Собор Святого Стефана

Анатолий Фукс — личный сайт

Содержание:

Собор Святого Стефана... Яндекс. Словари › Величайшие храмы мира. 2006

 

Собор Святого Стефана
Stephansdom
Wien - Stephansdom (1).JPG
Страна Австрия
Город Вена
Конфессия Католицизм
Архитектурный стиль Романская архитектура и готическая архитектура
Первое упоминание 1137 год
Строительство 1359—1511 годы
Настоятель Кристоф Шёнборн, архиепископ Вены
Сайт Официальный сайт

Материал из Википедии

Собор Святого Стефана в Вене (нем. Stephansdom, в просторечии Steffl) — католический собор, национальный символ Австрии и символ города Вены. Кафедра венского архиепископа — примаса Австрии. Расположен в центре старого города на площади Св. Стефана (Штефансплатц). Первый храм на месте собора построен в 1137—1147 годах; собор в нынешних границах построен в XIII—XV веках и приобрёл современный вид к 1511 году.

История

Строительство

Расширение собора в XII—XV веках:
Романские башни и портал, 1230—1245
Вторая церковь , 1263
Альбертовы хоры, 1304—1340
Перестройка при Рудольфе IV, c 1359

В 1137 году маркграф Леопольд IV совместно с Регинмаром, епископом Пассау, заложили первую церковь; она была завершена постройкой в 1147 в романском стиле. В 1230—1245 годах она была расширена к западу; с тех пор сохранилась западная («романская») стена собора с порталом и двумя башнями, позже перестроенные в готическом стиле. В 1258 году первая церковь сгорела.

В 1263 году на её месте была выстроена вторая церковь, также в романском стиле; день освящения собора, 23 апреля, празднуется по сей день.

В 1304—1340 годах, при Альберте I и Альберте II, к церкви с востока были пристроены трёхнефные Альбертовы хоры, поглотившие трансепт второй церкви и сохранившиеся по сей день; работы были завершены через 77 лет после освящения второй церкви. Северный неф были посвящён Деве Марии, средний св. Стефану и всем святым, южный — двенадцати апостолам.

7 апреля 1359 года Рудольф IV заложил на месте современной южной башни первый камень новой, готической церкви. По планам архитекторов XIV века, стены нового собора ставились снаружи от существующей церкви, и лишь затем следовало разобрать стены старой (это произошло лишь в 1430 году). Альбертовы хоры, достаточно широкие, были сохранены. В 1433 году были завершена южная башня, а перекрытие свода новой церкви потребовало почти 30 лет (1446—1474). Северная башня, заложенная в 1450 году, была прекращена постройкой в 1511 году и так и осталась недостроенной.

Интерьеры

Интерьер собора Св. Стефана

В течение трёх веков церковь Св. Стефана оставалась не более чем приходским храмом. Маркграфы Австрии пытались учредить в Вене епископскую кафедру, а епископы Пассау, тогдашние духовные владыки Австрии, этому сопротивлялись. Венская епархия была учреждена только в 1469 году, под давлением императора Фридриха III. Так церковь Св. Стефана стала кафедральным собором. Вскоре после этих событий, в 1476—1487 годах, скульптор и композитор Вильгельм Роллингер установил внутри собора уникальные резные хоры, а в 1513 году в соборе был установлен орган.

XVI—XVII века, наполненные религиозными и австро-турецкими войнами, мало изменили собор. В эту эпоху в Австрии установилась идеология Pietas Austriaca, католическая по духу и барочная по форме, и интерьеры собора также были переработаны в стиле барокко. Реконструкция началась в 1647 году — с нового, барочного, алтаря работы Йоганна Якоба и Тобиаса Покка (1647). В 1693 и 1697 годах были написаны два образа Девы Марии, в 1700 году установлены два боковых алтаря. Наконец, через 40 лет после изгнания турок из-под Вены, в 1722 году, статус собора и епархии был повышен — до архиепископского.

Пожар 1945 года и восстановление

Собор не пострадал при бомбардировках Второй мировой войны и выдержал первые дни Венской наступательной операции советских войск, начавшейся 2 апреля 1945 года. При отступлении из Вены комендант города генерал Зепп Дитрих приказал немецкой артиллерии уничтожить центр Вены, но приказ не был выполнен. 11 апреля 1945 года местные мародёры подожгли разграбленные лавки; на следующий день пожар перекинулся на собор. Кровля рухнула от огня; крупнейший колокол «Пуммерин» сорвался и обрушился внутрь Северной башни, в результате чего разбился; интерьеры (включая роллингеровские хоры XV века) были почти полностью уничтожены, сгорел большой романтический орган фирмы «Walcker». Кафедры и ценнейшие реликвии сохранились, так как были защищены кирпичными саркофагами.

