Швеция (швед. Sverige) — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Старикова А. В., Тельнова Н. О. и др. ШВЕЦИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2018); https://bigenc.ru/geography/text/4692537

Шве́ция (швед. Sverige), официальное название — Короле́вство Шве́ция (швед. Konungariket Sverige) — государство в Северной Европе на Скандинавском полуострове... Википедия

Содержание:

ШВЕЦИЯ... Популярная художественная энциклопедия. 1986

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ШВЕЦИЯ, государство на севере Европы, в восточной части Скандинавского полуострова. Омывается Балтийским морем и Ботническим заливом. Площадь 449 тыс. км2. Население 7151 тыс. человек (1953). Главные города — Стокгольм (столица), Гётеборг, Мальмё. Северную часть Швеции занимают Скандинавские горы (вершина — Кебнекайсе, 2123 м) и Норландское плато (преобладающая высота 200—600 м). Средняя часть Швеции — низменность с отдельными скалистыми холмами. В южной части расположена лесистая возвышенность Смоланд, на крайнем юге — плодородная прибрежная низменность. Климат умеренный, на севере континентальный, в Средней и особенно Южной Швеции мягкий, полуморской. Средняя температура января от —12° на севере до +2° на юге, июля от +14° на севере до +17° на юге. Осадков до 1000 мм в год, Гидрографическая сеть густая, реки многоводные, порожистые; наиболее значительные: Луле-Эльв, Индальс-Эльвен. В Средней Швеции крупные озёра — Венерн, Веттерн, Меларен. Около 57% поверхности покрыто лесами, в Северной Швеции — хвойными, в Средней и Южной — смешанными.

В 9 веке началось объединение шведских племён. Особенностью феодализма, сложившегося в Швеции к 13 веку, являлось наличие более слабых, чем в большинстве других стран Европы, форм зависимости крестьян от феодалов. С середины 12 века шведские феодалы начали завоевание Финляндии (завершено в 14 веке). Объединение в 1397 Швеции с Данией и Норвегией под властью датских феодалов (так называемая Кальмарская уния (к)) привело к усилению феодального гнёта в Швеции и подчинению Швеции Дании, от которого Швеция окончательно освободилась к 1523 в результате народных движений 15—16 веках. В 30-х годах 16 века в Швеции была проведена лютеранская реформация. В 16—17 веках шведское феодальное государство вело захватнические войны (участие в Ливонской войне 1558—83, интервенция в Русское государство в начале 17 века, участие в Тридцатилетней войне 1618—48, русско-шведская война 1656—58) и добилась преобладания на Балтийском море Вторжение Карла XII в Россию во время Северной войны 1700—21 завершилось разгромом шведской армии. Как указывал Ф. Энгельс, Карл XII «погубил Швецию и показал всем неуязвимость России». Непрерывные захватнические войны привели к экономии, разорению Швеции, к застою в развитии производительных сил, что обусловило её отставание в 18 веке от других европейских стран. В1805—10 и в 1813—14 Швеция была втянута в войны на стороне антифранцузской коалиции. По Кильскому миру 1814 с Данией Швеция получила Норвегию (см. Шведско-норвежская уния 1814—1905 (ш)). Со 2-й половины 19 века в Швеции быстро развивался промышленный капитализм; рос и усиливался рабочий класс. В 1889 была основана социал-демократическая рабочая партия, однако её руководство оказалось в руках реформистов. Революция 1905—07 в России оказала влияние на усиление рабочего движения в Швеции и национально-освободительного — в Норвегии. В 1905 Норвегия отделилась от Швеции. В 1909 в Швеции имела место мощная всеобщая забастовка. В 1-й мировой войне 1914—18 Швеция объявила нейтралитет.

Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции революц. движение в Швеции усилилось. В 1917 была создана «левая социал-демократическая партия», преобразованная в 1921 в компартию Швеции. Под давлением пролетариата буржуазия была вынуждена пойти на ряд уступок. Но революционный подъём был сорван правыми социал-демократами, возглавившими в 1920 правительство. Во 2-й мировой войне 1939—45 Швеция также объявила нейтралитет, который, однако, нарушался в пользу гитлеровской коалиции, в частности Германии и Финляндии. В послевоенные годы Швеция придерживается политики «свободы от союзов». Правительство Швеции, учитывая волю шведского народа, отказалось войти в агрессивный Северо-атлантический союз. Однако реакционные круги Швеции, ориентирующиеся на США, пытаются втянуть страну в этот союз. Прогрессивные силы Швеции, возглавляемые компартией, ведут активную борьбу за мир и независимую внешнюю политику Швеции, за социальные и демократические права трудящихся. Дипломатические отношения между СССР и Швецией установлены в 1924.

