Живопись, искусство — Энциклопедия

Анатолий Фукс — личный сайт

картина

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность. Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная, театрально-декоративная, миниатюрная... Википедия

В. Даль. Толковый словарь. 1978

... Живопись ж. искуство изображать предметы красками, живопиство или живописанье ср., а также самая вещь, изображенiе, картина. Живописный, къ живописи относящс.; достойный быть списаннымъ. или картинный, прекрасный на видъ. Живописныя картины. писанныя масляными красками, или на бѣлкѣ и т. п. Живописность ж. свойство живописнаго, въ знч. картиннаго. Живописецъ м. —сица ж. занимающiйся живописью. Живописцевъ. —цынъ, ему. ей принадлежащiй. Живописать что, изображать вѣрно и живо. кистью или словами. перомъ. —ся, быть живописуему. Живописательный, къ живописанью относящiйся. ...

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ЖИВОПИСЬ, один из видов изобразительных искусств — воспроизведение красками на холсте, дереве, плоскости стены и т. п. предметов и явлений реальной действительности. Как и другие виды искусства, живопись является формой общественного сознания, формой отражения реального мира. Отражая действительность в художественных образах, насыщенных в классовых обществах классовым идейным содержанием, живопись служит средством общественного воспитания. История живописи представляет собой историю борьбы передовых реалистических тенденций с формалистическими, натуралистическими и другими тенденциями, приводящими к искажению действительности. По назначению различают живопись: монументальную (см. Монументальное искусство), станковую (см. Станковое искусство), декоративную (см. Декоративное искусство), декорационную и миниатюру. По содержанию живопись делится на жанры: исторический (изображение исторических событий); бытовой (изображение повседневной общественной и частной жизни); батальный (изображение событий войны); мифологическая и религиозная живопись; портрет; пейзаж (изображение природы); натюрморт (изображение неодушевлённых предметов). По технике различают: масляную живопись (связующее вещество для красок — различные масла), живопись водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (аль секко); темперу (связующее вещество — яичный желток или цельное яйцо); энкаустику (связующее вещество — воск), а также гуашь (краски на воде с клеем и примесью белил), акварель (прозрачные водяные краски), пастель (прессованные краски в виде карандашей), которые иногда причисляются к графике. Особое место занимают мозаика (изображение выполняется из кусочков камней, стекла и т. п.) и витраж.

Первые живописные изображения появляются в первобытном искусстве (пещерные росписи эпохи палеолита). Множество памятников живописи оставило искусство Древнего Египта. Важное место занимала живопись (вазовая, фресковая) в античном искусстве. Рано появляется живопись в Китае, достигшая высокого расцвета в 4—12 веках. Важную роль наряду с византийской живописью играла в средние века живопись России, Грузии, Армении (иконопись, монументальная живопись). В эпоху средних веков живопись находилась под сильнейшим воздействием религии, что определило условный характер её художественных образов. В эпоху Возрождения западно-европейская живопись, освобождаясь от гнёта церковной идеологии и переходя на реалистические позиции, переживает яркий расцвет (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан). Развивается станковая живопись, получившая с этого времени преобладающее значение. Великих мастеров реалистической живописи дало западно-европейское искусство 17, 18 и 19 веков. (Рембрандт, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Ф. Гойя и др.). Глубокой гуманистичностью, высоким уровнем мастерства отличалась русская живопись 18 века. С конца 19 века, когда возникают формалистические направления, начинается упадок западно-европейской живописи. Современные реакционные западно-европейские и американские живописцы, находясь на службе у империалистической буржуазии, в своих уродливых «произведениях» выражают человеконенавистнические идеи и приходят к отрицанию живописи как вида искусства. В борьбе с этими реакционными течениями развивается творчество передовых, прогрессивных народных художников,— борцов за мир и демократию, опирающихся на опыт советского искусства. Большими успехами ознаменовано развитие живописи в странах народной демократии.

Огромное Мировое историческое и художественное значение имеет русская живопись 19 века, отразившая освободительную борьбу народа и выдвинувшая в 1-й половине века выдающихся мастеров О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, П. А. Федотова. Особенно глубокое, идейно-демократическое искусство создали передвижники: В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов и многие другие. Советская Живопись, развиваясь по пути социалистического реализма, в ярких и правдивых произведениях лучших русских советских мастеров — М. Б. Грекова, И. И. Бродского, А. М. Герасимова, Б. В. Иогансона и другие — отражает борьбу советского народа за коммунизм, величие эпохи социализма, воплощает героический образ советского человека. Достигла расцвета живопись УССР — А. А. Шовкуненко, С. А. Григорьев, М. И. Хмельно и др.; Арм. ССР — М. С. Сарьян и др., а также других союзных и автономных республик.

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями. Идейный замысел произведение живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различных окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валёры образуют тончайшие градации тона; на непосредственное изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объёма и пространства связана с линейкой и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств тёплых и холодных тонов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалёвок и лессировки. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декорационная живопись (театральная и кинодекораций), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Основные технические разновидности — масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозайка, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.

 

С. И. Ожегов. Словарь русского языка. 1986

ЖИ´ВОПИСЬ, -и, ж. 1. Изобразительное искусство — создание художественных образов красками. Уроки живописи. Школа живописи. 2. собир. Произведения этого искусства. Стенная ж. || прил. живописный, -ая, -ое. Живописная мастерская.

ЖИВОПИСА´ТЬ,  -сую, -суешь; сов. и несов., что (высок. устар.). Описать (-сывать) живо, картинно. Ж. события. || сущ. живописание, -я, ср.

ЖИВОПИ´СЕЦ, -сца, м. Художник, занимающийся живописью.

ЖИВОПИ´СНЫЙ, -ая, -ое, -сен, -сна. 1. см. живопись. 2. Красивый. достойный кисти художника. Ж. вид. Живописная природа. 3. Яркий, образный. выразительный. Ж. рассказ. Живописное сравнение. || сущ. живописность, -и, ж. (ко 2 и 3 знач.). 

 

ССЫЛКИ


  • Живопись. Популярная художественная энциклопедия.
  • Эрнст Фукс (1930—2015) — австрийский художник, основатель Венской школы фантастического реализма
  • Берни Фукс (1932—2009) — американский художник-иллюстратор и портретист

 


Условия использования материалов

ПОИСК ПО САЙТУ
Copyright MyCorp © 2018