Высоцкий, Владимир Семёнович — Энциклопедия

Анатолий Фукс - личная энциклопедия


владимир высоцкий

Влади́мир Семёнович Высо́цкий (25 января 1938, Москва — 25 июля 1980, Москва) — советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен... Википедия

 

Яндекс. Словари — Гуманитарный словарь. 2002

ВЫСО́ЦКИЙ Вл. Сем. (1938—80) — поэт, актер. Род. в Москве в семье военнослужащего; родители рано разошлись. Во время войны вместе с матерью два года был в эвакуации в Чкаловской обл. В 1947—49 жил с отцом по месту его службы на терр. Вост. Германии, в г. Эберсвальде. Вернувшись в Москву, снова жил с матерью. По окончании ср. школы начал учиться в Моск. инж.-строит. ин-те, но вскоре оставил его и поступил в Школу-студию МХАТ. С 1960 — в Моск. драм. т-ре им. Пушкина, в 1964—80 — актер Моск. т-ра драмы на Таганке. В 1970 женился на актрисе Марине Влади (см. ее кн. "Владимир, или Прерванный полет", 1989). Поэтич. дарование В. погранично с актерством, т-ром. Первые песни под гитару В. исполнил в 1961. В течение 20 лет поэтич. творчество В. жило в устной песенной форме; нек-рые песни были написаны для спектаклей. Огромный успех у слушателей сочетался с резким офиц. непризнанием В. (статья "О чем поет Высоцкий?" в "Сов. России", 1968 — выражение офиц. точки зрения). Стихи В. не печатались, прижизнен. изд. его стихов-песен — на магнитофонных лентах и двух пластинках. Первая кн. стихов В. — "Нерв" (опубл. 1981). Наиб. полно наследие В. представлено в кн.: "Избранное" (1988), "Поэзия и проза" (1989), куда, помимо стихов, вошел, в частности, и "Роман о девочках". Поэзия В. отражает массовый уклад мышления, разноголосицу жизни. На поэтике стихов сказывается ощущение массовости аудитории, в стихах — сплав бытового языка и поэзии, живущей на глубине житейской прозы. Родословную поэзии В. ведут от городского романса (Д. Самойлов), от рус. скоморошества (Н. Крымова). В поэзии В. — соединение драматизма бытия и смеха, защищающего жизнь, обнаруживающего в среде обитания человека все неестественное, извращенное ("Бермудский треугольник", "Слухи", "Лекция о международном положении", "Письмо с сельхоз. выставки", "Таможня" и др.). Один из постоянных мотивов поэзии — преодоление отчаяния. В трагич. стихах В. — предчувствие близкого конца ("Кони привередливые", "Две просьбы", "Мне судьба — до последней черты, до креста...", "Райские яблоки", "Когда я отпою и отыграю..."). Безвременная смерть В. вызвала новый прилив массового поклонения и мн. посвящения поэтов-современников (А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы и др.).

 

ДИСКОГРАФИЯ


1981 г. Владимир Высоцкий. (Код С62-16247-8).

Песни: Як—истребитель, Дом хрустальный, Надежда, Ещё не вечер.

Записи 1974—1975 гг.

Высоцкий Владимир
 

Наиболее крупным изданием является выпущенная Всесоюзной студией [с] грамзаписи [г] фирмой «Мелодия» [фм] серия пластинок [п]

«На концертах Владимира Высоцкого»

на 21 диске, издаваемых с 1987 по 1992 года (музыка и слова В. Высоцкого).

На концертах Высоцкого

пластика 31

1987 — «Сентиментальный боксёр». (Код М60 48023 007, М60 48024) (запись 1967 года)

Сентиментальный боксёр

Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не с строгим расчётом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит и все члены, разрушая равнодушное, обыкновенное положение, становятся свободнее, руки невольно вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят от всего... Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка. Поэзия мыслей более доступна каждому, нежели поэзия звуков или, лучше сказать, поэзия поэзии.

Н. В. ГОГОЛЬ

Кажется, будто написанные полтора столетия назад слова относятся к Владимиру Высоцкому: это его образ, его темперамент, его песни... Конец пятидесятых выдвинул целую плеяду поэтов, сознательно ориентирующихся на культуру устного слова. Поэзия словно обратилась к своим истокам — к поэзии звучащей.

