Жизнь, способ существования — Энциклопедия

Анатолий Фукс


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Содержание:
Жизнь. Советский Энциклопедический Словарь. 1980
Жизнь. Краткий философский словарь. 1954
Жизнь. Большая российская энциклопедия. 2016

 

Энциклопедический Словарь. 1953—1955

ЖИЗНЬ, способ существования белковых тел. Представляет собой особую форму движения материн и возникает как новое качество материи в процессе её развития. Характерной особенностью всякого живого тела является постоянный обмен веществ с окружающей средой. Живое тело извлекает из окружающей среды необходимые ему вещества и включает их в свой состав (уподобляет себе); этот процесс называется ассимиляцией. Одновременно с ассимиляцией происходит процесс распада частиц живого тела, их разложение — диссимиляция. В единстве этих двух процессов совершается самообновление живого тела, с прекращением их наступает смерть. В неживых телах химич. превращения вызывают их разрушение, а в живых — являются основным условием их существования.

Только теория диалектического материализма позволила правильно подойти к проблеме происхождения Ш Ж. В трудах классиков марксизма указаны основные пути историч. развития материи.

Руководствуясь марксистско-ленинской философией и опираясь на данные совр. науки, советский биолог А. И. Опарин выдвинул гипотезу образования белковых тел и происхождения Ж. на Земле. Согласно этой гипотезе, образовавшиеся из неорганич. веществ первичные белковоподобные соединения, находящиеся в водном растворе, объединялись, образуя белковые комочки — коацерваты; Ж. возникла в результате качественного скачка от коацерватов к первичным живым организмам. Явления Ж. изучает наука биология.

ЖИЗНЕННЫЙ ЭЛИКСИР, фантастич. вещество, к-рое, по учению алхимиков, должно было сообщать человеку долгую жизнь и даже бессмертие. См. Алхимия.

 

 

Советский Энциклопедический Словарь. 1980

ЖИЗНЬ, одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определённых условиях в процессе её развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к разл. формам движения, приспособляемостью к среде и т. п.

 

 

Краткий философский словарь. 1954

ЖИЗНЬ.— Классическое определение жизни дано Энгельсом; «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных Частей этих тел» («Анти-Дюринг», 77). Сущность жизненного процесса заключается в беспрерывном и одновременном созидании и разрушении живого, ассимиляции и диссимиляции. «Повсюду, где мы встречаем жизнь, мы находим, что она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где мы встречаем какое-либо белковое тело, которое не находится в процессе разложения, мы без исключения встречаем и явления жизни... Но в чем же состоят эти явления жизни, одинаково встречающиеся у всех живых существ? прежде всего в том, что белковое тело извлекает из окружающей среды другие подходящие вещества и ассимилирует их, тогда как более старые частицы тела разлагаются и выделяется. Другие, неживые тела тоже изменяются, разлагаются или комбинируются в ходе естественного процесса, но они при этом перестают быть том, чем были раньше. Скала, которая подверглась выветриванию, уже больше не скала; металл в результате окисления превращается в ржавчину. Но то, что в мертвых телах является причиной разрушения, у белка становится основным условием существования. Как толькo в белковом теле прекращается это непрерывное превращение составных частей, эта постоянная смена питания и выделения,— с этого момента само белковое тело прекращает свое существование, оно разлагается и умирает. Жизнь — способ существования белкового тела — состоит, следовательно, прежде всего в том, что белковое тело в каждый данный момент является самим собой и в то же время — иным и что это происходит не вследствие какого-либо процесса, которому оно подвергается извне, как это бывает и с мертвыми телами. Напротив, жизнь, обмен веществ, происходящий путем питания и выделения, есть самосовершающийся процесс, присущий прирожденный своему носителю — белку, процесс, без которого не может быть жизни» («Анти-Дюринг», 77—78). Энгельс далее указывал, что все основные и характерные свойства  живого тела — раздражимость, рост, размножение и т. д.— закономерно вытекают из обмена веществ в белке.

