Вольтер, Мари Франсуа — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ВОЛЬТЕР (Voltaire) (наст. имя Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694—1778), франц. писатель и философ-просветитель, деист. Лирика молодого В. проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Зрелая проза разнообразна по темам и жанрам: филос. пов. «Кандид или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767), трагедии в стиле классицизма «Брут» (1731), «Танкред» (1761), сатирич. поэмы («Орлеанская девствиница», 1735), публицистика, ист. соч. Деятельность В. связана с борьбой против религ. нетерпимости и мракобесия, критикой феод.-абсолютистской системы: «Философские письма» (1733), Философский словарь» (1764—69). Сыграл огромную роль в идейной подготовке Вел. франц. рев-ции, в развитии мировой, в т. ч. русской, обществ.-филос. мысли.

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955вольтер

ВОЛЬТЕР, Франсуа Мари (наст. фамилия — А р у э; 1694—1778), знаменитый франц. писатель и философ, просветитель. Сыграл большую роль в идейной подготовке франц. буржуазной революции конца 18 в. Подверг резкой критике феодальную идеологию, в особенности католицизм, религ. фанатизм. Однако В. в то же время считал религию практически полезной, как гарантию порядка, «узду» для простого народа. В философии В. противопоставил идеалистич. теории «врождённых» идей теорию познания, основанную на чувственном опыте («Философские письма», 1733, «Философский словарь», 1764). Лучшие литературные произведения: трагедия «Заира» (1732), сатирич. поэма «Орлеанская девственница» (1755) — памфлет против церковного ханжества, философско-сатирич. повести «Микромегас» (1752), «Кандид или Оптимизм» (1759), «Простодушный» (1767) и др. В них он подверг критике сословные предрассудки, обществ, нравы, политич. систему абсолютизма, суд, церковь и т. д. Большое значение для своего времени имели историч. трактаты В.> «История Карла XII» (1731), «Век Людовика XIV» (1751), «Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народов» (7 тт., 1756—69). Интерес В. к России нашёл отражение в «Истории России при Петре Великом» (2 тт., 1759—63), материал для к-рой был подготовлен М. В. Ломоносовым. При всей остроте и язвительности обличений феодально-абсолютистской системы политич. идеалы В. не шли дальше просвещённой монархии, а философские взгляды — дальше деизма.

 

ВольтерКраткий философский словарь. 1954

ВОЛЬТЕР (Франсуа Мари Аруэ, 1694—1778) — виднейший французский просветитель XVIII в., писатель, философ. Вольтер принадлежит к числу мыслителей, которые своей острой критикой церкви и феодальных порядков осуществляли идеологическую подготовку французской буржуазной революции конца XVIII в. В философии Вольтер является последователем Локка (см.). Вольтер считал, что невозможно понять невещественную субстанцию. Однако Вольтер не дошёл до материализма — он остался умеренным агностиком и деистом. Существование бога он стремится доказать рационалистически, в противовес религиозно-мистическому учению об откровении. Бытие бога, по Вольтеру, доказывается стройностью мироздания. Вольтер настаивает на практической «пользе» религии: бог нужен как узда для «простого народа», как гарантия «порядка». Наряду с этим Вольтер выступает как борец против католицизма, суеверий, предрассудков, фанатизма. При всей своей критике абсолютизма Вольтер, однако, оставался (до 60-х годов) монархистом; в дальнейшем, в связи с обострением противоречий между третьим сословием и абсолютизмом, Вольтер склонялся к идее конституционной монархии, он даже говорил о преимуществах республики.

Философия Вольтера полна противоречий: разящая критика католицизма и поповщины и признания существования бога и необходимости религии; критика абсолютизма и признание «просвещённого абсолютизма». Маркс пишет, что Вольтер проповедует в тексте безверие, а в примечаниях защищает религию. Вольтер был идеологом крупной буржуазии. Неравенство он считал извечным, непреложным законом мира. В его презрении к «черни» сказывалась классовая природа французского буржуазного просветительства XVIII в. Блестящий популяризатор идей просветительства, Вольтер имел огромное влияние на современников как критик поповщины, католицизма, самодержавия, как обличитель существовавших во Франции феодальных порядков. Основные философские произведения Вольтера: «Философские письма», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь», «Кандид».

