Символизм, франц. symbolisme — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

СИМВОЛИЗМ — направление в европ. и рус. иск-ве 1870—1910-х гг.; сосредоточено преим. на худ. выражении посредством символа (как многозначно-иносказательного и логически непроницаемого образа) "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувств. восприятия. Стремясь прорваться к "скрытым реальностям", "идеальной сущности мира", "нетленной Красоте", С. в мистифицир. форме, усложнённой подчас мотивами декадентского индивидуализма, выразил неприятие бурж. образа жизни и позитивизма в иск.-ве, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-ист. сдвигов. Гл. представители С. в лит-ре — П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, Э. Вархарн, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб; в изобразит. иск-ве: П. Гоген, М.К. Чюрленис, М. Врубель.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

СИМВОЛИЗМ, реакц. течение в бурж. лит-ре и иск-ве эпохи империализма. Возникло в конце 19 в. Символисты утверждали, что реальный земной мир есть лишь искажённое отражение мистич. мира, ставили на место конкретного художеств. образа субъективистский символ. Крайний индивидуализм сочетался у символистов с отрицанием обществ. назначения лит-ры. Содержанием лит-ры С. были религиозно-мистич., упадочные настроения, страх перед революцией, характерные для творчества таких писателей, как С. Малларме, П. Верлеп (Франция), М. Метерлинк (Бельгия) и др. — в зап.-европ. лит-ре; К. Д. Бальмонт, А. Белый, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, Вяч. Иванов и др. — в русской лит-ре. Наиболее выдающиеся русские поэты-символисты В. Я. Брюсов и А. А. Блок под влиянием революц. движения встали на путь разрыва с С.

СИМВОЛ, вещественный, графический или звуковой условный знак или условное действие, обозначающее к.-л. явление, понятие, идею. Напр., красное знамя — С. революционной освободительной борьбы.

СИМВОЛ ВЕРЫ (к р е д о), 1) краткое изложение основных догматов религии. 2) В переносном смысле — основы мировоззрения.

 

Популярная художественная энциклопедия. 1986

СИМВОЛИЗМ (франц. symbolisme, от греч. sэmbolon — знак, символ), направление в европейской художеств. культуре кон. 19 — нач. 20 вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм бурж. «здравомыслия» (в философии, эстетике — позитивизма, в иск-ве — натурализма), С. прежде всего оформился во франц. литературе кон. 1860—70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетич. принципы С. во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к тв-ву и теоретизированию нем. композитора Р. Вагнера. Живой реальности С. противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий «знаки» мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в совр. явлениях, так и в событиях прошлого.

Символизм. О. Редон. «Глаз как шар». Рисунок углём. Около 1890.

 

В целом С. был весьма неоднородным и противоречивым явлением. Не обладая собственной ярко выраженной стилистикой, он являлся скорее «идейным» движением, привлекавшим самых разных по манере мастеров. В 1860—80-х гг. нек-рые черты С. (желание уйти от гнетущей повседневности в постижение вневременных идеалов бытия, вернуться к искренности, «чистоте» иск-ва прошлого и воссоздать эти качества в настоящем) в разной мере присущи позднеромантическому движению прерафаэлитов в Великобритании, творчеству П. Пюви де Шаванна во Франции и мастеров неоидеализма в Германии, обращавшихся к стилизации иск-ва минувших эпох, к мотивам античной мифологии, евангельским сюжетам, ср.-век. легендам. И в идеализации прошлого, и в толковании основных «символических» мотивов (прежде всего самых общих, таких, как «смерть», «любовь», «страдание», «ожидание» и т. п.), состоявшем, как правило, в подмене символа претенциозной, хотя часто и невнятной аллегорией, С. в изобразит. иск-ве вплоть до 1890-х гг. оставался в полной зависимости от лит-ры, причём не только от литературы С. Заимствованные лит. сюжеты и «вечные» мотивы воплощались формальными средствами почти всех осн. направлений 19 в. — классицизма, романтизма, натурализма, импрессионизма, либо в эклектическом смешении их приёмов, в парадоксальном сочетании салонной банальности с изощрённой фантазией — то манерно-утончённой, болезненно-хрупкой (Г. Моро во Франции), то убеждающе достоверной, как бы осязаемой (А. Бёклин в Швейцарии, отчасти Х. Тома в Германии), то интригующе неопределённой и пугающе алогичной (О. Редон во Франции) или исполненной откровенной эротики (Ф. Ропс в Бельгии).