Звучащий стих имеет историю более древнюю, чем письменный: античность, средневековье, включая и древнюю Русь, неразрывно связали голос со звучанием инструментов — чаще всего струнных, и эта традиция не оскудевает даже с появлением книгопечатания.

В наши дни непосредственное общение поэта с читателем-слушателем придаёт особую значимость поэтическому слову, возвращая и самим словам «поэт» и «певец» утраченное было значение синонимов.

Владимир Высоцкий осуществился как явление поэзии в звучащем слове — едва ли не впервые в отечественной литературе. «Тиражи» его песен, разошедшихся в записи, не поддаются уже никакому учету, тогда как знакомство с Высоцким-поэтом читающей публике только начинается.

Серия «На концертах Владимира Высоцкого» представляет собой первую попытку издания звучащего собрания сочинений поэта - выпуска хотя и далеко не полного, но включающего почти все, что было представлено самим автором на публичных выступлениях за полтора десятилетия работы. Работоспособность Высоцкого удивительна: количество выступлений можно определить лишь приблизительно, а фонотека насчитывает не одну тысячу часов записи. Высоцкого записывали много, но именно записи на публике передают своеобразие личности поэта-певца, непосредственную реакцию аудитории, живое дыхание еще близкого  нам, но уже уходящего времени. На смену старым песням приходят новые, менялся характер авторского исполнения, менялся и стиль общения со зрителями. Неизменным и устойчивым оставался интерес слушателей, всякий раз становившихся соучастниками своеобразного монолога, начатого поэтом еще в бурные шестидесятые, протянувшегося через нелегкие семидесятые  а наши дни и — в следующие десятилетия... Появилось определение поэтического жанра — «авторская песня», впервые использованное Высоцким и ныне прочно вошедшее в оборот.

Нам не дано знать, какова была бы авторская воля, если бы ему представилась возможность издания, аналогичного тому, которое предпринято фирмой «Мелодия», и мы решили возможно более полно сохранить особенности концертных записей. Сокращены лишь некоторые повторы, а в отдельных, весьма редких, случаях произведены замены, вызванные исключительно соображениями технического качества фонограмм: следует иметь в виду, что все концерты В. Высоцкого записывались любителями. Названия произведений, как правило, соответствуют тем, которые сам автор объявлял в концертах, либо — устоявшиеся, известные по прижизненным изданиям.

Не имея возможности назвать здесь всех, чьими трудами были осуществлены и последующими заботами сохранены записи, использованные в настоящем сборнике, составители пользуются случаем выразить им искреннюю признательность.

В. Абдулов, И. Швецов [ш]

 

пластинка №2

1987 — «Спасите наши души». (Код М60 48025 001, М60 48026)(запись 1967 года)

СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ

Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Налицо стремление объединить в одно целое авторскую и самодеятельную песню. Это неверно: движение самодеятельной песни — явление более широкое; понятие «авторская песня» имеет для меня конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи. Так же считал и Владимир Высоцкий, придумавший этот термин. Нас роднило время — время всем памятных событий, связанных с разоблачением культа личности, большими надеждами на обновление общества и перестройку. Тогда и возник круг таких поэтов, как Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Юрий Визборг, Евгений Клячкин, Александр Городницкий.

Все они были очень не похожи друг на друга, имели свое лицо, свой собственный почерк.

Авторская песня была своего рода протестом против поверхностного искусства, имитации чувств. Она противостояла развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова, и даже это не обязательно — можно обойтись одним лишь ля-ля-ля-ля-ля... Развлекательная песня — явление музыкальное, авторская песня — прежде всего — литературное. Она пишется думающими людьми для думающих людей...

В этом жанре, как и вообще в поэзии, нельзя без открытий. Настоящий поэт приходит с мешком гвоздей. Они из мешка вылезают и колют, и ранят, задевают, а ты ахаешь и охаешь... Поэты шестидесятых несли в своем творчестве и социальные вопросы, и политические. А их слушатели хотели не просто получить удовольствие от поэтического слова — стремились разобраться в процессах, происходящих тогда в обществе.

