Вепсы — Энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Энциклопедический Словарь. 1953—1955


ВЕПСЫ, народность. Живут в Ленинградской и Вологодской областях РСФСР и Карело-Финской ССР. Язык — финно-угорской группы. Культура сложилась под влиянием русской. Литературный язык — русский.

 

 

С. В. Кисловский. «Знаете ли Вы? Словарь географических названий Ленинградской области». 1974


...3. Потомками веси являются проживающие на территории Ленинградской области, в Прионежском районе Карельской АССР и западной части Вологодской области вепсы (самоназвание «вепся»). Выпадение в русском языке звука «п» (вепся-вепс-весь) вполне закономерно. В настоящее время насчитывается 16 тысяч вепсов. Более половины их считают своим родным языком русский...

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980


ВЕПСЫ, народ в Ленинградской и Вологодской областях  и Карельской АССР. 8,3 тыс. человек (1970). Язык вепский.

 

 

Культура Ленинградской области. Электронная энциклопедия


ВЕПСЫ (устар., чудь, чухари, кайваны; самоназв. у В. Лен. обл.: вепся/бепся/вепсь, вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед, людиникад, чухарид), этническая общность. Веппский яз. относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи.

Вепсы. Жених в свадебном наряде

В. сформировались на терр. между Ладожским, Онежским и Белым озерами (в Межозерье) в результате взаимодействия пришлых прибалт.-фин. групп и местного нас., родственного предкам совр. саамов. С конца I тыс. н. э. началось этнокультурное взаимодействие предков В. (летописная весь) со славянами. Этническая терр. В. со II тыс. н. э. неуклонно сокращалась в результате ассимиляции. В наши дни проживают на смежных терр. Ленингр., Вологодской обл. и Республики Карелия. Делятся на сев., среднюю и юж. этнографические группы. В Лен. обл. В. населяют сев. и сев.-вост. часть Бокситогорского р-на (юж. группа), сев.-вост. часть Тихвинского, юго-вост. часть Лодейнопольского и юж. часть Подпорожского р-нов (средняя группа) . Общая числ. В. в России 8240 чел., в т. ч. в Лен. обл. – 2019 (по данным переписи населения 2002 г.). Осн. занятия в ХХ в.: земледелие, скотоводство. Подсобную роль играли охота и рыболовство, собирательство, лесозаготовительный и иные промыслы: гончарный, катовальный, скорняжный, сапожный, бондарный. Для поселений В. характерна свободная планировка, небольшие размеры и расположение у водоемов. Жилища близки к сев. среднерус. типу. Основой соц. ор-ции являлась сел. община, большое значение имели родственные отношения. Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского нас.

Традиционный орнамент вепсского полотенца из Музея в Доме творчества юных поселка Шугозеро Тихвинского р-на

Основу пищевого рациона составляли мучные продукты. Сохр. богатый фольклор. Письменность на осн. латиницы. Вепсский яз. преподается факультативно в школах, на нем издается литература и газ. «Kodima» («Родная земля»). Нар. иск-во представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (на р. Ояти), вышивкой, ткачеством. В традиционном мировоззрении В. сохранялись нек-рые языческие элементы: почитание деревьев и животных, вера в духов-хозяев. Верующие В. – православные. В наст. время среди В. осуществляется миссионерская деятельность представителями протестантских направлений.

Лит.: Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984; Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (кон. XIX – нач. ХХ в.). СПб., 1994; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 324-467; Современная наука о вепсах: Достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск, 2006.
С.Б. Егоров

 

 

 

Строгальщикова З. И., Жуланова Н. И. ВЕПСЫ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия 2016

ВЕ́ПСЫ (самоназвания – vepsläine, bepsläine и др.), народ прибалтийско-финской группы на северо-западе России. Численность 7,1 тыс. чел. (2010, перепись, в т. ч. 1,2 тыс. чел. говорящих по-вепсски и назвавших себя русскими), в т. ч. в Карелии – 3,7 тыс. чел., Ленинградской обл. – 2,1 тыс. чел., Вологодской обл. – 0,5 тыс. чел.

Вепсская баня. Село Шелтозеро. Фото С. А. Макарьева. 1930. Архив З. И. Строгальщиковой

Более половины (56 %) вепсов живут в городах (в осн. в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Выделяются 3 диалектные группы: северные (прионежские, или шелтозёрские) – на зап. побережье Онежского оз. (Прионежский р-н Карелии); средние – на северо-востоке Ленинградской обл. (Подпорожский, Лодейнопольский и Тихвинский р-ны) и северо-западе Вологодской обл. (Бабаевский и Вытегорский р-ны); южные (Бокситогорский р-н Ленинградской обл.). Говорят на вепсском языке (им владеют 48,6% вепсов, в т. ч. 82% В. в Ленинградской обл., 32% в Карелии и 84% в Вологодской обл.; все В. владеют рус. языком). Верующие – православные.