Символизм. Э. Мунк. «Крик». 1893. Национальная галерея. Осло.

 

В кон. 1880-х гг. во Франции П. Гоген и группа его последователей (т. н. понт-авенская школа: Э. Бернар, Л. Анкетен и др.), призывая следовать «таинственным глубинам мысли», сблизились с С. Основываясь на живописной системе т. н. синтетизма, обобщая и упрощая формы и линии, ритмически располагая крупные цветовые плоскости, прибегая к чёткой контурной линии, они пытались воплотить искомые символы в самом характере пластич. формы.

В 1890-е гг. и во Франции (группа «Наби» во главе с П. Серюзье и М. Дени), и в др. странах С. обрёл достаточно широкое стилистич. обоснование в «модерне», став неразрывным, а зачастую и определяющим элементом его художеств. программ, образно-содержательного строя, поэтики. Мастера «модерна», пытаясь наполнить форму активным, духовно-эмоц. содержанием, преодолеть тревожащую неустойчивость мира, стремились установить своего рода эмблематику стиля, найти «неизменную» символику каждого цвета, выявить объединяющее муз. начало в ритмике рисунка и композиции. На этом пути сказались и присущие С. тенденции декадентства с его крайним индивидуализмом и самодовлеющим эстетизмом; аффектация, утрированная чувственность, иррационализм образов (Ф. фон Штук, М. Клингер в Германии, Г. Климт в Австрии), мистическое визионерство, то принимающее безысходно-пессимистический характер (Ф. Кнопф, т. н. латемская школа во главе с Ж. Минне в Бельгии), то проникнутое болезненно-утончённой эротикой (О. Бёрдсли в Великобритании), то переходящее в религ. экзальтацию (Я. Тороп в Голландии).

Особое место в живописи С. занимает близкое к «модерну» сказочно- фольклорное, основанное на прямых аналогиях с музыкой тв-во М. К. Чюрлёниса в Литве. Выходя за пределы стиля «модерн», нек-рые мастера кон. 19 — нач. 20 вв. придавали символич. образам ещё большую экспрессию, пытаясь в заострённой, нередко шаржированной, намеренно алогичной форме обнажить уродство окружающей жизни (Дж. Энсор в Бельгии, Э. Мунк в Норвегии, А. Кубин в Австрии) либо стремясь полнее выразить героико-эпическое звучание символа (Ф. Ходлер в Австрии).

Многообразие существовавших внутри С. идейных и социально-культурных тенденций, приводившее к быстрому распаду его группировок и поляризации идеологич. ориентации, особенно наглядно проявилось в рус. культуре. Сочетавший общие для С. установки с собств. культурными традициями, глубоко озабоченный судьбами своей нации и нац. культуры, рус. С. в сфере лит-ры являл пример самого резкого размежевания своих приверженцев — от адептов религиозного мистицизма (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус) и «жрецов чистого иск-ва» (К. Д. Бальмонт) до поэтов, чётко осознавших реальности общества и истории (В. Я. Брюсов, А. А. Блок). Сложным, вплоть до глубоких идейных расхождений, было взаимодействие лит-ры рус. С. и изобразит. иск-ва, отмеченного его чертами. Напряжённости духовных исканий, свойственной в целом лит-ре рус. С., противоположны общая духовная тональность живописи В. Э. Борисова-Мусатова и тв-во большинства мастеров «Мира искусства» с его мечтательно-ироничной или чуть гротескной эстетической интерпретацией прошлого. Ещё дальше от устремлений поэтов-символистов отстоял связанный с ними организационно, (через ж. "Золотое руно") смутно-мистич. С. группировки «Голубая роза». Наиболее глубоким и ярким явлением С. в рус. иск-ве стало тв-во М. А. Врубеля, полное, мятежной страстности, стремления постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски. В живописи К. С. Петрова-Водкина в духе С. предугадывался, а затем образно осмыслялся ист. перелом а судьбе страны. В первые послереволюц. годы нек-рые приёмы С. оказались для ряда художников средством выражения романтич. ощущения наступления новой эры (произв. Б. М. Кустодиева, К. Ф. Юона и др.).

