Университет — Энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

В. Даль. Толковый словарь


УНИВЕРСИТЕТЪ м. латнс. высшая школа, учебное заведенье первой степени, по всѣмъ отраслямъ науки.тетскiй  совѣтъ.—каѲедра, професорство. Универсальный, общiй, всеобщiй, вселенскiй. Универсалъ, грамота малоросiйскаго гетмана.

 

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


УНИВЕРСИТЕТЫ, высшие учебно-научные заведения, подготовляющие кадры высококвалифицированных специалистов по различным отраслям науки и культуры. У. стали открываться в разных странах Европы начиная с 12 в. Старейшими У. являются: Болонский (12 в., Италия), Оксфордский (12 в., Англия), Парижский (13 в., Франция). В России первый У. был открыт в 1755 в Москве по инициативе М. В. Ломоносова (ныне Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова). В дореволюц. России было 10 У.; в СССР (в 1954) — 33 У.

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


УНИВЕРСИТЕТ (от лат. universitas — совокупность), высш. уч.-науч. заведение, в к-ром изучается совокупность дисциплин, составляющих основы науч. знаний. Готовит специалистов по разл. отраслям нар. х-ва, науки и культуры, а также ведет н.-и. работу. Первые ун-ты появились в 12—13 вв. в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые У. в России — Академич., (1726—66, Петербург) и Моск. (с 1755); в 1916 было 11 У. В СССР в 1978 66 У.

 

 

Рандин А. В. УНИВЕРСИТЕТ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017)


УНИВЕРСИТЕ́Т (от лат. universitas – це­лость, со­во­куп­ность, общ­ность), выс­шее мно­го­про­филь­ное учеб­но-на­уч­ное уч­ре­ж­де­ние. У. поя­ви­лись в ср.-век. Ев­ро­пе. Тер­мин «У.» пер­во­на­чаль­но обо­зна­чал меж­на­цио­наль­ную кор­по­ра­цию пре­по­да­ва­те­лей (ма­ги­ст­ров, про­фес­со­ров) и сту­ден­тов (схо­ла­ров), объ­е­ди­няв­ших­ся в ин­те­ре­сах про­све­ще­ния и раз­ви­тия ис­тин­но­го и еди­но­го хри­сти­ан­ско­го зна­ния. Выс­шие цер­ков­ные и свет­ские (им­пе­ра­тор­ская или ко­ро­лев­ская) вла­сти на­де­ля­ли У. при­ви­ле­гия­ми: са­мо­управ­ле­ни­ем на ос­но­ве ста­ту­тов, рек­тор­ской юрис­дик­ци­ей, ос­во­бо­ж­де­ни­ем от на­ло­гов, га­ран­тия­ми лич­ной безо­пас­но­сти. Гл. при­ви­ле­ги­ей У. счи­та­лось пра­во при­су­ж­де­ния учё­ных сте­пе­ней, имев­ших об­ще­ев­ро­пей­ское при­зна­ние. Этим У., на­зы­вав­шие­ся так­же «ге­не­раль­ны­ми шко­ла­ми» (studia generalia), от­ли­ча­лись от ме­ст­ных («пар­ти­ку­ляр­ных») школ по­вы­шен­но­го уров­ня (мо­на­стыр­ских и со­бор­ных).

У. воз­глав­лял рек­тор, при нём со­стоя­ли на­блю­дат. и учё­ный со­ве­ты. Ин­те­ре­сы Церк­ви пред­став­лял канц­лер, ут­вер­ждав­ший по­ста­нов­ле­ния о при­су­ж­де­нии учё­ных сте­пе­ней и вер­дик­ты рек­тор­ско­го су­да. За­чис­ле­ние в сту­ден­ты по прин­ци­пу со­от­вет­ст­вия об­ра­зо­ват. тре­бо­ва­ни­ям от­ли­ча­ло У. от др. ср.-век. го­род­ских кор­по­ра­ций, при приё­ме в ко­то­рые ре­шаю­щую роль иг­ра­ло со­ци­аль­ное про­ис­хо­ж­де­ние. Внут­ри У. ос­лаб­ля­лось раз­ли­чие ме­ж­ду ду­хо­вен­ст­вом и ми­ря­на­ми, по­ня­тие «кли­рик» от­но­си­лось ко вся­ко­му об­ра­зо­ван­но­му че­ло­ве­ку.

