Валаамский монастырь — Энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Преображенский монастырь), мужской монастырь, основан, предположительно, в начале 14 века (по некоторым данным, в 12 веке.) на берегу острова Валаам (Ладожское озеро), на границе новгородских и шведских земель. Являлся русской пограничной крепостью. Разорён шведами в 1611. В 1715 восстановлен по приказу Петра I. Несмотря на суровый климат, на землях Валаамского монастыря было хорошо поставлено сельское хозяйство.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Преображенский), мужской, на острове Валаам в Ладожском озере. Основан новгородцами не позднее начала 14 века. Множество раз отражал нападения шведов, в 1611 разорён ими. Восстановлен в 1715. Архитектурный памятник 18—19 веков.

 

 

Козлов В. Ф., Бусева-Давыдова И. Л. ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/religious_studies/text/1894937

Валаамский монастырь. Свято-Никольский скит.

ВАЛАА́МСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Ва­ла­ам­ский в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня став­ро­пи­ги­аль­ный муж­ской мо­на­стырь). Точ­ная да­та ос­но­ва­ния В. м. не­из­вест­на; пер­вые хри­сти­ан­ские при­хо­ды по­яви­лись на бе­ре­гах Ла­дож­ско­го оз. не позд­нее 12 в.

Ос­но­ва­те­ля­ми мо­на­ше­ст­ва на о. Ва­ла­ам счи­та­ют­ся свя­тые Сер­гий и Гер­ман Ва­ла­ам­ские. Наи­бо­лее ран­ние до­ку­мен­таль­ные сви­де­тель­ст­ва о В. м. от­но­сят­ся к 14 в. Мо­на­стырь не­од­но­крат­но ра­зо­рял­ся шве­да­ми. В 18 в., при игу­ме­не Наза­рии (1782–1801; под­виж­ник из Саров­ской пус­ты­ни), на Ва­лаа­ме был вве­дён Са­ров­ский мо­на­стыр­ский ус­тав. Наи­боль­ше­го рас­цве­та В. м. дос­тиг в 19 в. при игу­ме­не Да­ма­ски­не (Ко­но­но­ве; 1839–81). В 1-й пол. 19 в. уче­ни­ка­ми прп. Паи­сия Ве­лич­ков­ско­го на Ва­лаа­ме воз­ро­ж­де­но стар­че­ст­во.

До 1917 В. м. был од­ним из са­мых круп­ных рос. мо­на­сты­рей, его на­зы­ва­ли Се­вер­ным Афо­ном. Из В. м. вы­шли по­движ­ни­ки и ос­но­ва­те­ли мо­на­сты­рей: Алек­сандр Свир­ский, Ар­се­ний Ко­нев­ский, Кор­ни­лий Па­лео­стров­ский, Сав­ва­тий Со­ло­вец­кий и др. Мо­на­стырь по­се­ща­ли им­пе­ра­то­ры Алек­сандр I (1819), Алек­сандр II с вел. кн. Алек­сан­дром Алек­сан­д­ро­ви­чем (1858). С Ва­лаа­мом свя­за­но твор­че­ст­во мн. дея­те­лей рус. куль­ту­ры и иск-ва: ху­дож­ни­ков И. И. Шиш­ки­на, А. И. Ку­инд­жи, Н. К. Ре­ри­ха; пи­са­те­лей Н. С. Лес­ко­ва, И. С. Шме­лё­ва, Б. К. Зай­це­ва и др. К 1917 на Валаа­ме на­счи­ты­ва­лось: 21 храм (15 ка­мен­ных и 6 де­ре­вян­ных) с 26 пре­стола­ми, 22 ча­сов­ни; об­щее ко­ли­че­ст­во бра­тии со­став­ля­ло 600 мо­на­ше­ст­вую­щих и 86 труд­ни­ков; су­ще­ст­во­ва­ли не­боль­шие про­из­вод­ст­ва (смо­ля­ной, кир­пич­ный, свеч­ной, ко­же­вен­ный за­во­ды, разл. мас­тер­ские), фер­ма, про­цве­та­ли са­до­вод­ст­во, ого­род­ни­че­ст­во, ры­бо­лов­ст­во, кус­тар­ные про­мыс­лы. В. м. вла­дел об­шир­ны­ми ар­хи­вом и биб­лио­те­кой, сла­вил­ся пев­че­ски­ми тра­ди­ция­ми (из­вест­ное «Ва­ла­ам­ское пе­ние», «Ва­ла­ам­ский рас­пев»). В 19 – нач. 20 вв. в С.-Пе­тер­бур­ге и Мо­ск­ве бы­ли уст­рое­ны под­во­рья В. м. с хра­ма­ми.