Дом крестьянина И. Мелькина в селе Шелтозеро (ныне Этнографический музей). 1814.

В. счи­та­ют­ся по­том­ка­ми ве­си и чу­ди; по ар­хео­ло­гич. ис­точ­ни­кам, пред­ки В. жи­ли в Ме­жо­зе­рье (ме­ж­ду Онеж­ским, Ла­дож­ским и Бе­лым озёра­ми). С кон. 19 в. учи­ты­ва­лись офиц. ста­ти­сти­кой как чудь (в Пет­ро­за­вод­ском, Ло­дей­но­поль­ском и Вы­те­гор­ском уез­дах Оло­нец­кой губ.) или чу­ха­ри (в Тих­вин­ском и Бе­ло­зер­ском уез­дах Нов­го­род­ской губ.), в пе­ре­пи­си 1926 впер­вые на­зва­ны В. В 1926 на­счи­ты­ва­ли 32,8 тыс. чел. Cу­ще­ст­во­вали Вин­ниц­кий (1931–37) в Ле­нингр. обл. и Шел­то­зёр­ский (1927–56) в Ка­релии вепс­ские нац. рай­оны, нац. сельсове­ты. С 1929 в Шел­то­зёр­ском нац. рай­оне бы­ло вве­де­но обу­че­ние в шко­лах на фин. яз., с 1932 в Ле­нингр. обл. вво­дит­ся пре­по­давание на вепс­ском яз. В 1937–38 обу­че­ние на вепс­ском яз. пре­кра­ще­но, ак­тив­ные пред­ста­ви­те­ли вепс­ской ин­тел­ли­ген­ции, в т. ч. ав­то­ры учеб­ни­ков, под­верг­лись ре­прес­си­ям. С 1989 по ини­циа­ти­ве Об-ва вепс­ской куль­ту­ры вепс­ская пись­мен­ность воз­ро­ж­да­ет­ся (газ. «Ко­ди­ма», пе­ре­вод Биб­лии), ве­дут­ся пре­по­да­ва­ние в Ка­ре­лии и Ле­нингр. обл., те­ле- и ра­дио­пе­ре­да­чи на вепс­ском язы­ке. В 1988 соз­дан вепс­ский Куй­ский нац. сель­со­вет в Во­ло­год­ской обл., в 1994–2005 су­ще­ст­во­ва­ла Вепс­ская нац. во­лость в Ка­ре­лии. В 2006 В. по­лу­чи­ли ста­тус коренно­го ма­ло­чис­лен­но­го на­ро­да Се­ве­ра.

Фото Л. Л. Красавцевой Вепсянки в традиционных костюмах, играющие на кантелете. 2000.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов лес­ной зо­ны Се­ве­ро-За­па­да Рос­сии (см. ста­тью На­ро­ды и язы­ки в то­ме «Рос­сия»). Осн. тра­диц. заня­тие – под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (рожь, яч­мень, овёс), тра­диц. ору­дия – со­ха (адр) и бо­ро­на-су­ко­ват­ка (ягез). Бы­ли раз­ви­ты камено­тёс­ный про­мы­сел в При­оне­жье (до­бы­ча ма­ли­но­во­го квар­ци­та, или «шок­шин­ско­го пор­фи­ра»), от­ход­ни­че­ст­во (В. из­вест­ны как строите­ли Санкт-Пе­тер­бур­га). Тра­диц. ма­ло­двор­ные по­се­ле­ния об­ра­зо­вы­ва­ли ско­п­ле­ния. Жи­ли­ще у сев. В. – дом-двор на вы­со­ком, у ср. и юж. В. – на не­вы­со­ком под­кле­те; из­ба с кры­тым дво­ром со­еди­ня­ет­ся пе­ре­хо­дом, для ср. и юж. В. ха­рак­тер­на по­пе­реч­ная (Т-об­раз­ная) связь. На­вер­шия рез­ных на­лич­ни­ков ук­ра­ша­лись жен­ски­ми фи­гу­ра­ми, с 18 в. – во­лю­та­ми. Пла­ни­ров­ка из­бы у юж. и ср. В. – сев.-среднерус­ско­го ти­па (печь об­ра­ще­на усть­ем к фа­сад­ной сте­не, стол – в крас­ном уг­лу); у сев. В. печь об­ра­ще­на усть­ем к вхо­ду, стол – у фасад­ной сте­ны (т. н. фин­ская пла­ни­ров­ка). У пе­чи со­ору­жа­ет­ся ящик (кар­жин), ве­ду­щий в под­клет. Оде­ж­да у ср. и юж. В. близ­ка к сев.-рус­ской, в При­оне­жье бы­ту­ет юбоч­ный ком­плекс. Го­лов­ной убор у де­ву­шек – по­вяз­ка-лен­та, у жен­щин – за­кры­тые со­ро­ка, ки­ка, по­вой­ник, сбор­ник. Жен­ские ру­ба­хи ук­ра­ша­лись по по­до­лу крас­ной или бе­лой вы­шив­кой; изо­бра­зит. мо­ти­вы близ­ки к сев.-рус­ским. Осн. пи­ща – ржаной хлеб, ры­ба, на­пи­ток – квас из ре­пы, по празд­ни­кам – пи­во. До 1930-х гг. со­хра­ня­лись боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи (3–4 по­коления). Обы­чаи «пив­ных празд­ни­ков» (ти­па брат­чин), мо­ло­дёж­ных по­си­де­лок (но­риш­техт), ря­же­ния и га­да­ния на Свят­ки и Ива­нов день, сва­деб­ный и ка­лен­дар­ные ритуалы, обряд оплаки­ва­ния умерших близ­ки к рус­ским; при по­гре­бе­нии де­ву­шек и не­же­на­тых – об­ряд «веселения» по­кой­ни­ка. На мо­ги­лу в те­че­ние 40 дней (ино­гда до го­да) вме­сто кре­ста ста­ви­ли две жер­ди от по­гре­баль­ных но­си­лок, ве­ря, что че­рез них под­дер­жи­ва­лась связь умер­ше­го с род­ст­вен­ни­ка­ми. Бытовала ве­ра в кол­ду­нов (нойд) и пред­ска­за­те­лей (ар­буй). Сохраняется тра­ди­ция обет­ных празд­ни­ков.