Швеция — индустриально-аграрная страна. В экономике крупная роль принадлежит монополиям, значительно влияние английского капитала. Швеция богата высококачественной железной рудой, лесом и гидроэнергией. Отрасли промышленности рассчитаны главным образом на экспорт. Добыча железной руды (Кируна, Елливаре), пиритов, цинка и др. Производятся лесозаготовки. Металлургия (качественные стали); машиностроение; военная (трест «Бофорс»), лесопильная, деревообрабатывающая, спичечная и целлюлозно-бумажная промышленность. В 1953 производство электроэнергии составило 22,4 млрд. квт-ч. Большая часть добываемой железной руды (около 16 млн. т. в 1952), целлюлозы и военной продукции вывозится. В сельском хозяйстве господствует кулацкое и помещичье землевладение; широко распространена аренда. Главная отрасль — молочное животноводство (2,5 млн. голов крупного рогатого скота). Распахано лишь 9% территории; главные культуры — кормовые, овёс, пшеница. Рыболовство. Значительный торговый флот. Основные порты: Гётеборг и Стокгольм. Длина железных дорог 16,6 тыс. км. Денежная единица — крона = 100 эре.

Обязательное обучение — в так называемой народной школе (с 7 до 14—15 лет). В 1952 в народных школах было 730 тыс. учащихся. Дальнейшее образование учащиеся получаю в 2-летней дополнительной школе или высшей начальной школе с 2—4-летним курсом обучения. Средних школ (неполных средних, так называемых реальных школ и гимназий) в 1952 было 392 с 151 тыс. учащихся. Высшие учебные заведения Швеции: университеты в Стокгольме, Упсале, Лунде и Гётеборге, Королевский институт технологии, Технологический институт имени Чалмерса и др. Имеются Шведская академия и Королевская академия письменности, истории и древностей. Музеи: Северный (этнографический), Национальный (художественная галлерея) и др. Крупнейшие библиотеки при университетах: в Упсале — 1 млн. тт., в Лунде — 600 тыс. тт., и др.

Швеция — буржуазное государство, конституционная монархия. Законодательная власть принадлежит королю совместно с парламентом (риксдаг). Избирательное право ограничено различными цензами.