По­сле 1917 В. м. ока­зал­ся на тер­ри­то­рии, ото­шед­шей к Фин­лян­дии. При­об­ре­те­ние Финл. пра­во­слав­ной цер­ко­вью са­мо­стоя­тель­но­сти и пе­ре­ход на но­вый стиль вы­зва­ли рас­кол сре­ди мо­на­хов В. м. Не­со­глас­ных с ре­ше­ния­ми фин­ских гос. и цер­ков­ных вла­стей в 1925–27 вы­сла­ли с Ва­лаа­ма. В 1930 в В. м. на­счи­ты­ва­лось 278 чел. бра­тии. В мар­те 1940, по­сле со­вет­ско-фин­лянд­ской вой­ны 1939–40, о. Ва­ла­ам ото­шёл к СССР. То­гда же В. м. был за­крыт; часть на­сель­ни­ков пе­ре­еха­ла в Фин­лян­дию, где ос­но­ва­ла Но­во­ва­ла­ам­ский мон., су­ще­ст­вую­щий и по­ны­не (в юрис­дик­ции Финл. пра­во­слав­ной церк­ви). С 1940 на тер­ри­то­рии В. м. раз­ме­ща­лись сна­ча­ла шко­ла юнг, за­тем сов­хоз, а в 1952–84 ин­тер­нат для ин­ва­ли­дов вой­ны и пре­ста­ре­лых. В ре­зуль­та­те хо­зяйств. ис­поль­зо­ва­ния бы­ли по­губ­ле­ны мн. па­мят­ни­ки на тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря, ра­зо­ре­ны все ски­ты, унич­то­же­ны де­рев. хра­мы и ча­сов­ни.

В сент. 1989 со­стоя­лось офиц. от­кры­тие мо­на­сты­ря; на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние мо­на­ше­ской жиз­ни на Ва­лаа­ме. В 1990 В. м. при­сво­ен ста­тус став­ро­пи­ги­аль­но­го. С 1991 в ве­де­ние Рус. пра­во­слав­ной церк­ви Мо­с­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та на­ча­ли пе­ре­да­вать со­хра­нив­шие­ся зда­ния мо­на­стыр­ско­го ком­плек­са. В мае 1991 бы­ли об­ре­те­ны мо­щи ва­ла­ам­ско­го под­виж­ни­ка ие­рос­хи­мо­на­ха Ан­ти­пы (в 1992 при­чис­лен к ли­ку свя­тых). В 1992 из­дан Указ Пре­зи­ден­та РФ «О Ва­ла­ам­ском ар­хи­пе­ла­ге и Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре». В нач. 21 в. в В. м. – бо­лее 200 на­сель­ни­ков.

Пер­во­на­чаль­но по­строй­ки В. м. бы­ли де­ре­вян­ны­ми; са­мое ран­нее их изо­бра­же­ние име­ет­ся на ми­ниа­тю­ре из Жи­тия прп. Алек­сан­д­ра Свир­ско­го (17 в.). Ка­мен­ное строи­тель­ст­во на­ча­лось в 1785 по пла­ну, со­став­лен­но­му игу­ме­ном На­за­ри­ем и вос­хо­дя­ще­му к мо­на­сты­рям Афо­на. При игу­ме­не Да­ма­ски­не гл. ар­хи­тек­то­ром В. м. стал А. М. Гор­но­ста­ев, ко­то­рый в сво­их про­ек­тах ори­ен­тиро­вал­ся на рус. зод­че­ст­во 16–17 вв.; эти тра­ди­ции бы­ли позд­нее про­дол­же­ны Г. И. Кар­по­вым, В. И. Ба­ран­кее­вым и др., что при­да­ло сти­ли­стич. цель­ность все­му ком­плек­су мо­на­сты­ря и ски­тов. Зда­ния В. м. с ке­лей­ны­ми зда­ния­ми об­ра­зу­ют 2 ка­ре: внут­рен­нее (1785–1801) с Ус­пен­ской ц. (1785) и внеш­нее (с мас­тер­ски­ми, боль­ни­цей, 2-я пол. 19 – нач. 20 вв.). Цен­тром ан­самб­ля яв­ля­ет­ся 5-гла­вый Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле (1887–96, ар­хи­тек­то­ры А. В. Си­лин, Г. И. Кар­пов и Н. Д. Про­кофь­ев), воз­ве­дён­ный на мес­те ста­ро­го (кон. 18 в.), – с верх­ним пре­сто­лом Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и ниж­ним пре­сто­лом Пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на Ва­ла­ам­ских; его ко­ло­коль­ня (са­мая вы­со­кая точ­ка ар­хи­пе­ла­га) на­по­ми­на­ет рус. шат­ро­вые звон­ни­цы 17 в. (рос­пи­си и ико­но­ста­сы ис­пол­ни­ли мо­на­стыр­ские ху­дож­ни­ки). Со­хра­ни­лись так­же Свя­тые вра­та (кон. 18 – нач. 19 вв.) и над­врат­ная ц. Свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла (1802–09), ц. Жи­во­на­чаль­ной Трои­цы (1814, 1837), гос­ти­ни­ца (1852, арх. Гор­но­ста­ев), ра­бот­ный дом (1871, арх. Кар­пов); игу­мен­ское клад­би­ще с ц. Пре­по­доб­ных от­цов (ос­вя­ще­на в 1876).