Пер­вые ср.-век. У. – Бо­лон­ский уни­вер­си­тет, Окс­форд­ский уни­вер­си­тет, Кем­бридж­ский уни­вер­си­тет, Па­риж­ский У. (см. Сор­бон­на) – воз­ник­ли в 11–13 вв. Здесь бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны осн. идеи ака­де­мич. ав­то­но­мии, вы­ра­бо­та­ны мн. про­це­ду­ры внутр. жиз­ни. В не­ко­то­рых У. пра­во из­бра­ния про­фес­со­ров пе­ре­шло (с 14 в.) к го­ро­ду, ко­то­рый от­кры­вал оп­ла­чи­вае­мые ка­фед­ры. Та­кие го­ро­да, как Окс­форд и Кем­бридж, по­сте­пен­но ут­ра­ти­ли са­мо­сто­ят. роль и ста­ли фак­тич. при­дат­ком со­от­вет­ст­вую­ще­го У. В 13–16 вв. У. соз­да­ва­лись це­лена­прав­лен­но при ак­тив­ном уча­стии Церк­ви и го­су­дар­ст­ва: Не­апо­ли­тан­ский уни­вер­си­тет, Се­виль­ский У. (Ис­па­ния), Лис­са­бон­ский уни­вер­си­тет. Пол­ным счи­тал­ся У. с 4 фа­куль­те­та­ми (ар­ти­сти­че­ский, юри­ди­че­ский, мед. и тео­ло­ги­че­ский). Су­ще­ст­во­ва­ла тра­диц. ие­рар­хия фа­куль­те­тов с при­ори­тет­ным по­ло­же­ни­ем тео­ло­ги­че­ско­го, за ним сле­до­ва­ли юри­ди­чес­кий, мед. и ар­ти­сти­че­ский, что со­от­вет­ст­во­ва­ло зна­чи­мо­сти со­от­вет­ст­вую­щих от­рас­лей зна­ния в об­ще­ст­ве. Рас­про­стра­нён­ное пред­став­ле­ние об ар­ти­стич. ф-те как о под­го­то­ви­тель­ном для по­сту­п­ле­ния на др. фа­куль­те­ты не впол­не вер­но, ста­ту­ты У. это­го не пред­пи­сы­ва­ли, хо­тя по­доб­ная тра­ди­ция и су­ще­ст­во­ва­ла. Осн. фор­ма­ми обу­че­ния бы­ли лек­ция (чте­ние кни­ги из­бран­но­го ав­то­ра и ком­мен­та­рий с це­лью ус­вое­ния скры­то­го смыс­ла), её раз­но­вид­ность – кве­стия (про­блем­ное из­ло­же­ние че­рез рас­смот­ре­ние ва­ри­ан­тов от­ве­тов на по­став­лен­ный во­прос) и дис­пут.

В хо­де Ре­фор­ма­ции и Контр­ре­фор­ма­ции У. бы­ли ре­ор­га­ни­зо­ва­ны по тер­ри­то­ри­аль­но-кон­фес­сио­наль­но­му при­зна­ку. В про­тес­тант­ских У. на­чал­ся су­ще­ст­вен­ный пе­ре­смотр кон­цеп­ции об­ра­зо­ва­ния. Ме­сто схо­ла­сти­ки за­ня­ли ак­ту­аль­ные фи­лос. на­прав­ле­ния, по­лу­чи­ли раз­ви­тие ес­теств. нау­ки, ос­но­вы­вав­шие­ся на опыт­ном ис­сле­до­ва­нии. При У. соз­да­ва­лись кли­нич. па­ла­ты, ана­то­мич. те­ат­ры, бо­та­нич. са­ды и др.

