но­ван в Шлис­сель­бург (Ключ-го­род). Раз­ви­вал­ся на тер­ри­то­рии быв. по­са­да на ле­вом бе­ре­гу р. Не­ва у её ис­то­ка из Ла­дож­ско­го оз. В нач. 18 – нач. 20 вв. кре­пость – гл. по­ли­тич. тюрь­ма Рос­сии, сре­ди от­бы­вав­ших здесь за­клю­че­ние: Е. Ф. Ло­пу­хи­на, Иван VI Ан­то­но­вич, Э. И. Би­рон, Н. И. Но­ви­ков, де­каб­ри­сты, польск. ре­во­лю­ци­о­нер В. Лу­ка­синь­ский (в 1830–1868), М. А. Ба­ку­нин, Н. А. Ишу­тин, Н. А. Мо­ро­зов (в 1882–1905), В. Н. Фиг­нер (в 1884–1904). В 1703–15 во­круг ба­шен со­ору­же­ны зем­ля­ные бас­тио­ны, со­еди­нён­ные кур­ти­на­ми (в 1741–58 об­ли­цо­ва­ны кам­нем), в 1812 сня­то арт. во­ору­же­ние кре­пости. По тер­ри­то­рии го­ро­да про­шли Ста­ро­ла­дож­ский (1719–31), Ма­ло­нев­ский (1800–06) и Но­во­ла­дож­ский (1861–66) ка­на­лы Ма­ри­ин­ской вод­ной сис­те­мы. Уезд­ный го­род С.-Пе­терб. (с 1914 Пет­ро­град­ской) губ. (1755–1923). В 1881–83 в кре­по­сти по­строе­на «Но­вая тюрь­ма», в 1907 раз­ме­щён ка­торж­ный цен­трал (в 1911 за­вер­ше­но строи­тель­ст­во но­во­го зда­ния). Все за­клю­чён­ные ос­во­бо­ж­де­ны в хо­де Фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917.

Сов. власть ус­та­нов­ле­на в окт./но­яб. 1917. Вхо­дил в со­став Пет­рогр. (с 1924 Ле­нингр.) уез­да (1923–27), Ле­нингр. ок­ру­га Ле­нингр. обл. (1927–30), Ле­нингр. При­го­род­но­го р-на (1930–36), в 1936–59 и 1993–2006 го­род об­ла­ст­но­го под­чи­не­ния. В Вел. Отеч. вой­ну, во вре­мя Ле­нин­град­ской бит­вы 1941–44, Ш. ок­ку­пи­ро­ван герм. вой­ска­ми 8.9.1941, при этом кре­пость ос­та­лась под кон­тро­лем Крас­ной Ар­мии, слу­жи­ла фор­по­стом ле­во­го флан­га Ле­нингр. фрон­та, под­вер­га­лась мас­си­ров. арт. об­стре­лам и на­лё­там герм. авиа­ции, в ре­зуль­та­те че­го силь­но по­стра­да­ла. Го­род ос­во­бо­ж­дён час­тя­ми Крас­ной Ар­мии 18.1.1943. В 1944–92 на­зы­вал­ся Пет­рок­ре­пость. Вхо­дил в Мгин­ский (1959–60) и Тос­нен­ский (1960–63) рай­о­ны, в 1963–64 в под­чи­не­нии Тос­нен­ско­го гор. со­ве­та, в 1964–93 – Ки­ров­ско­го гор. со­ве­та, с 2006 в со­ста­ве Ки­ров­ско­го р-на.