Современные достижения биохимии, физиологии и других наук полностью подтверждают мысли Энгельса. С давних времён в вопросе о жизни идёт борьба двух основных линий, двух основных партий в философии — идеализма и материализма. Идеализм выступает в этом вопросе в форме витализма, вейсманизма-морганизма. Старые, домарксовские материалисты, активно выступая против витализма, стремились обосновать в вопросе о жизни и противопоставить идеализму точку зрении механистического материализма, отрицавшего качественное различие между живым и неживым и пытавшегося свести все явления жизни к физико-химическим и и даже простейшим механическим процессам. Декарт (см.), некоторые французские материалисты ХVIII в. и др. пытались аналогиями доказать тождество живых организмов с машинами.
Диалектический материализм подверг критике ограниченность механистов в понимании жизни, а также идеалистические, поповские фантазии виталистов. Рассматривая жизнь как одну из форм движения материи, диалектический материализм глубоко вскрыл качественное своеобразие жизни, возникшей из неживой материи. Отвергая грубые попытки создания сложной структуры живых организмов из немного, так же как и представления о вечности жизни или о появлении её в результате творческого акта, диалектический материализм обосновал исторических взгляд на возникновение жизни из неорганической природы в результате длительной (миллионы лет продолжавшейся) эволюции неживой материи. Советские учёные разрабатывают теорию возникновения жизни, руководствуясь диалектика-материалистическое мировоззрением. Возникновение жизни было связано с образованием первичного субстрата жизни в виде живого вещества, главным составным компонентом которого являются белки. Последующее развитие живого вещества в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды привело к многообразию форм организации живого вещества и его отправлений. Это многообразие органического мира представлено в настоящее время огромным числом организмов, начиная от самых простейших и кончая человеком. Исторический процесс развития жизни на земле, закономерности происхождения различных видов организмов были вскрыты дарвинизмом, нанесшим сокрушительный удар идеалистическим и религиозным представлениям о возникновении и развития видов в результате творческого акта. Мичуринская биология, творчески развивая дарвинизм, преодолевая его недостатки, дала всестороннее паучное обоснование законов органической жизни. Мичуринская биология нанесла поражение господствующей в современном буржуазной мире вейсманистско-морганистической идеалистической теории жизни, рассматривающей организмы вне решающего влияния внешней среды, отрицающей, что изменение типа ассимиляции и диссимиляции есть основная причина изменений в организмах. (См. также Клетка).

 

 

ЖИЗНЬ. Большая российская энциклопедия. 2016

ЖИЗНЬ. Во­про­сы о при­ро­де (сущ­но­сти) Ж. и её про­ис­хо­ж­де­нии от­но­сят­ся к чис­лу наи­бо­лее фун­дам. про­блем совр. на­уч. и фи­лос. мыс­ли. Раз­но­об­ра­зие су­ще­ст­вую­щих оп­ре­де­ле­ний Ж. – ес­теств. след­ст­вие то­го, что ис­сле­до­ва­ни­ем разл. ас­пек­тов это­го слож­но­го и мно­го­гран­но­го яв­ле­ния за­ни­ма­ет­ся ог­ром­ное чи­сло на­ук. Не­обы­чай­но труд­ной ока­зы­ва­ет­ся са­ма за­да­ча вы­де­лить та­кие осо­бен­но­сти жи­вых сис­тем, ко­то­рые да­ва­ли бы воз­мож­ность чёт­ко и од­но­знач­но оха­рак­те­ри­зо­вать Ж. в от­ли­чие от все­го то­го, что жи­вым не яв­ля­ет­ся. Мно­го­об­раз­ные ас­пек­ты про­яв­ле­ния Ж. изу­ча­ет био­ло­гия.