 

Гречаная Е. П. ВОЛЬТЕР // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016); https://bigenc.ru/literature/text/1928023

ВОЛЬТЕ́Р (Voltaire) [псевд.; наст. имя Фран­суа Ма­ри Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Па­риж – 30.5.1778, там же), франц. пи­са­тель, фи­ло­соф, ис­то­рик.

Вольтер. Портрет работы Н. де Ларжильера. 1718. Музей Карнавале (Париж).

Чл. Франц. ака­де­мии (1746), поч. чл. Петерб. АН (1746). Ро­дил­ся в се­мье но­та­риу­са; в 7 лет по­те­рял мать. Учил­ся в иезу­ит­ском кол­ле­же (1704–11). В 1710 опуб­ли­ко­вал пер­вое про­изв. «Под­ра­жа­ние оде дос­то­ч­ти­мо­го от­ца Ле­же в честь св. Же­невь­е­вы» («Imi­tation de l’ode du R. P. Lejay sur sainte Geneviève»). В 1717–18 про­вёл неск. ме­ся­цев в Бас­ти­лии за со­чи­не­ние сти­хов, вы­смеи­вав­ших ре­ген­та Фи­лип­па Ор­ле­ан­ско­го. Из­вест­ность при­не­с­ла тра­ге­дия на ми­фо­ло­гич. сю­жет «Эдип» («Œdipe», пост. 1718). Пре­бы­ва­ние в Анг­лии (1726–29) сде­ла­ло В. убе­ж­дён­ным сто­рон­ни­ком сен­суа­лиз­ма Дж. Лок­ка и де­из­ма. Влия­ни­ем пьес Шек­спи­ра от­ме­че­ны ран­ние тра­ге­дии В. «Брут» («Brutus», пост. 1730), «Заи­ра» («Zaїre», пост. 1732) и др. Англ. опыт от­ра­зил­ся в его «Фи­ло­соф­ских пись­мах» («Lettres philosophiques», опубл. на англ. яз. под назв. «Пись­ма об анг­лий­ской на­ции», 1733, на франц. яз. – в 1734), в ко­то­рых В., в ча­ст­но­сти, по­ле­ми­зи­ру­ет с Б. Пас­ка­лем, ут­вер­ждая, что че­ло­век соз­дан для сча­стья на зем­ле и дол­жен не пре­да­вать­ся ме­та­фи­зич. рас­су­ж­де­ни­ям, но дей­ст­во­вать, до­би­ва­ясь на прак­ти­ке улуч­ше­ния сво­ей жиз­ни. Фи­ло­со­фия сча­стья В. из­ло­же­на в эпи­ку­рей­ской по­эме «Свет­ский че­ло­век» («Le mon­dain», 1736) и ди­дак­тич. по­эме «Рас­су­ж­де­ние в сти­хах о че­ло­ве­ке» («Discours en vers sur l’homme», 1738). Ве­ря в воз­мож­ность бла­го­твор­ных из­ме­не­ний по ме­ре про­све­ще­ния умов, В. со­труд­ни­чал с эн­цик­ло­пе­ди­ста­ми (до 1760). Он воз­ла­гал боль­шие на­де­ж­ды на «про­све­щён­ных» пра­ви­те­лей, пы­та­ясь най­ти их сре­ди ев­роп. мо­нар­хов. В сво­их ис­то­рич. со­чи­не­ни­ях он с во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сал Пет­ра Ве­ли­ко­го [«Ис­то­рия Российской им­пе­рии в царствование Пет­ра Ве­ли­ко­го» («His­to­ire de l’Em­pi­re de Rus­sie sous Pier­re le Grand», t. 1–2, 1759–63; рус. пер. 1809)], зо­ло­той век франц. аб­со­лю­тиз­ма [«Век Лю­до­ви­ка XIV» («Siècle de Lou­is XIV», изд. в 1751)]. В 1745 В. стал офиц. ис­то­рио­гра­фом Лю­до­ви­ка XV, в 1750–53 жил при дво­ре прус. ко­ро­ля Фрид­ри­ха  II Ве­ли­ко­го. С 1763 до кон­ца жиз­ни пе­ре­пи­сы­вал­ся с Ека­те­ри­ной II.