Осн. жанр фольк­ло­ра – при­чи­та­ния (по­хо­рон­ные, по­ми­наль­ные, сва­деб­ные). Ис­пол­ня­ют­ся обыч­но на вепс­ском яз., так же как колыбельные («бай­ки») и час­туш­ки. Сва­деб­ные, про­тяж­ные и пля­со­вые пес­ни (боль­шая часть – мно­го­го­лос­ные) по­ют­ся в осн. на рус. языке. Муз. ин­ст­ру­мен­ты: кан­те­лет (ти­па цит­ры), на­ту­раль­ные тру­бы (пист, торд), флей­ты, удар­ные, мир­ли­то­ны (из бе­ре­сты, стеб­ля лу­ка и др.), гар­мо­ни­ка. Сю­же­ты ска­зок (сар­над, ста­ри­над) близ­ки к ка­рель­ским и се­вер­но­рус­ским.

Лит.: Пес­ни на­ро­дов Ка­ре­ло-Фин­ской ССР. Сбор­ник ка­рель­ских, вепс­ских и рус­ских пе­сен / Сост. В. П. Гуд­ков, Н. Н. Ле­ви. Пет­ро­за­водск, 1941; Пи­ме­нов В. В. Веп­сы. Очерк эт­ни­че­ской ис­то­рии и ге­не­зи­са куль­ту­ры. М.; Л., 1965; Про­бле­мы ис­то­рии и куль­ту­ры вепс­ской на­род­но­сти. Пет­ро­за­водск, 1989; Веп­сы // При­бал­тий­ско-финские на­ро­ды Рос­сии. М., 2003.

 

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Вепсы
Современное самоназвание

vepsläižed, vepsä, lüdinikad

Численность и ареал

Всего: 6400

  • Flag of Russia.svg Россия:
    5936 (2010 г.), 8240 (2002 г.)
    • Flag of Karelia.svg Карелия:
      3423 (2010 г.), 4870 (2002 г.)
    • Flag of Leningrad Oblast.svg Ленинградская область:
      1380 (2010 г.), 2019 (2002 г.)
    • Flag of Vologda oblast.svg Вологодская область:
      412 (2010 г.), 426 (2002 г.)
    • Flag of Saint Petersburg Russia.svg Санкт-Петербург:
      318 (2002 г.)
    • Flag of Murmansk Oblast.svg Мурманская область:
      128 (2002 г.)
    • Flag of Kemerovo oblast.svg Кемеровская область:
      83 (2002 г.)
  • Flag of Ukraine.svg Украина:
    281 (2001 г.)
  • Flag of Estonia.svg Эстония:
    54 (2011)
  • Flag of Belarus.svg Белоруссия:
    12 (1999)
Археологическая культура

Дьяковская культура

Язык

вепсский, русский

Религия

преимущественно православие

Входит в

Финно-угорские народы

Родственные народы

карелы (особенно людики), балтийские финны

Происхождение

весь, чудь заволочская

Ве́псы (вепс. vepsläižed; официально до 1917 — чудь) — малочисленный финно-угорский народ, традиционно проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей в России.