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986

ШВЕЦИЯ (Sverige), Королевство Швеция, гос-во в Сев. Европе, на В. и Ю. Скандинавского п-ва. Включает о-ва Готланд и Эланд в Балтийском море. На терр. Ш. сохранились контурные рисунки животных на топорах и орудиях из кости и рога (8—3-е тыс. до н. э.), керамич. сосуды с линейным, ямочным и штриховым геом. узорами, кам. топоры со скульптурами головами оленей и лосей (2-е тыс. до н. э.), близкие иск-ву Сев.-Вост. Европы (см. Финно-угры). Замечательны многофигурные наскальные рисунки эпохи бронзы (2-я пол. 2-го — 1-я пол. 1-го тыс. до н. э.) в обл. Бохуслен (схематические изображения людей, животных, птиц, кораблей, сцен битв, ритуальных процессий и др.). В погребальных курганах найдены бронз. оружие и украшения со спиралевидными узорами, бронз. и золотая посуда. В 1-м тыс. н. э. под влиянием древних германцев в Ш. появляются изделия в «зверином стиле», сооружаются концентрич. по планировке поселения с укрепл. кольцевым валом. Временем образования мелких княжеств (6—8 вв.) датируются погребения знати в ладьях с богатым набором оружия и пиршественной посуды. Складывается характерный для древнего иск-ва Ш. тип орнаментации — симметричное плетение в виде сильно стилизов. зооморфных фигур, покрывающих ювелирные изделия (фибулы, подвески-брактеаты). В 7—8 вв. на о-ве Готланд переживает расцвет резьба на погребальных камнях-стелах. Стелы украшались фризами со сценами битв и др. сюжетами из сканд. эпоса. В 9 в., в эпоху широкой экспансии швед. викингов в странах Европы (см. Норманны), в декор.-прикл. иск-ве на смену статич. орнамент. композициям приходит, экспрессивный узор из буйно переплетающихся линий с включёнными в него сильно стилизов. изображениями животных. Широко распространяются литые бронз. и серебр. статуэтки воинов, языч. богов. После принятия христианства (11 в.) формируется единое швед. государство, складывается ср.-век. культура. На побережье Балтийского моря возникают города (Сигтуна, Висбю на о-ве Готланд и др.), нерегулярную планировку к-рых определяли дороги, связывавшие гавани, места переправ и рынки. Гор. здания были преим. деревянными; г. окружало кольцо кам. или дерев. укреплений. Сооружались также феод. замки с высокой круглой или кв. башней в центре. Кам. дома мелких феодалов представляли собой компактные прямоуг. блоки, их торцовые фасады завершались ступенчатыми щипцами. Потребности обороны определяли массивность их стен и небольшие размеры узких окон. Первые христианские церкви в Ш. (прямоуг. в плане, с прямоуг. апсидой) были деревянными. Украшавший их плетёный орнамент резьбы близок языч. иск-ву (ц. Санкта-Мария-Минор в Лунде, 12—13 вв.). К церквам часто примыкали кам. башни-колокольни с полукруглыми лестничными башенками по углам, служившие и укреплением. Облик церк. построек Ш. 12—13 вв. прост и строг. Их аскетически- гладкие стены обычно сложены из отёсанного камня и гранита. На формирование зрелого ср.-век. зодчества Ш. оказали влияние связи с Францией, Германией, Англией, Сев. Италией и Нидерландами. Воспринятые извне художеств. формы перерабатывались в духе местных традиций. Наряду с 3-нефными базиликальными церквами с трансептом и 2 вост. башнями (собор в Лунде, в декоре к-рого ощутимы ломбардские воздействия) строились и более простые кам. церкви с прямоуг. хором и низким нефом, перекрытым плоским дерев. потолком и украшенным росписью. На пересечении дорог строились церкви в виде круглой и массивной башни с бойницами. В кон. 12 в. появились кирп. церкви со строгим геом. узором на фронтонах зап. фасадов (церковь в Сиггуне, до 1297). На формирование готики в зодчестве Ш. повлияли франц. образцы (собор в Упсале с развитым хором и венцом капелл). Готич. церкви Ш. были чаще всего зальными постройками со звездчатыми сводами, опиравшимися на 8-гранные столбы и украшенными нарядными росписями (церковь монастыря в Вадстене, 1369—1430). Церкви о-ва Готланд выделялись богатым скульпт. убранством порталов, стройными башнями.

Швеция. Церковь в Старой Упсале. Около 1100—1300.

 

Романская скульптура Ш. представлена лишь орнамент. или фигурными рельефами на порталах, капителях и алтарных преградах. Традиции древнего местного зооморфного стиля сочетаются в них с сев.-нем. и визант. мотивами. Особое место занимала скульп. школа о-ва Готланд, где из известняковых пород камня и дерева выполнялись резные порталы, капители, а также грубовато-упрощённые купели, украшенные плоским ленточным или плетёным узором (купель из Норланда, 12 в.). С 13 в. их декор обогатился растит. мотивами, масками, наивно-выразит. евангельскими и ист. сценами (купель из церкви в Люнгшё, ок. 1220). Устойчивость романских традиций в Ш. замедляла проникновение в изобразит. иск-во готич. форм. Наиб. крупным центром готич. скульптуры в Ш. была Упсала, испытывавшая влияния парижской и реймсской школ (убранство собора в Упсале, 13—15 вв.). На сложение позднеготич. иск-ва в Ш. оказало влияние тв-во нем. скульптора и живописца Б. Нотке из город Любек. Выполненная им дерев. статуя «Св. Георгий» (1489, ц. Стурчюрка, Стокгольм), инкрустированная драгоценными камнями, выделялась динамичной композицией, экспрессивностью поз и движений. Шведской живописи эпохи готики, близкой центр.-европейской, были присущи простота композиции, сдержанность колорита, наивная поэтичность деталей. Широкое развитие получила орнамент. роспись интерьеров церквей.