Ос­мыс­ле­ние фе­но­ме­на Ж. в Но­вое вре­мя про­ис­хо­ди­ло в ус­ло­ви­ях про­ти­во­стоя­ния двух про­ти­во­по­лож­ных фи­лос. то­чек зре­ния – ме­ха­ни­циз­ма и ви­та­лиз­ма. Пред­ста­ви­те­ли ме­ха­ни­циз­ма от­вер­га­ли лю­бую по­пыт­ку про­ти­во­пос­тав­ле­ния жи­во­го и не­жи­во­го, на­стаи­вая на том, что Ж. пол­но­стью объ­яс­ни­ма на ос­но­ве тех же за­ко­нов, с по­мо­щью ко­то­рых объ­яс­ня­ют­ся и все «не­жи­вые» яв­ле­ния при­ро­ды. Мож­но вы­де­лить сле­дую­щие вер­сии ме­ха­ни­циз­ма, сло­жив­шие­ся к нач. 20 в.: 1) клас­сич. ме­ха­ни­цизм, со­глас­но ко­то­ро­му все яв­ле­ния при­ро­ды, в т. ч. и жи­вой при­ро­ды, на­уч­но объ­яс­ни­мы на ос­но­ве за­ко­нов ме­ха­ни­ки И. Нью­то­на, про­су­ще­ст­во­вал с на­ча­ла эпо­хи Про­све­ще­ния вплоть до кон. 19 в., од­на­ко с фор­ми­ро­ва­ни­ем тео­рии от­но­си­тель­но­сти и кван­то­вой ме­ха­ни­ки пол­но­стью со­шёл на нет; 2) фи­зи­ка­лизм, сто­рон­ни­ки ко­то­ро­го счи­та­ли, что имен­но фи­зи­ка яв­ля­ет­ся тео­ре­тич. ос­но­вой всех (по край­ней ме­ре ес­те­ст­вен­ных) на­ук и, сле­до­ва­тель­но, Ж. в ко­неч­ном счё­те пол­но­стью объ­яс­ни­ма на ос­но­ве за­ко­нов фи­зи­ки (в бо­лее мяг­ком ва­ри­ан­те – «за­ко­нов фи­зи­ки и хи­мии»). Эту по­зи­цию, чёт­ко сфор­му­ли­ро­ван­ную в сер. 19 в. Л. Бюх­не­ром, про­дол­жа­ли обос­но­вы­вать и в сер. 20 в. (ха­рак­тер­но ут­вер­жде­ние Б. Рас­се­ла о том, что «всё в по­ве­де­нии жи­вой ма­те­рии мо­жет тео­ре­ти­че­ски быть объ­яс­не­но в тер­ми­нах фи­зи­ки и хи­мии» – Б. Рас­сел. Че­ло­ве­че­ское по­зна­ние. Его сфе­ра и гра­ни­цы. М.; К., 2001. С. 48); 3) кау­за­лизм (от лат. саusa – при­чи­на), со­глас­но ко­то­ро­му все яв­ле­ния жи­вой (как и не­жи­вой) при­ро­ды стро­го при­чин­но обу­слов­ле­ны, так что объ­яс­не­ние их не ну­ж­да­ет­ся в при­вле­че­нии та­ких те­лео­ло­гич. по­ня­тий, как «цель», «смысл», «зна­че­ние» и т. п.

Ви­та­лизм фор­ми­ро­вал­ся как пря­мая ан­ти­те­за ме­ха­ни­циз­му, и его пред­ста­ви­те­ли на­стаи­ва­ли на ка­чест­вен­ном от­ли­чии жи­во­го от не­жи­во­го, су­ще­ст­во­ва­нии спе­ци­фи­че­ских био­ло­гич. за­ко­но­мер­но­стей, не сво­ди­мых к за­ко­нам ме­ха­ни­ки (фи­зи­ки, хи­мии), а глав­ное – на­ли­чии в жи­вых сис­те­мах осо­бых сил и фак­то­ров, при­даю­щих жи­вым ор­га­низ­мам их це­ло­ст­ность и це­ле­со­об­раз­ность, осо­бо­го ро­да упо­ря­до­чен­ность и спо­соб­ность стре­мить­ся к оп­ре­де­лён­ным це­лям. Кор­ни ви­та­лиз­ма ухо­дят в клас­сич. древ­ность и свя­зы­ва­ют­ся обыч­но с фи­ло­со­фи­ей Ари­сто­те­ля, ко­то­рый по­ни­мал Ж. как про­цес­сы пи­та­ния, рос­та и ста­ре­ния, обу­слов­лен­ные це­ле­вой при­чи­ной – эн­те­ле­хи­ей. Ви­та­лизм 17–18 вв., ис­хо­див­ший из то­го, что имен­но ду­ша как не­ма­те­ри­аль­ное на­ча­ло управ­ля­ет те­лом и не до­пус­ка­ет его рас­па­да (нем. ес­тест­во­ис­пы­та­тель Г. Шталь, 1660–1734), пред­став­лен нес­коль­ки­ми ва­ри­ан­та­ми уче­ний о разл. жиз­нен­ных си­лах и сущ­но­стях, управ­ляю­щих все­ми жиз­нен­ны­ми про­цес­са­ми (К. Ф. Вольф, И. Ф. Блу­мен­бах и др.).

Под влия­ни­ем ус­пе­хов фи­зи­ки и хи­мии в 19 в. ме­ха­ни­цизм стал вы­тес­нять ви­та­лизм из сфе­ры био­ло­гич. по­зна­ния. Мне­ние, что ор­га­нич. ве­ще­ст­ва мо­гут воз­ни­кать толь­ко с по­мо­щью «жиз­нен­ной си­лы», бы­ло оп­ро­верг­ну­то син­те­зом мо­че­ви­ны в 1828 (Ф. Вё­лер). Пред­став­ле­ние о том, что раз­ло­же­ние са­ха­ров (при бро­же­нии или ды­ха­нии) – осо­бая пре­ро­га­ти­ва жи­вых кле­ток, бы­ло раз­ру­ше­но в 1897, ко­гда из дрож­же­вых кле­ток был по­лу­чен бес­кле­точ­ный фер­мент­ный экс­тракт, сбра­жи­ваю­щий са­хар (Э. Бух­нер). В 1908 бы­ла экс­пе­ри­мен­таль­но до­ка­за­на спра­вед­ли­вость за­ко­на со­хра­не­ния энер­гии для жи­вых ор­га­низ­мов (М. Руб­нер).