За пре­де­ла­ми осн. архит. ансамбля рас­по­ла­гаются ски­ты (Свя­тоо­ст­ров­ский, с де­рев. ц. Алек­сан­д­ра Свир­ско­го, 1855; Ав­раа­ми­ев­ский, Сер­ги­ев­ский, Гер­ма­нов­ский, Ко­нев­ский, Тих­вин­ский и др.), ча­сов­ни, по­клон­ные кре­сты. В кон. 19 – нач. 20 вв. воз­ник­ли со­ору­же­ния, на­по­ми­наю­щие о свя­ты­нях Ие­ру­са­ли­ма: мра­мор­ная ча­сов­ня с по­до­би­ем Гро­ба Гос­под­ня в ц. Вос­кре­се­ния Гос­под­ня (1901–1906, арх. В. И. Ба­ран­ке­ев) Вос­кре­сен­ско­го ски­та, Ус­пен­ская ц. Геф­си­ман­ско­го ски­та и др. Де­ре­вян­ная ц. Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1915–17) Смо­лен­ско­го ски­та бы­ла вы­строе­на в «древ­нем нов­го­род­ском» сти­ле по про­ек­ту вел. кн. Пет­ра Ни­ко­лае­ви­ча в па­мять о рус. вои­нах, пав­ших в 1-й ми­ро­вой вой­не.

В 1979 о. Ва­лаам при­сво­ен ста­тус ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­но­го и при­род­но­го му­зея-за­по­вед­ни­ка, на­ча­лась рес­тав­ра­ция отд. па­мят­ни­ков. В 1999 на тер­ри­то­рии о. Ва­лаам соз­дан при­род­ный парк «Ва­ла­ам­ский ар­хи­пе­лаг». Ор­га­ни­зу­ют­ся па­лом­ни­че­ские по­езд­ки.

Лит.: Опи­са­ние Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря и ски­тов его. М., 1913; Рыв­кин В. Р. Ком­по­зи­ци­он­ные осо­бен­но­сти Ва­ла­ам­ско­го ком­плек­са // Ар­хи­тек­тур­ное на­след­ст­во. М., 1981. № 29; Ле­ви­аш Т. Л. Го­су­дар­ст­вен­ный ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ный и при­род­ный му­зей-за­по­вед­ник «Ва­ла­ам»: Пу­те­во­ди­тель. Пет­ро­за­водск, 1989; Тро­па­ми Ва­лаа­ма: Пу­те­во­ди­тель / Сост. Б. Е. Ка­зан­ков. СПб., 1994; Ва­ла­ам­ский мо­на­стырь: ду­хов­ные тра­ди­ции, ис­то­рия, куль­ту­ра. СПб., 2004; Онуф­рий (Ма­ханов). При­чал мо­литв уе­ди­нен­ных: Ва­ла­ам­ский мо­на­стырь и его не­бес­ные по­кро­ви­те­ли пре­по­доб­ные Сер­гий и Гер­ман. СПб., 2005.

 