В эпоху Реформации (16 в.) и укрепления королев. власти в Ш. проникла культура европ. Возрождения. В сер. 16 в. в зодчестве сложился местный стиль — т. н. Ваза-ренессанс (от наим. династии швед. королей — Ваза). Для него характерно сочетание местных традиций фортификац. арх-ры с отд. формами готики, ренессанса, а позже барокко (корол. замки Грипсхольм, 1537, Вадстен, 16 — нач. 17 вв., — прямоуг. в плане, с высокими округлыми башнями по углам и более низкими корпусами, строгую гладь стен к-рых прорезают редкие окна). Постройки этого стиля отличаются богатством убранства интерьеров (росписи, деревянные панели, инкрустированные светлым и тёмным деревом, декор из стукко, лепные и резные деревянные потолки). Замки дворян отражали влияние ренессансной арх-ры Дании (замок в Турупе, 1545). В ср.-век. и ренессансном декор.-прикл. иск-ве Ш. выделялись обработка металла, ткачество (ковры, гобелены), шитьё жемчугом.

В эпоху расцвета швед. абсолютизма при короле Густаве II Адольфе (1611—32) развернулись градостроительные работы. Во мн. городах были созданы строго упорядоченные кварталы и системы площадей, регул. сеть улиц и каналов (Карльскруна, Гётеборг). Господствующими направлениями в арх-ре стали воспринятый из Франции классицизм и палладианство. Выделились крупные швед. архитекторы — Н. Тессин Старший и Н. Тессин Младший. В постройках первого (дворец Дротнингхольм близ Стокгольма) парадная простота и сдержанность форм подчёркиваются отд. барочными акцентами. Сооружения второго, сочетающие благородную сдержанность с изысканной нарядностью, явились наиб. ярким воплощением швед. барокко (Корол. дворец в Стокгольме).

В изобразит. иск-ве на протяжении 17 в. складывается нац. художеств. школа. Развиваются портретный, пейзажный и анималистич. жанры, отражающие воздействие голл. иск-ва. После кратковрем. спада культуры, вызванного неудачами в Сев. войне 1700—21, новый её подъём начинается во 2-й четв. 18 в. Развиваются скульптура (Ю. Т. Сергель) и арх-ра (К. Ф. Аделькранц) классицизма, бытовой жанр (Н. Лафренсен, П. Хиллестрём); достигает расцвета проникнутый реалистич. тенденциями аристократич. портрет (А. Рослин, К. Г. Пило, пастелист Г. Лундберг). В 19 в. классицизм в арх-ре сменяется тяжеловесным эклектизмом. В изобразит. иск-ве растёт интерес к ист. прошлому страны, её людям и природе, нар. сказаниям (живописцы Ю. Г. Сандберг, Э. Лундгрен, М. Ларсон, близкие дюссельдорфской школе, скульптор Ю. П. Мулин), распространяется романтич. пейзаж (М. Ларсон, К. Ю. Фалькранц). Реалистич. тенденции во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. достигли вершины в портретах и жанр. композициях А. Цорна и Э. Юсефсона (впоследствии эволюционировавшего к символизму), в бытовых сценах К. Вильхельмсона и К. Ларсона, в пейзажах принца Евгения и анималистич. картинах Б. Лильефорса, отмеченных чертами импрессионизма. С 1880-х гг. в арх-ре получает развитие «нац. романтизм». И. Г. Класон обращается к традициям «Ваза-ренессанса». Умелое использование цвета и фактуры традиц. материалов (неоштукатур. кирпич, гранит), выразительность кладки, чёткое выявление структуры здания отличают работы Р. Эстберга (ратуша в Стокгольме). Как реакция на крайности «нац. романтизма» в 1920-х гг. формируется аскетичный неоклассицизм (Г. Асплунд), к-рый сменяется рационализмом, возникшим под воздействием идей Ле Корбюзье и «Баухауза» (Асплунд, С. Маркелиус). Швед. рационалисты уделяли большое внимание комплексному формированию гор. среды, функц. разработке новых типов обществ. зданий (концертный зал в Гётеборге, арх. Н. Э. Эриксон). В постройках арх. С. Бакстрёма и Л. Рейниуса принципы рационализма сочетались с поисками нац. своеобразия, живописностью композиции, естественной связью с ландшафтом, использованием традиц. материалов (в т. ч. дерева). Во время 2-й мировой войны 1939—45 в арх-ре Ш. сложилось нац. направление — т. н. новый эмпиризм, ориентировавшееся на местные традиции. В 1944—52 на основе комплексной застройки р-нов был разработан ген. план Стокгольма, гибко использовавший естеств. связь арх-ры с природной средой. В пригородах Стокгольма (Веллингбю, 1951—55; Фарста, 60-е гг.) стройные высотные здания с традиционно строгими плоскостями стен и узкими окнами удачно сочетаются в свободной планировке. В 60—70-х гг. свободная планировка сменяется чёткой пространств. организацией комплексов, в которой невысокие здания образуют ясные геом. фигуры; в облике зданий усиливаются черты брутализма. Ведётся реконструкция городов, в т. ч. ст. делового центра Стокгольма, решённого в 2-х уровнях, где оригинально сочетаются пешеходная торг. улица и террасные тракты над магазинами с многообразными сходами и лестницами.