Собор был восстановлен трудом добровольцев — к 19 декабря 1948 года была восстановлена кровля над главным нефом, 23 апреля 1952 года (в 689-летия собора) возобновились службы. Послевоенное восстановление завершилось только в 1960 году.

В 1980-е годы был начат второй этап полномасштабной реставрации, продолжающийся по сей день. Основная проблема собора Св. Стефана — поверхностные разрушения известняковых стен и статуй. Реставраторы вынуждены заменять отдельные камни и статуи, пользуясь как средневековыми инструментами, так и управляемыми компьютерами камнерезными станками-копирами.

Архитектура

Размеры

Гербы на крыше
  • Высота южной башни — 136,44 м
  • Высота северной башни — 68,3 м
  • Высота конька крыши над центральным нефом — 60 м
  • Длина и ширина собора на уровне земли — 198,2×62 м

Во времена Габсбургов, ни одна церковь Австро-Венгрии не могла быть выше южной башни собора Св. Стефана.

Кровля

Длина кровли главного нефа — 110 м, а высота, от водосточного жёлоба до конька крыши — 37,85 м, при этом наклон кровли местами достигает 80° к горизонтали. При таких углах наклона дождевая вода способна эффективно промывать черепичную кровлю, а редкий снег, не задерживаясь, падает вниз.

Несущий каркас кровли был первоначально выполнен из дерева (свыше 2000 м³), а после пожара 1945 года — из стали (около 600 тн). Покрытие кровли состоит из 230 000 цветных черепиц. Ими выложены изображения национального герба и герба города Вены.

Украшения

Кафедра Св. Иоанна Капистрана

Возле главного портала в «романской стене» (сам портал — традиционный готический) и по периметру стен расположены:

  • Кафедра Св. Иоанна Капистрана, с которой он в 1454 году призывал к крестовому походу на турок
  • Распятие «с зубной болью», называемое так из-за выражения на лике Спасителя
  • Две железные меры — средневековые венские эталоны
  • Солнечные часы на аркбутане

Органы

Новый большой орган, установленный в 1960 году, взамен уничтоженного огнём в апреле 1945 года, с четырьмя рядами клавиатур и педалью, имеет 125 регистров и 10 тысяч органных труб. Этот «орган-великан» — крупнейший в Австрии. Всего в соборе три духовых органа, все они изготовлены австрийской органостроительной фирмой «Rieger». На мессах используется «средний орган», находящейся у южной стены, близ алтаря. Инструмент изготовлен в 1991 году и имеет 55 регистров, распределённых между четырьмя клавиатурами и педалью. Пустующие в настоящее время у северной стены резные каменные хоры первого большого органа (1513 г.) — шедевр поздней готики, созданы чешским скульптором Антоном Пильграмом, который увековечил себя, поместив свой бюст у основания хоров.

Реликвии и достопримечательности

Пёчская икона

Пёчская икона девы Марии

В 1676 венгр Ласло Шигри заказал в селенье Пёч икону Богоматери в память об освобождении из турецкого плена. Икона оказалась в пёчской церкви и в 1696 прославилась чудесами; император Леопольд I вывез её в Вену, оставив селянам копию. Копия также считалась чудотворной, поэтому Пёч стал местом паломничества и был переименован в Мариапёч. До 1945 икона висела при главном алтаре, сейчас — в юго-западном углу, рядом с главным порталом.

Колокола

Всего в звоннице 23 колокола, 20 из них используются, и у каждого — своя роль. Большой колокол северной башни, Новый Пуммерин, массой в 21 383 кг был отлит в 1951 в Санкт-Флориане и установлен в 1957 взамен одноимённого колокола, отлитого в 1711 и погибшего в 1945 году. Пуммерин звонит одиннадцать раз в год — по великим праздникам, в день освящения собора (23 апреля) и в новогоднюю ночь; самый продолжительный, десятиминутный, звон, отмечает смерть и интронизацию папы и венского архиепископа. Это второй по величине колокол Европы (после Кёльнского собора).

Для ежедневного колокольного звона используются 11 колоколов южной башни с электрическим приводом, установленные в 1960, массой от 35 до 5 700 кг. Из них четыре используются перед началом обычной мессы, число увеличивается до десяти по праздничными дням и до одиннадцати — если служит сам архиепископ. Есть особый колокол для заупокойной службы, и особый «пивной колокол», отмечающий закрытие пивных. Часы отбивают два исторических колокола (отливки 1449 и 1772 года), пережившие пожар в южной башне.