В 19 в. брит. У., со­хра­няв­шие чер­ты ср.-век. кор­по­ра­тив­но­сти, про­воз­гла­ша­ли как свою осн. цель «об­ра­зо­ва­ние джент­ль­ме­на». Во Фран­ции У. пре­вра­ти­лись в гос. за­кры­тые проф. шко­лы. Но­вую мо­дель ор­га­ни­за­ции выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния пред­ла­гал Бер­лин­ский уни­вер­си­тет Гум­больд­та. Гл. цель об­ра­зо­ва­ния – со­вер­шен­ст­во­ва­ние лич­но­сти – рас­смат­ри­ва­лась ре­аль­но дос­ти­жи­мой лишь при уча­стии в на­уч. по­зна­нии, ор­га­нич­но вклю­чён­ном в обу­че­ние. В Бер­лин­ском У. в ие­рар­хии фа­куль­те­тов ве­ду­щее ме­сто за­нял фи­ло­соф­ский, где изу­ча­лись и ис­сле­до­ва­лись так­же про­бле­мы мн. гу­ма­ни­тар­ных на­ук – фи­ло­ло­гии, ис­то­рии и др. В центр вни­ма­ния бы­ли по­став­ле­ны са­мо­сто­ят. про­ра­бот­ка сту­ден­та­ми учеб­но­го ма­те­риа­ла, уча­стие в се­ми­на­рах и прак­тич. изу­че­ние отд. пред­ме­тов и тем в ис­сле­до­ва­тель­ских ла­бо­ра­то­ри­ях и т. п. Эта мо­дель по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние и в др. стра­нах, в т. ч. в но­вых У. Вост. Ев­ро­пы, США. Со­хра­не­ние един­ст­ва учеб­ной и на­уч. под­го­тов­ки ос­та­ва­лось важ­ней­шей за­да­чей У. в 19 – 1-й пол. 20 вв. На ба­зе У. во мн. стра­нах фор­ми­ро­ва­лись нац. сис­те­мы на­уч. уч­ре­ж­де­ний, уни­вер­си­тет­ские н.-и. ин­сти­ту­ты и ла­бо­ра­то­рии со­ста­ви­ли осн. часть ву­зов­ско­го сек­то­ра на­уч. по­тен­циа­ла в ря­де ве­ду­щих стран ми­ра.

Университеты в России

Дальневосточный федеральный университет на о. Русский. Фото. 2012. Фото А.И. Нагаева