На Оре­хо­вом ост­ро­ве – кре­пость Оре­шек (фи­ли­ал Гос. му­зея ис­то­рии С.-Пе­тер­бур­га). Со­хра­ни­лись: ци­та­дель, сте­ны с 6 баш­ня­ми и 6 бас­тио­на­ми, руи­ны ка­зарм (1717–19, арх. И. Ус­ти­нов) и со­бо­ра Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи (1826–1831, арх. А. Е. Штау­берт), тю­рем­ные кор­пу­са (18 – нач. 20 вв.). В цен­тре го­ро­да – ан­самбль Крас­ной пл. с ба­роч­ным Бла­го­ве­щен­ским со­бо­ром (1763–64, ко­ло­коль­ня 1788–95), ц. Свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца (1768–70) и ча­сов­ней Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1845–1847, арх. Г. Ер­шов); быв. При­сут­ст­вен­ные мес­та (1805), Гос­ти­ный двор (сер. 1890-х гг., инж. В. Н. Боб­ров), зда­ние гор. ад­ми­ни­ст­ра­ции (нач. 20 в.). У вы­хо­да в Не­ву Ста­ро­ла­дож­ско­го ка­на­ла со­хра­ни­лись мост (1832) и гра­нит­ный шлюз (1836). Па­мят­ни­ки: Пет­ру I (1957, скульп­тор М. М. Ан­то­коль­ский), С. Л. Ра­гу­зин­ско­му-Вла­ди­сла­ви­чу (2011, скульп­тор Г. Ла­зич). Му­зей ис­то­рии го­ро­да (ос­но­ван в 1990, от­крыт в 1995).

Осн. пред­при­ятие – Нев­ский су­до­строи­тель­но-су­до­ре­монт­ный за­вод.

Литература
Лит.: Но­во­рус­ский М. В. Пу­те­во­ди­тель по Шлис­сель­бур­гу. М.; П., 1923; Ко­ло­сов Е. Е. Го­су­да­ре­ва тюрь­ма Шлис­сель­бург. 2-е изд. М., 1930; Уз­ни­ки Шлис­сель­бург­ской кре­по­сти. Л., 1978; Кир­пич­ни­ков А. Н., Сав­ков В. М. Кре­пость Оре­шек. 2-е изд. Л., 1979; Шлис­сель­бург­ская кре­пость. Л., 1986; Иг­нать­е­ва Г. П. Но­вая тюрь­ма Шлис­сель­бург­ской кре­по­сти // Крае­вед­че­ские за­пис­ки. СПб., 1993. Вып. 1; Ов­ся­ни­ков Ю. В. Шлис­сель­бург. 310 лет. СПб., 2012.

 

Петрокрепость. Памятник Петру I.

Петрокрепость. Мост на колоннах.

Петрокрепость. Шлюзы Староладожского канала.

Книга — «Ладога». Лениздат. 1974. Стр. 122—128

ПЕТРОКРЕПОСТЬ

На левом берегу Невы, за узкой протокой, отделяющий остров Ореховый от коренного берега, одновременно с крепостью возник посад, с которого и начинается история города Шлиссельбурга, ныне Петрокрепость. Уже в середине XVIII века посад заметно разросся и в 1755 году был возведен в ранг уездного города. Его росту способствовала прокладка Ладожского канала от истока Невы до устья реки Волхова, то есть от Шлиссельбурга до Новой Ладоги. Навигация по каналу началась в 1730 году. Сразу же в Шлиссельбурге были созданы судоремонтные мастерские.

Дальнейшее развитие города определялось его положением на оживленной водной трассе из Ладожского озера в Балтику. Он стал торговым и ремесленным центром юго-западного Приладожья. Основным занятием его жителей была перевозка товаров на судах в Петербург и Новую Ладогу. Через шлюз Ладожского канала здесь проходило в год до 15 тысяч судов и 10 тысяч плотов. По берегам канала, у самого шлюза, и сложился торговый центр города.

В наше время Петрокрепость — важная пристань на Волго-Балтийском водном пути. За навигацию через нее проходит только большегрузных судов около 4 тысяч. В Петрокрепости расположен центр Невско-Ладожского технического участка, обслуживающего 2000 километров водных путей от Свирицы до невской дельты. Обязанностью речников Петрокрепости является углубление и очистка фарватера, установка и эксплуатация навигационных знаков. Из старых судоремонтных мастерских вырос Невский судоремонтно-судостроительный завод. Сейчас это одно из крупнейших предприятий Северо-Западного речного пароходства. На заводе ремонтируются судовые двигатели, строят буксиры, грузовые суда и танкеры, речные пассажирские теплоходы.