Кафедра

Кафедра

Резная кафедра XV века приписывается Николаусу Герхардту. Для естественного усиления звука кафедра прислонена к колонне в центре главного нефа. Её украшают статуи четырёх первых учителей церкви — Августин Блаженный, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Григорий Великий. Перила лестницы, ведущей на кафедру, украшены фантастическим орнаментом из чередующихся жаб и ящериц — аллегория борьбы добра и зла. Под лестницей есть небольшой скульптурный портрет «выглядывающего из окна» — автопортрет скульптора.

Капелла Св. Валентина

Внутри собора устроено шесть обособленных капелл. В реликварии Св. Валентина, датированном 1440 годом и расположенном в верхнем ярусе «романской» башни справа от портала, до 1933 года хранились главные реликвии храма. В 1933 часть из них была перемещена в музей при соборе. Сейчас в капелле хранятся мощи Святого Валентина, черепа святых Космы и Дамиана, и лоскут скатерти Тайной Вечери.

Усыпальницы

В самом соборе похоронены:

  • Рудольф IV (князь — строитель собора, умер в 1365). Надгробие в главном зале — символическое; тело захоронено в подземном «герцогском склепе», заложенном самим Рудольфом.
  • Фридрих III (умер в 1493), надгробие работы Николауса Герхардта
  • Евгений Савойский (умер в 1736)
  • 72 члена династии Габсбургов («герцогский склеп»). Большинство этих «могил» — символические: начиная с 1633 года, в соборе хоронили внутренние органы монархов, сами тела — в Капуцинской церкви, a сердца в церкви Св. Августина.

Катакомбы

Под восточной половиной собора и под прилегающими с востока домами расположены катакомбы — подземное кладбище. В 1732 император Карл VI запретил похороны на старых кладбищах внутри городских стен, поэтому в XVIII веке умерших хоронили под землёй. До полного запрета на подземные могилы, изданного Иосифом II в 1783, под собором Св. Стефана было похоронено до 11 тысяч тел. «Катакомбами», на греческий манер, эти подземелья стали называть только в XIX веке. В подземном епископском склепе до сих пор хоронят высших иерархов австрийской церкви (последнее захоронение в 2004).

Источник — «https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Собор_Святого_Стефана&oldid=71688513»

 

Яндекс. Словари › Величайшие храмы мира. 2006

СОБОР СВЯТОГО СТЕФАНА является главным храмом австрийской столицы. Его изображения стали появляться на картинах с видами Вены еще в Средние века. Собор был заложен епископом Пассау в начале XII века и освящен в 1147 году. Но еще долгие десятилетия спустя он достраивался, перестраивался и подновлялся. Первоначально храм представлял собой трехнефную базилику с сильно выступавшим трансептом, отделявшим от основной части здания узкую алтарную часть. После сильного пожара 1258 года собор фактически пришлось строить заново. От первоначальной постройки уцелел только западный фасад здания с монументальным порталом, носящим название «Исполинские врата». Два других портала, сооруженные позднее, также имеют свои названия: южный — «Певческие врата», северный — «Епископские врата».

В 1304—1340 годах была заново возведена алтарная часть собора и расширена основная часть здания. В 1359 году мастерами Микаэлем Кнабом, отцом и сыном Петером и Гансом фон Прахатицами была сооружена главная вертикаль собора — Южная башня высотой 137 м, на вершину которой ведет лестница в 312 ступеней. Жители Вены называют башню «Старый Стефан». Это одно из лучших произведений австрийской готики.

В середине XV века мастер Ганс Пукспаум, назначенный в 1440 году главным строителем собора, начал возводить Северную башню. Достраивали ее уже после его смерти, и она так и осталась незавершенной. Предание рассказывает, что для того чтобы быстрее закончить постройку башни, мастер Пукспаум заключил союз с дьяволом, но не сумел выполнить поставленное сатаной условие, и в результате башня обрушилась. В 1850-е годы башню собирались достроить, но жители Вены к тому времени уже настолько привыкли к однобашенному собору, что решительно запротестовали против вмешательства в его сложившийся облик.

Окончательно строительство собора завершил знаменитый архитектор и скульптор Антон Пильграм, и произошло это только в начале XVI столетия. С XII века собор Святого Стефана является главным храмом Вены, а с 1469 года—епископской кафедрой (с 1723-го — архиепископской).