В Рос­сии пер­вым ос­но­ван Моск. У. (1755; ны­не Мо­с­ков­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет). Сис­те­ма уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния в осн. сло­жи­лась при имп. Алек­сан­д­ре I. Был воз­ро­ж­дён Дерпт­ский У. (1802; ны­не Тар­ту­ский уни­вер­си­тет), Гл. Ви­лен­ская шко­ла пре­об­ра­зо­ва­на в У. (1803; см. Виль­нюс­ский уни­вер­си­тет), уч­ре­ж­де­ны У. в Ка­за­ни [1804; ны­не Ка­зан­ский (При­волж­ский) фе­де­раль­ный У. (см. Ка­зан­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет)], Харь­ко­ве (от­крыт в 1805; ны­не Харь­ков­ский нац. У. им. В. Н. Ка­ра­зи­на) и С.-Пе­тер­бур­ге (1819, на ос­но­ве Глав­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та; ны­не Санкт-Пе­тер­бург­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет), а так­же Вар­шав­ский уни­вер­си­тет (1816, от­крыт в 1817). По­сле Поль­ско­го вос­ста­ния 1830–31 за­кры­ты Вар­шав­ский (вновь от­крыт в 1869, в 1915, во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны, эва­куи­ро­ван в Рос­тов-на-До­ну) и Ви­лен­ский У. Ука­зом имп. Ни­ко­лая I от 8(20).11.1833 при пе­ре­во­де из Кре­мен­ца в Ки­ев Во­лын­ско­го ли­цея ос­но­ван Ун-т Св. Вла­ди­ми­ра (ны­не Ки­ев­ский на­цио­наль­ный уни­вер­си­тет им. Т. Г. Шев­чен­ко). Позд­нее Ри­шель­ёв­ский ли­цей пре­об­ра­зо­ван в Но­во­рос­сий­ский У. в Одес­се (1862, от­крыт в 1865; ны­не Одес­ский на­цио­наль­ный уни­вер­си­тет им. И. И. Меч­ни­ко­ва), от­кры­ты Том­ский У. (1888, ос­но­ван в 1878; см. Том­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет), Ни­ко­ла­ев­ский У. в Са­ра­то­ве (1909; см. Са­ра­тов­ский го­су­дар­ст­вен­ный уни­вер­си­тет), Перм­ский У. (ос­но­ван как от­де­ле­ние Пет­рогр. У. в 1916; ны­не Перм­ский го­су­дар­ст­вен­ный на­цио­наль­ный ис­сле­до­ва­тель­ский уни­вер­си­тет). Ор­га­ни­за­ция и ста­тус У. оп­ре­де­ля­лись Уни­вер­си­тет­ски­ми ус­та­ва­ми (осо­бое по­ло­же­ние за­ни­мал Гель­синг­форс­ский уни­вер­си­тет, пол­но­стью со­хра­нив­ший ав­то­но­мию и не во­шед­ший в рос. сис­те­му выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния). У. но­си­ли поч. на­име­но­ва­ние «им­пе­ра­тор­ских». Чис­лен­ность сту­ден­тов: 2,2 тыс. чел. в 1831, 3,2 тыс. чел. в 1851, 16,8 тыс. чел. в 1901, 35,7 тыс. чел. в 1913. В У. при­ни­ма­лись толь­ко юно­ши, вы­пу­ск­ни­ки поль­зо­ва­лись пре­иму­ще­ст­ва­ми при по­сту­п­ле­нии на гражд. служ­бу. Боль­шин­ст­во про­фес­со­ров пер­во­на­чаль­но при­гла­ша­ли из-за гра­ни­цы, вне­дре­ние рус. яз. в пре­по­да­ва­ние во всех рос. У. за­вер­ше­но в кон. 19 в. Курс У. – 4-лет­ний. Со­стоя­ли из фа­куль­те­тов: юри­ди­че­ско­го, ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ско­го, фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ско­го, ме­ди­цин­ско­го (в от­ли­чие от за­пад­ных, в рос. У., за ис­клю­че­ни­ем Дерпт­ско­го, Вар­шав­ско­го, а так­же Гель­синг­форс­ско­го, не бы­ло бо­го­слов­ских ф-тов; выс­шие тех­нич. учеб­ные за­ве­де­ния су­ще­ст­во­ва­ли в фор­ме ин­сти­ту­тов). Уни­вер­си­тет­ский курс изу­чал­ся так­же в при­ви­ле­ги­ро­ван­ных за­кры­тых учеб­ных за­ве­де­ни­ях – ли­це­ях. По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 У. по­лу­чи­ли ши­ро­кую ав­то­но­мию, по­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 ста­ли ча­стью сов. сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, на­хо­ди­лись в ве­де­нии На­род­но­го ко­мис­са­риа­та про­све­ще­ния. В про­цес­се от­рас­ле­вой ре­ор­га­ни­за­ции выс­шей шко­лы (по­сле 1929) на ос­но­ве У. соз­да­но св. 400 спе­циа­ли­зир. тех­ни­че­ских, с.-х., мед. и др. учеб­ных ин-тов, пе­ре­дан­ных из Нар­ком­про­са хо­зяйств. нар­ко­ма­там ВСНХ и др. ве­дом­ст­вам. Од­на­ко уже в 1-й пол. 1930-х гг. ста­ла очевид­ной не­пра­во­мер­ность от­ка­за от раз­ви­тия уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Часть У. бы­ла вос­ста­нов­ле­на. В 1936 У. пе­ре­да­ны в ве­де­ние Все­со­юз­но­го к-та по выс­шей шко­ле при СНК СССР. В кон. 1950–1970-х гг. соз­да­ны У. (как пра­ви­ло, на ос­но­ве имев­ших­ся пе­да­го­гич. ву­зов) в сто­ли­цах рес­пуб­лик РСФСР и в круп­ных эко­но­мич. цен­трах. В пе­ри­од НТР (в сер. 20 в.) уни­вер­си­тет­ский сек­тор выс­шей шко­лы ока­зал­ся наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ным к ре­ше­нию об­ра­зо­ва­тель­ных про­блем. У. раз­ви­ва­лись как учеб­но-на­уч­но-прак­тич. ком­плек­сы, в ко­то­рых, на­ря­ду с мно­го­от­рас­ле­вой и меж­дис­ци­п­ли­нар­ной под­го­тов­кой спе­циа­ли­стов, ве­лись на­уч. ис­сле­до­ва­ния и тех­нич. и тех­но­ло­гич. раз­ра­бот­ки. В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. часть тех­ни­че­ских, с.-х., ме­ди­цин­ских и др. ву­зов ста­ли пре­об­ра­зо­вы­вать­ся в со­от­вет­ст­вую­щие про­филь­ные У.: Рос­сий­ский го­су­дар­ст­вен­ный гу­ма­ни­тар­ный уни­вер­си­тетРос­сий­ский хи­ми­ко-тех­но­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. Д. И. Мен­де­лее­ва и др. Поя­ви­лись не­го­су­дарств. У., сре­ди них – моск. Ме­ж­ду­нар. ун-т (ос­но­ван в 1993), Рос­сий­ский пра­во­слав­ный университет. В РФ су­ще­ст­ву­ет неск. ти­пов гос. У.: на­цио­наль­ные ис­сле­до­ва­тель­ские уни­вер­си­те­ты России, фе­де­раль­ные уни­вер­си­те­ты, а так­же У. с осо­бым ста­ту­сом (МГУ и СПбГУ). У. при­над­ле­жит центр. ме­сто в реа­ли­за­ции разл. мо­де­лей не­пре­рыв­но­го об­ра­зо­ва­ния и пе­ре­под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов, а так­же в раз­ви­тии дис­тан­ци­он­но­го обу­че­ния с ис­поль­зо­ва­ни­ем ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий.