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.1907—1909

Валаамскiй Преображенскiй мужской монастырь, 1-го класса, Выборгской губ., сердобольскаго уѣзда, въ 40 в. къ В. отъ Сердоболя и въ 200 в. отъ С.-Петербурга, въ сѣв.-зап. части Ладожскаго озера, на южномъ берегу острова, называемаго финнами Валамо (высота), при заливѣ Монастырскомъ. Основателями монастыря считаются препод. Сергiй и Германъ, мощи которыхъ нынѣ покоятся въ соборномъ храмѣ; память ихъ чтится 28 iюня и 11 сентября. Когда былъ основанъ монастырь — неизвѣстно; нѣкоторые считаютъ, что онъ существовалъ уже въ Х вѣкѣ и въ немъ принялъ иночество пр. Авраамiй — ростовскiй чудотворецъ. Другiе говорятъ, что монастырь основанъ въ XII в., когда здѣсь подвизался Корнилiй, основатель Полюстровскаго Рожд. мон. Находясь на границѣ новгородскихъ и шведскихъ владенiй, монастырь часто былъ сжигаемъ и раззоряемъ шведами, но возникалъ вновь. Въ послѣднiй разъ онъ былъ разоренъ въ 1611 г. и оставался въ запустенiи до 1715 г., когда, по приказанiю Петра I, былъ возобновленъ. Въ 1822 г. монастырь сдѣланъ первокласснымъ. Мощи преп. Сергiя и Германа съ 1611 по 1721 гг. находились въ Николаевскомъ Староладожскомъ монаст. Къ монастырю приписано 7 скитов: Авраамiевъ, Всѣхъ-Святскiй, Ильинскiй, Iоанно-Предтеченскiй, Коневскiй, Николаевскiй и Александро-Свирскiй-Святоостровскiй; всѣ они находятся отъ монастыря въ разстоянiи отъ 1 до 10 в. Изъ этихъ скитовъ заслуживаютъ особаго вниманiя Александро-Свирско-Святоостровскiй, въ 7 в. отъ Валаамского мон. Онъ расположенъ на островѣ Святомъ, имѣетъ до 140 ф. высоты. Тутъ, по преданiю, принявшiй иночество на Валаамѣ пр. Александръ-Свирскiй спасался въ пещерѣ, изсѣченной въ скалѣ (XV ст.). До сихъ поръ сохраняются въ этой пещерѣ маленькiй очагъ, крестъ и образъ, очень древнiе. Въ память преподобнаго здѣсь устроена въ 1855 г. церковь и 3 домика для братiи. Нижнiй храмъ Iоанно-Предтеченскаго скита высѣченъ въ гранитной скалѣ. Въ Николаевско-Валаамскомъ скитѣ особенно почитается рѣзное изображенiе св. Николая.

Монастырю принадлежатъ около 40 острововъ: всѣ они въ сложности занимаютъ до 3100 дес. земли. Изъ этой земли до 20 дес. подъ монастырскими зданiями. Удобной земли для посѣвовъ и сѣнокоса около ста тридцати десятинъ. Климатъ довольно суровый: по метеорологическимъ наблюденiямъ станцiи 2-го разряда, существующей на Валаамѣ уже нѣсколько лѣтъ, средняя температура года 3,1°, января — 9,6°, апрѣля +1,6°, iюля +15,7°, октября +4,0°. Несмотря на суровость климата, на Валаамѣ есть плодовые сады, въ которыхъ созрѣваютъ яблоки и вишни. У монастыря прекрасно поставлено молочное хозяйство, и продукты его идутъ на пропитанiе братiи и многочисленныхъ богомольцевъ. Жизнь въ Валаамскомъ монастырѣ для братiи строгая, но многiе не удовлетворяются ею и уходятъ въ скиты. Особенность скитской жизни заключается въ чередномъ чтенiи Псалтыри. Въ свободное отъ чтенiя время скитники исполняют черныя работы, рубятъ дрова и т. д. Женщины въ скитъ Всѣхъ Святыхъ могутъ входить только разъ въ годъ, а въ скитъ Iоанна Предтечи (самый строгiй изъ всѣхъ) доступъ имъ вовсе запрещенъ. Трапеза скитниковъ всегда постная и состоитъ изъ однихъ овощей. Монахи вырѣзываютъ крестики, образа, ложки и занимаются мастерством иконописнымъ, столярнымъ, слесарнымъ, малярнымъ, кузнечнымъ и т. д. Мощи св. Сергiя и Германа и слава о строгой жизни иноковъ привлекаютъ въ монастырь массу богомольцевъ. Въ дни постовъ Петровскаго и Успенскаго число богомольцевъ достигаетъ до 4 тысячъ человѣкъ. Пароходное сообщенiе Петербурга съ монастыремъ продолжается не болѣе 5-ти мѣсяцевъ, отъ конца мая до конца октября. Зимою иногда можно ѣздить по Ладожскому озеру недѣли три, а иногда, по случаю сильныхъ вѣтровъ, сообщенiе по льду совсѣмъ прекращается. Литературу см. въ книгѣ В. В. Звѣринскаго: «Матерiалъ для историко-топографическаго изслѣдованiя о православныхъ монастыряхъ» (СПб., 1890).       А. С.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019