Скопцы, религ. секта

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


СКОПЦЫ, изуверская религиозная секта в России, проповедовавшая необходимость отказа от «мирской жизни». С. подвергали себя кастрации. Возникла в конце 18 в.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


СКОПЦЫ, религ. секта. Возникла в России в кон. 18 в., отделилась от хлыстов. Проповедовала «спасение души» в борьбе с плотью путём оскопления (кастрации) мужчин и женщин, отказа от мирской жизни. Совр. С. заменили физич. оскопление «духовным». В СССР запрещена.

 

 

СКОПЧЕСТВО // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/world_history/text/3623987


СКО́ПЧЕСТВО (са­мо­на­зва­ния – бе­лые го­лу­би или агн­цы Бо­жии), сек­тант­ское те­че­ние «ду­хов­ных хри­сти­ан», прак­ти­кую­щих ка­ст­ра­цию для по­дав­ле­ния плот­ских стра­стей. Бо­го­слов­ское обос­но­ва­ние С. по­сле­до­ва­те­ли воз­во­дят к фра­зе из Но­во­го За­ве­та (Мф. 19, 10–12), неск. со­бо­ров Церк­ви осу­ди­ли доб­ро­воль­ное ос­ко­п­ле­ние. С. при­ме­ня­ли на ру­бе­же 2–3 вв. уче­ни­ки ара­вий­ско­го фи­ло­со­фа Ва­ли­са, скоп­цом ино­гда на­зы­ва­ет­ся Ори­ген. В Рос­сии С. рас­про­стра­ни­лось с 1765 сре­ди хлы­стов в Ор­лов­ской провинции, входившей в состав Белгородской губ. Вла­сти ссы­ла­ли скоп­цов в Си­бирь, в 1772 со­сто­ял­ся суд над 250 чел. Во 2-й пол. 19 в. было вы­яв­ле­но ок. 6 тыс. скоп­цов (Там­бов­ская, Кур­ская и Ор­лов­ская гу­бер­нии). В рус. С. сло­жи­лась бо­га­тая ми­фо­ло­гия, напр. один из ос­но­ва­те­лей рус. скоп­цов, Кон­д­ра­тий Се­ли­ва­нов, счи­тал­ся ца­рём Пет­ром III, сы­ном не­по­роч­ной имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны и вто­рым Хри­стом. Скоп­цы при­вле­ка­ли но­вых по­сле­до­ва­те­лей ак­тив­ным про­зе­ли­тиз­мом и эко­но­мич. спо­со­ба­ми, напр. вы­ку­пом кре­по­ст­ных при ус­ло­вии ос­ко­п­ле­ния. Бы­ло неск. «ду­хов­ных» ста­дий и форм (пер­вая пе­чать, цар­ская пе­чать) ос­ко­п­ле­ния муж­чин и жен­щин. Об­щи­ны С. на­зы­ва­лись «ко­раб­ля­ми» и управ­ля­лись «корм­щи­ком» и «бо­го­ро­ди­цей». По­сле­до­ва­те­ли, раз­но­го про­ис­хо­ж­де­ния, ве­ли ас­ке­тич. об­раз жиз­ни. Об­щи­ны час­то име­ли со­лид­ные вла­де­ния. В дни празд­ни­ков про­во­ди­лись тай­ные ра­де­ния с из­ну­ряю­щи­ми пля­ска­ми. Ны­не не­боль­шое чис­ло по­сле­до­ва­те­лей (в осн. пре­клон­но­го воз­рас­та) жи­вёт в Орен­бург­ской и Там­бов­ской об­лас­тях, а также на Сев. Кав­ка­зе, в их сре­де рас­про­стра­не­ны ду­хов­ные сти­хи, ра­де­ния не про­во­дят­ся.

Лит.: На­де­ж­дин Н. И. Ис­сле­до­ва­ние о скоп­че­ской ере­си. СПб., 1845; Ма­те­риа­лы для ис­то­рии хлы­стов­ской и скоп­че­ской ере­сей // Чте­ния в Им­пе­ра­тор­ском об­ще­ст­ве ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских. 1872. Кн. 2; Эн­гель­штейн Л. Скоп­цы и Цар­ст­во Не­бес­ное. М., 2002; Пан­чен­ко А. А. Хри­стов­щи­на и скоп­че­ст­во: фольк­лор и тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра рус­ских мис­ти­че­ских сект. 2-е изд. М., 2004.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019