Теория, греч. ϑεωρία

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ТЕОРИЯ, обобщение опыта, практики, система осн. идей в той или иной отрасли знания; в широком смысле — научное объяснение объективных закономерностей развития природы, общества и мышления. Высшим теоретич. обобщением общественно-историч. практики и всех накопленных человечеством знаний является последовательно революционная научная теория марксизма-ленинизма. Она даёт возможность коммунистическим партиям правильно ориентироваться в сложной политич. обстановке, предвидеть ход историч. событий и успешно воздействовать на них в соответствии с интересами народа, трудящихся масс, прогрессивного развития общества. См. Марксизм-ленинизм, Естествознание, Наука, Практика.

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ТЕОРИЯ (от греч. theÕria — рассмотрение, исследование), система осн. идей в той или иной отрасли знаний; форма науч. знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Критерий истинности и основа развития Т.— практика.

 

 

Краткий философский словарь. 1954


ТЕОРИЯ (от греч. ϑεωρίαнаблюдение, исследование) — сумма руководящих идей в той или иной области знания; обобщенный опыт людей; совокупность знаний о природе и обществе, накопленных в ходе общественно-исторической жизни (см. Теория и npaктика).

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА.— Вопрос о взаимоотношении теории и практики является одним из коренных вопросов марксисткой науки в целом, марксистской теории познания в частности. Марксизм рассматривает теорию и практику в неразрывной связи и взаимодействии, притом решающей стороной этого взаимодействия марксизм считает практику. Под практикой следует понимать всю совокупность деятельности людей,направленной на создание необходимых условий существования общества. Для марксизма практика есть прежде всего материально-производственная деятельность, ибо от неё зависит существование общества, она есть основа жизни людей. Практика включает в себя как один из важнейших составных Элементов революционно-преобразующую деятельность классов, социальных групп, имеющую целью уничтожение отживших свой век общественных порядков и утверждение новых, передовых порядков, способствующих дальнейшему развитию общества. Теория вырастает на основе практики и является результатом обобщения практического опыта масс. Следовательно, без практики нет и не может быть научной теории. Практика ставит перед теорией вопросы, на которые теория должна дать ответ. Марксизму чуждо понимание теории, науки как самодовлеющего явления. Только та теория имеет глубокие корни в жизни, которая связана с практикой, обслуживает нужды практики и проверяется практикой. Отсюда — тезис марксизма о том, что «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познаниях» (Ленин, т. 14, с. 130). Потребности практики, практической деятельности и имеют решающее значение для развития наук, научных теорий. Так, уже с самого начала развития науки потребности пастушеских и земледельческих народов, потребности мореплавания вызвали к жизни астрономию, математику. Потребности, связанные с развитием городов, крупных построек, судоходства и т. п., породили механику. Особенно быстро развиваются науки, естественнонаучные теории после средневековья, в связи с зарождением и развитием капиталистического производства. «Когда после темной ночи средневековья вдруг вновь возрождаются с неожиданной силой науки, начинающие развиваться с чудесной быстротой, то этим чудом мы опять-таки обязаны производству» (Энгельс, Диалектика природы, 145).

Полный простор для развития науки открывает социалистическая практика, практическая деятельность людей, освобождённых от капиталистического рабства. Социализм означает такое расширение всех областей человеческой практики, которое трудно сравнить с предыдущими историческими эпохами. Бурный рост промышленности, превращение мелкокрестьянского хозяйства в крупное социалистическое земледелие с небывалым применением новейшей техники в сельском хозяйстве, планомерное преобразование природы в невиданных масштабах и т. д.— всё это ставит грандиозные проблемы перед наукой и требует от неё их решения. Так, например, успехи мичуринской биологии (см.) можно понять, лишь приняв во внимание её тесную связь с новой практикой колхозного строительства,с запросами крупного социалистического земледелия. В равной степени это относится и к таким областям науки, как физика, химия, геология и т. д.