Во время фашистской оккупации в годы минувшей войны город был превращен в развалины — сохранилась лишь десятая часть жилого фонда. Погибли почти все старинные здания. После войны были проведены.большие восстановительные и реставрационные работы, что позволило вернуть прежний облик основным городским сооружениям и архитектурным памятникам. Сохранились мосты и старый шлюз на Петровском канале. Восстановлены здания Гостинного двора на центральной городской площади и двух церквей близ нее — Николаевской и Благовещенской, относящиеся к XVIII веку. Дополняет ансамбль старого исторического центра Петрокрепости гранитная набережная и бульвар вдоль Староладожского канала. Здесь стоит памятник Петру I, чье имя носит город. В Петрокрепости ведется строительство новых жилых домов, культурно-бытовых учреждений.

 

Выпуск № 117 от 30.06.2001

Уголок Петербурга на заброшенном канале

Наталья СЕДОВА

Это сооружение называется просто: Петербургский водоспуск. Но если вы думаете, что находится оно в Петербурге или неподалеку от города, то сильно ошибаетесь: до него добираться нужно долго! Петербургский водоспуск расположен на Ладожском (ныне Староладожский) канале, при Петербургском резервуаре, хранившем некогда запас воды для поддержания ее уровня в канале.

водоспуск

Петербургский водоспуск. Фото 1909 г.

На снимке служебный барказ МПС "Заря", на котором Прокудин-Горский совершил путешествие по Староладожскому каналу.

водоспуск

Петербургский водоспуск. Фото 2017 г.

Самый первый, деревянный, водоспуск был построен на этом месте еще до 1743 года. Потом его не раз перестраивали, обновляли, а в 1786 году составили проект нового — гранитного. Строительство по этому проекту вела в 1793—1794 годах Экспедиция Ладожского канала. На века строили: деревянные сваи забивали копром, использовали смолу и просмоленный войлок, забутовку делали из плиты и извести. Гранитные камни клали на "семент", а их железные связи заливали свинцом. "Панели с тумбами", щитовое стойки по лекалам вытесывали из гранита подмастерья — ученики каменного дела, состоявшие в то время при Экспедиции. Руководили работами премьер-майор Филипп Астафьев, полковник Тихон Аничков, майор Иван Муравьев, капитан Федор Петров...

Как похож этот водоспуск на знаменитые петербургские мосты! Да это и есть арочный мост, но только с гранитными "крыльями" со стороны канала, с четырьмя щитовыми стойками в центре. Между этими стойками когда-то крепились валы с "баранами", с помощью которых караульные солдаты на цепях поднимали деревянные щиты-шандоры, пропуская летом резервную воду в канал.

С 1869 года старый водоспуск использовали уже только как бечевой мост, а в 1912—1913 годах его обновили — поэтому-то он и сохранился до наших дней.

В прежние годы при водоспуске находилось целое селение — Петербургская слобода. Известно, что в 1838 году числилось здесь 15 душ обоего пола — отставные солдаты ведомства путей сообщения и мещане с семействами. В середине ХIХ века было в слободе 24 двора и 78 душ, а в 1912 году в "деревне Петербургская слобода" проживали 68 человек...

Потом изменилось название слободы — она стала Ленинградской, а затем исчезла вовсе, а вот Петербургский водоспуск так и стоит на заброшенном канале, по которому некогда проходил в северную столицу почти весь торговый груз.

И по сей день на фасаде полуразрушенного водоспуска, над самой аркой, висит старинная медная доска с позолоченными буквами: "Петербургский водоспуск. Построен в 1794 году".