Авторская песня родилась из серьезных раздумий о жизни человека, может быть, трагических, из острых сюжетов, из клокотания души. Из этого родилась, этим стала известна! А все остальное — всякие сюжеты туристические, развлекательные и прочие — уже потом приложились.

В 1956 году, когда начался поэтический бум, появилось грандиозное количество поклонников поэзии. Они ломали двери в аудиториях, приходили в Лужники, кричали, шумели. И вдруг все схлынуло. Говорили с горечью, что поэзия умирает, пропадает к ней интерес. Меня никогда это не волновало: я считал, что истинных любителей поэзии всегда было немного, а вокруг них просто образовался нарост, вызванный временем. То же самое и с авторской песней. Сначала это было явление локальное, потом вдруг началось безумие, вобравшее в орбиту тысячи и тысячи людей. Но все равно ядро поющих поэтов, которые двигали и двигают авторскую песню вперед, сравнительно невелико.

Нынче, когда труды и дни Владимира Высоцкого завершены, место его в этом ядре обозначилось со всей определенностью.

— Вот Высоцкий, — сказал как-то один из его почитателей, — все его любят, все понимают, от кухарки, до академика. Ему казалось, что сказанное возвышает поэта, придает его работе большую значимость, но я не мог с ним согласиться, потому что «всеобщая любовь» — критерий подозрительный.

Люди, воспитанные на пустой бездумной развлекательности, поэзии Высоцкого не примут; не умеющие самостоятельно мыслить его сарказма, его иронии не оценят; равнодушные ко всему, кроме личных проблем, — тревоги и боли его не поймут. Для них поэзия, в лучшем случае, — пустое место, в худшем — как красная тряпка быку.

Настоящего поэта всегда сопровождают не только почитатели, но  и хулители, и даже гонители. У поэзии Владимира Высоцкого и того и другого вдоволь, и это, наверное , один из главных признаков ее истинности и высоты. Печально только, что иногда в качестве хулителей выступают именующие себя поэтами.

Настоящий поэт рождается из духовных потребностей общества. Ими насыщена атмосфера. Чем острее они, тем резче и ярче голос поэта. Это размышления для способных размышлять, и огромная популярность В. Высоцкого явилась результатом не «всеобщей» любви, а признаком единомышленников.

Единомышленников оказалось много.

Я написал две песни, ему посвященные. Вот четверостишие последней:

Может, кто и нынче снова хрипоте его не рад.

Может, кто намеревается подлить в стихи елея...

А ведь песни не горят, они в воздухе парят.

Чем им делают больнее, тем они сильнее.

Булат Окуджава

 

Песня о друге

   1988 — «Песня о друге». (Код М60 48259 000, М60 48260) (запись 1971 года)

Песня о друге

К его песням можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но одно я знаю наверняка: мимо песен Владимира Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Не дадут. Ибо они всегда заметны, всегда слышимы. И слышимость эта с годами не уменьшается, а увеличивается.

Высоцкий писал очень личностные песни. Абсолютно свои. Можно даже сказать, что они от него неотрывны. И как от автора. И как от исполнителя. Песни были не только продолжением его дыхания. В них продолжалось и его сердцебиение, грохотал пульс, выявлялся характер, распахивалась душа.

Лучшие песни Владимира Высоцкого — для жизни. Они — друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность — растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо.

Ибо есть какая-то особая человеческая надежность в этих песнях. С автором их можно пойти куда угодно: в разведку, в тундру, в космос — да хоть к черту на рога!
Но прежде всего песни Высоцкого наполнены правдой. Кажется даже, что и пел-то он не песню, а правду. Правду крутых характеров, правду жизненных ситуаций — (то высоких, то нелепых), правду извечных человеческих проблем, правду боли и нежности, правду своего времени. И получается, что говорил и пел он то, о чем жаждали (и не умели!) сказать и спеть самые обыкновенные люди. Пел  не только о них, но еще и — за них. От их имени. Поэтому он был так понятен людям и так дорог им. Поэтому они и называли его своим другом, безоговорочно считали своим певцом. Впрочем, нет, не певцом. Это другие были певцами. А он был — Высоцким.

Роберт Рождественский

 

1981 г. Владимир Высоцкий. Песни. (Код С60-14761).