Тем не ме­нее кон. 19 – нач. 20 вв. от­ме­че­ны но­вой вол­ной ан­ти­ме­ха­ни­стич. на­строе­ний и фор­ми­ро­ва­ни­ем но­вых ви­та­ли­стич. кон­цеп­ций. Х. Дриш, опи­ра­ясь на свои экс­пе­ри­мен­ты по раз­де­ле­нию бла­сто­ме­ров мор­ско­го ежа с по­сле­дую­щим по­лу­че­ни­ем взрос­ло­го це­ло­го ор­га­низ­ма из ка­ж­дой час­ти, вы­дви­нул идею су­ще­ст­во­ва­ния спе­ци­аль­но­го не­про­стран­ст­вен­но­го жиз­нен­но­го фак­то­ра (на­зван­но­го им вслед за Ари­сто­те­лем эн­те­ле­хи­ей), це­ле­на­прав­лен­но управ­ляю­ще­го все­ми про­цес­са­ми в жи­вых ор­га­низ­мах. В це­лом по­зи­цию ви­та­лиз­ма, сфор­ми­ро­вав­шую­ся в эти го­ды, мож­но вы­ра­зить сле­дую­щим об­ра­зом: 1) Ж. под­чи­ня­ет­ся всем за­ко­нам фи­зи­ки и хи­мии, но не сво­ди­ма к ним; 2) име­ет­ся аб­со­лют­ное раз­ли­чие ме­ж­ду жи­вым и не­жи­вым: ес­ли всё не­жи­вое под­чи­ня­ет­ся толь­ко за­ко­ну при­чин­но­сти, то жи­вое не сво­дит­ся к это­му; 3) вся­кий ор­га­нич. про­цесс те­лео­ло­ги­чен, т. е. управ­ля­ет­ся им­ма­нент­ной це­ле­со­об­раз­но­стью; 4) при­чи­ной этой те­лео­ло­гич­но­сти яв­ля­ет­ся на­ли­чие в жи­вых ор­га­низ­мах фак­то­ров ли­бо пси­хо­ид­ной, ли­бо ме­та­фи­зич. при­ро­ды.

Био­ло­ги нач. 20 в. в зна­чит. сво­ей час­ти ос­та­ва­лись на по­зи­ци­ях ме­ха­ни­циз­ма. Да­же по­сле­дую­щие дос­ти­же­ния ге­не­ти­ки (рас­шиф­ров­ка ге­не­ти­че­ско­го ко­да и др.) и мо­ле­ку­ляр­ной био­ло­гии, как и син­те­ти­че­ская тео­рия эво­лю­ции, объ­е­ди­нив­шая дар­ви­низм и ге­не­ти­ку в сер. 20 в., бы­ли вос­при­ня­ты боль­шин­ст­вом со­вре­мен­ни­ков в су­гу­бо «ме­ха­ни­сти­че­ском» кон­тек­сте.

В нау­ке 1-й пол. 20 в. гос­под­ство­ва­ло по­ни­ма­ние Ж. как про­цес­са ак­тив­но­го и це­ле­со­об­раз­но­го под­дер­жа­ния той спе­ци­фич. ма­те­ри­аль­ной струк­ту­ры, фор­мой про­яв­ле­ния ко­то­рой яв­ля­ет­ся са­ма эта ак­тив­ность. Гл. ме­ха­низ­мом под­дер­жа­ния этой спе­ци­фич. струк­ту­ры счи­тал­ся про­цесс взаи­мо­дей­ст­вия ор­га­низ­мов с ок­ру­жаю­щей их не­ор­га­ни­че­ской сре­дой, а гл. ма­те­ри­аль­ным но­си­те­лем этой спо­соб­но­сти – бе­лок. От­сю­да ши­ро­ко рас­про­стра­нён­ное сре­ди био­ло­гов кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. мне­ние, что Ж. есть спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния бел­ко­вых тел. Од­на­ко в про­цес­се раз­ви­тия био­хи­мии вы­яс­ни­лось, что бел­ки – это по­ли­ме­ры (по­ли­пеп­ти­ды), со­стоя­щие из 20 разл. ами­но­кис­лот, и при этом в са­мих по­ли­пеп­ти­дах не об­на­ру­жи­ва­лось ни­ка­ких спе­ци­фич. био­ло­гич. свойств. Сущ­ность Ж. ста­ли ис­кать в осо­бой «фи­зи­ке жи­во­го», био­фи­зи­ке.