 

Выпуск № 056 от 28.03.2008

Трудности переезда

Наталья СЕДОВА

Любое переселение – дело хлопотное, тем более переезд в другой город. Так что героиням нашего рассказа 300 лет назад пришлось совсем нелегко, когда бесконечные вереницы колымаг, повозок и подвод с их громадной прислугой и обозами с вещами в конце марта 1708 года потянулись из Москвы в Петербург.

Это из угождения государю Петру Алексеевичу решилась царица Прасковья Федоровна, вдова его брата Ивана Алексеевича, поменять свою привольную жизнь в подмосковном Измайлове на едва ли привлекательный для нее Петербург. Она догадывалась о тех неудобствах и лишениях, с которыми связана столь дальняя поездка по плохой дороге в полудикую бедную местность, вконец опустошенную войной. Но городок, возникавший среди болот в устье Невы, стал любимым детищем царя, и Прасковья Федоровна, здраво рассудив, долгом своим сочла выполнить указы, повелевавшие именитым москвичам переселяться на невские берега.

Все же поездка эта была не особенно скучна ни для самой царицы, ни для ее дочерей – царевен Екатерины, Анны и Прасковьи: разве есть время скучать, когда едешь в большой компании? С ними были вдовствующая царица Марфа Матвеевна – вторая супруга царя Федора Алексеевича и младшая сестра царя Петра Наталья Алексеевна, а также его сводные сестры царевны Мария Алексеевна и Федосья Алексеевна. Ехали в Петербург царевич Алексей Петрович, князь-кесарь Ф. Ю. Ромодановский, генерал-майор И. И. Бутурлин, дядька царя князь Б. А. Голицын, «протчие министры, которые еще в Питербурхе не бывали».

Путь их лежал по старой Ладожской дороге, ведущей из Новгорода к Шлиссельбургу, где гостей уже нетерпеливо дожидался царь. Еще 19 апреля Петр выехал на буере из Петербурга «встречать свою фамилию, Цариц и Царевен, которые тогда с Москвы приехали». А когда «Его Величество в Шлютенбурх прибыл, тогда еще их не было». 20 апреля, как сообщает походный журнал, была «получена ведомость, что они к Шлютенбурху приближаются, тогда изволил к ним ездить на встречу, от Шлютенбурха 8 верст, сухим путем, и тут встретили, и потом приняты оныя персоны в город (крепость Шлиссельбург) с пушечною стрельбою и кушали все в доме губернаторском (А. Д. Меншикова)».

Царь Петр и «протчие все» из-за плохой погоды и ледохода пробыли в Шлиссельбурге с 19 по 25 апреля и «между тем по городу гуляли и смотрели крепости, артилерии и протчаго». Согласитесь, что крепостная артиллерия вряд ли представляла для дам, выросших в теремах, большой интерес. «Квартиры» же гости имели в крепости: Прасковья Федоровна с детьми в доме губернатора, царевны Мария и Федосья Алексеевны в доме капитана Аксакова, князь Б. А. Голицын в доме у майора Геника, а остальные разместились «по домам офицерским». Его Царское Величество, как известно, не мог терпеть тараканов, поэтому, по привычке, предпочел остановиться вдали от жилых хоромов. Вместе с сестрой Натальей Алексеевной он обосновался в доме У. А. Синявина, стоявшем на небольшом островке возле крепости.

Пять дней пробыли царицы и царевны в Шлиссельбурге. Здесь они впервые увидели широкую покрытую ладожским льдом холодную Неву. Неугомонный братец решил сразу же начать приучать свое семейство к водным просторам, поэтому Его Величество «с оными приезжими из Москвы гостьми на 9-ти буерах от Шлютенбурха пошли...»

Флотилия с царицами и царевнами, порядком натерпевшимися на невских порогах, в тот же день прибыла в Петербург. Государь с гордостью возил сестер, снох и племянниц по городу, катал их вокруг Кронштадта, потом пожелал, чтобы они проводили его в Нарву. Под петербургскими дождями их согревали воспоминания о дорогой Москве, но нужно было привыкать к ассамблеям и прочим столичным затеям. Так царственные москвички постепенно становились петербурженками.