Несмотря на затянувшееся на несколько веков строительство, собор Святого Стефана сохранил архитектурную целостность, и его облик в основном выдержан в готическом духе. Окруженный со всех сторон городской застройкой собор почти невозможно охватить взглядом в полной мере, а с близкого расстояния можно увидеть только его уходящую в небо громаду. Стены собора подпирают мощные контрфорсы. Многочисленные готические детали подчеркивают устремленность ввысь тяжелого монументального здания. Крыша собора покрыта многоцветной черепицей, которой выложены, в частности, гербы Австрийской республики. Гладкие стены фасада выложены из крупных блоков тесаного камня и довольно скупо украшены резными масками и скульптурами. Среди них выделяется скульптура Самсона, раздирающего пасть льву. Но если стены собора выглядят почти гладкими, то порталы покрыты настоящим резным каменным ковром, погружающим зрителя в мир средневековых легенд и религиозной символики. Здесь можно видеть растительный орнамент, людей, птиц, фантастических животных, гномов, сказочных чудовищ.

«Исполинские врата», главный вход в собор, в прежние времена открывались только во время торжественных церемоний, например когда собор посещали короли и императоры. В обычное время прихожане входили в собор через боковые входы—северные «Епископские врата», украшенные порталом XIV века, или через южный вход, называемый «Певческие врата». Певческие врата украшают каменные фигуры герцога Рудольфа IV и его супруги Катарины. Их окружают оруженосцы. В руках герцог держит модель собора Святого Стефана.

Интерьер храма украшают многочисленные скульптуры и алтари. Но, несмотря на это, внутреннее пространство собора не загромождено и выглядит просторным. Его длина составляет 108 м, ширина — 35 м, а высота — 28 м. Пять пар мощных столбов поддерживают теряющиеся в высоте своды главного нефа. Свет попадает из высоко расположенных боковых окон, и в пасмурный день в соборе царит полумрак.

До наших дней чудом сохранились цветные средневековые витражи на окнах храма. Алтарь собора — так называемый Винер-Нейштадтский алтарь — относится к XV веку и является одним из самых значительных памятников подобного рода в Европе. Его украшают раскрашенные деревянные рельефы и богатый готический орнамент, а наружные створки покрыты средневековой живописью. Резной высокий алтарь выполнен мастером Якобом Поком.

В интерьере собора находится немало образцов скульптуры XIV—XV веков. Среди них выделяется статуя Мадонны, относящаяся к первой четверти XIV века. Другую большую статую Мадонны, изваянную в 1320—1330-х годах (ее причисляют к лучшим образцам немецкой пластики), можно видеть около епископской кафедры. Сама кафедра, выдающийся памятник средневекового искусства, изготовлена мастером Антоном Пильграмом около 1515 года. Помимо буйной готической резьбы ее украшают четыре потрясающие по реализму и мастерству исполнения фигуры Отцов Церкви, высеченные из камня. Пильграм является и автором подножия органа. Здесь, среди причудливой каменной резьбы, можно видеть автопортрет самого скульптора. Второй его автопортрет находится в нижней части епископской кафедры.

Со времен Средневековья собор служил местом погребения королей, императоров, епископов, знатных людей. Здесь погребено множество деятелей не только австрийской, но и мировой истории — например выдающийся полководец, генералиссимус принц Евгений Савойский. Многие надгробия выделяются искусной работой и являются произведениями искусства. Среди них выделяется саркофаг императора Фридриха III, изготовленный в 1467—1513 годах.

В апреле 1945 года во время ожесточенных боев в Вене собор был охвачен пожаром, длившимся трое суток. Обрушились верхние части здания, рухнул большой колокол, сильно пострадал интерьер собора. Жители города и советские солдаты потушили пожар, но многие детали собора безвозвратно погибли. Спустя семь лет после реставрационных работ собор был снова освящен, но восстановительные работы продолжались еще более десяти лет. Сегодня собор Святого Стефана полностью восстановлен.

 

ССЫЛКИ


  • Гробница Нейхардта Фукса была обнаружена 11 апреля 2000 года у стены собора Святого Стефана...
  • Иоганн Йозеф Фукс (1660—1741) — австрийский композитор, дирижёр, органист, в 1705 капельмейстер собора Св. Стефана...

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


АПОСТОЛЫ, во времена раннего христианства — странствующие проповедники. В мифе о Христе упоминаются 12 апостолов, избранных якобы им из среды своих учеников. Ряд «посланий», приписываемых А., вошёл в Новый завет.