Цен­траль­ная для твор­че­ст­ва В. про­бле­ма смыс­ла и це­ли че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния не­раз­рыв­но свя­за­на у не­го с про­бле­мой ре­ли­гии. Он не был атеи­стом, но ре­ли­гия От­кро­ве­ния как не­пости­жи­мая че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом вы­зы­ва­ла у не­го про­тест. По мне­нию В., Бог су­ще­ст­ву­ет, т. к. это до­ка­зы­ва­ют наш ра­зум и вся при­ро­да: «Ес­ли бы Бо­га не бы­ло, его сле­до­ва­ло бы при­ду­мать» [«К ав­то­ру кни­ги о трёх об­ман­щи­ках» («Epître à l’auteur du livre des Trois imposteurs», 1769)]. Скеп­тич. ум В. не до­пус­кал ни­че­го, пре­вос­хо­дя­ще­го воз­мож­но­сти ра­зу­ма: вслед за П. Бей­лем и Б. Спи­но­зой он ви­дел в Биб­лии лишь на­бор не­ле­пых ба­сен. Ка­то­лич. цер­ковь, осо­бен­но по­вин­ная в не­сча­сть­ях че­ло­ве­че­ст­ва, как счи­тал В., под­вер­глась наи­бо­лее силь­ным на­пад­кам в ирои­ко­ми­че­ской по­эме «Ор­ле­ан­ская дев­ст­вен­ни­ца» («La pucelle d’Orlé ans», 1735, изд. в 1755) и в «Фи­ло­соф­ском сло­ва­ре» («Dic­tion­naire philosophique», 1764–69). В. не ща­дил и про­тес­тант­ст­во, ибо ре­лиг. фа­на­тизм стал, по его мне­нию, ис­точ­ни­ком войн и пре­сле­до­ва­ния лич­но­сти. Этой те­ме по­свя­ще­ны, по­ми­мо эпич. по­эмы «Ген­риа­да» («Henriade», 1728) и «Оды на фа­на­тизм» («Ode sur le fanatisme», 1732), мн. тра­ге­дии на ис­то­рич. и ми­фо­ло­гич. сю­же­ты: «Фа­на­тизм, или Про­рок Ма­го­мет» («Le fanatisme ou Maho­met le prophète», 1742), «За­ко­ны Ми­но­са» («Les lois de Minos», 1772) и др. Свои нрав­ст­вен­ные прин­ци­пы В. во­пло­щал в жизнь, за­щи­щая жертв ре­лиг. фа­на­тиз­ма (Ж. Ка­ла­са в 1762, П. П. Сир­ве­на в 1765, Ж. Ф. Де­ла­бар­ра в 1766), а так­же др. не­вин­но по­стра­дав­ших лю­дей. Пре­сле­до­ва­ния со сто­ро­ны вла­стей за­ста­ви­ли его в 1760 по­се­лить­ся в Фер­не, на гра­ни­це Фран­ции и Швей­ца­рии.

Из­на­чаль­ный оп­ти­ми­стич. взгляд на мир сме­нил­ся у В. пес­си­миз­мом, что от­ра­зи­лось в «Опы­те о нра­вах и ду­хе на­ро­дов» («Essai sur les mœurs et l’esprit des nations», изд. в 1756), «По­эме о Лис­са­бон­ском зем­ле­тря­се­нии» («Poème sur le désastre de Lisbonne», 1756), а так­же в фи­лос. по­вес­тях: «За­диг, или Судь­ба» («Zadig ou la Destinée», 1748); «Мик­ро­ме­гас» («Le Micromé gas», 1752); «Кан­дид, или Оп­ти­мизм» («Candide ou l’Op­timisme», 1759), в ко­то­рой он по­сле­до­ва­тель­но от­вер­гал идею Про­ви­де­ния; «Про­сто­душ­ный» («L’Ingénu», 1767), где В. по­ле­ми­зи­ро­вал с Ж. Ж. Рус­со.