В апреле 2006 года народность была включена в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Названия и этногруппы

Самоназвания — vepsä, bepsä, vepsläižed, bepsaažed, lüdinikad. До 1917 года вепсы официально именовались чудью. Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели шутливо-иронический оттенок).

Выделяются три этнографические группы вепсов:

  • северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
  • средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
  • южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Язык и письменность

Генезис и история

В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса. Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й половине 1 тысячелетия н. э., а к концу этого тысячелетия расселились в юго-восточном Приладожье. Курганные могильники X—XIII веков можно определить как древневепсские.

Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас). Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (X век), упоминает этноним вису. Русские летописи с IX века называют, вероятно, этот же народ весью. Русские писцовые книги, жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь.

Основными источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками. В Повести временных лет летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (так славяне именовали Балтийское море). «Варяги также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…» Сказание о призвании варягов в «Повести временных лет» начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».

Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав, по данным летописи, вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами — военно-политический союз, ставший основой для его формирования. Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути — от Ладожского до Онежского озера.

В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток. Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами (например, в XII—XV веках вепсы, проникнувшие в районы севернее р. Свирь, стали частью карельского этноса — людиками и ливвиками. В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев, не смешанных с карелами.

Миграции вепсов на северо-восток — в Обонежье и Заволочье — привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью. Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных коми. Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации.

Основная часть вепсов до последней трети XV века жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской. После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян. В начале XVIII века северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские — к Лодейнопольской судостроительной верфи.

Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835). По его подсчётам, в Европейской России на этот момент проживало 15617 вепсов, в том числе в Олонецкой губернии — 8550, в Новгородской — 7067.

В 1897 году численность вепсов составляла 25,6 тысяч чел., в том числе 7,3 тысяч проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 году вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.

В 1920—1930-е годы в рамках политики коренизации в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шелтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы и колхозы. В начале 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики.

В 1937 году этническая территория вепсов на Вепсовской возвышенности была поделена между Ленинградской и Вологодской областями, тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году был упразднён Шелтозерский район в Карелии. Также предпринимались попытки массового переселения вепсов, например, в 1959 году шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области.

С 1950-х годов в результате усиления миграционных процессов и связанного с ними распространением экзогамных браков ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 году в СССР проживало 8,1 тысяч вепсов. Однако по оценкам карельских учёных реальная численность вепсов была заметно выше: около 13 тысяч в СССР, в том числе 12,5 тысяч в России (1981 год). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 года в СССР проживало 12,1 тысяч вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.

Динамика численности вепсов в СССР и Российской Федерации

Республики и области 1926 1937 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010
СССР 32 785 29 842 31 679 16 374 8281 8094 12 501 ... ...
РСФСР / Российская Федерация 32 783 29 585 31 442 16 170 8057 7550 12 142 8240 5936
Республика Карелия 8587 9007 9388 7179 6323 5864 5954 4870 3423
Ленинградская область 17 290 15 146 15 343 8026 650 774 4273 2019 1380
Вологодская область 6888 5432 4976 117 282 65 728 426 412
Санкт-Петербург 5 0 198 848 154 208 368 318 271
прочие регионы 13 0 1316 648 639 819 607 450
остальные союзные республики 2 257 237 204 224 544 359

По сведениям переписи населения 1897 года в Российской империи проживало 25 820 вепсов (по данным о родном языке).

Современное расселение и численность

Общая численность в России — 5936 человек согласно переписи 2010 г. (8240 человек согласно переписи 2002 года, 1989 — 12 142 человека; в 1959 — около 16 170).

В Карелии проживает 4870 вепсов (2002 г., в 1989 г. — 5954 чел.), что составляет более половины от общей численности этого народа. До середины XX в. вепсы проживали почти исключительно в юго-восточной части республики, в основном по западному берегу Онежского озера южнее и юго-восточнее села Шокша. В пределах существовавшего здесь до 1957 года Шелтозерского района вепсы в 1926 году составляли почти 95 % населения. В дальнейшем в результате миграционных процессов резко возросла концентрация вепсов в столице Карелии. Если в 1926 году в Петрозаводске проживало 1,2 % карельских вепсов, то уже к 1939 году этот показатель возрос до 25,2 % и в дальнейшем он продолжал непрерывно увеличиваться (1970 год — 44,1 %, 1989 год — 51,7 %). По данном переписи 2002 г. в Петрозаводске проживало уже 55,7 % вепсов Карелии. Процесс «перетекания» вепсов в столицу... Читать оригинал

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019