Наи­бо­лее пер­спек­тив­ным в 1-й тре­ти 20 в. ка­за­лось вы­яв­ле­ние осо­бой тер­мо­ди­на­ми­ки «жи­во­го ве­ще­ст­ва», ха­рак­те­ри­зую­щей­ся тем, что про­цес­сы раз­ви­тия и эво­лю­ции в жи­вой при­ро­де идут не в сто­ро­ну рос­та эн­тро­пии, а в сто­ро­ну по­вы­ше­ния уров­ня ор­га­ни­зо­ван­но­сти и упо­ря­до­чен­но­сти. Та­кой под­ход был раз­вит, в ча­ст­но­сти, рос. учё­ным Э. С. Бау­эром в ра­бо­тах 1920–30-х гг. «Все и толь­ко жи­вые сис­те­мы ни­ко­гда не бы­ва­ют в рав­но­ве­сии и ис­пол­ня­ют за счёт сво­ей сво­бод­ной энер­гии по­сто­ян­но ра­бо­ту про­тив рав­но­ве­сия, тре­буе­мо­го за­ко­на­ми фи­зи­ки и хи­мии при су­ще­ст­вую­щих внеш­них ус­ло­ви­ях» (Э. С. Бауэр. Тео­ре­ти­че­ская био­ло­гия. СПб., 2002. С. 43). Из это­го прин­ци­па ус­той­чи­во­го не­рав­но­ве­сия Бау­эр вы­во­дил все свой­ст­ва жи­вых ор­га­низ­мов – об­мен ве­ществ, ас­си­ми­ля­цию и дис­си­ми­ля­цию, раз­дра­жи­мость, рост кле­ток и их ста­ре­ние и др. Эта ли­ния тер­мо­ди­на­мич. трак­тов­ки Ж. бы­ла впо­след­ст­вии про­дол­же­на австр. био­ло­гом Л. фон Бер­та­лан­фи (1901–1972), Э. Шрё­дин­ге­ром, И. Р. При­го­жи­ным и др. и яв­ля­ет­ся стерж­не­вой в це­лом ря­де совр. кон­цеп­ций са­мо­ор­га­ни­за­ции ма­те­ри­аль­ных сис­тем и про­ис­хо­ж­де­ния жиз­ни.

Од­на­ко по ме­ре осоз­на­ния фун­дам. зна­чи­мо­сти ге­не­тич. струк­тур во всех про­цес­сах жиз­не­дея­тель­но­сти учё­ные всё ча­ще ста­ли при­хо­дить к мыс­ли, что гл. про­цесс, ха­рак­те­ри­зую­щий Ж., есть не столь­ко об­мен ве­ществ, сколь­ко спо­соб­ность всех жи­вых сис­тем к са­мо­вос­про­из­ве­де­нию, по­сред­ст­вом ко­то­ро­го жизнь со­хра­ня­ет­ся имен­но в сме­не (по­тен­ци­аль­но бес­ко­неч­ной) по­ко­ле­ний. Г. Дж. Мёл­лер в ра­бо­те «Ген как ос­но­ва жиз­ни» (1926) развил идею о том, что бла­го­да­ря уни­каль­ной спо­соб­но­сти ге­нов к са­мо­ко­пи­ро­ва­нию и со­хра­не­нию сво­ей спе­ци­фич. струк­ту­ры да­же в слу­чае из­ме­не­ния (му­ти­ро­ва­ния) са­мой струк­ту­ры имен­но они пре­ж­де все­го долж­ны рас­смат­ри­вать­ся в ка­че­ст­ве ма­те­ри­аль­ной ос­но­вы жиз­ни и её эво­лю­ции пу­тём ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра. Мысль о том, что са­мо­вос­про­из­ве­де­ние (са­мо­ко­пи­ро­ва­ние, са­мо­ре­п­ли­ка­ция) есть осн. свой­ст­во жи­во­го, ста­ла од­ной из оп­ре­де­ляю­щих в био­ло­гии 2-й пол. 20 в. Ко­гда в 1944 вы­яс­ни­лось, что ге­ны с хи­мич. точ­ки зре­ния – это не бел­ки, а пред­ста­ви­те­ли др. клас­са био­по­ли­ме­ров – нук­леи­но­вых ки­слот (гл. обр., де­зок­си­ри­бо­нук­леи­но­вых ки­слот, ДНК), поя­вил­ся со­блазн оп­ре­де­лить Ж. как фор­му су­ще­ст­во­ва­ния де­зок­си­ри­бо­нук­леи­но­вых ки­слот. Од­на­ко к это­му вре­ме­ни уже выяснилось, что Ж. не мо­жет быть свой­ст­вом к.-л. тел или ве­ществ са­мих по се­бе, она мо­жет быть толь­ко свой­ст­вом сис­тем взаи­мо­дей­ст­вий ме­ж­ду разл. ве­ще­ст­ва­ми или те­ла­ми (а так­же объ­е­ди­няю­щих их сил и по­лей), об­ра­зую­щих осо­бо­го ро­да це­ло­ст­ные струк­тур­ные об­ра­зо­ва­ния, ин­ди­ви­ду­аль­но­сти.