Ли­те­ра­ту­ра для В. в оп­ре­де­лён­ной ме­ре за­ня­ла ме­сто ре­ли­гии, ста­но­вясь сред­ст­вом объ­е­ди­не­ния лю­дей, об­ре­те­ния от­сут­ст­вую­щей в ми­ре гар­мо­нии. При этом пи­са­тель в зна­чит. ме­ре опи­рал­ся на дос­ти­же­ния франц. клас­си­циз­ма. В то же вре­мя он про­явил се­бя в не­рег­ла­мен­ти­ро­ван­ных жан­рах, ори­ен­ти­ро­ван­ных на са­лон­ную куль­ту­ру (по­вес­ти, по­ле­мич. со­чи­не­ния, пись­ма, «лёг­кая по­эзия» и пр.). Фи­лос. по­вес­ти В. (осн. чер­та­ми ко­то­рых ста­ли ос­тро­умие и иро­ния, яс­ность и про­сто­та фор­мы, бы­ст­рая сме­на то­на, крат­кость и не­до­го­во­рён­ность) ока­за­ли зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие франц. про­зы.

В нач. 1770-х гг. В. прак­ти­че­ски пе­ре­стал пи­сать, в 1778 он с три­ум­фом вер­нул­ся из Фер­не в Па­риж, где вско­ре скон­чал­ся. В 1791 его прах был пе­ре­не­сён в Пан­те­он.

В Рос­сии про­из­ве­де­ния В. бы­ли из­ве­ст­ны с 1720-х гг. Под влия­ни­ем идей В. в Рос­сии 18 – 1-й пол. 19 вв. раз­ви­ва­лось воль­терь­ян­ст­во – по­ли­тич. и ре­лиг. воль­но­дум­ст­во, на­це­лен­ное на по­строе­ние ра­цио­наль­но­го и спра­вед­ли­во­го об­ществ. уст­рой­ст­ва.

 

Соч.: Œuvres complètes. P., 1877–1885. Vol. 1–52; Пись­ма. М.; Л., 1956; Complete Works-Œuv­res complètes. Oxf., 1980–. Vol. 1–73–; Romans et contes: en vers et en prose. P., 1994; Фи­ло­соф­ские со­чи­не­ния. М., 1996; Фи­ло­соф­ские по­вес­ти. Фи­ло­соф­ские пись­ма. М., 2004.

Лит.: Pomeau R. La religion de Voltaire. P., 1969; За­бо­ров П. Р. Рус­ская ли­те­ра­ту­ра и Воль­тер: XVIII – пер­вая треть XIX в. Л., 1978; Voltaire en son temps. Oxf., 1985–1994. Vol. 1–5; Pomeau R. D’Arouet à Voltaire. Oxf., 1988; Mervaud Ch. Voltaire en toutes lettres. P., 1991; Воль­тер и Рос­сия. М., 1999; Cam­bou P. Le traitement voltairien du conte. P., 2000; Trousson R. Visages de Voltaire (XVIII– XIX siècles). P., 2001; Dictionnaire general de Voltaire. P., 2003; Bengesco G. Bibliogra­phie des œuvres de Voltaire. P., 1882–1890. Vol. 1–4; Barr M. A bibliography of writings on Voltaire. N. Y., 1929; Spear F. A. Biblio­graphie analytique des écrits relatifs à Voltaire. 1966–1990. Oxf., 1992; Воль­тер в Рос­сии: Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель: 1735–1995. М., 1995.

 

ССЫЛКА


  • Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция — 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа́-Мари́ Аруэ́... Википедия

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018