Вошли песни: Песня о друге, Он не вернулся из боя, Скалолазка, Прощание с горами, Жираф, Вершина, Сыновья уходят в бой, Лирическая, Ноль семь, Песня о переселении душ, Утренняя гимнастика, Корабли.

пластинка высоцкого
 

1981 г. Владимир Высоцкий. (Код: С62-15087).

Песни: Песня о переселении душ; Жираф; Лирическая; Ноль семь.

Запись 1974 г.

диск-Высоцкий-Ноль семь

 

 

ФОТОГРАФИИ В. ВЫСОЦКОГО


Фото В. Мурашко

 

Место встречи изменить нельзя. Одесская киностудия по заказу Гостелерадио СССР, 1979 г. Режиссер С. Говорухин. Жеглов — В. Высоцкий

 

Хозяин тайги. «Мосфильм», 1969 г. Режиссер В. Назаров. Рябой — В. Высоцкий. Сережкин — В. Золотухин

 

Служили два товарища. «Мосфильм», 1968 г. Режиссер Е. Карелов. Сашенька — И. Саввина. Брусенцов — В. Высоцкий

Фото В. Петербуржского

 

Вертикаль. Одесская киностудия, 1967 г. Режиссеры С. Говорухин, Б. Дуров. Радист — В. Высоцкий

 

ПРИЛОЖЕНИЯ


ГРАМЗАПИСИ СТУДИЯ, худ.-пром. предприятие, на к-ром создаются ориг. записи для произ-ва граммофонных пластинок, реставрируются записи прошлого. В 1977 в СССР было 8 Г. с., ведущая — Всесоюзная студия грамзаписи.

ГРАМЗАПИСЬ, 1) процесс произ-ва граммофонных пластинок. Включает создание ориг. записей на маг. ленте, перенос их с помощью рекордера на лаковые диски, с к-рых гальванопластич. способом изготавливаются оригиналы  матриц и их металлич. копий — матрицы для прессования грампластинок из пластмасс. 2) Фонограмма на грампластинке.

ГРАММОФОННАЯ ПЛАСТИНКА, диск из синтетич. материалов, на поверхности к-рого по спирали расположены канавки (дорожки) с записью звука, воспроизводимого с помощью граммофонов, электрофонов и др. Прообраз Г. п. — восковой фоновалик фонографа Т.А. Эдисона (1877), первая Г. п. сделана нем. инж. Э. Берлинером (1888). До 1903 — односторонние Г. п. Различают Г. п. долгоиграющие (частота вращения диска 45, 33 1/3, 16 об/мин, шир. дорожки 55 мкм), монофонич. (1 звук. канал на дорожке, выпуск с кон. 40-х гг.) и стереофонич. (2 канала, с кон. 50-х гг.), а также монофонич. Г. п. (78 об/мин, 140 мкм, до кон. 60-х гг.). Ежегодно в мире выпускается ок. 2 млрд. Г. п., в т. ч. в СССР ок. 190 млн.

Игорь Константинович Шевцов — сценарист фильмов — «Покровскими воротами», «Зеленый фургон», «Визит дамы», «Трест, который лопнул», «Тень», «Сукины дети», «Светлая личность», «Расмус-бродяга», «Мерседес уходит от погони», «И черт с нами», «Личная жизнь директора», «Ребячий патруль», «Ребенок к ноябрю»...

«МЕЛОДИЯ», всесоюзная фирма грампластинок Мин-ва культуры СССР. Осн. в 1964, Москва. Объединяет творческие и пром. пр-тия и орг-ции, выпускающие грампластинки и магнитофонные компакт-кассеты; ведущие — Всесоюзная студия грамзаписи, Апрельский з-д (Моск. обл.). Ежегодный выпуск ок. 200 млн. грампластинок и ок. 1 млн. компакт-кассет. Экспорт в более чем 70 стран.

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

 

ССЫЛКА


  • РУДОЛЬФ ФУКС. В 2010 году вышла в свет книга «Песни на <рёбрах>. Высоцкий, Северный, Пресли и другие»...

 

Источник: http://otblesk.com/vysotsky/shev_mem.htm
 

Условия использования материалов


Поиск
Copyright MyCorp © 2019