Вырастая на основе практической деятельности людей, теория, однако, обладает огромной силой воздействия на самую практику. Являясь обобщением опыта, практики, теория даёт людям перспективу в их практической деятельности. Так, марксистско-ленинская теория есть опыт рабочего движения всех стран, взятый в его обобщённом виде. Но в свою очередь без революционной теории нет революционной практики. Сила теории марксизма-ленинизма состоит в том, что, обобщая революционную практику, опыт истории общества, она даёт возможность видеть внутреннюю связь явлений, объективные закономерности развития и благодаря этому распознавать ход событий не только в настоящем, но и в будущем. Марксистсколенинская теории даёт возможность также предвидеть на многие годы и даже десятилетия вперёд основные тенденции развития общества и потому является той силой, которая позволяет Коммунистической партии замечать строго научные планы практической деятельности. Таким образом, теория и практика взаимно обогащают, оплодотворяют друг друга. Теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой, а практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией. Теория должна не только обобщать имеющуюся уже практику, но и забегать вперёд, указывать путь практике, вооружать людей в их практической деятельности. Пример такой теории дают труды великих вождей пролетариата Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина.
Оппортунисты из II Интерна
ционала культивировали разрыв между теорией и практикой. Из теории марксизма они выхолостили её живую, революционную душу и превратили теорию, оторванную ими от живой, революционной борьбы масс, в жалкие догмы, опровергаемые практикой революционной борьбы. Единство теории и практики получило своё высшее выражение в деятельности Коммунистической партии Советского Союза. Марксизм-ленинизм есть подлинное единство революционной теории и революционной практики. Единство теории и практики является путеводной звездой партии пролетариата.

Единство теории и практики марксизм понимает диалектически, учитывая в этом единстве момент противоречия. В ходе развития закономерно возникают противоречия между некоторыми старыми теориями, теоретическими положениями, научными формулами и новыми данными практики. Это противоречие преодолевается путём обобщении новой практики и приведения в соответствие с ней теории, теоретических положений. Практические данные, имеющиеся в распоряжении людей, ограничены конкретными историческими условиями и не могут считаться исчерпывающими. Новые исторические условия расширяют практику, практическую деятельность людей и требуют пересмотра тех или иных теоретических положений в свете новых данных практики. Практика является не только первоосновой и источником развития науки, теории, но и единственно научным критерием истинности познания (см. Критерий истины).
 

 

Философский словарь. Под редакцией И. Т. Фролова. Издание пятое. Москва. Издательство политической литературы. 1987


ТЕОРИЯ (греч. theoria — наблюдение, рассматривание, исследование) система обобщенного достоверного знания о том или ином „фрагменте" действительности, к-рая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. Термин „Т." имеет различные значения, позволяющие отличить ее от практики или же противопоставить гипотезе (как не проверенному, предположительному знанию). Т. отлична от практики, т. к. является духовным, мысленным „слепком", отражением и воспроизведением реальной действительности. Вместе с тем она неразрывно связана с практикой, к-рая ставит перед познанием назревающие задачи и требует их решения. Поэтому практика и ее результаты в обобщенном виде входят в качестве органического элемента в Т. Каждая Т. имеет сложную структуру. Напр., в физических Т. можно выделить две части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и пр.) и „содержательную" интерпретацию (категории, законы, принципы). Благодаря возможности представить в символической форме содержательные элементы Т. достигается более четкое понимание ее формальной структуры, логических связей, т. е. ее аксиоматизация. Единство содержательного и формального аспектов Т. — один из источников ее развития и совершенствования. В совр. научном познании существенным становится вопрос о „границах" Т., пределах ее применимости. Его четкое решение возможно после создания новой, более общей Т., к-рая, согласно соответствия принципу, „ограничивает" старую Т., включает ее в качестве своего частного, предельного случая.
Построение и трактовка содержательной части Т. связаны с философскими взглядами, мировоззрением ученого, с определенными методологическими принципами подхода к действительности. Как естественнонаучные, так и общественнонаучные Т. обусловлены исторической обстановкой, в к-рой они возникают, исторически данным уровнем производства, техники, эксперимента, науки. Большое значение для возникновения и развития Т., особенно общественных, имеют социальные условия, господствующие в тот или иной период порядки, благоприятствующие или, напротив, тормозящие создание научных Т. Так, только с середины 19 в., с возникновением марксизма, социологические воззрения впервые превратились в научную Т. о законах общественного развития. Т. могут играть и играют большую роль в научном познании и революционном преобразовании об-в а. Т. обр., возникая как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, Т. способствует преобразованию природы и общественной жизни. Критерием истинности Т. является практика (Критерий истины).
 