Лит.: Ревалд Дж., Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена, [пер. с англ., т. 1, Л.—М., 1962]; Д. В. Сарабьянов, К вопросу о символизме в русской живописи конца XIX — начала XX в., «Вестник Московского университета», серия 8, 1982, Й 3; Christoffel U., Malerei und Poesie. Die symbolistische Kunst des 19.Jahrtiunderts, W., [1948]; Hofstätter Н. Н., Symbolismus und die Kunst der Jahrhundertwende, Köln, 1965; его же, Idealismus und Symbolismus, [W.-Münch., 1972]; Le symbolisme en Europe, P., 1976; Cassou J., Encyclopеdie du symbolisme..., P., 1979.

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

СИМВОЛИ´ЗМ, -а, м. Антиреалистическое упадническое направление в искусстве и литературе конца XIX — нач. XX вв., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность в условных и отвлеченных формах.

СИМВОЛИ´СТ,  -а, м. Последователь символизма. || ж. символистка, -и, || прил. символистский, -ая, -ое.

 

Крючкова В. А., Степанова П. М. СИМВОЛИЗМ // Большая российская энциклопедия. Том 30. Москва, 2015, стр. 184-186

СИМВОЛИ́ЗМ (франц. symbolisme), направление в европ. литературе и искусстве кон. 19 нач. 20 вв. Зародив­ший­ся во Фран­ции на ру

СИМВОЛИ́ЗМ (франц. symbolisme), направление в европ. литературе и искусстве кон. 19 нач. 20 вв. Зароив­ший­ся во Фран­ции на ру­бе­же 1860–70-х гг. и по­лу­чив­ший рас­про­стра­не­ние в др. стра­нах За­па­да и в Рос­сии, С. про­ти­во­по­с­та­вил се­бя по­зи­ти­ви­ст­ско­му ми­ро­воз­зре­нию и ут­вер­див­шим­ся тен­ден­ци­ям реа­лиз­ма и на­ту­ра­лиз­ма в ху­дож. твор­че­ст­ве. На фор­ми­ро­ва­ние С., пре­ем­ст­вен­но свя­зан­но­го с ро­ман­тиз­мом, зна­чит. воз­дей­ст­вие ока­за­ли фи­ло­со­фия А. Шо­пен­гау­эра, Э. фон Гарт­ма­на, идеи Ф. Ниц­ше, а так­же ин­туи­ти­визм и фи­ло­со­фия жиз­ни, твор­че­ст­во Р. Ваг­не­ра и Э. По. Сим­во­ли­сты вос­при­ня­ли ок­ру­жаю­щую дей­ст­ви­тель­ность как сис­те­му сим­во­лов, т. е. зри­мых но­си­те­лей не­зри­мо­го и сверх­чув­ст­вен­но­го – еди­ной ду­хов­ной суб­стан­ции, про­ни­зы­ваю­щей при­род­ный мир (объ­ек­тив­ная транс­цен­дент­ная сущ­ность уни­вер­су­ма) и че­ло­ве­че­ское соз­на­ние (субъ­ек­тив­ный внут­рен­ний мир ин­ди­ви­да), ко­то­рую мож­но по­стичь лишь ин­туи­тив­но с по­мо­щью иск-ва. Во мно­гом оп­ре­де­ляю­щей для сим­во­ли­стов в по­пыт­ках при­бли­зить­ся к по­сти­же­нию этой суб­стан­ции яви­лась вы­ска­зан­ная Ш. Бод­ле­ром мысль о мис­тич. со­от­вет­ст­ви­ях зву­ков, за­па­хов и цве­та (со­нет «Со­от­вет­ст­вия», став­ший сво­его ро­да ма­ни­фе­стом С.). С. при­су­щи «ан­ти­бур­жу­аз­ная» на­прав­лен­ность и ин­ди­ви­дуа­лизм, эро­тизм и тя­го­те­ние к де­мо­низ­му, ир­ра­цио­на­лизм и ре­лиг. мис­ти­цизм, эс­те­ти­за­ция жиз­ни и са­кра­ли­за­ция иск-ва. Суг­ге­стив­ность С., свя­зан­ная со стрем­ле­ни­ем пе­ре­дать не­вы­ра­зи­мое, сво­ей смы­сло­вой не­оп­ре­де­лён­но­стью сбли­жа­ет С. с им­прес­сио­низ­мом.