С по­яв­ле­ни­ем в 1948 «Ки­бер­не­ти­ки» Н. Ви­не­ра од­ной из глав­ных в по­ни­ма­нии сущ­но­сти Ж. ста­ла идея со­хра­няю­ще­гося са­мо­управ­ле­ния. То, что жи­вые ор­га­низ­мы спо­соб­ны ав­то­ма­ти­че­ски под­дер­жи­вать важ­ней­шие па­ра­мет­ры сво­его функ­цио­ни­ро­ва­ния в гра­ни­цах ра­бо­чей нор­мы в дос­та­точ­но ши­ро­ких пре­де­лах из­ме­не­ний ок­ру­жаю­щих ус­ло­вий (го­мео­стаз), бы­ло из­вест­но дав­но; на это яв­ле­ние как, воз­мож­но, гл. ха­рак­те­ри­сти­ки Ж. об­ра­тил вни­ма­ние в 19 в. уже К. Бер­нар. С появлением ки­бер­не­ти­ки при­шло осо­з­на­ние ре­шаю­щей ро­ли спец. про­грамм управ­ле­ния, и Ж. всё ча­ще ста­ли оп­ре­де­лять че­рез по­ня­тие ин­фор­ма­ции. Про­цесс управ­ле­ния вклю­ча­ет так­же «цель» управ­ле­ния и «сред­ст­ва» (ме­ха­низ­мы) её дос­ти­же­ния, так что в со­став фун­дам. прин­ци­пов ис­тол­ко­ва­ния Ж. бы­ли воз­вра­ще­ны та­кие те­лео­ло­гич. по­ня­тия, как «цель», «це­ле­на­прав­лен­ность», «це­ле­со­об­раз­ность» и др., ста­ра­тель­но из­го­няв­шие­ся из био­ло­гии на про­тя­же­нии не­сколь­ких ве­ков.

Эти по­то­ки идей, иду­щие из трёх раз­ных об­лас­тей ис­сле­до­ва­ния жи­во­го (био­хи­мия, ге­не­ти­ка и ки­бер­не­ти­ка), бы­ли объ­е­ди­не­ны и до­пол­не­ны иде­ей се­мио­ти­че­ской при­ро­ды Ж. в рам­ках мо­ле­ку­ляр­ной био­ло­гии, стре­ми­тель­но сфор­ми­ро­вав­шей­ся по­сле от­кры­тия струк­ту­ры ДНК в 1953 (Дж. Д. Уот­сон, Ф. Крик). ДНК бы­ла по­ня­та не про­сто как хи­мич. те­ло и ве­ще­ст­во на­след­ст­вен­но­сти, а од­но­вре­мен­но с этим и как но­си­тель ко­да на­следств. ин­фор­ма­ции, как сво­его ро­да «текст», в со­дер­жа­нии ко­то­ро­го за­пи­са­на про­грам­ма фор­ми­ро­ва­ния всех важ­ней­ших функ­цио­наль­ных еди­ниц жи­вой клет­ки, в т. ч. и про­грам­ма соб­ств. са­мо­вос­про­из­ве­де­ния (са­мо­ко­пи­ро­ва­ния, ре­п­ли­ка­ции). Ж. ста­ла по­ни­мать­ся и как «се­мио­ти­че­ское» (зна­ко­вое) об­ра­зо­ва­ние, как «текст».