 

ТЕОРИЯ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


ТЕО́РИЯ (лат. theoria, греч. ϑεωρία, от ϑεωρέω – рас­смат­ри­вать, ис­сле­до­вать) науч­ная, наи­бо­лее раз­ви­тая фор­ма ор­га­ни­за­ции на­уч. зна­ния, даю­щая це­ло­ст­ное пред­став­ле­ние о за­ко­но­мер­но­стях и свя­зях оп­ре­де­лён­ной об­лас­ти дей­ст­ви­тель­но­сти – объ­ек­та дан­ной Т. Пред­став­ля­ет со­бой це­ло­ст­ную, внут­рен­не диф­фе­рен­ци­ро­ван­ную сис­те­му зна­ния, для ко­то­рой ха­рак­тер­ны ло­гич. за­ви­си­мость од­них эле­мен­тов от дру­гих, вы­во­ди­мость со­дер­жа­ния Т. из не­ко­то­рой со­во­куп­но­сти ут­вер­жде­ний и по­ня­тий – ис­ход­но­го ба­зи­са тео­рии.

Раз­ли­че­ние тео­ре­ти­че­ско­го (со­зер­ца­тель­но­го) и прак­тич. зна­ния вос­хо­дит к Ари­сто­те­лю (см. Прак­ти­ка). К ан­тич­ной нау­ке, пре­ж­де все­го к «На­ча­лам» Евк­ли­да, вос­хо­дит и раз­ра­бот­ка фор­мы сис­те­ма­ти­за­ции на­уч. зна­ния, став­шей на мно­го ве­ков идеа­лом на­уч. стро­го­сти (де­дук­тив­но-ак­сио­ма­тич. по­строе­ние тео­рии).

В совр. ме­то­до­ло­гии нау­ки осн. ком­по­нен­та­ми Т. счи­та­ют­ся: 1) ис­ход­ный эм­пи­рич. ба­зис, вклю­чаю­щий мно­же­ст­во за­фик­си­ро­ван­ных в дан­ной об­лас­ти зна­ния фак­тов, дос­тиг­ну­тых в хо­де на­блю­де­ний и экс­пе­ри­мен­тов и тре­бую­щих тео­ре­тич. объ­яс­не­ния; 2) ис­ход­ная тео­ре­тич. ос­но­ва – мно­же­ст­во пер­вич­ных до­пу­ще­ний, по­сту­ла­тов, ак­си­ом, об­щих за­ко­нов, в со­во­куп­но­сти опи­сы­ваю­щих идеа­ли­зи­ро­ван­ный объ­ект Т.; 3) мно­жест­во до­пус­ти­мых в рам­ках Т. пра­вил ло­гич. вы­во­да и до­ка­за­тель­ст­ва; 4) со­во­куп­ность вы­ве­ден­ных в Т. ут­вер­жде­ний с их до­ка­за­тель­ст­ва­ми, со­став­ляю­щая осн. мас­сив тео­ре­тич. зна­ния. Центр. роль в фор­ми­ро­ва­нии Т. иг­ра­ет ле­жа­щий в её ос­но­ве идеа­ли­зи­ро­ван­ный объ­ект – тео­ре­тич. мо­дель, опи­сы­ваю­щая не­ко­то­рую об­ласть ре­аль­но­сти с по­мо­щью оп­ре­де­лён­ных ги­по­те­тич. до­пу­ще­ний и идеа­ли­за­ций (сис­те­ма ма­те­ри­аль­ных то­чек в клас­сич. ме­ха­ни­ке; мно­же­ст­во не­пре­рыв­но хао­ти­че­ски дви­жу­щих­ся и взаи­мо­дей­ст­вую­щих пу­тём со­уда­ре­ний мо­ле­кул в мо­ле­ку­ляр­но-ки­не­тич. Т., и т. д.). В за­ви­си­мо­сти от фор­мы идеа­ли­за­ции и ти­па идеа­ли­зи­ро­ван­но­го объ­ек­та раз­ли­ча­ют тео­рии опи­са­тель­но­го ти­па, ма­те­ма­ти­зи­ро­ван­ные тео­рии, де­дук­тив­ные тео­ре­тич. сис­те­мы.