­

В ли­те­ра­ту­ре ос­но­вы сим­во­ли­ст­ской эс­те­ти­ки бы­ли за­ло­же­ны твор­че­ст­вом П. Вер­ле­на, Лот­реа­мо­на, А. Рем­бо, а так­же С. Мал­лар­ме, во­круг ко­то­ро­го ок. 1885 объ­е­ди­ни­лись Ж. Мо­ре­ас (он пер­вый в 1886 ис­поль­зо­вал тер­мин «С.» в ка­че­ст­ве на­зва­ния по­этич. на­прав­ле­ния, но вско­ре ото­шёл от С.), А. де Ре­нье, Р. Гиль и др.; к ним в 1890-е гг. примк­ну­ли П. Кло­дель, П. Ва­ле­ри, П. Фор, А. Жид и др. На пер­вый план вы­дви­ну­лась по­эзия; ли­рич. на­ча­ло от­чёт­ли­во про­яви­лось в про­зе и дра­ма­тургии. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось зву­ко­вой сто­ро­не сти­ха, сбли­же­нию его с му­зы­кой, ос­мыс­ляв­шей­ся в ка­че­ст­ве пра­ос­но­вы иск-ва и жиз­ни; ха­рак­тер­но об­ра­ще­ние к сво­бод­но­му сти­ху как бо­лее на­пев­но­му. Груп­па рас­па­лась в 1898, од­на­ко влия­ние С. про­дол­жа­лось как во Фран­ции, так и за её пре­де­ла­ми. Тес­но свя­за­ны с франц. сим­во­ли­ста­ми пи­сав­шие по-фран­цуз­ски бель­гий­цы М. Ме­тер­линк, Э. Вер­харн; в австр. лит-ре – Г. фон Гоф­ман­сталь и Р. М. Риль­ке; в не­мец­кой – С. Ге­ор­ге, в ир­ланд­ской – У. Б. Йейтс, в нор­веж­ской – позд­ний Г. Иб­сен, в швед­ской – от­час­ти А. Стринд­берг.