Казалось бы, полузабытый исторический факт – прибытие ближайших родственниц Петра I на берега Невы, но с этих пор Романовы стали постоянными петербургскими жителями, а это 300 лет назад закрепило статус Петербурга как столичного города.

 

Выпуск № 152 от 17.08.2007

домик петра

Шлиссельбургъ. Домикъ Петра I, въ которомъ находится его ботикъ.

«Понеже судно старое...»

Наталья СЕДОВА

Знаменитый ботик, найденный молодым Петром в 1688 году в селе Измайлове, как известно, сперва хранился в Москве. В январе 1722 года Петр I поручил доставить ботик из Москвы в Петербург гвардии сержанту Кореневу: «Ехать тебе с ботиком и везть до Шлиссельбурга на ямских подводах, и будучи в дороге смотреть прилежно, чтоб его не испортить, понеже судно старое, того ради ехать днем, а ночью стоять, и где есть выбоины спускать потихоньку».

Указ царя запрещал ставить ботик во дворах и на улицах городов и деревень «для опасения от пожаров», а ставить его на полях, вдали от строений и под охраной часовых. «А приехав в Шлиссельбург, объявить оный коменданту, чтобы его поставить в городе (крепости) на площади против церкви и велел бы его накрыть и ему сержанту с капралами и с солдатами остаться до указу в Шлиссельбурге при том ботике и беречь от всяких случаев».

Подорожная Кореневу, данная вместе с указом, гласит: «Отправлен от нас гвардии нашей сержант Коренев с ботиком в Шлиссельбург и при том ботике капрал и 12 человек солдат и 2 матроса. Того для от Москвы до Твери, от Новгорода и до Шлиссельбурга везде по городам и по ямам, под помянутый ботик и обретающимся при нем людям, давать по 16 подвод без всякого задержания...».

В тот же день шлиссельбургскому коменданту Бухгольцу дан был высочайший указ: «Послан от нас от гвардии сержант Коренев в Шлиссельбург с ботиком старинным, и когда он тот ботик в Шлиссельбург привезет, тогда поставить его в городе на площади против церкви, как возможно далеко от деревянных строениев, дабы от пожару безопасно было, и вели оный накрыть, и смотри прилежно, чтобы тот ботик чем не был поврежден».

29 и 30 мая 1723 года в Петербурге проходили празднества, в которых участвовал ботик «Св. Николай». 27 мая Петр I отправился за ним на яхте в Шлиссельбург, а императрица с министрами и генералитетом 29 мая прибыла в Александро-Невский монастырь в сопровождении Невского флота. В семь часов вечера из Шлиссельбурга император прибыл на ботике к монастырю. С ним находились вместе бас Головин и капитан-командор Сенявин. Ботик сопровождала яхта, на которой Петр ездил в Шлиссельбург, и девять галер.

Суда, находившиеся у монастыря, приспущением флагов, пушечными выстрелами, звуками труб и литавр приветствовали «дедушку русского флота». Был произведен салют из орудий, стоявших на монастырских стенах. А ботик отвечал тремя выстрелами из своих пушечек, на галерах тоже стреляли и били в барабаны. К ботику был поставлен почетный караул от Преображенского полка.

Утром 30 мая после заутрени в Невском монастыре их величества и знатные особы отправились с ботиком к Троицкой площади...

После ботик был отправлен в Адмиралтейство, а капитан-командор Сенявин 2 июня объявил царский указ, чтобы в случае пожара на верфи бот спускать на воду. В августе почетный прием ожидал ботик в Кронштадте. Потом ботик был поставлен «на вечное хранение» в Петропавловской крепости, а ныне находится в Центральном военно-морском музее.

 

ССЫЛКИ


 

« НАЧАЛО СТР.


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018