БАРОККО, основное стилистич. направление в европ. искусстве с конца 16 в. по сер. 18 в. Было связано с дворянской культурой времени расцвета абсолютизма и борьбы за нац. единство. В Б. отразился ряд передовых идей того времени, хотя оно и было призвано прославлять представителей знати и церковь. Архитектура Б. (гл. представители в Италии — Л. Бернини и Ф. Борромини) отличается пышностью; в планах и формах господствуют криволинейные очертания. Наиболее положительные тенденции Б. выразились в создании грандиозных ансамблей. Для скульптуры (Бернини) и живописи Б. характерны эффектные декоративные композиции, парадные портреты.
Особой областью является Б. в России (термни «Б.» применим к русскому искусству только с нач. 18 в. до 60-х гг. 18 в.). Идей славы Русского государства и гордости за деяния русского народа определили прогрессивный нац. характер русского Б.: в архитектуре — большие градостроительные работы, величественные здания, выполненные Д. Трезини, И. К. Коробовым, С. И. Чевакинским, В. В. Растрелли; в скульптуре (К. Б. Растрелли) и живописи — обращение к образу человека-деятеля (иллюстрации к статье см. на стр. 147).

барокко

Барокко: 1. Л. Бернини. Колоннада собора св. Петра. 1656—65. Рим. 2. Л. Бернини. «Аполлон и Дафна». 1624. Вилла Боргезе. Рим. 3. Ф. Борромини. Церковь Сан-Карло у четырёх фонтанов. Начата в 1634. Рим. 4. В. В. Растрелли. Иорданская лестница в Зимнем дворце. 1754—62. Ленинград. 5. С. И. Чевакинский. Никольский военно-морской собор. 1753—62. Ленинград.

 

ГОТИКА (готический стиль), художеств. стиль, господствовавший в иск-ве нек-рых стран Зап. Европы в 12—15 вв. Термин «Г.» возник в Италии в эпоху Возрождения как отрицательная характеристика ср.-век. иск-ва, представлявшегося тогда примитивным и грубым. Готич. иск-во, пришедшее на смену романскому стилю, было порождено ср.-век. гор. культурой. Иск-во Г. находилось под сильным религиозно-церк. влиянием, по в нём развивались реалистич. тенденции, отражавшие идеологию ремесленно-цехового и торг. населения. Ведущую роль в Г. играла архитектура, гл. обр. церковная. Огромные готические соборы построены так, что их стрельчатые своды выкладываются на рёбрах (нервюрах) и опираются внутри собора на столбы; горизонтальный распор сводов передаётся с помощью вынесенных наружу связующих арок (аркбутанов) на наружные опорные столбы (контрфорсы). Это каркасное строение готич. собора позволяло заполнять промежутки между столбами не стенами, а огромными окнами, украшенными витражами. Выстроенное по такой системе здание становилось лёгким, устремлённым ввысь, что подчёркивалось и декоративным оформлением. Соборы обычно обильно украшались скульптурой и ажурной каменной резьбой. В готич. скульптуре черты реализма проявлялись значительно сильнее, чем в романской, однако абстрактность и условность образов в ней еще очень сильны. В формах Г. выполнялись и светские постройки (напр., здания ратуш). Высшего расцвета Г. достигла во Франции (соборы в Париже, Реймсе, Амьене); Г. была распространена в Германии, Нидерландах (Бельгии, Голландии), Англии, Испании и др. В 15—16 вв. в большинстве зап.-европ. стран Г. вытесняется искусством Возрождения.

готика

Готика: 1. Схема конструкции готического собора. 2. Ратуша в Брюсселе. 15 в. 3. Статуи портала собора в Шартре. 13 в. 4. Собор Нотр-Дам в Париже. Начат в 12 в.

 

МАРКГРАФ, правитель пограничного округа — марки — во франкском гос-ве в период раннего средневековья и в ср.-век. Германии. Позднее — дворянский титул в Германии.

ПРИМАС, в католич. и англиканской церкви того или иного гос-ва высшее духовное лицо.

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

 

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, стиль ср-век. зап.-европ. иск-ва 10—12 вв. (в ряде стран также 13в.), аремени полного господства феод.-религ. идеологии. Гл. роль в Р. с. отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвыш. местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими пугающее могущество божества. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к нар. творчеству. Высокого развития достигли обработки металла и дерева, эмаль, миниатюра.

романский стиль

Романский стиль. 1. Собор Нотр-Дам в Пуатье. Франция. Фасад. 12 в. 2. Рельеф «Святой Петр». Собор в Муассаке. Франция. 12 в.

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

 

Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018