В Рос­сии С. офор­мил­ся под влия­ни­ем за­пад­но­го и имел свою спе­ци­фи­ку: пре­им. эс­те­тич. ус­та­нов­ки ев­роп. С. бы­ли до­пол­не­ны мис­ти­ко-фи­лос. идея­ми, ко­то­рые пре­вра­ща­ли рус. С. в слож­ное ху­дож.-по­этич. и ми­ро­воз­зренч. яв­ле­ние. На фор­ми­ро­ва­ние рус. С. зна­чит. влия­ние ока­за­ло уче­ние В. С. Со­ловь­ё­ва о «ду­ше ми­ра», твор­че­ст­во М. Ю. Лер­мон­то­ва, Ф. И. Тют­че­ва и бо­лее все­го – Ф. М. Дос­то­ев­ско­го. Ор­га­ни­зац. цен­тра­ми сим­во­ли­стов ста­ли изд-ва «Скор­пи­он», «Гриф» и «Му­са­гет»; жур­на­лы «Ве­сы», «Зо­ло­тое ру­но», от­час­ти «Мир ис­кус­ст­ва»; пер­вы­ми ма­ни­фе­ста­ми – вы­сту­п­ле­ния Н. М. Мин­ско­го («При све­те со­вес­ти», 1890) и Д. С. Ме­реж­ков­ско­го («О при­чи­нах упад­ка и о но­вых те­че­ни­ях со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ры», 1893). Мин­ско­го и Ме­реж­ков­ско­го, а так­же З. Н. Гип­пи­ус, Ф. Со­ло­гу­ба, А. М. Доб­ро­лю­бо­ва, И. Ко­нев­ско­го, в про­из­ве­де­ни­ях ко­то­рых пре­ло­ми­лись эс­те­ти­ка и на­строе­ния де­ка­дан­са, от­но­сят к «стар­шим сим­во­ли­стам»; к ним же при­над­ле­жат и ис­тин­ные за­чи­на­те­ли С. в отеч. лит-ре – В. Я. Брю­сов и К. Д. Баль­монт. По­ко­ле­ние «млад­ших сим­во­ли­стов» пред­став­ле­но твор­че­ст­вом А. А. Бло­ка – круп­ней­ше­го пред­ста­ви­те­ля рус. С., А. Бе­ло­го, И. Ф. Ан­нен­ско­го, Вяч. И. Ива­но­ва, Ю. Бал­тру­шай­ти­са, Эл­ли­са и др. Раз­мы­ва­ние гра­ниц ме­ж­ду жиз­нью и иск-вом во­пло­ти­лось в ха­рак­тер­ном для рус. С. фе­но­ме­не жиз­не­твор­че­ст­ва как об­ще­куль­тур­но­го со­зи­да­ния, на­прав­лен­но­го на пре­одо­ле­ние раз­ры­ва ме­ж­ду ху­дож­ни­ком и на­ро­дом («рап­содом» и «тол­пой»). Кри­зис, на­ме­тив­ший­ся в хо­де ос­мыс­ле­ния опы­та Ре­во­лю­ции 1905–07 и обу­слов­лен­ный рас­хо­ж­де­ни­ем в оцен­ках пер­спек­тив даль­ней­ше­го ис­то­рич. раз­ви­тия, мес­та «ста­рой» куль­ту­ры и на­зна­че­ния иск-ва быть «де­лом» («про­ро­че­ст­вом») или «толь­ко ис­кус­ст­вом», при­вёл в 1910-е гг. к рас­па­ду сим­во­ли­ст­ско­го дви­же­ния. Лит-ра рус. С., от­ра­зив­шая тра­гич. об­ществ. по­тря­се­ния и эс­ха­то­ло­гич. пред­чув­ст­вия эпо­хи, ста­ла од­ним из наи­бо­лее яр­ких про­яв­ле­ний Се­реб­ря­но­го ве­ка отеч. куль­ту­ры. Об­нов­ле­ние по­этич. жан­ров – вы­дви­же­ние ли­рич. по­эмы и но­вых прин­ци­пов по­строе­ния по­этич. цик­лов и сбор­ни­ков во­круг фи­гу­ры са­мо­го по­эта как ли­рич. ге­роя (внут­рен­няя жизнь ко­то­ро­го ос­мыс­ля­лась как со­при­род­ная транс­цен­дент­ной сущ­но­сти ми­ра) ока­за­ло зна­чит. воз­дей­ст­вие на даль­ней­шее раз­ви­тие отеч. по­эзии.

В изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве С. сло­жил­ся в по­след­ней четв. 19 в., про­ти­во­стоя не толь­ко реа­лиз­му и на­ту­ра­лиз­му, но и ака­де­миз­му и тра­ди­ции ал­ле­го­рии. Про­из­ве­де­ния С. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся не сти­ле­вым един­ст­вом или общ­но­стью сю­же­тов, а суг­ге­стив­ным ха­рак­те­ром об­раз­но­го строя; зна­че­ние сим­во­ла рас­кры­ва­лось че­рез воз­бу­ж­дае­мые им ас­со­циа­ции, субъ­ек­тив­ные пред­став­ле­ния. Пла­стич. об­раз, от­стра­нён­ный от ви­ди­мой ре­аль­но­сти, упо­доб­ля­ет­ся му­зы­ке си­лой эмо­цио­наль­но­го воз­дей­ст­вия, спо­соб­но­стью вы­зы­вать по­ток из­мен­чи­вых пси­хич. со­стоя­ний. Эти осо­бен­но­сти по­зво­ля­ют рас­смат­ри­вать в кон­тек­сте С. позд­не­ро­ман­тич. жи­во­пись Г. Мо­ро, П. Пю­ви де Ша­ван­на и др.

Символизм. М. Дени. «Весенний пейзаж с фигурами (Священная роща)». 1897. Эрмитаж (С.-Петербург).

Наи­бо­лее пол­но С. осу­ще­ст­вил­ся во Фран­ции, где обо­зна­чи­лись разл. спо­со­бы ор­га­ни­за­ции сим­во­лич. фор­мы. А. Орье, один из гл. тео­ре­ти­ков С. в изо­бра­зит. иск-ве, счи­тал сим­во­ли­ст­ским твор­че­ст­во та­ких мас­те­ров пост­им­прес­сио­низ­ма, как В. Ван Гог и П. Го­ген, по­сколь­ку в нём от­вле­чён­ная от на­ту­ры фор­ма сти­му­ли­ро­ва­ла внутр. со­зер­ца­ние. Под влия­ни­ем иск-ва Го­ге­на и понт-авен­ской шко­лы сло­жил­ся ка­мер­ный С. груп­пы «На­би»; вид­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми франц. С. бы­ли так­же О. Ре­дон, Э. А. Кар­рь­ер, О. Ро­ден. «Кон­сер­ва­тив­ная» ли­ния С. свя­за­на с дея­тель­но­стью са­ло­на «Ро­за+Крест», ор­га­ни­зо­ван­но­го в 1892 пи­са­те­лем Ж. Пе­ла­да­ном. Бу­ду­чи мис­ти­ком, он при­зы­вал воз­ро­дить ка­то­лич. идеа­лы, пе­ре­да­вать их в фор­ме жи­во­пис­ной ин­тер­пре­та­ции ср.-век. ле­генд, ре­лиг. и фан­та­стич. сю­же­тов (Э. Аман-Жан, А. Мар­тен, А. Се­он, Л. Ан­ке­тен и др.).

Символизм.  А. Бёклин. «Чума». 1898. Кунстхалле (Базель).

С. в Бель­гии тес­но свя­зан с фран­цуз­ским (Ф. Ропс, Т. ван Рей­сел­бер­ге, Ж. Дель­виль, Ф. Кнопф). В Ни­дер­лан­дах С. пред­став­ля­ли Я. То­роп, Й. Торн-Прик­кер, в Гер­ма­нии – М. Клин­гер, Ф. фон Штук, в Швей­ца­рии – А. Бёк­лин, Ф. Ход­лер, в Фин­лян­дии – А. Гал­лен-Кал­ле­ла, в Лит­ве – М. Чюр­лё­нис. Не­ко­то­рые чер­ты С. мож­но уви­деть в твор­че­ст­ве пре­ра­фа­эли­тов в Ве­ли­ко­бри­та­нии и мас­те­ров не­ои­деа­лиз­ма в Гер­ма­нии. Зна­чит. вклад в ис­то­рию С. сде­лан ху­дож­ни­ка­ми Ав­ст­рии (Г. Климт, К. Мо­зер), пре­тво­рив­ши­ми об­раз­ные мо­ти­вы в де­ко­ра­тив­ных фор­мах мо­дер­на. Эмо­цио­наль­ная на­пря­жён­ность С., стрем­ле­ние пе­ре­дать не­вы­ра­зи­мое при­ве­ли к аб­ст­ра­ги­ро­ва­нию ми­ме­тич. фор­мы (сжа­тие про­стран­ст­ва, де­фор­ма­ция ли­ней­ных очер­та­ний, фор­си­ро­ван­ная цве­то­вая на­сы­щен­ность жи­во­пи­си – в твор­че­ст­ве Э. Мун­ка, Дж. Эн­со­ра, Э. Ши­ле, А. Ку­би­на) и зна­ме­нуют пе­ре­ход от С. к экс­прес­сио­низ­му.