Швеция. К. Вильхельмсон. «На лодке в церковь». 1909. Национальный музей. Стокгольм.

 

В изобразит. иск-ве Ш. 20 в. использование приёмов новейших европ. течений (постимпрессионизма, кубизма, фовизма) сочеталось с развитием нац. традиций. Ощущением поэзии родной природы проникнуты ярко декоративные пейзажи И. Агели, И. Грюневальда, серебристые по гамме ландшафты К. Исаксона. К нац. фольклору обращались X. Линквист, Э. Хальстрём; чертами жизнерадостной нар. брутальности проникнуты жанр. сцены С. Эриксона. В 30-х гг. предст. социально-демокр. направления обращались к отдельным приёмам экспрессионизма (живопись и графика А. Амелина, В. Нильсон). Одновременно распространились абстракционизм (М. В. Сванберг), сюрреализм (т. н. Хальмстадская группа во главе с Э. Ольсоном), а с кон. 40-х гг. — абстрактный экспрессионизм (Т. Ренквист, Г. Ларсон). Демокр. традиции нац. школы продолжали А. Фогстедт, А. Фриделль и др. В 50—60-х гг. получило развитие острое социально-критич. направление (Э. Свенсон, А. Фрийс и другие). В швед. скульптуре 20 в. выделяются островыразит. монумент. компо- зиции К. Миллеса, Б. Юрта, Б. Марклунда, Э. Эрстрёма, сочетающие черты реализма с фантастикой и символикой, а порой и обращением к ср.-век. нац. художеств. наследию. Более традиционные по форме произв. создают скульпторы К. Эриксон, С. Блумберг и др. Тех. виртуозность отличает графич. работы Ф. фон Шанца. К. Ду, Л. Линдеберга. Уделяется внимание проблемам синтеза иск-тв. В монумент. живописи наряду с тяготением к декор. экспрессии заметен интерес к нац. традициям нар. росписи и резьбы по дереву (оформление Нар. Дома в р-не Фарста в Стокгольме, 1966, Т. Ренквист). В иск-ве Ш. 60-х — нач. 80-х гг. распространены также многочисл. модернистские течения (поп-арт, гиперреализм и др.).

Лит.: ИСиНМ, М., 1981; ВИА, т. 4—5, 7, 10—11, Л.-М., 1966—73; А. В. Иконников, Современная архитектура Швеции, М., 1978; Lindblom A., Svensk konst, Stockh., 1960.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


КАЛЬМАРСКАЯ УНИЯ (1397─ 1523), уния (объединение) Дании, Норвегии (вместе с Исландией) и Швеции под верховной властью датских королей. Прекратила существование с выходом из унии Швеции. Датско-норвежская уния сохранялась до 1814.

ШВЕДСКО-НОРВЕЖСКАЯ ВОЙНА 1814 (28 июля — 14 августа), война Швеции против Норвегии; началась в связи с отказом норв. народа признать Кильские мирные договоры 1814, по к-рым Норвегия переходила от Дании к Швеции. Завершилась компромиссной Мосской конвенцией, в соответствии с к-рой была установлена шведско-норвежская уния 1814—1905.

ШВЕДСКО-НОРВЕЖСКАЯ УНИЯ 1814—1906, объединение Швеции и Норвегии в порядке личной унии (в лице шведского короля), произведённое после шведско-норвежской войны 1814. В 1905 усилившаяся борьба норв. народа за гос. независимость привела к расторжению Ш.-н. у.

ШВЕДЫ, нация, осн. население Швеции, живут также в Финляндии. Шведский язык относится к скандинавской группе герм. языков. Численность в Швеции — ок. 7 млн. чел. (1953).

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018