В си­лу то­го, что на­след­ст­вен­ность пред­став­ля­ет со­бой со­об­ще­ние, за­пи­сан­ное в ДНК с ис­поль­зо­ва­ни­ем хи­мич. язы­ка, по­ня­тия, за­им­ст­во­ван­ные из лин­гвис­ти­ки, ста­ли ши­ро­ко ис­поль­зо­вать­ся в мо­ле­ку­ляр­ной ге­не­ти­ке. Как под­чёр­ки­ва­ет Ф. Крик, все по­пыт­ки объ­яс­нить осо­бен­но­сти ге­не­тич. ко­да чис­то хи­мич. при­чи­на­ми ока­за­лись без­ус­пеш­ны­ми. «Свя­зать струк­ту­ру три­пле­тов ДНК с оп­ре­де­лён­ны­ми ами­но­кис­ло­та­ми, ис­хо­дя из фи­зи­ко-хи­ми­че­ских свойств три­пле­тов и ами­но­кис­лот, не­воз­мож­но, ибо этой свя­зи нет. Связь эта сим­во­ли­че­ская. Ни фи­зи­ко­хи­мия во­об­ще, ни энер­ге­ти­ка в ча­ст­но­сти, не оп­ре­де­ля­ют жи­вое... Оп­ре­де­ляю­щи­ми яв­ля­ют­ся смы­сло­вые со­став­ляю­щие, не фи­зи­ко-хи­ми­че­ская при­чин­ность, а смы­сло­вые сиг­на­лы… Об­щая тео­рия био­ло­гии долж­на быть се­ман­ти­че­ской, а не фи­зи­ко-хи­ми­че­ской» (В. П. Щер­ба­ков. Эво­лю­ция как со­про­тив­ле­ние эн­тро­пии. Ч. 1. Ме­ха­низ­мы ви­до­во­го го­мео­ста­за // Жур­нал об­щей био­ло­гии. 2005. № 3. С. 206). Весь ар­се­нал гу­ма­ни­тар­ных по­ня­тий при­хо­дит­ся за­дей­ст­во­вать для по­ни­ма­ния Ж. уже на са­мом ис­ход­ном уров­не про­те­ка­ния жиз­нен­ных про­цес­сов. В све­те дан­ных нау­ки на нач. 21 в. Ж., жи­вое – это, без­ус­лов­но, ма­те­ри­аль­ная сис­те­ма, под­чи­няю­щая­ся всем из­вест­ным за­ко­нам фи­зи­ки и хи­мии, но од­но­вре­мен­но об­ла­даю­щая внут­рен­не при­су­щи­ми ей свой­ст­ва­ми ос­мыс­лен­но­сти и це­ле­на­прав­лен­но­сти. Т. о. раз­ви­тие как био­ло­гии, так и фи­ло­со­фии и ме­то­до­ло­гии нау­ки 20 в. сде­ла­ло оче­вид­ной лож­ность са­мой ди­хо­то­мии «ме­ха­ни­цизм – ви­та­лизм». По сло­вам Н. Ви­не­ра, «весь спор ме­ж­ду ме­ха­ни­ци­ста­ми и ви­та­ли­ста­ми мож­но от­ло­жить в ар­хив пло­хо сфор­му­ли­ро­ван­ных во­про­сов» (Н. Ви­нер. Ки­бер­не­ти­ка или уп­рав­ле­ние и связь в жи­вот­ном и ма­ши­не. М., 1983. С. 63).

Все рас­смот­рен­ные вы­ше по­пыт­ки оп­ре­де­ле­ния Ж. ис­хо­ди­ли из то­го, что гл. осо­бен­ность Ж. со­сре­до­то­че­на в от­дель­но взя­тых жи­вых ор­га­низ­мах, в ин­ди­ви­ду­аль­но­стях. Од­на­ко эта пред­по­сыл­ка от­нюдь не оче­вид­на. Так, В. И. Вер­над­ский в ста­тье «Об ус­ло­ви­ях по­яв­ле­ния жиз­ни на Зем­ле» (1931) вы­дви­нул со­вер­шен­но но­вый под­ход к по­ни­ма­нию Ж. как из­на­чаль­но­го свой­ст­ва био­сфе­ры в це­лом. С этой точ­ки зре­ния Ж. древ­нее от­дель­но взя­тых жи­вых ор­га­низ­мов, по­это­му, по сло­вам амер. био­фи­зи­ка Г. Пат­ти, «цен­траль­ный во­прос про­ис­хо­ж­де­ния жиз­ни – это не во­прос о том, что воз­ник­ло рань­ше, ДНК или бе­лок, а во­прос о том, ка­ко­ва про­стей­шая эко­си­сте­ма» (На пу­ти к тео­ре­ти­че­ской био­ло­гии. М., 1970. С. 178). Этот под­ход к по­ни­ма­нию при­ро­ды Ж. ак­тив­но раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся не­ко­то­ры­ми эко­ло­га­ми, мик­ро­био­ло­га­ми и гео­хи­ми­ка­ми, осо­бен­но в свя­зи с про­бле­мой про­ис­хо­ж­де­ния жиз­ни.