В Рос­сии С. по­лу­чил наи­бо­лее аде­к­ват­ное сти­ле­вое оформ­ле­ние в рам­ках мо­дер­на. С об­ще­ев­ропейским С. рос. мас­те­ров сбли­жа­ет стрем­ле­ние к ми­фо­твор­че­ст­ву (М. А. Вру­бель, Л. С. Бакст, Н. К. Кал­ма­ков, В. Н. Ма­сю­тин, К. С. Пет­ров-Вод­кин, П. Н. Фи­ло­нов), ро­ман­тич. культ нац. ста­ри­ны (В. М. Вас­не­цов, М. В. Не­сте­ров, Н. К. Ре­рих, В. В. Кан­дин­ский, К. Ф. Бо­га­ев­ский и др.), по­ис­ки «на­строе­ний», со­звуч­ных тре­вож­но­му ми­ро­ощу­ще­нию кон. 19 – нач. 20 вв. (И. И. Ле­ви­тан, В. Э. Бо­ри­сов-Му­са­тов, М. В. Якун­чи­ко­ва, М. В. До­бу­жин­ский, К. А. Со­мов, А. Я. Го­ло­вин и др. мас­те­ра «Ми­ра ис­кус­ст­ва», «Го­лу­бой ро­зы»).

В те­ат­раль­ном ис­кус­ст­ве С. свя­зан пре­ж­де все­го с ут­вер­жде­ни­ем ре­жис­сёр­ско­го те­ат­ра. Тео­ре­тич. раз­ра­бот­ки те­ат­раль­но­го С. яр­че все­го про­яви­лись в пье­сах и фи­лос. трак­та­тах М. Ме­тер­лин­ка, в тру­де ко­то­ро­го «Со­кро­ви­ще сми­рен­ных» (1896) вы­дви­га­ет­ся, в ча­ст­но­сти, тео­рия «ста­тич­но­го те­ат­ра»: ис­тин­ный смысл жиз­ни, яв­ле­ний и пред­ме­тов рас­кры­ва­ет­ся по­ми­мо внеш­не­го дей­ст­вия. Воз­ни­ка­ет по­ня­тие «диа­лог вто­ро­го ря­да» – за внеш­ним слу­чай­ным раз­го­во­ром про­яв­ля­ет­ся по-на­стоя­ще­му вы­со­кое со­дер­жа­ние слов; боль­шое зна­че­ние име­ют пау­зы, выс­ший смысл бы­тия ро­ж­да­ет­ся в мо­мент мол­ча­ния. По­ни­ма­ние сущ­но­сти че­ло­ве­че­ской жиз­ни как тра­ге­дии вы­ра­жа­ет­ся в идее «тра­ги­че­ско­го по­все­днев­но­го».

Пер­вым сим­во­ли­ст­ским те­ат­ром стал па­риж­ский «Théâtre d’Art» («Ху­до­же­ст­вен­ный те­атр», 1890–92), ко­то­рый воз­глав­лял П. Фор (в те­ат­ре ра­бо­та­ли ху­дож­ни­ки груп­пы «На­би»). Ут­вер­ждая на сце­не идею «ус­лов­но­го те­ат­ра», те­атр С. стре­мил­ся соз­дать не­бы­то­вую ат­мо­сфе­ру. Ис­поль­зо­ва­лись «ба­рель­еф­ные ми­зан­сце­ны» – не­глу­бо­кое про­стран­ст­во сце­ны... ЧИТАТЬ ОРИГИНАЛ

 

ССЫЛКИ


  • Символи́зм  (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870—1880-х годах... Википедия
  • Эрнст Фукс (1930—2015) — австрийский художник, основатель Венской школы фантастического реализма

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018