Университеты в России. Лит.: Фер­лю­дин П. И. Ис­то­ри­че­ский об­зор мер по выс­ше­му об­ра­зо­ва­нию в Рос­сии. Са­ра­тов, 1893; Ще­ти­ни­на Г. И. Уни­вер­си­те­ты в Рос­сии и ус­тав 1884 го­да. М., 1976; Эй­мон­то­ва Р. Г. Рус­ские уни­вер­си­те­ты на гра­ни двух эпох. М., 1985; она же. Рус­ские уни­вер­си­те­ты на пу­тях ре­фор­мы: шес­ти­де­ся­тые го­ды XIX в. М., 1993; Ива­нов А. Е. Выс­шая шко­ла Рос­сии в кон­це XIX – на­ча­ле XX ве­ка. М., 1991; Во­робь­е­ва Ю. С. Об­ще­ст­вен­ность и выс­шая шко­ла в Рос­сии в на­ча­ле XX ве­ка. М., 1994; Ля­хо­вич Е. С., Ре­вуш­кин А. С. Уни­вер­си­те­ты в ис­то­рии и куль­ту­ре до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. Томск, 1998; Пет­ров Ф. А. Фор­ми­ро­ва­ние сис­те­мы уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния Рос­сии. М., 2002–2003. [Т. 1–5]; Анд­ре­ев А. Ю. Рос­сий­ские уни­вер­си­те­ты XVIII – пер­вой по­ло­ви­ны XIX ве­ка в кон­тек­сте уни­вер­си­тет­ской ис­то­рии Ев­ро­пы. М., 2009; Су­во­ров Н. С. Сред­не­ве­ко­вые уни­вер­си­те­ты. 4-е изд. М., 2014; Гай­ден­ко В. П., Смир­нов Г. А. За­пад­но­ев­ро­пей­ская нау­ка в Сред­ние ве­ка. 2-е изд. М., 2015.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019