Для боль­шин­ст­ва совр. учё­ных Ж. на Зем­ле на­чи­на­ет­ся то­гда, ко­гда воз­ни­ка­ет от­кры­тая, т. е. не­пре­рыв­но об­ме­ни­ваю­щая­ся со сре­дой ве­ще­ст­вом, энер­ги­ей и ин­фор­ма­ци­ей, сис­те­ма взаи­мо­дей­ст­вую­щих по­ли­ме­ров, спо­соб­ная к ав­то­ре­гу­ля­ции, са­мо­вос­про­из­ве­де­нию, раз­ви­тию и эво­лю­ции. Имен­но са­мо­вос­про­из­ве­де­ние, са­мо­ре­ду­п­ли­ка­ция, точ­нее – ко­ва­ри­ант­ная (т. е. иду­щая с ва­риа­ция­ми) ре­ду­п­ли­ка­ция рас­смат­ри­ва­ет­ся как то глав­ное, что кон­сти­туи­ру­ет ма­те­ри­аль­ную сис­те­му как жи­вую. Это свой­ст­во ле­жит в ос­но­ве ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра (из ва­ри­ан­тов), что и при­во­дит к из­ме­не­нию строе­ния и со­ста­ва ис­ход­ных по­пу­ля­ций, вы­ра­бот­ке при­спо­соб­ле­ний, эво­лю­ции, рос­ту слож­но­сти и раз­но­об­ра­зия, об­ра­зо­ва­нию ие­рар­хич. сис­те­мы так­со­нов, ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции, ак­тив­но­сти, ав­то­ном­но­сти, це­ле­на­прав­лен­но­сти жи­вых сис­тем. А на вер­ши­не это­го про­цес­са – рост мен­таль­но­сти (на ба­зе про­грес­си­рую­щей це­фа­ли­за­ции) и, со­от­вет­ст­вен­но, – ак­тив­ной пре­об­ра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, под­го­то­вив­ших по­яв­ле­ние че­ло­ве­ка и че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ст­ва как ис­ход­но­го пунк­та но­во­го – куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го – эта­па Ж. на Зем­ле. См. так­же Про­ис­хо­ж­де­ние жиз­ни.

Лит.: Шре­дин­гер Э. Что та­кое жизнь? С точ­ки зре­ния фи­зи­ки. М., 1972; Эй­ген М., Винк­лер Р. Иг­ра жиз­ни. М., 1979; Фол­сом К. Про­ис­хо­ж­де­ние жиз­ни. Ма­лень­кий те­п­лый во­до­ем. М., 1982; The Book of life / Ed. by S. J. Gould. N. Y.; L., 1993; Ичас М. О при­ро­де жи­во­го: ме­ха­низ­мы и смысл. М., 1994; Fortey R. Life. L., 1998; Dyson F. J. Origin of life. 2nd ed. Camb., 1999; Smith J. M., Sza­thmáry E. The origin of life. Oxf., 1999; Ко­ро­го­дин В. И., Ко­ро­го­ди­на В. Л. Ин­фор­ма­ция как ос­но­ва жиз­ни. Дуб­на, 2000; Margulis L., Sagan D. What is life? 2nd ed. Berk., 2000; Ар­манд А. Д. Экс­пе­ри­мент «Гея». Про­бле­ма жи­вой Зем­ли. М., 2001; Га­ли­мов Э. М. Фе­но­мен жиз­ни. Ме­ж­ду рав­но­ве­си­ем и не­ли­ней­но­стью. Про­ис­хо­ж­де­ние и прин­ци­пы эво­лю­ции. М., 2001; Хай­лов К. М. Что та­кое жизнь на Зем­ле? Од., 2001; Duve C. de. Life evolving: molecules, mind, and meaning. Oxf., 2002; Крик Ф. Жизнь как она есть: ее за­ро­ж­де­ние и сущ­ность. М., 2002; Fundamentals of life / Ed. by G. Palyi a. o. P. a. o., 2002; Гла­ды­шев Г. П. Суп­ра­мо­ле­ку­ляр­ная тер­мо­ди­на­ми­ка – ключ к осоз­на­нию яв­ле­ния жиз­ни. Что та­кое жизнь с точ­ки зре­ния фи­зи­ко-хи­ми­ка. Ижевск, 2003; Кап­ра Ф. Пау­ти­на жиз­ни. Но­вое на­уч­ное по­ни­ма­ние жи­вых сис­тем. К.; М., 2003; Шел­д­рейк Р. Но­вая нау­ка о жиз­ни. М., 2005; Бор­зен­ков В. Г. Био­фи­ло­со­фия се­го­дня. М., 2006.

 

 



Условия использования материалов

Поиск
Copyright MyCorp © 2019