Пе­ре­ход от эм­пи­рич. ста­дии нау­ки (клас­си­фи­ка­ции и обоб­ще­ния опыт­ных дан­ных) к её тео­ре­тич. ста­дии осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез ряд про­ме­жу­точ­ных форм, в рам­ках ко­то­рых соз­да­ют­ся пер­вич­ные тео­ре­тич. кон­ст­рук­ции (ти­по­ло­гии, объ­яс­ни­тель­ные схе­мы и т. д.). Зре­лая Т. со­дер­жит оп­ре­де­лён­ный ме­ха­низм по­строе­ния зна­ния, внут­рен­не­го раз­вёр­ты­ва­ния её со­дер­жа­ния, во­пло­ща­ет не­ко­то­рую про­грам­му ис­сле­до­ва­ния.

Хо­тя Т. мо­жет раз­ви­вать­ся в от­но­сит. не­за­ви­си­мо­сти от эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ния (по­сред­ст­вом зна­ко­во-сим­во­лич. опе­ра­ций по пра­ви­лам ма­те­ма­тич. или ло­гич. фор­ма­лиз­мов; по­сред­ст­вом вве­де­ния разл. ги­по­те­тич. до­пу­ще­ний или тео­ре­тич. мо­де­лей, осо­бен­но ма­те­ма­тич. ги­по­тез и мо­де­лей; пу­тём мыс­лен­но­го экс­пе­ри­мен­та с идеа­ли­зи­ро­ван­ны­ми объ­ек­та­ми), она вы­сту­па­ет как ре­аль­ное зна­ние о ми­ре толь­ко то­гда, ко­гда по­лу­ча­ет эм­пи­рич. ин­тер­пре­та­цию. При этом как под­твер­жде­ние Т. от­дель­ны­ми эм­пи­рич. при­ме­ра­ми не мо­жет слу­жить без­ого­во­роч­ным сви­де­тель­ст­вом в её поль­зу, так и про­ти­во­ре­чие Т. отд. фак­там не есть дос­та­точ­ное ос­но­ва­ние для от­ка­за от неё, оно мо­жет стать мощ­ным сти­му­лом её со­вер­шен­ст­во­ва­ния. Ре­ше­ние об окон­чат. от­ка­зе от Т. обыч­но свя­за­но с об­щей дис­кре­ди­та­ци­ей ле­жа­щей в её ос­но­ве про­грам­мы ис­сле­до­ва­ния и по­яв­ле­ни­ем но­вой про­грам­мы, вы­яв­ляю­щей бо­лее ши­ро­кие воз­мож­но­сти объ­яс­не­ния и пред­ска­за­ния изу­чае­мых ре­аль­ных яв­ле­ний.

Лит.: Мам­чур Е. А. Про­бле­ма вы­бо­ра тео­рии. М., 1975; Швы­рев В. С. Тео­ре­ти­че­ское и эм­пи­ри­че­ское в на­уч­ном по­зна­нии. М., 1978; Ну­га­ев Р. М. Ре­кон­ст­рук­ция про­цес­са сме­ны фун­да­мен­таль­ных на­уч­ных тео­рий. Ка­зань, 1989; Ла­ка­тос И. Фаль­си­фи­ка­ция и ме­то­до­ло­гия на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских про­грамм. М., 1995; Сте­пин В. С. Тео­ре­ти­че­ское зна­ние. М., 2003; Поп­пер К. Пред­по­ло­же­ния и оп­ро­вер­же­ния: Рост на­уч­но­го зна­ния. М., 2008.

Вернуться к началу

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019